• Преподавателю
  • История
  • Формирование навыков смыслового чтения средствами УМК по истории Древнего мира А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Формирование навыков смыслового чтения средствами УМК по истории Древнего мира А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Данная статья описывает возможности формирования навыков смыслового чтения средствами традиционно распространённого учебно-методического комплекта по истории Древнего мира А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. Данный УМК значительно обновлён в соответствии с ФГОС основного общего образования, в учебнике изменены задания для учащихся, в рабочих тетрадях добавлены новые разделы, разработано новое методическое пособие. Чтение является базой всех результатов ФГОС, на уроках истории применяетс...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков смыслового чтения средствами УМК по истории Древнего мира А.А.Вигасина, Г.И.Годера.

Романова И.Н., учитель истории МОУ Касаргинская СОШ

Сосновского района Челябинской области


Чтение - фундамент всех образовательных результатов ФГОС. На ступени основного общего образования ФГОС среди планируемых результатов усвоения междисциплинарных программ устанавлен раздел «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Установлены и планируемые результаты усвоения.

{Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий

содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с

опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:

обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка,

пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,

определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они

тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу

информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,

требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по

заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для

обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе

чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,

оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте

таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе

динамические, электронные, в частности в практических задачах),

переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию

разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления

иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста

(использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из

других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих

представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста,

но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению

достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность

получаемой информации, пробелы в информации и находить пути

восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять

содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов

для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и

свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия

противоречивой или конфликтной ситуации1

Кроме этого работа с информацией, с тектом предусмотрена и программой формирования универсальных учебных действий.




В процессе обучения истории в 5 классе формируются следующие информационые умения.


Умения работать с текстовым и историческим источниками

Различать вещественные, письменые, изобразительные и устные исторические источники. Находить историческую книгу по автору и названию.

С опорой на вопросы учителя изучать фрагмент учебного исторического текста ( документы в учебнике, хрестоматии, рабочей тетрадии т. д.) и извлекать из него информацию. Выделять главные мысли текста. Различать повествовательный, опистаельный и обобщающий тексты.

Умения работать с учебником

Пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника. Объяснять тему параграфа и называть пункты его плана.

Самостоятельно читать текст учебника повествовательного или описательного характера и уяснять значение понятий, терминов.

Под руководством учителя выделять в тексте учебника ведущие идеи, факты, имена собственные, понятия, обязательные для усвоения.

Умения работать с вещественными и изобразительными источниками

Различать вещественные и изобразительные источники изучаемой эпохи. С опорой на памятку давать описание вещественных памятников истории и культуры, сюжетных и типологических учебных картин, исторического пейзажа. Под руководством учителя извлекать из этих источников историческую информацию: определять функциональное предназначение вещественных памятников, содержание сведений об исторических фактах и явлениях.

В 5 классе при изучении материала внимание детей сосредотачивается на тексте учебника. Так формируются навыки работы с ним и представление о том, что основная информация содержится именно в учебнике. Применяются следующие приёмы работы с текстами:

  • комментированное чтение;

  • пересказ;

  • беседа по тексту;

  • самостоятельное изучение текста с конкретной целью;

  • опережающее чтение текста;

  • подбор строк из текта к выводам учителя и учащихся;

  • составление рассказа по ключевым словам;

  • составление плана, деление на части, озаглавливание текста;

  • группировка сведений;

  • обобщение на основе группировки сведений текста;

  • сопоставление двух рядов информации, текста и документов, характеристик;

  • составление синхронистических таблиц;

  • обработка информации графиков, схем, диаграмм;

  • составление логического рассказа на основе диаграммы;

  • сравнение графического материала разных параграфов;

  • нравственная оценка действий, поступка гражданина;

  • моделирование, драматизация;

  • составление биографических, социологических, и исторических справок;

  • знакомство с библиотечным каталогом;

Что читают все учащиеся при изучении истории:

  • текст учебника;

  • фрагменты исторических источников;

  • иллюстрации;

  • исторические карты;

  • задания.

