Конспект урока на тему Северная война (7 класс)

Конспект представляет собой технологическую карту урока, проведенного с использованием системно-деятельностного подхода. В уроке активно используется работа с текстом учебника. Основной метод деятельности учащихся - групповой. Урок создан с учетом историко-культурного стандарта, поэтому используется краеведческий материал.
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соломатина Светлана Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №5 г. Архангельска

Информационно-технологическая карта урока 7 класс

по теме «Северная война»

( с привлечением историко-культурного стандарта)

УМК

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век», М.; «Просвещение» 2014 г.

Определение места урока в изучаемой теме

Третий урок главы 3 «Россия в XVШ веке»

Тип урока

Изучение нового материала.

Организационная форма

Индивидуально-групповая

Цель

Познакомить с событиями Северной войны 1700-1721 гг., ее героями; участием нашего края в войне, определить значение победы русского народа и вклад наших земляков в победу.

Задачи

Образовательные:

- углубить и расширить знания обучающихся о внешней политике России в , о событиях Северной войны; об исторических личностях; о роли нашего края в событиях 1700-1721 гг.

Развивающие:

- развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные; развивать навыки смыслового чтения

Воспитательные:

- формировать уважение к историческому прошлому России, своего края, воспитывать патриотические чувства на примере борьбы русского народа со шведами

Личностные:

- приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения;

- формирование активной жизненной позиции.

Формы работы, приемы, методы

Личностно-ориентированный, системно - деятельностный подходы.

Используемые технологии

Проблемного обучения, исследовательская, развития критического мышления, обучение на основе принципов сотрудничества, смыслового чтения, совместного планирования и осмысления. Информационно-компьютерных технологий.


УУД

личностные

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине, к родному краю и уважения к нашей истории.

регулятивные

Постановка учебной задачи (формулирование темы) на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно, т.е. предстоит выяснить; принятие познавательной цели (целеполагание). Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

познавательные

Анализ текста, выделение осмысление информации из текстов, документов.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, исторической карты, схем. Структурирование знаний;

коммуникативные

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах.

Планируемые результаты

Предметные - знать последовательность рассмотрения вопроса о войнах, знать и понимать причины Северной войны; уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, родному краю, уважение к истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку

Ресурсы

Карта «Россия в I половине XVIII века», схемы «Полтавская битва», «Гангутское морское сражение», портреты «Петр I»; «Карл XII», раздаточный материал, пезентация.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Приемы, методы и формы работы; педагогические технологии.

1.

Психологический настрой на урок. Концентрация внимания посредством беседы.

Обучающиеся вступают в диалог с учителем.

Личностные.

Беседа

- Прием «Комплимент»

(позволяет настроить уч-ся на успех)

2.

Определение темы через работу со стихотворным отрывком. (Слайд №1) Догадайтесь, как будет звучать тема урока?

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы.

Учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач.

Что мы сегодня должны выяснить в ходе урока?

Учитель формулирует проблемный вопрос №1. (Слайд №»)

«В начале войны наша армия проигрывала сражения. Петр превратился в объект для шуток европейцев, его обвиняли в трусости. Что же заставило шведов в 1721 году подписать с Петром мир «по принуждению постыдному для них?» (по словам самого Петра).

Учитель демонстрирует план урока на интерактивной доске.

План:

  1. Причины войны. Планы участников. Причины неудач России на первом этапе войны.

  2. Реорганизация армии.

  3. Полтавская битва 27 июня 1709 года

  4. Морские сражения. Гангутское-1714 год. Гренгамское- 1720 год.

  5. Наш край в годы Северной войны.

  6. Ништадтский мир. Причины и значение победы России в Северной войне.

Учитель делит класс на четыре группы, каждая из которых должна подготовить ответ на вопросы плана урока №1-4. (Слайд №3)

Учитель консультирует и при необходимости направляет работу групп.

По истечении 10 минут группам предоставляется слово для представления результатов работы.

Учитель предоставляет слово учащимся по вопросу плана №5. Было дано опережающее домашнее задание

Корректирует выводы (по мере необходимости).

Учитель организует работу класса с картой «Россия в I половине XVIII века» и учебника стр. 113.

  1. Как изменилась территория России по условиям Ништадтского мира?

  2. Сумел ли Петр добиться поставленной цели?

Учитель ставит проблемный вопрос №2 (Слайд №4)

«В 1721 году Россия была объявлена империей. Как это связано с итогами Северной войны?».

Работа с отрывком из текста поэмы А.С.Пушкин «Полтава». Определяют, о каких событиях пойдет речь. (Приложение1)

Исходя из осознания темы, обучающиеся должны сформулировать цели и задачи урока.

Учащиеся анализируют вопрос и делают выводы о том, что в начале войны армия терпела поражение, но в конце войны шведы были вынуждены заключить с Петром мир. Мы должны узнать: «Как и благодаря чему Петр добился этого результата?»


Учащиеся знакомятся с планом.

Учащиеся получают групповые задания и начинают работу в группах.

По окончании работы информируют о результатах весь класс.

Группа 1. Работа с текстом учебника,

стр. 105-106, карта стр.113

Определяет причины начала войны, подготовку к ней. Выясняет причины первых неудач.

Группа 2. Работа с текстом учебника стр.106-108. Записи ответа в тетрадях.

Группа знакомиться с военными преобразованиями, проведенными Петром 1 в эти годы.

Группа 3. Учебник стр. 108-110, 113. Вопросы для анализа схемы. (Приложение №3).

