Сценарий внеклассного мероприятия по теме Экстремизм и Терроризм - беда XXI в

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Экстремизм и Терроризм -

беда XXI в.»

Цель: способствовать формированию негативного отношения к таким явлениям как экстремизм и терроризм.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятием «экстремистская деятельность»;

- сформировать убежденность обучающихся в необходимости уважительного отношения к людям различных национальностей и религиозных конфессий;

- воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму;

- способствовать развитию умения обучающихся анализировать события, делать выводы, убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

Оборудование: медиа-проектор, презентация, видео-ролики, анкеты.

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: конференция

Ход

I. Вступительное слово: В настоящее время в нашей стране одним из самых острых и неоднозначных вопросов, касающихся проблем гражданского участия, является проблема различий между гражданской деятельностью и экстремистской деятельностью, соотношение протестных действий и экстремизма. Конституция РФ гарантирует право на политическую деятельность, однако данные действия зачастую угрожают основам конституционного строя страны. Где проходит граница между отстаиванием законных интересов граждан через политическое действие и экстремистской деятельностью, опасным правонарушением? Из СМИ нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в которое человек может получить чуть ли не все блага мира кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав которую, мы сможем избавить от всех проблем. Но так ли это на самом деле? И в первую очередь на уловки вербовщиков попадаются молодые люди.

И вот сегодня, чтобы помочь Вам понять где правда, а где ложь, мы собрались в этом зале. На нашей встрече присутствуют ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Проведение беседы:

  1. Как Вы думаете, а экстремизм в наше время - это действительно актуальная проблема?( Да, потому что экстремистская деятельность приводит к беспорядкам, террористическим актам, человеческим жертвам)

По подсчетам создателей «Глобального индекса террористической активности» Россия входит в десятку стран, наиболее страдающую от терактов. Ближайшие соседи по индексу - Ирак, Пакистан, Афганистан, Индия, Йемен, Сомали, Нигерия, Таиланд и Филиппины.

2000 г. - 10 терактов: Волгоград, Москва, Кавказский регион.

2001 г. - 7 терактов: Кавказ, в Москве на станции метро «Белорусская-кольцевая», Астрахань.

2002 г. - 6 терактов: Кавказ, Москва, захват театра на Дубровке.

2003 г. - 11 терактов: Кавказ, Москва - взрыв на рок фестивале «Крылья, Краснодар, подрыв поездов в Ставропольском крае.

2004 г. - 8 терактов, один из которых захват школы в Беслане.

2005 г. - 4 теракта: Кавказ, Москва.

2006 г.- 2 теракта: Кавказ, Москва.

2007 г. - 7 терактов: Кавказ, Санкт-Петербург, Ставропольский край.

2008 г. - 3 теракта: Кавказ, Сочи.

2009 г. - 3 теракта: Кавказ, Санкт-Петербург.

2010 г. - 25 терактов: Санкт-Петербург, Кавказ, Москва, Ставрополь, Пятигорск, Владикавказ.

2011 г. - 12 терактов: Кавказ, Москва.Волгоград, Комсомольск-на-Амуре.

2012 г. - 6 терактов: Кавказ.

2013 г. - 10 терактов: 3 в Волгограде, Кавказ.

2014 г. - 4 теракта: Кавказ.

2015 г. - 2 теракта: Кавказ, катастрофа А-321.

2016 г. - 11 апреля - нападение на здание ОВД в селе Новоселицкое (Ставропольский край); один из нападавших подорвался, двое других были убиты силами МВД, других пострадавших не было.

Терроризм в России не угасает, а, наоборот, набирает силу. Кто совершает все эти, на первый взгляд, бессмысленные преступления? Почему эти злодеяния совершаются так часто? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить террористические акты в будущем? Это те вопросы, ответы на которые мы должны знать.

Но, к сожалению не все молодые люди знают, что терроризм это зло, что это путь достижения цели различных экстремистских организаций. Поэтому был проведен опрос среди студентов ТТТ, с целью проанализировать степень информированности о данных понятиях среди молодежи. Результаты получились следующие.

2) Сообщение «Анализ анкеты-опросника «Профилактика развития экстремистских настроений».

На вопрос «Ксенофобия - это …» только 64% респондентов ответили, что это нетерпимость к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания. 23% ответили, что это боязнь потерять свою национальную культуру, 13% - и вовсе затруднились ответить на данный вопрос.

