Древний Египет (обобщающий урок)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОО « Маджалисская Межрайонная Общеобразовательная школа - интернат»

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе

по Истории Древнего мира.

Тема: «Древний Египет».

Учитель - истории : Алибекова Гульнара Эльмирзаевна

Цели и задачи урока:

1) проверить знания учащихся;

2) выявить пробелы в знаниях;

3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;

4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями;

5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра по командам.

Средства обучения:

1) С.В.Колпаков,Н.А.Селунский История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 269 с.

2) Презентация Microsoft PowerPoint.

3) Компьютер и мультимедийный проектор.

4) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.

5) Историческая карта.

Ход урока

1. Организационный момент. (Cлайд 1)

Сообщение целей и задач урока.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта.

А проходить наш урок будет в форме игры

2. Повторение ранее изученного материала.

Конкурсы

(Cлайд 2)

1. Историческая разминка.

2. Историческая математика.

3. Интервью сквозь тысячелетия.

4. Сложные вопросы.

5. Рассказ по картине.

6. Кроссворд.

Конкурс "Историческая разминка"

(слайды 3-18)

Вопросы для первой команды:

1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)

4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

Вопросы для второй команды:

1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)

3. "Царь богов", главный бог. (Ра)

4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)

5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)

Вопросы для третьей команды:

1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?

2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

3. Богиня, жена Осириса. (Исида)

4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конкурс "Историческая математика"

(слайды 19-20)

По одному ученика решают хронологические задачи у доски:

1. Сколько лет назад произошло объединение Египта?

2. Сколько лет пирамиде Хеопса?

3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III?

Конкурс "Интервью сквозь тысячелетия"

(слайды 21-25)

В то время, пока ученики решают хронологические задачи, их товарищи участвуют в конкурсе "Интервью сквозь тысячелетия". Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).

Роли:

1. Крестьянин.

2. Раб.

Представим, что изобретена машина времени. Мы - журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Крестьянина, Раба.

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет - "дар Нила", но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют "живыми убитыми"?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов.

Примечание. В сильном классе задавать вопросы игрокам может не учитель, а учащиеся из соперничающих команд. При этом оцениваются и ответы, и вопросы.

Конкурс "Сложные вопросы"

(слайды 26-29)

Первый вопрос:

1. В одной из древнеегипетских повестей рассказывается следующее: "Однажды крестьянин, нагрузив ослов продуктами, отправился в город. Но когда он проезжал по земле богатого чиновника, тот загородил крестьянину путь, избил его, отнял ослов и продукты. И пришёл этот крестьянин к фараону с жалобой". Как поступил фараон? Почему?

2. В чём достоинства и недостатки наёмной армии?

3. Какие ремёсла существовали в Древнем Египте?

Второй вопрос:

1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: "Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно". Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?

2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?

3. Какие науки развивались в Древнем Египте?

Третий вопрос:

1. В документе сказано: "Подняли люди мятеж против царской власти. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Уничтожены списки, по которым собирали налоги". О каком событии идёт речь? Чем оно закончилось и почему?

2. Чем древнеегипетская школа похожа на современную, а чем отличается от неё?

3. Как были вооружены египетские воины?

Вопрос четвертый:

Предлагаю познакомиться с отрывком из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов

«Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом внутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы нашли и жену фараона. И сорвали с неё также всё…

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы, мы поделили на восемь равных частей»

Вопросы классу:

Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число? Когда произошло ограбление - в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

Правильные ответы. Грабителей было 8 человек, ведь всю добычу они поделили на 8 равных частей. Ограбление было осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса, как «божественная мумия царя», «золото, найденное на мумиях этих двух богов».

За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Конкурс "Рассказ по картине"

(слайды 30-33

Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Первой команде даётся иллюстрация "Пирамида".

Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?

Второй команде даётся иллюстрация "Суд Осириса".

Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?

Третьей команде даётся иллюстрация "Стела фараона".

Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств.

Примечание. Учитель может предложить и другие иллюстрации (например, изображения Сфинкса, храма Амона-Ра, статуй вельможи и его жены и пр.)

Конкурс "Кроссворд"

(слайды 34-42)

Смотреть Приложение.

3. Подведение итогов.

Учитель объявляет результаты игры по командам, отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки. При этом на экране может происходить автоматическая смена иллюстраций, связанных с культурой Древнего Египта. (Cлайд 43)

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта - одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути - Древнее Двуречье.

3. Домашнее задание. (Cлайд 44)

Прочитать параграф № 12.


© 2010-2022