- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории в 7 классе (углубленный уровень)
Рабочая программа по истории в 7 классе (углубленный уровень)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малкина Т.Н. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия №1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
«Согласовано»
___________/ /
«___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
__________ / /
Приказ № ______
от «___» ___________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
первой квалификационной категории
Малкиной Татьяны Николаевны
по истории в 7- А, В классе
(углубленный уровень)
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей истории и обществознания
протокол №
от ______________
Руководитель МО__________/
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу рабочей программы по истории в 7- А,В классе (углубленный уровень) взяты
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
-
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
4. История России. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы.. Москва, издательство «Просвещение», 2011.
Главная цель - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 7 классе:
-
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в период древности при особом внимании к месту и роли древних цивилизаций во всемирно-историческом процессе;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 7 классе .
Предполагается, что результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 7 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
Предметные результаты изучения истории учащимися 7 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути России и стран мира в период Нового времени
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом;
Требование к уровню подготовки (углубленный уровень)
Предполагается, что в результате изучения истории в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Древней истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета
История России к. XVI-XVIII в.
Россия на рубеже ХVI-ХVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Россия в ХVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в ХVIIв. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в ХVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание пол предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в ХVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт России в ХVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий .
Россия на рубеже ХVII-ХVIII вв. Необходимость и предпосылки и преобразований. Начало царствования Петра I Азовские походы. Великое посольство.
Россия в первой четверти ХУIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии . Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти ХVIII в. Восстания в Астрахани. Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти ХУIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство .
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне .
Российская империя в 1762-1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления. мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. .
Российская империя в конце ХУIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине ХVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура и быт России во порой половине ХVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.
Исследовательские экспедиции . Историческая наука .. Русские изобретатели .. Литература: основные направления, жанры, писатели. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры. музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
Всеобщая история. Новая история.
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV - начале ХVII в. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУI - начале ХУII в. Возникновение мануфактур Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХУI - начале ХУII в.: внутреннее развитие я внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война: Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки, в середине ХVII-ХVIII в.
Английская революция ХVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европ ы в ХVII - ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители ХVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция ХVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура ХVI-ХVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретателя. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры ХVII -ХVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
Международные отношения середины ХVII-ХVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в ХVI- ХVIII вв.
Федеральная программа рассчитана на 68 час (2 часа в неделю). В учебном плане гимназии 102 часа (3 часа в неделю), 34 часа из них выделены на углубленное изучение курса истории. Эти часы будут использованы на изучение курса Истории России и Новой истории: исторических документов, роли отдельных исторических личностей, изучение которых не предусмотрено по базовой программе. Добавление именно такого содержательного компонента позволит обеспечить формирование у обучающихся наиболее сложных интеллектуальных умений, способствующих подготовке обучающихся к итоговой аттестации. В связи с этим в рабочую программу внесена следующая система распределения учебного материала и учебного времени.
С целью приведения в соответствие данной программы и учебного плана гимназии в указанную программу внесены следующие изменения:
Название раздела программы
Кол-во часов в
федеральной программе
Кол-во часов в
рабочей программе
История России
42
64
Введение
1
1
Глава 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII веков.
4
6
Глава 2. Россия в XVII веке.
9
15
Глава 3. Россия при Петре I.
9
18
Глава 4. Россия в 1725-1762 годах..
5
9
Глава 5. Россия в 1762-1801 годах.
14
15
Новая история
26
38
Раздел 1. Европа и мир в начале нового времени
13
16
Раздел 2. Первые революции Нового времени.
4
5
Раздел 3. Эпоха Просвещения.
6
11
Раздел 4. Традиционные общества
3
6
ИТОГО
68 час
102 часа
Применяемые технологии:
- игровые;
- технология дискуссии;
- проектная технология;
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления
Плановых контрольных тестов 5 ч. Тесты составлены по наиболее значимым разделам курса.
Рабочая программа соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования».
27 августа 2015 г.
_______________________ Малкина Т.Н.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
История 7 А,В класс (углубленный уровень). 102 часа.
№
Тема (и (или) организационная форма урока), содержание
Кол-во
час
Дата
проведения
Виды деятельности
(на каждый урок)
Средства
обучения
Методический
аппарат
Результаты
(на раздел)
предметные
метапредметные
История России XVI-XVIII вв. 64 часа.
