- Преподавателю
- История
- Тематическое планирование 6 класс, раздел средние века
Тематическое планирование 6 класс, раздел средние века
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яковлева Л.В. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Элементы
минимального
содержания
образования
Основные понятия
УУД
Требования к уровню подготовки учащегося
Вид контроля
Домаш
нее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
I. ВВЕДЕНИЕ
1
Хронологические рамки Средневековья
Изучение нового материала
1
Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века»
Средневековье, дикость, варварство, цивилизация, исторические источники
Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником
Метапредметные : познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Уметь: устанавливать историческую связь между периодами истории; показывать преемственность
Работа с лентой времени, карточки. Задания в рабочей тетради
С. 6-12
3.09
2
Рубеж древности и Средневековья
Комбинированный
1
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки
Великое переселение народов, варварские королевства, Салическая правда
Уметь: работать с контурной картой; описывать образ жизни, быт германских племен; называть существенные черты процесса образования государств
Фронтальный опрос, составление схемы «Управление государством франков»
С. 12-26
4.09
Модуль 1
II. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Запад христианского мира. V-XI века
3
От королевств к империи Карла Великого
Комбинированный
1
Расселение франков, их занятия, общественное устройство. Франкская империя и ее распад
Король, рыцарь, условное землевладение, Папская область, графы
Предметные:
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Уметь: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом
Работа с контурной картой. Составление и прочтение схем. Устные ответы на вопросы
§1
10.09
Предметные:
Научатся определять термины: домен Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
4
Феодальное общество Европы
Комбинированный
1
Сословное общество в средневековой Европе.
Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы
Зависимые крестьяне, сеньор, вассал, феодал,
феодальная лестница, оброк, барщина, натуральное хозяйство
Уметь: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодальнего общества; работать с фрагментами исторической литературы
Работа по группам: анализ фрагментов исторического текста
§2
11.09
5
Феодальная раздробленность в Европе
Комбинированный
1
Образование государств в Восточной и Западной Европе. Политическая раздробленность. Культура раннего Средневековья
Феодальная раздробленность, домен, династия, феодал, феодальные владения
Уметь: работать с исторической и контурной картами; описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества
Выполнение заданий в рабочей тетради; работа с контурной картой
§ 3
17.09
6
Времена викингов
Комбинированный
1
Норманнские завоевания, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь
Руны, сага, викинги, норманны
Уметь: показывать на исторической карте направление походов норманнов; сравнивать власть короля и власть крупных феодалов
Задания в рабочей тетради; работа в парах: составление сравнительной таблицы
§4
18.09
Восток христианского мира. V-XJ века
7
Византийская империя
Изучение нового материала
1
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Византийская культура
Василевс, кодекс Юстиниана,
532 г., «греческий огонь», торговый путь «из варяг в греки»,варвары
Предметные:
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Метапредметные УУД:
Познавательные: используют знаково символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Уметь: выделять признаки исторической эпохи, определять черты, подтверждающие своеобразие Византийской империи; составлять схемы и таблицы, работать с контурной картой
Задание в рабочей тетради, карточки, кроссворд
§5
24.09
8
Государства
славян и кочевников
Комбинированный
1
Ранние славянские государства.славян - Кирилл и Мефодий
Славянские племена, вос-тюркские племена, западные и южные славяне, азбука
Уметь: определять характерные черты процесса дарств; работать с исторической картой; сравнивать образ жизни древних германцев и славян
Задание в рабочей тетради
§6
25.09
9
Раскол христианского мира
Комбинированный
1
Изменения в положении церкви. Католичество. Православие. Структура и иерархия духовенства
Православие,
католицизм
Уметь: описывать устройство христианской церкви; излагать суждения о христианской церкви в период раннего Средневековья
Задания на заполнение таблицы, работа с контурной картой, лентой времени
§7
1.10
Пророки и завоеватели Востока.