Методисты рекомендуют различные приёмы чтения учебных текстов на уроках: от чтения вслух к чтению по себя; чтение текста по частям на которые учитель заранее разделил текст ( после прочтения задаются вопросы на понимание); чтение до «стоп» - остановки, где возникает непонимание; прочитаь текст пункта и изобразить его содержание условными обозначениями, а другой ученик на основе этих изображений должен составить ответ;прочитать текст, сформулировать вопрос, что неясно и записать на бумаге, затем ещё раз вернуться к тексту ; прочитать текст и составить как можно больше вопросов к нему и затем друггие ученики отвечают на вопросы и т. д.

Работа с иллюстрациями также является элементом чтения. Например, описать как выглядел древний человек; составить рассказ по рисунку; используя дополнительные сведения определить по рисунку, кто изображён, сколько захватили пленных во время похода;подготовить виртуальную экскурсию.

Работа с картой как элемент работы над чтением используется прикаждой возможности. Практикуются такие вопросы как: проследить по карте, где берёт начало река; где расположена страна, какие страны расположены по соседству, как добраться по реке из одного города в другой и т.д.

Совершенствованию смыслового чтения способствует и словарная работа: выписать новые слова, объяснить смысл и значение крылатых выражений,кроссворды.

Преподавание истории в нашей школе осуществляется по учебно-методическому комплекту по истории Древнег мира А.А.Вигасина, Н.И.Годера, И.С.Свенцицкой.

В состав учебно-методического комплекта по истории Древнего мира входят:

  • А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс;

  • Г.И.Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. В 2 частях;

  • Н.И.Шевченко Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс;

  • История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику 5 класса А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой;

  • А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченкои др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы, 5-9 классы;

  • История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс;

  • История Древнего мира. Электронное картографичекое пособие для средней школы. 5 класс.

Учебник История Древнего мира содержит собственно учебные текст содержащийся в параграфах, отдельным фоном выделена дополнительная информация: отрывки из письменных документов, мифы, сказания, сведения о находках учёных; иллюстрации современных художников, фотографии из музеев; исторические карты. Специальными условными обозначениями отмечены вопросы и задания перед каждой главой, которые помогут научиться находить и обобщать необходимую информацию; вопросы и задания перед параграфами позволят вспомнить ранее изученное и лучше усвоить новый материал. Вопросы и задания после параграфа разделены на два уровня. С помощью вопросов первой рубрики учащиеся смогут проверить свои знания, объяснить значение новых слов, выполнить задания по карте,поработать с историческими датами. Вопросы и задания второй рубрики предлагают размышлять над интересными вопросами, описать иллюстрацию по плану, изучить письменный документ, подготовить сообщение по теме,составить рассказ от лица людей далёкой исторической эпохи.

В методических рекомендациях даны рекомендации по изучению нового материала, очень большое внимание уделено проблемным заданиям, различным приёмам работы с текстом учебника. Автор указывает к какому типу относится то или иное задание: репродукивное, творческое, проблемного типа; на установление причинн-следственных связей, на работу с понятиями; на группировку и обобщение сведений, на различение фактов и событий в истории; на соотесение фактов;на формулирование понятий; на соотнесение информации; на аргументацию и обобщение;на выделение отличия. Даны методические консультации для учителя по использованию дискуссионных техник: «Микрофон», «Лесенка», «Карусель», описываются задания тренингового характера.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира включает в себя разнообразные задания, котрые помогают усвоить главные исторические факты истории Древнего мира, основные исторические и историко-географические понятия, способствуют формированию навыков осмысленного чтения текста, работе с иллюстрациями, контурными картами.