Глава 1. Россия на рубеже ХVI - ХVII веков. 6 часов.
1
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Внутриполитическое поло-жение в стране . Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества.
1
02.09.15
Определяют термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор.
Характеризуют внутреннюю политику и определяют по карте основные направления внешней политика. Б.Годунова. Делают выводы
УМК 1б, с.5-11
УМК 2б, с.5-14
УМК 3г
На базовом уровне:
уметь:
-определять особенности внутренней и внешней поли-тики Бориса Годунова, при-чины и суть Смутного вре-мени.
-показывать на исторической карте события Смутного вре-мени, места военных сра-жений
формулировать понятия и термины: указ «о заповедных летах», само-званец, смута
На углублен-ном уровне:
уметь
-анализировать причины смут-ного времени,
- давать оценку деятельности историческим личностям
-излагать оценки событий вцелом,
-составлять исторический портрет
-анализировать исторический документ
Уметь:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
вести диалог, вырабатывая общее решение.
2
3
Смута. Причина и суть Сму-тного времени. Царствование Лжедмитрия. Заговор в Москве и свержение Годуно-вых. Восстание И. Болотнико-ва. Лжедмитрий 11. Воцарение Шуйского. Польско-шведская интервенция.
2
03.09.1504.09.15
Определяют значение терминов: смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор
Определяют по исторической карте основные события Смутного времени.
Характеризуют причины Смутного времени. Работают с хронологической таблицей «Смута»
УМК 1б, с.12-23
УМК 2б, с.14-20
4
Окончание смутного времени.
«Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых.
1
09.09. 15
Определяют значение терминов: семибоярщина, ополчение
Характеризуют обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, определяют особенности Земского собора 1613г.
УМК 1б, с.24-32
УМК 2б, с.20-28
УМК 3а
5
6
Практикум «Россия на рубеже 16-17вв». Работа с историческими источниками.
Входное тестирование
2
10.09.1511.09.15
Анализируют исторические документы, дают оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова, личностям (Лжедмитрий 1, «Тушинский вор», В.Шуйский, дают собственную оценку роли русского народа в освободительном движении. Решают тестовые задания.
КИМ 1
УМК 3б
Глава 2. Россия в XVII веке. 15 часов.
7
Новые явления в экономике.
1
16.09.15
Определяют значение терминов: бобыли, мелкотоварное произ-водство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины. Характеризуют особенности развития экономики 17 в.
УМК 1б, с.33-41
УМК 2б, с.28-33
На базовом уровне:
уметь:
-определять последствия Смуты и хара-ктерные черты политического устройства в период прав-ления первых Романовых,
- основные на-правления вне-шней политики
формулировать понятия: во-лость, крепо-стничество, самодержавие церковная ре-форма, раскол, «соляной бунт», «мед-ный бунт», старообрядцы,
- показывать на исторической карте рост территории в XVII в.
На углублен-ном уровне:
уметь
-анализировать документы,
- приводить оценки рефо-рмам пат-риарха Никона.
-анализировать по источникам причины и особенности народных движений в XVII в.
- давать оценку деятельности историческим личностям
-систематизиро-вать материал об основных со-бытиях 17 века
-анализировать исторический документ
Уметь:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
вести диалог, вырабатывая общее решение.
8
9
Основные сословия Российского общества.
2
17.09. 15
18.09. 15
Определяют термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, вла-дельческие и черносошные крес-тьяне, епископы, казаки.
УМК 1б, с.42-47
УМК 2б, с.33-38
10
Практикум «Сословия в российском обществе 17 в.»
1
23.09.15
Анализируют причины изменений в социальном составе дворянства, Составляют схему.
КИМ 2
УМК 3б
11
Политическое развитие страны.
1
24.09. 15
Объясняют смысл понятия абсолютизм. Характеризуют политику царя Алексея Михайловича.
УМК 1б, с.48-55
УМК 2б, с.38-50
12
Власть и церковь. Церковный раскол.
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум.
1
25.09. 15
Определяют понятия: патриарх, церковная реформа, раскол
Характеризуют роль церкви в жизни российского общества, дают оценку церковной реформе
УМК 1б, с.56-60
УМК 2б, с.63-68
УМК 3а
13
Работа с историческими документами.
1
30.09.15
Анализируют статьи Соборного уложения. Составляют политический портрет царя. Алексея Михайловича.
