Рабочая программа по истории в 7 классе (углубленный уровень)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия №1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области


«Согласовано»

___________/ /

«___» _________ 20__г.

«Утверждаю»



__________ / /


Приказ № ______

от «___» ___________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

первой квалификационной категории

Малкиной Татьяны Николаевны

по истории в 7- А, В классе

(углубленный уровень)


Рассмотрено на заседании методического объединения учителей истории и обществознания

протокол №

от ______________

Руководитель МО__________/






2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу рабочей программы по истории в 7- А,В классе (углубленный уровень) взяты


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

4. История России. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы.. Москва, издательство «Просвещение», 2011.

Главная цель - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в 7 классе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в период древности при особом внимании к месту и роли древних цивилизаций во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 7 классе .

Предполагается, что результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

способность к определению своей позиции

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 7 классе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

Предметные результаты изучения истории учащимися 7 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути России и стран мира в период Нового времени

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом;

Требование к уровню подготовки (углубленный уровень)

Предполагается, что в результате изучения истории в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Древней истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета

История России к. XVI-XVIII в.

Россия на рубеже ХVI-ХVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Россия в ХVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Народы России в ХVIIв. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

Народные движения в ХVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание пол предводительством С. Разина.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в ХVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Культура и быт России в ХVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий .

Россия на рубеже ХVII-ХVIII вв. Необходимость и предпосылки и преобразований. Начало царствования Петра I Азовские походы. Великое посольство.

Россия в первой четверти ХУIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии . Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.

Социальные движения в первой четверти ХVIII в. Восстания в Астрахани. Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Внешняя политика России в первой четверти ХУIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство .

Итоги и цена петровских преобразований.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне .

Российская империя в 1762-1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления. мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. .

Российская империя в конце ХУIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Россия в европейской и мировой политике во второй половине ХVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

Культура и быт России во порой половине ХVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.

Исследовательские экспедиции . Историческая наука .. Русские изобретатели .. Литература: основные направления, жанры, писатели. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры. музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.

Всеобщая история. Новая история.

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХV - начале ХVII в. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУI - начале ХУII в. Возникновение мануфактур Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХУI - начале ХУII в.: внутреннее развитие я внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война: Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки, в середине ХVII-ХVIII в.

Английская революция ХVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европ ы в ХVII - ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители ХVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция ХVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура ХVI-ХVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретателя. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры ХVII -ХVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.

Международные отношения середины ХVII-ХVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в ХVI- ХVIII вв.

Федеральная программа рассчитана на 68 час (2 часа в неделю). В учебном плане гимназии 102 часа (3 часа в неделю), 34 часа из них выделены на углубленное изучение курса истории. Эти часы будут использованы на изучение курса Истории России и Новой истории: исторических документов, роли отдельных исторических личностей, изучение которых не предусмотрено по базовой программе. Добавление именно такого содержательного компонента позволит обеспечить формирование у обучающихся наиболее сложных интеллектуальных умений, способствующих подготовке обучающихся к итоговой аттестации. В связи с этим в рабочую программу внесена следующая система распределения учебного материала и учебного времени.

С целью приведения в соответствие данной программы и учебного плана гимназии в указанную программу внесены следующие изменения:

Название раздела программы

Кол-во часов в

федеральной программе

Кол-во часов в

рабочей программе

История России

42

64

Введение

1

1

Глава 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII веков.

4

6

Глава 2. Россия в XVII веке.

9

15

Глава 3. Россия при Петре I.

9

18

Глава 4. Россия в 1725-1762 годах..

5

9

Глава 5. Россия в 1762-1801 годах.

14

15

Новая история

26

38

Раздел 1. Европа и мир в начале нового времени

13

16

Раздел 2. Первые революции Нового времени.

4

5

Раздел 3. Эпоха Просвещения.

6

11

Раздел 4. Традиционные общества

3

6

ИТОГО

68 час

102 часа

Применяемые технологии:

- игровые;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Плановых контрольных тестов 5 ч. Тесты составлены по наиболее значимым разделам курса.

Рабочая программа соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования».


27 августа 2015 г.

_______________________ Малкина Т.Н.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

История 7 А,В класс (углубленный уровень). 102 часа.