Задания соответствуют разделам учебника. При работе с тестом используются задания: вписать недостающие слова в текст, заполнить контурную карту, ответить на вопросы по рисунку ( с вопросами подсказками), составить рассказ по рисунку ( по предложенному плану), ответить на вопросы ( раскрывающие признаки понятий, терминов),тексты с историческими ошибками, кроссворды, вписать недостающие буквы в имена, описать рисунок. В конце каждого раздела содержатся вопросы «Проверь себя». В тетради имеются «Тестовые задания длясамоконтроля» для организации итогового повторения. Задания предполагают работу с текстом учебника, иллюстрациями, исторической картой, дифференцированы по уровню сложности, требуют привлечения дополнительных источников информации.

Преподавание истории Древнего мира в 5 классе предполагает максимально полное использование материалов учебника и рабочих тетрадей. Основная часть нового материала отрабатывается на уроке, учащиеся под руководством учителя или самостоятельно, в группах, парах, читают текст учебника, выполняют задания.

Рассмотрим для примера комплекс заданий в рабочей тетради и в учебнике по теме «Древний Восток». Тема 4. Древний Египет.

Всего в рабочей тетради содержится 21 задание.

Задание № 22. Впишите недостающие слова. Учащиеся должны описать географическое положение Древнего Египта. Даны вопросы-подсказки ( по берегам какой реки? От какого места до какого моря? На каком материке? В какой его части. Кроме этого в задании учащиеся должны указать первую столицу Египетского царства и как называют правителей Древнего Египта.2 Это задание используется при изучении темы «Государство на берегах Нила»

В учебнике содержатся задания: объяснить значение слов; определить словами местоположение Египта на карте мира, рассказать о разливх Нила; поработать с картой. Рассмотреть иллюстрации и сравнить природу Египта с природой места, где расположена школа, выснить отличия.

Задание № 23 целесообразно выполнить после прочтения текста параграфа и источника «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». В задании дан фрагмент древнеегипетской «Повести о двух братьях». Необходимо объяснить слова: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебной поле вышло из-под воды...»Даны подсказки: Чем предполагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древем Египте особождались от воды? С каким явлением природы это связано? Опишите его. Задание к теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Задание № 24. Ответить на вопросы по рисунку современного художника «Сбор налогов в Древнем Египте». Это задание целесообразно выполнить совместно с учителем, так как вызывает некоторые затруднения у учащихся.Ученики должны прочитать текст учебника «Писцы собирают налоги» и соотнести текст учебника с иллюстрацией. Кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке? Что за люди его сопровождают? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Справа от него изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени ( в центре)? Кто эта женщина с детьми? Почему происходящее стало для земледельца горем.

В учебнике дано задание на объяснение слов, описание рисунка «Шадуф» и настенной росписи «выжимание сока».

Задание № 25 . На формирование хронологических умений. Отметить на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитать, сколько лет назад это было.

Задание № 26.Заполнить контурную карту «Древний Египет». Написать название реки, протекающей через Египет, обозначить на ней 1-й порог; закрасить районы земеледелия; написать названия морей, ближайших к Египту; закрасить кружочек, обозначающий столицу и написать её название; обозначить район пирамид.

Задание № 27. Вписать недостающие даты. ( образование единого государства, постройка пирамиды Хеопса, завоевания фараона Тутмоса).

Задание № 28.Заполните контурную карту военные походы фараонов. Данное задание дополняет задание учебника «Поработайте с картой», учащиеся должны обозначть стрелками направления завоевательных походов, обвести границы Египетского царства,написать название реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере, написать названия стран, завоёванных фараонами. Прочитав текст учебника, учащиеся смогут объяснить значение новых слов, проверить себя: какием оружием пользовались египетские воины, как были устроены колесницы, ответить на вопросы к отрывку из древнеегипетской летописи» Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо», описать рисунок по плану.

Задание № 29.Вписать недостающие слова. Относится к параграфу «Военые походы фараонов». Кто совершил самые крупные завоевания, из чего изготавливалось оружие, какие страны были завоёваны, до каких рек доходили границы Египетского царства в Азии и Африке.

Задание № 30. Заполните «линию времени». Отметить даты правления фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки что-нибудь знать друг о друге?

Задание № 31. Вписать недостающие буквыв имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами. Это задание учащиеся выполнят самостоятельно при изучении темы «Религия древних египтян».