VII-XIII века
10
Свет ислама
Комбинированный
1
Возникновение ислама. Распространение ислама. Путь пророка Мухаммеда. Коран. Сунна. Шариат
Бедуин, ислам, хиджра, пророк, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат
Предметные:
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Уметь: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления христиан и мусульман
Фронтальный опрос. Задания в рабочей тетради
§ 8
2.10
11
Рождение исламского мира
Комбинированный
1
Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе
Халиф, халифат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмир
Уметь: работать с исторической картой; называть основные события истории халифата; объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата
Работа с контурной картой. Решение проблемного задания
§9
8.10
12
Крестовые походы
Применение знаний и умений
1
Католическая церковь. Борьба с еретиками. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества
Крестовые походы, крестоносцы, духовнорыцарские ордена. Реконкиста
Уметь: работать с исторической картой, источниками; выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах; сравнение целей участников походов
Работа с исторической и контурной картами. Составление таблицы
§ 10
9.10
13
Монгольские завоевания
Комбинированный
1
Империя Чингисхана. Монгольские завоевания
Хан, нукер, улус, янычар. Чингисхан
Уметь: определять ступень развития монгольских племен и причины успешности монгольских завоеваний
Задания в рабочей тетради. Работа с контурной картой
§11
15.10
14
Общий взгляд на возникновение и взаимодействие средневековых цивилизаций
Обобщение и систематицзация знаний
1
Запад христианского мира. V- XI века. Восход христианского мира. V-XI века. Пророки и завоеватели Востока. VI1-XIII века
Основные термины по темам: «Запад и Восток христианского мира. V-XI вв.», «Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII вв.»
Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи
Заполнение сравнительной таблицы. Работа в группах
Подготовка к контрольной работе
16.10
15
Контрольная работа № 1: «Рождение средневековых цивилизаций»
Контроль
знаний
1
Контрольная работа
22.10
16
Работа над ошибками
Итоговый по теме
1
Запад христианского мира. V- XI века. Восход христианского мира. V-XI века. Пророки и завоеватели Востока
УП-XIII вока
Основные термины по темам: «Запад и Восток христианского мира. V-XI вв.»,
Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи
Беседа. Исторический диктант. Решение проблемных задач
Индивидуальные задания
23.10
Модуль 2
III. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Особенности католической Европы. X-XV века
17
Города Европы
Комбинированный
1
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. Ремесло и торговля. Цехи, гильдии
Сословия, бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр, мастер, подмастерье, цех, братство, гильдия, ярмарка
Предметные:
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Уметь: описывать средневековый город; называть характерные черты устройства средневекового города; раскрывать причинно- следственные связи возникновения городов
Задание в рабочей тетради
§ 12
29.10
18
Феодальный
мир
Комбинированный
1
Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение. Феодальные повинности. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство
Турнир, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество и государство. Рыцарство, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, община, натуральное хозяйство. Повинности, барщина, оброк
Уметь: характеризовать основные признаки феодального общества, жизнь и быт различных социальных слоев населения; анализировать исторические явления на примере положения различных сословий; раскрывать особенности рыцарской культуры; работать с историческими документами
Индивидуальная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради
§ 13
30.10
19
Сила католической церкви
Комбинированный
1
Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни
средневекового человека. Борьба с еретиками
Монастырь, монашеские ордена, кардинал, аббат, духовная
и светская власть, еретик, инквизиция, таинства, индульгенция
Уметь: выделять существенные черты религиозных воззрений людей в эпоху Средневековья; называть
причины существования двух христианских церквей; анализировать исторические документы
Составление таблицы. Анализ фрагмента истори-
ческого документа
§ 14
12.11
20
Культура католического мира
Комбинированный
1
Средневековая культура. Романский и готический стили. От Средневековья к Новому времени. Возрождение гуманизма
Рационализм, схоластика, логика, романский и готический стили, стрельчатая арка, мистика. Возрождение, гуманизм, ренессанс, книгопечатание. Университеты
Уметь: выделять существенные черты представлений средневекового человека о мире; составлять описание средневековых памятников; описывать особенности средневековой культуры. Работать с историческими источниками
Самостоятельная работа с историческими источниками. Задания в рабочей тетради
§15. Творческое задание
13.11
Страны католической Европы. XI-XV века
21
Раздробленность в Англии и Франции
Комбинированный
1
Кризис европейского сословного общества в XIV XV вв. Крестьянские и городские восстания