УМК 3б
УМК 3б
14
Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. «Соляной бунт». «Медный бунт». Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев.
1
01.10. 15
Находят значение понятий бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война.
Называют по карте основные этапы и события Крестьянской войны, Заполняют таблицу «Народные движения в России в 17 в.»
УМК 1б, с.61-67
УМК 2б, с.50-61
15
16
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война. Русско-турецкая война 1676-1681 годов. Крымские походы. Освоение Сибири
2
02.10. 15
07.10. 15
Показывают на карте территорию России и области, присоединённые к ней в ХVII в.; ход войн и направления военных походов.
Раскрывают причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири.
УМК 1б, с.68-74
УМК 2б, с.68-76
17
18
Образование и культура в XVII веке. Образование. Книгопе-чатание. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.
2
08.10. 15
09.10. 15
Составляют описание памятников культуры ХVII в. ;характеризуют их назначение.
Объясняют, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре ХVII
УМК 1б, с.75-84
УМК 2б, с.76-80
УМК 3а
19
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр-ский и дворянский быт. Крестьянство: быт и обычаи.
1
14.09.15
Характеризуют особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации ХVII в.
УМК 1б, с.85-92
УМК 2б, с.83-85
20
21
Работа с историческими источниками. Презентация проектов и реферативных работ по теме.
2
15.09.15
16.10.15
Дают оценку историческим личностям. Презентуют сообщения о достижениях и деятелях культуры ХVII в. о жизни и быте сословий.
УМК 3б
УМК 3б
22
Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 2 «Россия в XVII веке»
1
21.10. 15
Высказывают суждения о значении наследия ХVII в. для современного общества. Выполняют тестовые задания
КИМ 3
УМК 2б, с.85-90
УМК 2д,
с.84-91
Глава 3. Россия при Петре I. 18 часов.
23
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий Крижанич.
1
22.10. 15
Объясняют, в чём заключались предпосылки петровских преобразований.
Характеризуют реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины ХVII в.
УМК 1б, с.93-98
УМК 2б, с.91-93
На базовом уровне:
уметь:
-определять предпосылки петровских преобразова-ний,обстоятель-ства, участни-ков, военача-льников Север-ной войны
-называть характерные, существенные черты экономи-ческого разви-тия России в начале XVIII в. причины наро-дных восста-ний и их значение
-определять события и даты
- показывать на исторической карте места сражений и событий периода
формулировать понятия и термины: не-мецкая сло-бода, реген-ство, рекрут-ская повин-ность, Сенат, Синод, старо-обрядцы
На углублен-ном уровне:
уметь
- давать оценку деятельности Петра 1
- излагать суждения о причинах, итогах Север-ной войны.
- высказывать суждения о противоречивости Петровских реформ
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект);
сотрудничать в коллективе.
24
Пётр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.
1
23.10. 15
Характеризуют географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту.
Дают оценку Азовским походам и Великому посольству.
УМК 1б, с.99-104
УМК 2б, с.94-96
УМК 3г
25
26
Северная война.
Причины и начало Северной войны. Основание Петербурга. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.
2
28.10. 15
29.10. 15
Рассказывают о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
Дают оценку внешнеполитической деятельности Петра I.
УМК 1б, с.105-114
УМК 2б, с.98-109
УМК 3а
27
28
Практикум «Северная война»
Работа с историческими источниками
2
30.10.15
11.11.15
Используют тексты исторических источников для характеристики событий Северной войны, делают выводы.
КИМ 4
УМК 3б
29
30
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа территориальная. Значение петровских преобразований.
2
12.11. 15
13.11. 15
Характеризуют важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизируют материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).
УМК 1б, с.115-121
УМК 2б, с.109-112
31
32
Практикум «Реформы Петра 1»
Работа с историческими источниками
2
18.11.15
19.11.15
Используют тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.
Составляют характеристику Петру I
КИМ 5
УМК 3б
33
Экономика России в первой четверти XVIII века.
Состояние экономики на рубеже веков. Мануфактуры. Приписные крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития
1
20.11. 15
Объясняют смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризуют особенности хозяйственного механизма в период правления Петра I.
УМК 1б, с.122-130
УМК 2б, с.114-119
34
35
Народные движения первой четверти XVIII века.
Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления.
2
25.11. 15
26.11. 15
Показывают на исторической карте районы народных движений.