Задание № 32. Задание репродуктивного типа- вспомнить мифы о богах и ответить на вопросы. Задание творческого типа - описать рисунок по плану. В учебнике содержится аналогичное задание на описание древнеегипетского рисунка на папирусе « Суд Осириса»

Задание № 33. Ответить на вопросы. Вспомнить сказания о богах и ответить на вопросы: Кто мог сказать о себе такие слова? По какому поводу?

Задание № 34. Творческого характера. Придумть подпись к рисунку и составить рассказ по рисунку, используя вопросы-подсказки. Также в этом задании предусматривается работа с дополнительными источниками, в том числе с Интернетом ( где сейчас находятся предметы из гробницы Тутанхамона). Прочитав учебник, учащиеся ответят на вопросы: что такое египетские пирамиды,чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна. С какими целями сооружались пирамиды; поряботают с картой. Опишут рисунок «Строительство пирамиды» и соотнесут с рассказом Геродота о возведении пирамиды. Задание по теме «искусство Древнего Египта».

Задание № 35. Ответить на вопросы относится к теме «Письменность и знания древних египтян».

Задание № 36.Решить древнюю задачу и ответить на вопросы. Задание творческого уровня. Содержит проблемное задание: кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте, почему?

Кем становились выпускники школы в Древнем Египте.

Задание № 37. Знаем ли мы как правильно произносить древнеегипетские имена. Если нет, то почему. Творческое задание.

Учебник к этой теме содержит задания: на объяснение значения слов: иероглиф, папирусный свиток, клендарь, астрономия, водяные часы; ответить на вопросы: почему в Египте было трудно учиться? Чему и как учили в школах Египта? Кем становилсиь выпускники школ? Описать по рисунку письменные принадлежности писца. Даётся творческое задание: подготовить сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов. Знакомство с документом «Поучения писцов детям» и ответы на вопросы по документу.

Работа с текстом «Поучения» предусмотрена и в задании № 40 в рабочей тетради. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, вспомнив слова из древнеегипетского текста. Найти пропущенные слова и вписать в клетки кроссоворда в том же падеже, в каких они должны стоять в тексте.

Задания № 38 - 39 Разгадать чайнворд «На берегах Нила» и кроссворд «В Древнем Египте». По материалам нескольких параграфов, эти задания целесообразно дать в качестве домашнего задания.

Задание № 41 можно использовать для организации повторения по теме, так как они предполагают ответить на вопросы по изученым темам.

Задание № 42. Текст с историческими ошибками. Целесообразно выполнить задание в классе, прочитав внимательно текст, прокооментировав каждуюисторическую ошибку.

Задание № 43. Творческое задание.Придумать окончание сказки.

Приведу примеры работы с текстом учебника, описанные в методических рекомендациях к теме «Древний Египет»

Тип задания

Пример задания

Группировка информации

1. Объясните. Почему первые государства возникли у земледельцев, а не у скотоводов. 2.С помощью карты и дополнительной информации докажите справедливостьназвания Древнего Египта «Дар Нила».

3. Перечислите природные условия, которые способствовали возникновению государства в долине Нила.

4. Назовите два важных природных фактора, от которых зависело существование Древнего Египта.

5. Раскройте понятия: дельта, оазис.

Группировка сведений

1. Рассмотрите рисунки корон фараонов и предположите, почему одна из них имела красный цвет.

2. Раскройте содержание понятий: фараон, столица, рельеф.

3. Изучите отрывок из хвалебной песни египтян Нилу и солнцу: «Все живут благодаря ему» и выделите глаголы, относящиеся к реке и солнцу.

4. Обсудите в группах, как взаимосвязаны между собой объединение страны и занятие населения земледелием.

Работа с картой

1. Рассмотрите карту и определите совместно с соседом по парте, почему первоначально государство образовалось в нижнем течении Нила, а не в верховьях.

2. Один из греческих историков подметил, что Египет со всех сторон укреплён самой природой. Пользуясь картой, прокмментируйте эту точку зрения.