Амнистия, рабочее законодательство, раввин, ростовщичество, гетто, «черная смерть»
Предметные:
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Уметь: работать с исторической и контурной картой; раскрывать общее и особенное в процессе раздробленности европейских государств в Средние века
Фронтальный опрос. Работа в группах
§16
19.11
22
Столетняя
война
Комбинированный
1
Столетняя война: причины, этапы и итоги. Крестьянские восстания во Франции
Восстание Уота Тайлера. Жанна д' Арк
Арбалет, тактика, национальная независимость
Предметные:
Научатся определять термины: партизанская война
Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Уметь: определять причины, характер и значение феодальных войн; характеризовать роль личности
в истории; работать с
картами; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерии и Уота Тайлера
Фронтальный опрос. Индивидуальная работа
§17
20.11
23
Централизация в Англии и Франции
Комби
ниро
ванный
1
Образование централизованных государств в Европе. Война Алой и Белой розы. Кризис католической церкви. Папы и императоры
Централизация, Реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния
Предметные:
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебно материале сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Уметь: раскрывать общее и особенное в процессе завершения объединения и управления европейских государств; работать с исторической и контурной картами
Работа в группах. Выполнение заданий в рабочей тетради
§ 18
26.11
24
Итальянское
Возрожде
ние
Комби
ниро
ванный
1
Возрождение. Г уманизм
Возрождение, гуманисты, искусство
Предметные:
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Уметь: составлять описание средневековых памятников эпохи Возрождения; описывать особенности средневековой культуры. Работать с историческими источниками
Задание в рабочей тетради
§ 19
27.11
25
Границы
Священной
империи
Комби
ниро
ванный
1
Германские земли. Польша и Чехия: времена расцвета. Гуситское движение в Чехии
«Золотая Булла», Ганзейский союз, рейхстаг, орден Меченосцев, Тевтонский орден, Сейм, гуситы, табориты, умеренные
Уметь: работать с исторической и контурной картами; называть участников гуситского движения; анализировать причины и сущность гуситских войн и объединения Священной империи
Работа с контурной картой. Составление таблицы
§20
3.12
Судьбы средневековых цивилизаций
26
Рубежи православия и ислама
Комби
ниро
ванный
1
Падение Византийской империи. Османская импе-
рия. Османские завоевания на Балканах. Флорентийская уния
Османы, янычары, султан, церковная уния
. Предметные:
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Уметь: работать с исторической картой; выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи
Задания в рабочей тетради
§21
4.12
27
Индийская средневековая цивилизация
Комби
ниро
ванный
1
Индийские княжества. Делийский султанат
Раджа, каста, брахманизм, индуизм, буддизм, Делийский султанат
Уметь: перечислять признаки цивилизации, сравнивать образ жизни индийцев, работать с исторической и контурной картами
Фронтальный опрос. Работа с контурной картой
§22
10.12
28
Дальневосточный мир Китая и Японии
Комби
ниро
ванный
1
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун
Конфуцианство, даосизм, буддизм, дальневосточная цивилизация, Поднебесная империя, Страна восходящего солнца, синтоизм, самурай
Уметь: работать с исторической и контурной картой; выделять признаки, используя текст учебника и источников, определять мотивы поступков людей прошедшей эпохи; сравнивать образ жизни Восточной и Западной цивилизаций
Работа с контурной картой. Сопоставительная таблица
§23
11.12
29
Где закончилось Средневековье?
Комби
ниро
ванный
1
Цивилизации Африки и Америки в Средние века
Ацтеки, инки, Христофор Колумб
Предметные:
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».
Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Уметь: работать с исторической и контурной картой; сравнивать образы жизни народов
Задания в рабочей тетради
§24
17.12
30
Общий взгляд на историю Средневековья
Обобщение и систе- матица- зия знаний
1
Страны и особенности католической Европы. X- XV века. Судьбы средневековых цивилизаций
Основные понятия по темам: «Страны и особенности католической Европы. X-XV века»; «Судьбы средневековых цивилизаций
Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи
Работа в группе. Закрепление навыков групповой работы
Подготовка к контрольной работе
18.12
31
Контрольная работа № 2: «Католическая Европа в Средневековье»
Конт
роль
знаний
1
Страны и особенности католической Европы. X- XV века. Судьбы средневековых цивилизаций
Основные понятия по темам: «Страны и особенности католической Европы. X-XV века»; «Судьбы средневековых цивилизаций»
Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи
Контрольная работа № 2
25.12
32
Работа над ошибками
Итого
вый
1
Страны и особенности католической Европы. X- XV века. Судьбы средневековых цивилизаций
Основные понятия по теме «Судьбы средневековых цивилизаций»
Уметь: определять место событий в прошлом; выявлять главное, сравнивать; давать оценку и объяснять свое отношение к историческим событиям; решать исторические задачи
26.12
7