Характеризуют причины, участников и итоги восстаний.
Сравнивают народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.
УМК 1б, с.131-136
УМК 2б, с.109-112
36
Работа с историческими источниками
1
27.11.15
Используют тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.
Составляют характеристику Петру I
УМК 3б
УМК 3б
37
38
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. Образование. Первая печатная газета. Кунсткамера. Наука. Художественная культура. Перемены в быту. Ассамблеи. Значение культурного наследия
2
02.12. 15
03.12. 15
Характеризуют основные преобразования в сфере образо-вания и науки, культуры и быта. Объясняют значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования. Оценивают преоб-разования в духовной сфере
УМК 1б, с.137-145
УМК 2б, с.126-133
39
Работа с историческими источниками
1
04.12.15
Используют тексты исторических источников для характеристики культурных преобразований Петра
Работают в группах.
УМК 3б
УМК 3б
40
41
Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 3. «Россия при Петре I.». Промежуточный контроль.
2
09.12. 15
10.12.15
Систематизируют исторический материал по изученному периоду.
Выполняют тестовые е задания
КИМ 2
УМК 2б
УМК 2д,
с.114-119
Глава 4. Россия в 1725-1762 годах. 9 часов.
11.12. 15
42
43
Дворцовые перевороты. При-чины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины 1. Петр 11. Воцарение Анны Иоанновны. Верховный тай-ный совет. Кондиции. Биро-новщина. Иван Антонович.
2
11.12. 15
16.12.15
Называют события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.
Систематизируют материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объясняют причины и последствия дворцовых переворотов.
УМК 1б, с.146-155
УМК 2б, с.140-143
УМК 3в
На базовом уровне:
уметь:
-называть причины двор-цовых пере-воротов, черты экономического и социаль-ного развития России
-определять с использованием исторической карты место, обстоятельства, участников русско- турец-кой русско-шведской Семилетней войн.
-соотносить события и даты
На углублен-ном уровне:
уметь
- давать оценку деятельности Екатерины1, Анны Иванов-ны, Елизаветы Петровны
- излагать суж-дения о причи-нах, итогах дворцовых переворотов
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи
44
Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Манифест о вольности дворянской. Поли-тика в отношении крестьян-ства. Изменения в системе городского управления. Поли-тика в отношении казачества
1
17.12. 15
Характеризуют внутреннюю политику преемников Петра I.
Объясняют смысл понятий откуп, подряд.
Описывают изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов
УМК 1б, с.156-162
УМК 2б, с.147-150
45
46
Внешняя политика в 1725-1762годах. Основные направ-ления внешней политики. Рус-ско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики
2
18.12. 15
23.12.15
Характеризуют внешнюю политику преемников Петра I. Называют основные направления внешней политики и задачи по этим направлениям. Рассказывают об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях
УМК 1б, с.163-170
УМК 2б, с.150-163
УМК 3а
47
48
Работа с историческими источниками
2
24.12.15
25.12.15
Составляют исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III. Делают выводы.
Высказывают суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.
УМК 3б
УМК 3б
49
50
Повторительно-обобщающий урок. Тест по главе 4 «Россия в 1725-1762 годах»
2
13.01. 16
14.01. 16
Обосновывют оценку итогов деятельности преемников Петра I.
Выполняют тестовые задания
КИМ 3
УМК 2д,
с.120-123
Глава 5. Россия в 1762-1801 годах. 15 часов.
51
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Золотой век российского дворянства.
1
15.01. 16
Раскрывают сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация Сопоставляют социальную политику при Петре I и Екатерине II. Составляют сравнительную таблицу.
УМК 1б, с.170-177
УМК 2б, с.171-174
УМК 3г
На базовом уровне:
уметь:
- показывать на исторической карте районы крестьянского восстания.
-называть причины, ход и итоги кресть-янской войны.
-определять характерные, существенные черты эконо-мического развития России
- выделять осо-бенности пра-вления Павла I, направления внутренней политики.
-определять по карте направле-ния и итоги итальянского и швейцарского походов А.В.Суворова.
-называть изме-нения, произо-шедшие в быту и обычаях народов в XVIII в.