Изучит карту и схему Полтавской битвы, определив причины победы.

Группа 4. Работа с текстом учебника стр.111, 113; карта стр.113.

Познакомиться с победами русского флота, выяснить причины успехов в морских сражениях. Изучить карту. Сделать записи в тетради.

Учащиеся представляют опережающее домашнее задание-работа с дополнительным материалом по истории родного края. 1) Подвиг Ивана Рябова. 2) Роль Архангельска в создании русского флота. (Приложение №2. Источник №3)

Определяют, какую роль сыграли жители нашего края в успешном окончании Северной войны.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




Обучающиеся, используя имеющиеся знания, делают выводы об укреплении Российского государства и международного престижа России

Регулятивные

Целеполагания

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

-Творческо-поисковый метод

-работа с текстом

-аналитический метод

-беседа





Групповой метод деятельности. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля.









Индивидуальный метод (сообщения). Учащиеся представляют опережающее домашнее задание-работа с дополнительным материалом по истории родного края

Коммуникативный.

Аналитический метод.

3.

Рефлексия. Корректировка знаний.

Выставление оценок на основании наблюдения за ходом деятельности групп и по результатам представления ответов.

Домашнее задание. (Слайд №5)

  1. Чтение учебника, рассказ о Полтавской битве (по плану) или составление таблицы «Сражения Северной войны» (по выбору)( Приложение №4. Памятка.)

  2. Заполнение контурной карты.

  3. Работа с документом №2. Учебник стр.114-115. Согласны ли Вы с мнением автора о причинах поражения Карла XII под Полтавой. Ответ аргументируйте.

Обучающиеся оценивают свое участие в уроке, степень удовлетворенности:

1. Я знал …

2. Я узнал …

3. Я был активен/ не активен. Потому что…


Запись домашнего задания в дневнике. Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей и интересов.

Регулятивные

Саморегуляции

Коммуникативные




Дифференциация заданий

Применение творческих и практико-значимых заданий.

Источники:

1.Учебник. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век», М.; «Просвещение» 2014 г 2. В.И.Буганов. Петр Великий и его время. Москва, «Наука».1989.

3. Архангельск. 1584-1984. Фрагменты истории» Архангельск. Северо-Западное книжное издательство; 1984 г.

Приложение №1

А.С.Пушкин «Полтава»

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель; не один

Урок нежданый и кровавый

Задал ей шведской паладин.

Но в искушеньях долгой кары

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкой млат,

Дробя стекло, кует булат.

Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил над бездной.

Он шел на древнюю Москву,

Взметая русские дружины,

Как вихорь гонит прах долины

И клонит пыльную траву.

Приложение №2

В конце июня 1701 года до царя дошли слухи, что десять шведских кораблей пошли в Белое море с намерением тайно войти в двинское устье. Архангельск готовился к защите от шведов. Поморам запретили выходить на промыслы. Иноземных офицеров, матросов и плотников задержали в Архангельске до осени. Местные жители патрулировали побережье. В порту Архангельска были поставлены шесть зажигательных судов-брандеров, способных в случае появления шведских фрегатов зажечь их и не допустить «к воинскому промыслу».

Гарнизон города пополнился двумя стрелецкими полками и 534 драгунами. В дельте Северной Двины были установлены четыре батареи с пушками.

В 1701 в устье Северной Двины была заложена Новодвинская крепость. Именно, у ее стен плененные шведами Иван Рябов и Дмитрий Борисов совершили бессмертный подвиг. 24 июня 1701 года в Березовское устье вошли «тайным воровским обычаем» под английскими и голландскими торговыми флагами семь неприятельских кораблей и стали на якорь у Мудьюгского острова. А следующий день три судна неприятеля вышли в разведку Их вел лоцман Иван Рябов. У стен сооружаемой Новодвинской крепости он посадил два корабля на мель под огонь крепостных батарей. Бой длился тринадцать часов. Немногим из шведов удалось спастись. После этого все неприятельские суда покинули устье Северной Двины. Это была первая морская победа россиян над шведами.

За годы Северной войны в Архангельске были построены и переправлены на Балтику для борьбы с шведским флотом десять крупных 32-х и 52-х пушечных фрегата. На этих кораблях служили и наши земляки-поморы. По окончании войны в нашем городе по приказу Петра прозвучали троекратные пушечные выстрелы. Жители Поморья законно гордились своим вкладом в эту победу.

(По материалам книги «Архангельск. 1584-1984 . Фрагменты истории» Архангельск. Северо-Западное книжное издательство; 1984 г. Стр. 40-42)

Приложение №3.

  1. Охарактеризуйте местность будущего сражения.

  2. Покажите укрепления русской и шведской армий.

  3. Как был укреплен лагерь русских?

  4. Определите, в чем заключалась выгодность русских позиций.

  5. С помощью текста учебника выясните соотношение сил накануне сражения.

  6. На сколько этапов делилось сражение?

  7. Сформулируйте, используя имеющийся материал, причины победы русской армии.

Приложение №4. Памятка

1. План рассказа о сражении.

    1. Дата сражения.

    2. Участники.

    3. Планы сторон.

    4. Подготовка к сражению.

    5. Ход сражения.

    6. Итоги и значение сражения.

    7. Причины победы/поражения русских войск.

  1. Таблица. «Сражения ________________ войны»

Сражение. Дата.

Участники.

Итоги.

Историческое значение


© 2010-2022