Еще одно важное понятие при обсуждении экстремизма - это толерантность. Казалось бы данный термин на слуху, в нашем техникуме постоянно проходят мероприятия, посвященные формированию чувства толерантности, но 6% респондентов затруднились ответить на вопрос «Что такое толерантность?». 94% сказали, что это уважительное отношение к людям другойнациональности, взглядов, вероисповедания и т.д.

Еще один термин, который вызывает много споров среди молодежи это «националист». 48% ответили, что это человек, который считает представителей своей национальности лучше всех других людей. 34% ответили, что это тот кто пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности. И 18% считают человека, который досконально знает свою национальную культуру.

Были и провакационные вопросы. Такие как «поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности?». 27% респондентов ответили - Да, это нужно делать обязательно. 28% - Нет, это неприемлемо ни при каких условиях. 33% ответили, что в некоторых случаях, когда человек выглядит подозрительно. 12% ответили, что им все равно.

На вопрос проявляли ли сами обучающиеся нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства 86% ответили, что Никогда, 14% - затруднились с ответом.

39% лично набюдали случаи унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. 26% - видели такие случаи по телевизовру, 18% - слышали от знакомых. И 17% оказались равнодушными гражданами, которые никогда не обращали внимание на подобные ситуации.

42% опрошенных встречались в нашем городе с нетерпимым отношением к людям другой национальности и вероисповедания. 39% считают, что у нас в городе такого случится не может. Все живут дружно. 13% - сказали, что вообще не хотят думать о таком. 3% ответили, что в нашем городе есть такая проблема и она очень большая. И еще 3% не знают ответа на данный вопрос.

Были вопросы и на определение уровня сформированности чувства толерантности. Так на вопрос «Какие чувства Вы испытываете при виде людей другой национальности?» 57% ответили, что положительные, ведь Россия многонациональная страна. 43% ответили, что им все равно, на этот признак вообще не оращают внимание.

На вопрос «Какие взаимоотношения важны между людьми?» 69% ответили взаимоуважение/толерантность, 29% - денежно-экономические. И 2% - безразличные, отчужденные.

И на вопрос «Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другого вероисповедания» 63% ответили почему бы и нет, 24% нет, это не может произойти у меня в семье. И 13% да, это вполне возможно.

Таким образом, Большинство обучающихся ТТТ терпимо относятся к людям другой национальности и вероисповедания, но мало знакомы с такими понятиями как ксенофобия, национализм, толерантность. Так же анализ ответов показал, что нашим обучающимся приходилось сталкиваться в повседневной жизни с проявлением нетерпимости по национальному, религиозному и имущественному признаку.

3) Сейчас я предлагаю каждому участнику нашего диалога самостоятельно дать определение таким терминам, как «экстремизм, экстремистская деятельность и терроризм».

Пожалуйста, озвучите свои определения.

Видео «Что такое экстремизм?»

Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Экстремистские преступления - это преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы ( по имущественному признаку).

4) Очень часто путают политическую деятельность с экстремистской. Давайте, на примерах определим, какие наши действия будут противоречить закону, а какие нет. Будут ли являться проявлением экстремистской деятельности следующие примеры протестных действий: экологические акции «Гринпис», демонстрации антиглобалистов, несанкционированный митинг протеста, участники которого собираются на площади перед зданием городской администрации и выкрикивают лозунги?

Не секрет, что сегодня все больше и больше молодежи, которая хочет принадлежать к той или иной молодежной группе, сообществу. Может это порыв сердца, а может своеобразная дань моде. Некоторые такие сообщества совершенно безвредны и помогают действительно молодым людям найти свое место в обществе. Другие организации прикрывают красивыми лозунгами свою страшную деятельность.

5) Что такое молодежный экстремизм и как с ним бороться?

6)Какие неформальные объединения подростков вы знаете? Может слышали о каких то эктремистски настроенных молодежных организациях?

7) Почему молодые люди вступают в экстремистские организации? Как научится определять, что человек вас вербует, навязывает свою точку зрения? Как научится говорить НЕТ человеку, если понимаешь, что н хочешь вступать в данную организацию? (выступление психолога)

Проявлением экстремизма могут быть и террористические акты. Сегодня проблема терроризма стала как никогда актуальна. Это уже не разовые акции недовольных существующей политической системой, а широкомасштабная война, глобальная проблема всего человечества.