-формулиро-вать понятия и термины: «про-свещенный абсолютизм», уложенная ко-миссия, клас-ссицизм, ба-рокко, сенти-ментализм
На углублен-ном уровне:
уметь
- давать оценку деятельности Екатерины1, Екатерины 2, Анны Иванов-ны, Елизаветы Петровны
- излагать суж-дения о причи-нах, итогах дворцовых переворотов
- высказывать суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи,
работать в группе
52
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Итоги и значение крестьянской войны
1
20.01.16
Характеризуют положение крестьян во второй половине XVIII в.
Показывают на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.
Раскрывают причины восстания, его значение и особенности
УМК 1б, с.178-183
УМК 2б, с.174-181
53
Работа с документами, историческими источниками
(2 пол. 18 в.)
1
21.01.16
Анализируют отрывки из доку-ментов. Составляют исторический портрет Екатерины II . Дают харак-теристику личности Е. И. Пугачёва
УМК 3б
УМК 3б
54
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Итоги экономического развития.
1
22.01. 16
Рассказывают об экономическом развитии России, используя исто-рические карты как источник информации. Сопоставляют таблицу экономического развития страны при Петре I и Екатерине II.
УМК 1б, с.184-191
УМК 2б, с.172-173
55
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 1787-1791 годов. Участие России в разделе Польши.
1
27. 01.16
Раскрывают цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети ХVIII в.
Показывают на карте территории, Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений
УМК 1б, с.192-204
УМК 2б, с.162-166
УМК 3а
56
Работа с историческими источниками
1
28.01.16.
Составляют исторические портреты (П. А. Румянцев. М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков) оценивают их деятельность на основе дополнительной литературы и исторических источников.
УМК 3б
УМК 3б
57
Россия при Павле I. Воцарение Павла I. Основные направления внутренней и внешней политики.
1
29. 01.16
Характеризуют основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I, дают оценку его деятельности.
УМК 1б, с.205-213
УМК 2б, с.181-184
58
Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Система образования.
1
26. 01.16
Характеризуют основные тенденции развития образования и науки. Систематизируют материал о достижениях российской науки
УМК 1б, с.214-221
УМК 2б, с.184-187
59
Художественная культура. Особенности развития художе-ственной культуры. Литерату-ра. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.
1
29. 01.16
Составляют описание памятников культуры XVIII в. Проводят поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Систематизируют материал о достижениях культуры в таблице.
УМК 1б, с.222-231
УМК 2б, с.188-190
УМК 3а
60
Быт и обычаи.
1
03.02.16
Характеризуют особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества XVIII в.
УМК 1б, с.232-239
УМК 2б, с.190-193
61
62
Защита проектов
2
04.02.16
05.02.16
Проводят поиск информации готовят проекты и презентации по курсу. Отвечают на вопросы.
УМК 3б
УМК 3б
63
64
Повторительно-обобщающий урок. Тест «Россия в 1762-1801 годах»
2
10.02.16
11.02.16
Высказывают суждения о значении наследия XVIII в. Выполняют тестовые задания
КИМ 4
УМК 2д,
с.193-195
Новая история. 38 часов.
Раздел 1. Европа и мир в начале нового времени. 16 часов.
65
Технические открытия и выход к мировому океану. Понятие «Новое время» Изобретения и усовершенствования. Порту-галия лидер исследования путей в Индию.
1
12.02.16
Объясняют смысл понятия «Новое время». Используют знание хроно-логии и этапов Нового времени в анализе событий. Рассказывают по карте о технических открытиях и их последствиях.
УМК 1а, с.8-16
УМК 2в, с.7-10
На базовом уровне:
уметь:
-называть тех-нические дос-тижения евро-пейцев,
- перечислять этапы Великих географических открытий, их последствия.
формулировать понятия и термины: кара-велла, Новый Свет, колони-зация, абсолю-тизм, парла-мент, меркан-тилизм, реформация, индульгенция, контрреформация, ересь, аутодафе.
- показывать на карте направле-ния экспедиций великих мореплавателей, открытые земли
На углублен-ном уровне:
уметь
-сравнивать разнообразные формы евро-пейского абсолютизма.
анализировать причины ре-формации, осо-бенности люте-ранского уче-ния; динамику распространения лютеран-ства.
-разрешать проблемные задания
- высказывать суждения о возможных вариантах исторического развития 18 в.
-анализировать документы
-давать оценки деятельности исторических личностей
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект);
сотрудничать в коллективе
66
Великие географические от-крытия и их последствия. Пу-тешествия Христофора Колум-ба. Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие.