3.Поясните древнее название страны «Дар Нила».

Установление соответствия

1. Используя понятия: «фараон», «вельможи», «писцы», «войско», «население страны», «налоги» составьте рассказ о жителях Древнего Египта и управлении страной.

2. Объясните,почему все рядовые жители Египта платили налоги

3. Определите, какую роль играл Нил в жизни каждой группы населения.

4. Объясните, чем различались родовой строй и древнеегипетское общество.

5. Обсудите в группах, что обеспечивало единство государства в древнем Египте.

Группировка по заданному основанию

1. Объясните, для чего древние египтяне строили различные ирригационные ( оросительные ) сооружения, несмотря на то, что жили рядом с рекой.

2. Опишите, что представляло собой орошаемое земледелие в Древнем Египте.

3. Перечислите виды работ земледельца.

4. Рассмотрите рисунки и составьте рассказ о жизни египтянина-земледельца.

Задание репродуктивного типа

1. Перечислите предметы вооружения воинов в войске фараона.

2. Назовите материалы, из которых изготавливались оружие и доспехи.

3. Объясните, что в древности было причиной военных столкновений.

4. Древние египтяне одними из первых стали сипользовать медь в вооружении. Поясните, как это повлияло на боеспособность войска.

Проблемное задание

1. Как свидетельствуют историки, древние египтяне всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приёма пищи. Объясните внешние причины появления этих правил.

2. Подумайте и обсудите, почему члены одной и той же семьи в Древнем Египте по утрам питались отдельно и употребляли в пищу разные продукты.

3. Предположите, почему древние египтяне любили носить амулеты.

4. Выделите в тексте сведения о предметах быта, роскоши, известных египтянам.

Работа с понятиями

1. Соотнесите понятие и его содержание; 1) жрец, 2) обелиск, 3) колонна, 4)храм, 5) пирамида. 1) гробница фараона; 2) вертикальный цилиндрический или многогранный столб; 3) служитель богов; 4) высокий столб, обычно служащий опорой в здании; 5) жилище богов.

2. Сравните первобытные верования и египетскую религию. Определите сходство и различия.

На установление причинно-следственных связей

1. Объясните, в чём различие между войском фараона и ополчением родовой общины.

2. Составьте рассказ о службе древнегипетсокго воина.

3. Объясните. Почему в войске фараона появились наёмники.

4. Непобедимое войско египетского фараона постепенно слабело. Докажите, что это происходило не случайно.

5. Рассмотрите рисунки и составьте рассказ о военных походах фараонов.

На выделение признаков, отличий

1. В группах выявите причины появления письменности у египтян.

2. Почему в египетской письменности было много знаков?

3. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, составьте слово из иероглифов.

4. Обсудите с соседом по парте, почему грамоту изучали мальчики из обеспеченных семей.

5. Составьте кроссоврд из 8 слов по теме данного пункта параграфа.

6. Составьте короткий палан данного пункта.

7. Расскажите, что удивляет вас в письменности египтян.

Информационно-ориентировочное

1. Проверьте друг друга, каков смысл следующих понятий: фараон, папирус, шадуф, писец, налог, вельможа, ремесло, обмен.

2. Прокомментируте связь процессов: поддержка оросительной системы - коллективный труд земледельцев -общинников - объединение Египта под властью фараона.

3

Задания можно использовать при проверке домашнего задания, закреплении изученного, подведения итогов, но основная часть заданий используется во время урока при изучении нового материала, что соотвествует деятельностному подходу в обучении.

Таким образом, используя комплекс заданий в учебнике и рабочей тетради можно формировать навыки осмысленного чтения на уроках истории.

Литература


1. А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.-М.: Просвещение, 2012.

2.Г.И.Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014

3.Н.И.Шевченко Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс.- М.: Просвещение, 2012

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.

5. Иванова Л.Ф. Особенности формирования смыслового чтения на уроках истории в основной школе. Презентация.

1Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011.

2Годер Г.И. Всеобщая история. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014

3Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

© 2010-2022