Конспект по истории на тему Религия древнего Египта (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Рахматуллина Тансылу Анисовна

Предмет: История Древнего мира

Класс, профиль: 5 класс.

Тема урока: Религия древних египтян

Педагогические цели

Способствовать формированию понятия «религия», развитию умения выделять характерные черты религии Древних египтян; показать причину появления веры египтян в богов; показать связь веры в богов с занятиями египтян; дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты

Учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказывать собственное мнение о религии египтян, сравнить древнеегипетский храм и наш, сравнить их религию и современные религии; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с нем взаимопонимания

Метапредметные результаты

Учащиеся смогут описывать древнеегипетский храм, сформулировать аргументы по проблеме, высказывать собственное мнение; владение умением работать с учебной информацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Верование; религия; храм; статуя; жрецы; совершение священных обрядов; Боги; Ра( Амон-Ра); Богиня неба Нут; Бог Земли Геб; Покровительница женщин Бастет; миф; Осирис; царство мертвых; богиня правды Маат; мумия; саркофаг; гробница; фараон;

Образовательные ресурсы

Базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.






Ход урока:

Здравствуйте ребята, пожалуйста садитесь! Меня зовут Тансылу Анисовна и сегодня я буду у вас вести урок.

I. Повторение изученного материала

Кроссворд

Давайте для начала повторим тему прошлого урока - «Военные походы фараонов» Ребята, на слайде вы видите кроссворд. Решив этот кроссворд мы вспомним основные определения прошлого урока и сможем узнать тему сегодняшнего урока.

1.Сплав меди и олова ( Бронза)

2. Двухколёсная открытая сзади повозка, запряжённая парой лошадей, в которой помещалось два или более воинов ( Колесница)

3.Длинная палка, за которое два коня везли колесницу (Дышло)

4.Короткие копья египтян (дротики)

5.Страна, расположенная у реки Нил (Египет)

6.Страна, расположенная к Западу от Египта (Ливия)

7.Страна, расположенная к Югу от Египта ( Нубия)

____ Ребят, какое ключевое слово у нас получилось?

А что такое религия?

А как вы думаете, была ли какая-нибудь религия у древних египтян?

Исходя из моих вопросов, какой будет тема нашего урока? Сегодняшняя тема урока «Религия древних египтян»

II. Новая тема.

Как вы думаете ребята: во что верили египтяне? Что бы вы хотели узнать и религии древних египтян?
___ Хорошо, давайте вместе узнаем как появилась религия египтян и в каких богов они верили

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Прочитайте п.1

Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 2

Храмы - это жилища богов

Слайд 3

Жрецы - это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон - Ра - бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие .Ребята, а что влияют на рост злаков и других полезных растений (солнечный свет и тепло). И именно поэтому бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнце может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

- Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Хорошо спасибо. Так как же звали главного бога Египтян? Давайте это запишем в тетради
Амон-Ра - Бог солнца

Какое явление природы отражает миф на нашем учебнике?

Слайд 5

Б) Геб - бог Земли

В) Нут - богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот - бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет - богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида - смена времен года.

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь - худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса - Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса - богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына - бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор - покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

3) «Царство мертвых»

Слайд 17

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Слайд 18

Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?

Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

Слайд 19, 20

- Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца - царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.

Слайд 21


  1. Закрепление.

Ребята, на слайде вы видите текст с пропущенными буквами. Все эти слова сегодня на уроке прозвучали. Давайте заполним пустые места, а полученные термины с понятиями запишем в тетради

Если успеем, термины запишем в тетрадь

  1. Домашнее задание

Прочитать §10, ответить на вопросы

Нарисовать в тетради одного из египетских богов

  1. Оценки


© 2010-2022