1
17.02.16
Показывают по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризуют открытие и его зна-чение. Оценивают открытия Х.Ко-лумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.
УМК 1а, с.17-26
УМК 2в, с.7-10
УМК 3а
67
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Складывание абсолютизма централизован-ных национальных государств и национальной церкви.
1
18.02.16
Выделяют в тексте условия скла-дывания абсолютизма в евро-пейских государствах.
Объясняют причины появления республик в Европе.
УМК 1а, с.27-36
УМК 2в, с.19-22
68
Работа с историческими источниками
1
19.02.15
Составляют исторический портрет. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
УМК 3б
УМК 3б
69
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Причины возникновения и развития мануфактур. Разделение труда.
1
24.02.16
Объясняют, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивают труд ремесленника и работника мануфактуры.
УМК 1а, с.37-45
УМК 2в, с.23-25
70
Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре Европейское население и основные черты жизни.
1
25.02.16
Сравнивают положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Рассказывают об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.
УМК 1а, с.46-52
УМК 2в, с.29-31
71
. Великие гуманисты Европы. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве.
1
26.02.16
Объясняют смысл новых представ-лений о человеке и обществе. Сос-тавляют развёрнутый план. Готовят доклад и его презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.
УМК 1а, с.62-69
УМК 2в, с.39-41
72
Мир художественной культуры. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Уильям Шекспир и театр. Творчество Мигеля Сервантеса
Эпоха «титанов».
1
02.03.16
Приводят аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового вре-мени и человека. Выявляют и обозначают гуманистические тенден-ции в изобразительном искусстве.
УМК 1а, с.70-83
УМК 2в, с.46-52
УМК 3а
73
Рождение новой европейской науки. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия.
1
03.03.16
. Объясняют влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
УМК 1а, с.84-91
УМК 2в, с.53-61
74
Работа с историческими документами, источником.
1
04.03.16
Используя исторические источники. Раскрывают сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона
УМК 3б
УМК 3б
75
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Причины Реформации Крестьянская война в Германии.
1
09.03.16
Раскрывают смысл, формулируют содержание понятия «Реформация». Называют причины и сущность Реформации. Раскрывают особенности протестантизма.
УМК 1а, с.92-100
УМК 2в, с.62-63
УМК 3а
76
Распространение Реформации в Европе. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против еретичных учений.
1
10.03.16
Объясняют социальный эффект учения Кальвина. Указывают причины, цели, средства и иде-ологов контрреформации. Срав-нивают учение Лютера и Кальвина
УМК 1а, с.101-109
УМК 2в, с.68-70
77
Королевская власть и Реформация в Англии. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII.
1
11.03.16
Рассказывают о религиозно-социальном движении в Англии.
Объясняют, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивают религиозные течения
УМК 1а, с.110-117
УМК 2в, с.75-77
78
Религиозные войны и укре-пление абсолютной монархии во Франции.Гугеноты. Варфоломеевская ночь.
1
16.03.16
Сравнивают позиции католиков и гугенотов. Рассказывают о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
УМК 1а, с.118-126
УМК 2в, с.81-84
79
80
Работа с историческими документами, источником.
2
17.03.16
18.03.16
Выполняют работу с опорой на содержание документов. Делают выводы
УМК 3б
УМК 3б
Раздел 2. Первые революции Нового времени. 5 часов.
81
Нидерландская революция и рождение свободной республики Соединенных провинций
1
30.03.16
Называют причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям
УМК 1а, с.130-139
УМК 2в, с.91-93
На базовом уровне:
уметь:
-называть осно-вные события, революции ход Тридцатилетней войны.
-перечислять характеристики конституционной монархии в Англии.
- характеризо-вать систему международных отношений
На углублен-ном уровне:
Уметь
- высказывать суждения о возможных вариантах меж-дународных отношений 18 в
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятель-ность;
работать с учебной и внешкольной информацией использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи
82
83
Революция в Англии. Причины революции. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом
2
31.03.16
01.04.16
Объясняют причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывают об основных событиях Граждан-ской войны. Сравнивают причины нидерландской и английской революции. Рассказывают о политическом курсе О. Кромвеля
УМК 1а, с.140-151
УМК 2в, с.99-105
84
85
Международные отношения в XVI-XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война. Причины и начало войны. Военные действия
2
06.04.16
07.04.16
Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Ориентируются по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений
УМК 1а, с.162-173
УМК 2в, с.113-121
УМК 3а
Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 11 часов.
