- Преподавателю
- История
- Разработка урока истории Конституция России
Разработка урока истории Конституция России
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коростелева Г.В. |
Дата | 30.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОткрытыЙ урок НА ТЕМУ:
«Конституция России».
I.Подготовительная часть
Тема урока: Конституция России.
Автор разработки:
Коростелева Г.В.
Урок изучения нового материала в 9 классе. Разработан 21.08.2013 г., посвященный 20-летию Конституции России.
Цель урока: -формирование правовой культуры учащихся.
Задачи: -показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; -развивать умение анализировать статьи Конституции; -высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее; -воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Ожидаемые результаты: - давать характеристику основному закону РФ; - развивать умение анализировать статьи Конституции;
Основные понятия: Конституция, демократическое, федеративное, правовое государство.
План:
-
Подготовительный этап.
-
Вводная часть.
-
Основная часть:
1. Исторический путь России к демократической Конституции.
2. Общая характеристика Основного закона страны.
IV. Заключительная часть.
Оборудование урока: учебник «Обществознание» А.И.Кравченко, тексты Конституции, карточки с заданиями, презентация (приложение 1).
II. Вводная часть.
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Некрасов Н.А.
Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Ребята, скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?
Ответы детей.
Паспорт, свидетельство о рождении. Какую информацию можно извлечь из паспорта.
Ответы детей.
ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение.
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?
Ответы детей.
Конституция.
Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы детей.
Конституция - это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока - Конституция России. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.
А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2)
1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?
2. Каково государственное устройство нашей страны?
3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?
4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?
Принимаются любые ответы детей.
На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.
III. Основная часть (слайд 3)
-
Исторический путь России к демократической Конституции.
-
Общая характеристика Основного закона страны.
1. Рассказ учителя.
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4)
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5)
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II - царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна - новый законодательный орган - Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд 6):
1918 г. - Конституция РСФСР
1924 г. - Конституция СССР
1936 г. - «сталинская» Конституция
1977 г. - «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - первая Конституция демократической России.
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2). (слайд 7)
Преамбула - вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.
2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для 1 группы:
-
Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «федеративное», «правовое государство», «республиканская форма правления»?
-
Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
-
Каково устройство РФ?
-
Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 2 группы.
-
Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
-
Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
-
Как государство гарантирует равенство прав и свобод?
Задание для 3 группы:
-
Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
-
Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
-
С какого возраста мы приобретаем свои права?
-
В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
3. Выступление групп с результатами работы (слайды 8-12)
IV. Заключительная часть:
Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?
Ответы детей
При наличии времени можно провести тестирование. (слайды 13-18)
Тест по теме «Конституция России»
1.Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 193 6 г.
2.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.
3.Конституция - это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование
органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
4.Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
5.Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое; б) общенародное;
в) федеративное; г) союзное;
д) конфедеративное; е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Домашнее задание: §11 , написать синквейн «Конституция».