Тема (и (или) организационная форма урока), содержание

Кол-во

час

Дата

проведения

Виды деятельности

(на каждый урок)

Средства

обучения


Методический

аппарат

Результаты

(на раздел)

предметные

метапредметные

История России XVI-XVIII вв. 64 часа.

Глава 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII веков. 6 часов.

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Внутриполитическое поло-жение в стране . Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества.

1

02.09.15

Определяют термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор.

Характеризуют внутреннюю политику и определяют по карте основные направления внешней политика. Б.Годунова. Делают выводы

УМК 1б, с.5-11

УМК 2б, с.5-14

УМК 3г

На базовом уровне:

уметь:

-определять особенности внутренней и внешней поли-тики Бориса Годунова, при-чины и суть Смутного вре-мени.

-показывать на исторической карте события Смутного вре-мени, места военных сра-жений

формулировать понятия и термины: указ «о заповедных летах», само-званец, смута

На углублен-ном уровне:

уметь

-анализировать причины смут-ного времени,

- давать оценку деятельности историческим личностям

-излагать оценки событий вцелом,

-составлять исторический портрет

-анализировать исторический документ

Уметь:

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

вести диалог, вырабатывая общее решение.

2

3

Смута. Причина и суть Сму-тного времени. Царствование Лжедмитрия. Заговор в Москве и свержение Годуно-вых. Восстание И. Болотнико-ва. Лжедмитрий 11. Воцарение Шуйского. Польско-шведская интервенция.

2

03.09.1504.09.15

Определяют значение терминов: смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор

Определяют по исторической карте основные события Смутного времени.

Характеризуют причины Смутного времени. Работают с хронологической таблицей «Смута»

УМК 1б, с.12-23

УМК 2б, с.14-20

4

Окончание смутного времени.

«Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых.

1

09.09. 15

Определяют значение терминов: семибоярщина, ополчение

Характеризуют обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, определяют особенности Земского собора 1613г.

УМК 1б, с.24-32

УМК 2б, с.20-28

УМК 3а

5

6

Практикум «Россия на рубеже 16-17вв». Работа с историческими источниками.

Входное тестирование

2

10.09.1511.09.15

Анализируют исторические документы, дают оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова, личностям (Лжедмитрий 1, «Тушинский вор», В.Шуйский, дают собственную оценку роли русского народа в освободительном движении. Решают тестовые задания.

КИМ 1

УМК 3б

Глава 2. Россия в XVII веке. 15 часов.

7

Новые явления в экономике.

1

16.09.15

Определяют значение терминов: бобыли, мелкотоварное произ-водство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины. Характеризуют особенности развития экономики 17 в.

УМК 1б, с.33-41

УМК 2б, с.28-33

На базовом уровне:

уметь:

-определять последствия Смуты и хара-ктерные черты политического устройства в период прав-ления первых Романовых,

- основные на-правления вне-шней политики

формулировать понятия: во-лость, крепо-стничество, самодержавие церковная ре-форма, раскол, «соляной бунт», «мед-ный бунт», старообрядцы,

- показывать на исторической карте рост территории в XVII в.

На углублен-ном уровне:

уметь

-анализировать документы,

- приводить оценки рефо-рмам пат-риарха Никона.

-анализировать по источникам причины и особенности народных движений в XVII в.

- давать оценку деятельности историческим личностям

-систематизиро-вать материал об основных со-бытиях 17 века

-анализировать исторический документ

Уметь:

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

вести диалог, вырабатывая общее решение.

8

9

Основные сословия Российского общества.

2

17.09. 15

18.09. 15

Определяют термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, вла-дельческие и черносошные крес-тьяне, епископы, казаки.

УМК 1б, с.42-47

УМК 2б, с.33-38

10

Практикум «Сословия в российском обществе 17 в.»

1

23.09.15

Анализируют причины изменений в социальном составе дворянства, Составляют схему.

КИМ 2

УМК 3б

11

Политическое развитие страны.

1

24.09. 15

Объясняют смысл понятия абсолютизм. Характеризуют политику царя Алексея Михайловича.

УМК 1б, с.48-55

УМК 2б, с.38-50

12

Власть и церковь. Церковный раскол.

Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум.

1

25.09. 15

Определяют понятия: патриарх, церковная реформа, раскол
Характеризуют роль церкви в жизни российского общества, дают оценку церковной реформе

УМК 1б, с.56-60

УМК 2б, с.63-68

УМК 3а

13

Работа с историческими документами.