86
87
Великие просветители Европы. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
2
08.04.16
13.04.16
Раскрывают смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Соотносят ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.
УМК 1а, с.176-184
УМК 2в, с.124-130
УМК 3а
На базовом уровне:
уметь:
-называть осно-вные идеи просветителей, направления развития европейского искусства 18 в.
анализировать -определять характерные черты новой американской нации, пос-ледствия войны за независи-мость, причи-ны и итоги Великой французской революции
На углублен-ном уровне:
Уметь
-сравнивать революции Англии и Франции
- высказывать суждения о роли истори-ческих лич-ностей
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
88
89
Работа с историческими документами, источником.
2
14.04.16
15.04.16
Выполняют работу с опорой на содержание документов. Делают выводы
УМК 3б
УМК 3б
90
Промышленный переворот в Англии.
Английские колонии в Северной Америке.
1
20.04. 16
Называют причины и результаты колонизации. Обсуждают, как и почему удалось колонистам объединиться.
УМК 1а, с.197-216
УМК 2в, с.136-140
91
92
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны Первый Континента-льный конгресс и его послед-ствия. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости
2
21.04.16
22.04.16
Рассказывают об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона Объясняют истории-ческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
УМК 1а, с.217-226
УМК 2в, с.141-147
93
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Людовик ХV. Жак Тюрго и его программа. От Генеральных штатов к Учредительному собранию
1
27.04.16
Рассказывают о состоянии общества накануне революции.
Объясняют влияние Просвещения на социальное развитие.
Оценивают деятельность лидеров революционных событий.
УМК 1а, с.227-239
УМК 2в, с.154-160
УМК 3а
94
Великая Французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
1
28.04.16
Анализируют состояние и труд-ности общества в период рево-люционных событий. Объясняют, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.
УМК 1а, с.240-253
УМК 2в, с.161-166
95
96
Защита проектов
2
29.04.16
05.05.16
Проводят поиск информации готовят проекты и презентации по курсу. Отвечают на вопросы.
УМК 3б
УМК 3б
Раздел 4. Традиционные общества в раннее Новое время. 6 часов.
97
98
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
2
06.05.16
11.05.16
Сравнивают традиционное общество с европейским. Харак-теризуют империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии
УМК 1а, с.266-274
УМК 2в, с.181-186
На базовом уровне:
уметь:
-давать характеристику традиционного общества.
-называть и показывать по карте изменения в странах Восто-ка, связанные с проникновением европейцев.
На углублен-ном уровне:
Уметь
-сравнивать положение стран Европы и Азии, делать выводы
-анализировать документы
Уметь:
организовывать и регулировать свою деятельность;
работать с учебной и внешкольной информацией представлять результаты своей деятельности в различных формах
99
100
Повторительно-обобщающий урок. Тест.
2
12.05.16
18.05.16
Выявляют основные общественные и культурные процессы Нового времени. Выполняют тест.
УМК 1а
КИМ 5
УМК 2в
101
102
Итоговое повторение
2
20.05.16
26.05.16
Обобщают и систематизируют изученный материал.
УМК 1а
УМК 3б
Учебно-методический комплект.
1. Учебники
1а. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина /История нового времени.1500-1800/ 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2010 год.
1б.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина А.А. / История России. Конец XVI-XVIII век./ учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2010.
2. Методическая литература
2а. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва, Просвещение, 2011.
2б. К.А.Соловьев, Б.Н.Серов /Поурочные разработки по истории России конец XVI-XVIII век. 7 класс./ Москва, ВАКО, 2011
2в. К.А.Соловьев /Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг. 7 класс./ Москва, ВАКО, 2012
2г. К.В.Волкова /Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс/ Москва, ВАКО, 2011
2д. К.В.Волкова /Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс/ Москва, ВАКО, 2012
3. Интернет-ресурсы
3а. lesson-history.narod.ru/index.htm Сайт для учителей истории
3б. ithistory.ucoz.ru/index/ Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.
3в.statehistory.ru/968/N-M-Karamzin--Istoriya-gosudarstva-Rossiyskogo-online/ Карамзин История государства Российского
3г.sites.google.com/site/alenormoiseeva/ Персональный сайт учителя истории Элеоноры Моисеевой