8) Как же организована борьба с терроризмом в РФ? Какое наказание следует за совершение террористического акта или призыва к его совершению в Уголовном Кодексе Российской Федерации? Правда ли, что сейчас проверяют даже странички в социальных сетях и можно попасть под контроль правоохранительных органов даже за лайки? (выступление представителя власти)

9) Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете назвать? Актуальны ли эти меры сегодня?

10) Чтобы предупредить вступление в экстремистские организации нужно воспитывать толерантность среди молодежи. Что это такое? Как Толерантность должна проявляться в повседневной жизни?

Соц. ролик «Профилактика экстремизма».

Мы живем в многонациональном, многоконфессиональном демократическом государстве. У нас у каждого свои интересы и взгляды на жизнь. И отношения между нами зависят от каждого из нас. Если мы научимся это принимать, поймем, что самой важной ценностью является человеческая жизнь, то такие явления как экстремизм и терроризм будут искоренены.

III. Рефлексия: каждый участник высказывают мнение о мероприятии, что их заинтересовало, поразило и т.д. Проведение анкеты.

IV. Подведение итогов:

Сегодня мы подняли одну из самых актуальных проблем в современном мире - экстремизм и терроризм. Как мы видим от этой заразы XXI в. не застрахован ни один человек. Беда может придти в каждый дом. Мировое сообщество, наше государство в лице правоохранительных органов активно борется с этими явлениями. Но и мы можем внести посильный вклад в эту борьбу, спасти себя и своих близких. Проявлять бдительность и избегать общения с людьми, которые навязывают вам ненависть к людям другой национальности, религии, других политических взглядов.

Наше мероприятие я хочу закончить словами Татьяны Федоровой «Странник».

В небе сияло солнце, землю сушило жаром,
Травы поили воздух черным сонным угаром.
Шел по дороге Странник, пыльный и загорелый,
Думал о смысле жизни, несовершенстве тела…
И оказался Странник в темной еловой чаще.
Встретил он на дороге группу людей кричащих.
Палками и камнями, гневно крича проклятья,
Женщину люди били в ярком богатом платье.
Оправдывая перед Странником жестокость и беспощадность,
Люди сказали хором : «Мы убиваем Жадность».
И, покачав головою, Странник покинул поле.
Много он видел грязи, много страданий, боли.
Вечер сменялся ночью, ночь вытесняло утро.
Дни чередой бежали - секунды, часы, минуты.
Снегом земля покрылась, в поле кружился ветер,
Шел по дороге Странник - вечно один на свете.
Группу людей увидел Странник у черной речки.
Люди в воде топили злобного человечка.
Показывая на человечка, держа его крепко за локоть,
Люди сказали хором: «Имя ему - Жестокость!»
И, покачав головою, Странник ушел по снегу
И по дороге встретил странного человека.
Шел он босой и голый, бил себя длинной палкой.
Был он ужасно тощий, синий, в крови и жалкий.
Страннику так объяснил он, видя во взгляде жалость: «Я в себе убиваю Жестокость, я убиваю Жадность».
Справившись с удивленьем, вновь покачав головою,
Странник ему ответил : «Их надо бить любовью!
Много вещей я видел, много людей я встретил:
Каждый десятый жаден, мстителен каждый третий,
Каждый четвертый развратен и каждый себя погубит.
Я не встречал ни разу того, кто вечно любит».
И тихо махнув рукою, Странник ушел по снегу
Искать по белому свету Любящего Человека

Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены только любовью. И мы громко скажем: «Нет экстремизму! Нет терроризму!»

Лист-опросник

  1. Что такое экстремизм?


  1. Что такое экстремистская деятельность?


  1. Что такое терроризм?

Рефлексия

1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?

1. Знаю

2. Скорее знаю

3. Скорее не знаю

4. Не знаю

5. Затрудняюсь ответить.

2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?

  1. В многонациональности населения, проживающего на территории России

  2. В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей

  3. В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии

  4. В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма

  5. В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения

  6. В кризисе школьного и семейного воспитания

  7. В деформации системы ценностей в современном обществе

  8. Иное__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

  1. Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру

  2. Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма

  3. Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

4. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?

  1. Осуждаю подобные действия

  2. Скорее осуждаю

  3. Одобряю подобные действия

  4. Скорее одобряю

  5. Затрудняюсь ответить.

5. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?

  1. От населения в целом

  2. От правоохранительных органов

  3. От местных (муниципальных) властей

  4. От региональных (областных) властей

  5. От федеральных властей

  6. От меня самого.


© 2010-2022