- Преподавателю
- История
- Статья Педагогические технологии по формированию коммуникативной компетенции на уроке истории
Статья Педагогические технологии по формированию коммуникативной компетенции на уроке истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чирова Л.Ф. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогические технологии по формированию коммуникативной компетентности на уроках истории
Формирование коммуникативной компетентности- один из важнейших шагов по повышению эффективности урока. Этот вопрос проблемный и непростой.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяет большое внимание развитию умений уч-ся в рамках подготовки к различным экзаменам в форме письменного тестирования и неоправданно мало отводят уч-ля на развитие устной речи своих воспитанников. У нас нет единого требования к устным ответам, часты односложные ответы.
Формирование коммуникативной компетентности- правительственная стратегия в образовании. Что же это такое? В чём его суть?
а) открытый заказ времени;
б) невысокая эффективность образования
в) учить стало труднее, а детям неинтересно
Невидно результата вне школы. Трудно выпускнику, особенно середнячку, который так и не научился в школе вести разговор, отстаивать свою позицию.
Коммуникативная компетентность- умение в нужной обстановке, в определённом коллективе применять полученные знания. А это осознанное управление своей деятельностью.
Учителя отмечают, что у многих уч-ся отсутствуют определённые умения в области коммуникации. К ним относятся:
-
Беднота выразительных средств речевого высказывания
-
Нехватка словарного запаса
-
Отсутствие умения выразить мысль своими словами
-
Неумение слушать одноклассника
-
Отсутствие потребности считаться с мнением др .людей
Всё это свидетельствует о низкой коммуникативной компетентности уч-ся. И кто, как ни школа, ни учитель должен помочь ученику овладеть выше перечисленными умениями.
Чтобы активизировать уч-ся во время урока, чтобы добиться желаемого результата- необходимо сократить до минимума роль учителя, дать возможность уч-ся добывать знания, т.е. необходима коммуникативная тренировка.
Самой приоритетной формой работы на уроке ребята считают групповую9 проводилось анкетирование). Именно в группе развивается сотрудничество, умение работать в команде, появляется социальная ответственность, что является основой для формирования коммуникативной компетентности.
В группе( работают 15-20 мин.) назначаются
-
Эксперт- ставить оценки
-
Аудитор- записывает главные мысли
-
Оратор- озвучивает наработанный материал
Группы могут быть постоянными, а могут меняться; должности в группе назначают сами уч-ся.
Развивает коммуникативную компетентность и работа в парах («учитель»- ученик).
Вопросы «учитель» ученику готовит заранее, В данном случае формируется чувство ответственности, отсутствует страх(ведь «учитель»-его сосед по парте).
Нередко при изучении определённых тем я использую метод ретроальтернативы. Вопрос известен заранее.
Например:
-
Как бы сложилась судьба нашего гос-ва, если бы Русь не приняла христианство?
-
Что было бы, если бы декабристы свергли Николая I?
Часто для активизации работы на уроке, для вовлечения в работу всех уч-ся, использую индивидуальные дифференцированные задания
-
Составь пары из слов
Хлодвиг святая Софья
Карл Великий суассонская чаша
Юстиниан битва при Пуатье
Муаммед Медина
-
Исправь ошибки (даётся текст с ошибками)
-
Составь сравнительную таблицу по тексту, имея вопросы
-
Аукцион имён ( Ребята должны определить, какое событие связано с тем или иным именем.
Для эффективности урока часто проводим игру «молчанка», особенно это удаётся в младших классах. Дети дома на карточку записывают яркими цифрами, буквами имя, понятие, либо дату. А в начале следующего урока 5-7 мин. Молча, показывая только карточки , «отвечают» на вопрос либо учителя, либо ученика9 последнее нравится больше)
Для накопления оценок, развития словарного запаса составляем кроссворды, по ключевым словам составляем рассказы (эта работа может быть и групповой).
Составление рассказа по иллюстрации, составление кластера также эффективные приёмы для развития речи и памяти.
В классах СКК составляем на каждом уроке опорный конспект(выбираем главные, ключевые слова), которым дети пользуются при ответе, За урок может быть составлено ни один конспект. Результат такой работы- дети свободно ведут рассказ.
Как сделать, чтобы ученик не разочаровался в учебной деятельности, как сделать, чтобы предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени оставался режиссёром?
Уместно высказывание Конфуция
«Скажи мне- и я забуду,
Покажи мне- и я запомню
Дай мне действовать самому-
И я научусь»
Современные педагогические технологии позволяют нам, педагогам, решать эту проблему, начиная с начальной школы.