1

30.09.15

Анализируют статьи Соборного уложения. Составляют политический портрет царя. Алексея Михайловича.

УМК 3б

УМК 3б

14

Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. «Соляной бунт». «Медный бунт». Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев.

1

01.10. 15

Находят значение понятий бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война.

Называют по карте основные этапы и события Крестьянской войны, Заполняют таблицу «Народные движения в России в 17 в.»

УМК 1б, с.61-67

УМК 2б, с.50-61

15

16

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война. Русско-турецкая война 1676-1681 годов. Крымские походы. Освоение Сибири

2

02.10. 15

07.10. 15

Показывают на карте территорию России и области, присоединённые к ней в ХVII в.; ход войн и направления военных походов.

Раскрывают причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири.

УМК 1б, с.68-74

УМК 2б, с.68-76

17

18

Образование и культура в XVII веке. Образование. Книгопе-чатание. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.

2

08.10. 15

09.10. 15

Составляют описание памятников культуры ХVII в. ;характеризуют их назначение.

Объясняют, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре ХVII

УМК 1б, с.75-84

УМК 2б, с.76-80

УМК 3а

19

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр-ский и дворянский быт. Крестьянство: быт и обычаи.

1

14.09.15

Характеризуют особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации ХVII в.

УМК 1б, с.85-92

УМК 2б, с.83-85

20

21

Работа с историческими источниками. Презентация проектов и реферативных работ по теме.

2

15.09.15

16.10.15

Дают оценку историческим личностям. Презентуют сообщения о достижениях и деятелях культуры ХVII в. о жизни и быте сословий.

УМК 3б

УМК 3б

22

Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 2 «Россия в XVII веке»

1

21.10. 15

Высказывают суждения о значении наследия ХVII в. для современного общества. Выполняют тестовые задания

КИМ 3

УМК 2б, с.85-90

УМК 2д,

с.84-91

Глава 3. Россия при Петре I. 18 часов.

23

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий Крижанич.

1

22.10. 15

Объясняют, в чём заключались предпосылки петровских преобразований.

Характеризуют реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины ХVII в.

УМК 1б, с.93-98

УМК 2б, с.91-93

На базовом уровне:

уметь:

-определять предпосылки петровских преобразова-ний,обстоятель-ства, участни-ков, военача-льников Север-ной войны

-называть характерные, существенные черты экономи-ческого разви-тия России в начале XVIII в. причины наро-дных восста-ний и их значение

-определять события и даты

- показывать на исторической карте места сражений и событий периода

формулировать понятия и термины: не-мецкая сло-бода, реген-ство, рекрут-ская повин-ность, Сенат, Синод, старо-обрядцы

На углублен-ном уровне:

уметь

- давать оценку деятельности Петра 1

- излагать суждения о причинах, итогах Север-ной войны.

- высказывать суждения о противоречивости Петровских реформ

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект);
сотрудничать в коллективе.

24

Пётр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.

1

23.10. 15

Характеризуют географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту.

Дают оценку Азовским походам и Великому посольству.

УМК 1б, с.99-104

УМК 2б, с.94-96

УМК 3г

25

26

Северная война.

Причины и начало Северной войны. Основание Петербурга. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.

2

28.10. 15

29.10. 15

Рассказывают о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.

Дают оценку внешнеполитической деятельности Петра I.

УМК 1б, с.105-114

УМК 2б, с.98-109

УМК 3а

27

28

Практикум «Северная война»

Работа с историческими источниками

2

30.10.15

11.11.15

Используют тексты исторических источников для характеристики событий Северной войны, делают выводы.

КИМ 4

УМК 3б

29

30

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа территориальная. Значение петровских преобразований.

2

12.11. 15

13.11. 15

Характеризуют важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизируют материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).

УМК 1б, с.115-121

УМК 2б, с.109-112

31

32

Практикум «Реформы Петра 1»

Работа с историческими источниками

2

18.11.15

19.11.15

Используют тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.

Составляют характеристику Петру I

КИМ 5

УМК 3б

33

Экономика России в первой четверти XVIII века.

Состояние экономики на рубеже веков. Мануфактуры. Приписные крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития

1

20.11. 15

Объясняют смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.

Характеризуют особенности хозяйственного механизма в период правления Петра I.

УМК 1б, с.122-130

УМК 2б, с.114-119

34

35

Народные движения первой четверти XVIII века.

Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления.

2

25.11. 15

26.11. 15

Показывают на исторической карте районы народных движений.

Характеризуют причины, участников и итоги восстаний.

Сравнивают народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.

УМК 1б, с.131-136

УМК 2б, с.109-112

36

Работа с историческими источниками

1

27.11.15

Используют тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.

Составляют характеристику Петру I

УМК 3б

УМК 3б

37

38

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. Образование. Первая печатная газета. Кунсткамера. Наука. Художественная культура. Перемены в быту. Ассамблеи. Значение культурного наследия

2

02.12. 15

03.12. 15

Характеризуют основные преобразования в сфере образо-вания и науки, культуры и быта. Объясняют значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования. Оценивают преоб-разования в духовной сфере

УМК 1б, с.137-145

УМК 2б, с.126-133

39

Работа с историческими источниками

1

04.12.15

Используют тексты исторических источников для характеристики культурных преобразований Петра

Работают в группах.

УМК 3б

УМК 3б

40

41

Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 3. «Россия при Петре I.». Промежуточный контроль.

2

09.12. 15

10.12.15

Систематизируют исторический материал по изученному периоду.

Выполняют тестовые е задания

КИМ 2

УМК 2б

УМК 2д,

с.114-119

Глава 4. Россия в 1725-1762 годах. 9 часов.

11.12. 15

42

43

Дворцовые перевороты. При-чины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины 1. Петр 11. Воцарение Анны Иоанновны. Верховный тай-ный совет. Кондиции. Биро-новщина. Иван Антонович.

2

11.12. 15

16.12.15

Называют события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизируют материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объясняют причины и последствия дворцовых переворотов.

УМК 1б, с.146-155

УМК 2б, с.140-143

УМК 3в

На базовом уровне:

уметь:

-называть причины двор-цовых пере-воротов, черты экономического и социаль-ного развития России

-определять с использованием исторической карты место, обстоятельства, участников русско- турец-кой русско-шведской Семилетней войн.

-соотносить события и даты

На углублен-ном уровне:

уметь

- давать оценку деятельности Екатерины1, Анны Иванов-ны, Елизаветы Петровны

- излагать суж-дения о причи-нах, итогах дворцовых переворотов

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи

44

Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Манифест о вольности дворянской. Поли-тика в отношении крестьян-ства. Изменения в системе городского управления. Поли-тика в отношении казачества

1

17.12. 15

Характеризуют внутреннюю политику преемников Петра I.

Объясняют смысл понятий откуп, подряд.

Описывают изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов

УМК 1б, с.156-162

УМК 2б, с.147-150

45

46

Внешняя политика в 1725-1762годах. Основные направ-ления внешней политики. Рус-ско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики

2

18.12. 15

23.12.15

Характеризуют внешнюю политику преемников Петра I. Называют основные направления внешней политики и задачи по этим направлениям. Рассказывают об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях

УМК 1б, с.163-170

УМК 2б, с.150-163

УМК 3а

47

48

Работа с историческими источниками

2

24.12.15

25.12.15

Составляют исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Делают выводы.

Высказывают суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.

УМК 3б

УМК 3б

49

50

Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 4 «Россия в 1725-1762 годах»

2

13.01. 16

14.01. 16

Обосновывют оценку итогов деятельности преемников Петра I.

Выполняют тестовые задания

КИМ 3

УМК 2д,

с.120-123

Глава 5. Россия в 1762-1801 годах. 15 часов.


51


Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Золотой век российского дворянства.

1

15.01. 16

Раскрывают сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация Сопоставляют социальную политику при Петре I и Екатерине II. Составляют сравнительную таблицу.

УМК 1б, с.170-177

УМК 2б, с.171-174

УМК 3г

На базовом уровне:

уметь:

- показывать на исторической карте районы крестьянского восстания.

-называть причины, ход и итоги кресть-янской войны.

-определять характерные, существенные черты эконо-мического развития России

- выделять осо-бенности пра-вления Павла I, направления внутренней политики.

-определять по карте направле-ния и итоги итальянского и швейцарского походов А.В.Суворова.

-называть изме-нения, произо-шедшие в быту и обычаях народов в XVIII в.

-формулиро-вать понятия и термины: «про-свещенный абсолютизм», уложенная ко-миссия, клас-ссицизм, ба-рокко, сенти-ментализм

На углублен-ном уровне:

уметь

- давать оценку деятельности Екатерины1, Екатерины 2, Анны Иванов-ны, Елизаветы Петровны

- излагать суж-дения о причи-нах, итогах дворцовых переворотов

- высказывать суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи,

работать в группе

52

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Итоги и значение крестьянской войны

1

20.01.16

Характеризуют положение крестьян во второй половине XVIII в.

Показывают на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.

Раскрывают причины восстания, его значение и особенности

УМК 1б, с.178-183

УМК 2б, с.174-181

53

Работа с документами, историческими источниками

(2 пол. 18 в.)

1

21.01.16

Анализируют отрывки из доку-ментов. Составляют исторический портрет Екатерины II . Дают харак-теристику личности Е. И. Пугачёва

УМК 3б

УМК 3б

54

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Итоги экономического развития.

1

22.01. 16

Рассказывают об экономическом развитии России, используя исто-рические карты как источник информации. Сопоставляют таблицу экономического развития страны при Петре I и Екатерине II.

УМК 1б, с.184-191

УМК 2б, с.172-173

55


Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 1787-1791 годов. Участие России в разделе Польши.

1

27. 01.16

Раскрывают цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети ХVIII в.

Показывают на карте территории, Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений

УМК 1б, с.192-204

УМК 2б, с.162-166

УМК 3а

56

Работа с историческими источниками

1

28.01.16.

Составляют исторические портреты (П. А. Румянцев. М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков) оценивают их деятельность на основе дополнительной литературы и исторических источников.

УМК 3б

УМК 3б

57

Россия при Павле I. Воцарение Павла I. Основные направления внутренней и внешней политики.

1

29. 01.16

Характеризуют основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I, дают оценку его деятельности.

УМК 1б, с.205-213

УМК 2б, с.181-184

58

Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Система образования.

1

26. 01.16

Характеризуют основные тенденции развития образования и науки. Систематизируют материал о достижениях российской науки

УМК 1б, с.214-221

УМК 2б, с.184-187

59

Художественная культура. Особенности развития художе-ственной культуры. Литерату-ра. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.

1

29. 01.16

Составляют описание памятников культуры XVIII в. Проводят поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.

Систематизируют материал о достижениях культуры в таблице.

УМК 1б, с.222-231

УМК 2б, с.188-190

УМК 3а

60

Быт и обычаи.

1

03.02.16

Характеризуют особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества XVIII в.

УМК 1б, с.232-239

УМК 2б, с.190-193

61

62

Защита проектов

2

04.02.16

05.02.16

Проводят поиск информации готовят проекты и презентации по курсу. Отвечают на вопросы.

УМК 3б

УМК 3б

63

64

Повторительно-обобщающий урок. Тест «Россия в 1762-1801 годах»

2

10.02.16

11.02.16

Высказывают суждения о значении наследия XVIII в. Выполняют тестовые задания

КИМ 4

УМК 2д,

с.193-195

Новая история. 38 часов.

Раздел 1. Европа и мир в начале нового времени. 16 часов.

65

Технические открытия и выход к мировому океану. Понятие «Новое время» Изобретения и усовершенствования. Порту-галия лидер исследования путей в Индию.

1

12.02.16

Объясняют смысл понятия «Новое время». Используют знание хроно-логии и этапов Нового времени в анализе событий. Рассказывают по карте о технических открытиях и их последствиях.

УМК 1а, с.8-16

УМК 2в, с.7-10

На базовом уровне:

уметь:

-называть тех-нические дос-тижения евро-пейцев,

- перечислять этапы Великих географических открытий, их последствия.

формулировать понятия и термины: кара-велла, Новый Свет, колони-зация, абсолю-тизм, парла-мент, меркан-тилизм, реформация, индульгенция, контрреформация, ересь, аутодафе.

- показывать на карте направле-ния экспедиций великих мореплавателей, открытые земли

На углублен-ном уровне:

уметь

-сравнивать разнообразные формы евро-пейского абсолютизма.

анализировать причины ре-формации, осо-бенности люте-ранского уче-ния; динамику распространения лютеран-ства.

-разрешать проблемные задания

- высказывать суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.

-анализировать документы

-давать оценки деятельности исторических личностей

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект);
сотрудничать в коллективе

66

Великие географические от-крытия и их последствия. Пу-тешествия Христофора Колум-ба. Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие.

1

17.02.16

Показывают по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризуют открытие и его зна-чение. Оценивают открытия Х.Ко-лумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.

УМК 1а, с.17-26

УМК 2в, с.7-10

УМК 3а

67

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Складывание абсолютизма централизован-ных национальных государств и национальной церкви.

1

18.02.16

Выделяют в тексте условия скла-дывания абсолютизма в евро-пейских государствах.

Объясняют причины появления республик в Европе.

УМК 1а, с.27-36

УМК 2в, с.19-22

68


Работа с историческими источниками

1

19.02.15

Составляют исторический портрет. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

УМК 3б

УМК 3б

69

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Причины возникновения и развития мануфактур. Разделение труда.

1

24.02.16

Объясняют, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивают труд ремесленника и работника мануфактуры.

УМК 1а, с.37-45

УМК 2в, с.23-25

70

Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре Европейское население и основные черты жизни.

1

25.02.16

Сравнивают положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Рассказывают об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.

УМК 1а, с.46-52

УМК 2в, с.29-31

71


. Великие гуманисты Европы. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве.

1

26.02.16

Объясняют смысл новых представ-лений о человеке и обществе. Сос-тавляют развёрнутый план. Готовят доклад и его презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.

УМК 1а, с.62-69

УМК 2в, с.39-41

72

Мир художественной культуры. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Уильям Шекспир и театр. Творчество Мигеля Сервантеса

Эпоха «титанов».

1

02.03.16

Приводят аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового вре-мени и человека. Выявляют и обозначают гуманистические тенден-ции в изобразительном искусстве.

УМК 1а, с.70-83

УМК 2в, с.46-52

УМК 3а

73

Рождение новой европейской науки. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия.

1

03.03.16

. Объясняют влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

УМК 1а, с.84-91

УМК 2в, с.53-61

74

Работа с историческими документами, источником.

1

04.03.16

Используя исторические источники. Раскрывают сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона

УМК 3б

УМК 3б

75

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Причины Реформации Крестьянская война в Германии.

1

09.03.16

Раскрывают смысл, формулируют содержание понятия «Реформация». Называют причины и сущность Реформации. Раскрывают особенности протестантизма.

УМК 1а, с.92-100

УМК 2в, с.62-63

УМК 3а

76

Распространение Реформации в Европе. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против еретичных учений.

1

10.03.16

Объясняют социальный эффект учения Кальвина. Указывают причины, цели, средства и иде-ологов контрреформации. Срав-нивают учение Лютера и Кальвина

УМК 1а, с.101-109

УМК 2в, с.68-70

77

Королевская власть и Реформация в Англии. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII.

1

11.03.16

Рассказывают о религиозно-социальном движении в Англии.

Объясняют, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивают религиозные течения

УМК 1а, с.110-117

УМК 2в, с.75-77

78

Религиозные войны и укре-пление абсолютной монархии во Франции.Гугеноты. Варфоломеевская ночь.

1


16.03.16

Сравнивают позиции католиков и гугенотов. Рассказывают о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.

УМК 1а, с.118-126

УМК 2в, с.81-84

79

80

Работа с историческими документами, источником.

2

17.03.16

18.03.16

Выполняют работу с опорой на содержание документов. Делают выводы

УМК 3б

УМК 3б

Раздел 2. Первые революции Нового времени. 5 часов.

81

Нидерландская революция и рождение свободной республики Соединенных провинций

1

30.03.16

Называют причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям

УМК 1а, с.130-139

УМК 2в, с.91-93

На базовом уровне:

уметь:

-называть осно-вные события, революции ход Тридцатилетней войны.

-перечислять характеристики конституционной монархии в Англии.

- характеризо-вать систему международных отношений

На углублен-ном уровне:

Уметь

- высказывать суждения о возможных вариантах меж-дународных отношений 18 в

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятель-ность;

работать с учебной и внешкольной информацией использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи

82

83

Революция в Англии. Причины революции. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом

2

31.03.16

01.04.16

Объясняют причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывают об основных событиях Граждан-ской войны. Сравнивают причины нидерландской и английской революции. Рассказывают о политическом курсе О. Кромвеля

УМК 1а, с.140-151

УМК 2в, с.99-105

84

85

Международные отношения в XVI-XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война. Причины и начало войны. Военные действия

2

06.04.16

07.04.16

Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Ориентируются по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений

УМК 1а, с.162-173

УМК 2в, с.113-121

УМК 3а

Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 11 часов.

86

87

Великие просветители Европы. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.

2

08.04.16

13.04.16

Раскрывают смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Соотносят ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.

УМК 1а, с.176-184

УМК 2в, с.124-130

УМК 3а

На базовом уровне:

уметь:

-называть осно-вные идеи просветителей, направления развития европейского искусства 18 в.

анализировать -определять характерные черты новой американской нации, пос-ледствия войны за независи-мость, причи-ны и итоги Великой французской революции

На углублен-ном уровне:

Уметь

-сравнивать революции Англии и Франции

- высказывать суждения о роли истори-ческих лич-ностей

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

88

89

Работа с историческими документами, источником.

2

14.04.16

15.04.16

Выполняют работу с опорой на содержание документов. Делают выводы

УМК 3б

УМК 3б

90

Промышленный переворот в Англии.

Английские колонии в Северной Америке.

1

20.04. 16

Называют причины и результаты колонизации. Обсуждают, как и почему удалось колонистам объединиться.

УМК 1а, с.197-216

УМК 2в, с.136-140

91

92

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны Первый Континента-льный конгресс и его послед-ствия. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости

2

21.04.16

22.04.16

Рассказывают об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона Объясняют истории-ческое значение образования Соединённых Штатов Америки.

УМК 1а, с.217-226

УМК 2в, с.141-147

93

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Людовик ХV. Жак Тюрго и его программа. От Генеральных штатов к Учредительному собранию

1

27.04.16

Рассказывают о состоянии общества накануне революции.

Объясняют влияние Просвещения на социальное развитие.

Оценивают деятельность лидеров революционных событий.

УМК 1а, с.227-239

УМК 2в, с.154-160

УМК 3а

94

Великая Французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

28.04.16

Анализируют состояние и труд-ности общества в период рево-люционных событий. Объясняют, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.

УМК 1а, с.240-253

УМК 2в, с.161-166

95

96


Защита проектов

2

29.04.16

05.05.16

Проводят поиск информации готовят проекты и презентации по курсу. Отвечают на вопросы.

УМК 3б

УМК 3б

Раздел 4. Традиционные общества в раннее Новое время. 6 часов.

97

98

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

2

06.05.16

11.05.16

Сравнивают традиционное общество с европейским. Харак-теризуют империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии

УМК 1а, с.266-274

УМК 2в, с.181-186

На базовом уровне:

уметь:

-давать характеристику традиционного общества.

-называть и показывать по карте изменения в странах Восто-ка, связанные с проникновением европейцев.

На углублен-ном уровне:

Уметь

-сравнивать положение стран Европы и Азии, делать выводы

-анализировать документы

Уметь:

организовывать и регулировать свою деятельность;

работать с учебной и внешкольной информацией представлять результаты своей деятельности в различных формах

99

100

Повторительно-обобщающий урок. Тест.

2

12.05.16

18.05.16

Выявляют основные общественные и культурные процессы Нового времени. Выполняют тест.

УМК 1а

КИМ 5

УМК 2в

101

102

Итоговое повторение

2

20.05.16

26.05.16

Обобщают и систематизируют изученный материал.

УМК 1а

УМК 3б


Учебно-методический комплект.

1. Учебники

1а. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина /История нового времени.1500-1800/ 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2010 год.

1б.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина А.А. / История России. Конец XVI-XVIII век./ учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2010.

2. Методическая литература

2а. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва, Просвещение, 2011.

2б. К.А.Соловьев, Б.Н.Серов /Поурочные разработки по истории России конец XVI-XVIII век. 7 класс./ Москва, ВАКО, 2011

2в. К.А.Соловьев /Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг. 7 класс./ Москва, ВАКО, 2012

2г. К.В.Волкова /Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс/ Москва, ВАКО, 2011

2д. К.В.Волкова /Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс/ Москва, ВАКО, 2012

3. Интернет-ресурсы

3а. lesson-history.narod.ru/index.htm Сайт для учителей истории

3б. ithistory.ucoz.ru/index/ Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.

3в.statehistory.ru/968/N-M-Karamzin--Istoriya-gosudarstva-Rossiyskogo-online/ Карамзин История государства Российского

3г.sites.google.com/site/alenormoiseeva/ Персональный сайт учителя истории Элеоноры Моисеевой




© 2010-2022