- Преподавателю
- История
- Рабочая программа Средние века 6 класс
Рабочая программа Средние века 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куцобина М.В. |
Дата | 03.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по новейшей истории МО РФ 2004г. Авторская программа Всеобщая история. Вигасина А.А. - Сороко-Цюпы О.С. 5-9 классы - М: Просвещение 2011, Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебным планом МБОУ Бачаровской сош на 2015-2016 учебный год.
Цели курса:
-
сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
-
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
-
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама;
-
сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и раз
Задачи курса - создать учащимся возможности для
· воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);
· овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая INTERNET);
· формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
· применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по истории средних веков:
1.Хронологические знания и умения:
1.1 знать и называть хронологические рамки истории средневековья;
1.2 знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;
1.3оперировать историческими датами, выявлять синхронность и
диахронность событий и явлений
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
2.2 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;
2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;
2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;
2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;
2.8 представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья
2.10. знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко - географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.
3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Анализ, сравнение, оценки:
4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных
регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;
4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);
4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения - восстания, войны и пр.);
4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.
Содержание изучаемого курса.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙35 недели=70 часов. Из них : Всеобщая история - 35 часа; история России - 35 часов).
История Средних веков
Всего часов
Введение
1 час
Раздел 1. Раннее Средневековье.
12 часов
Раздел 2. Расцвет Средневековья.
19 часов
Итоговое повторение
3 час
Сумма
35 часов
Программа курса
Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация.
Западная и центральная Европа в V-VIII вв. Великое переселение народов1. Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии в Европе.
Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная римская империя.
Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествие кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.
Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Итоговое повторение.
Учебно-методические материалы по курсу.
I .Учебники, учебные пособия для учащихся:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; 2012
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
3. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
5. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (35 часов)
№
Тема урока
Колич.
часов
Тип урока, форма
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид
контроля
Дом. задание
Дата урока
план/факт
1
Введение
1
Вводный. Урок изучения нового
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.
Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Вопросы
Введение
Раздел I. Раннее средневековье (12 часов)
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв. (7часов)
2
Древние германцы и Римская империя
1
Комбинированный
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.
Задания с кратким ответом
§1
3
Королевство франков и христианская церковь
1
Комбинированный
Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.
Вопросы
§ 2
4-5
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
2
Комбинированный
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.
Вопросы.
Составление схемы.
§ 3
6
Западная Европа в IX - XI вв.
1
Комбинированный
Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.
Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли;
Задания с кратким ответом
§ 4-5
7
Образование славянских государств
1
Комбинированный
Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).
Задания с кратким ответом. Таблица.
§ 8
8
Повторительно-обобщающий урок:
«Западная и Центральная Европа в V- XI вв.»
1
Урок обобщения
Западная и Центральная Европа в V- XI вв.
Анализ, сравнение, оценки.
тест
-
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI - XI вв. (2 часа)
9
Византия при Юстиниане
1
Комбинированный
Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.
Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).
Вопросы.
§ 6
10
Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат.
1
Комбинированный
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.
Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.
Задания с развёрнутым ответом.
§ 9
Тема 3. Культура Раннего Средневековья
2
11-12
Культура Раннего Средневековья
2
Комбинированный
Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
Задания с кратким ответом
§ 5, 7, 10
13
Обобщающий урок по разделу I
«Раннее средневековье»
1
Урок обобщения
Повторить пути установления феодального строя. Обобщить признаки феодального строя в Византии , в в странах Арабского Халифата, в Западной и Центральной Европе.
Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Контрольная работа
Раздел II. Расцвет Средневековья
19
Тема 4. Средневековое европейское общество
3
14
Крестьяне и феодалы
1
Комбинированный
Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.
Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).
Задания с кратким ответом
§ 11-12
15-16
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2
Комбинированный
Возникновение городов. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города - республики
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).
Задания с развёрнутым ответом.
Тест.
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы. Государства Европы в XII - XV вв.
12
17-18
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы.
2
Комбинированный
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.
Таблица.
§ 15-16
19-20
Объединение Франции и Англии
2
Комбинированный
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны
Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.
Задания с кратким ответом.
Схема.
§ 17-18
21-22
Столетняя война 1337 - 1453 гг. Крестьянские восстания
2
Комбинированный
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
Наносить на контурную карту ход боевых действий.
Вопросы.
Таблица
§ 19-20
23-24
Усиление королевской власти во Франции и Англии.
2
Комбинированный
Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Таблица, тест.
§ 21
25-26
Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии
2
Комбинированный
Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям
оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).
Задания с кратким ответом.
§ 22-25
27-28
Культура Западной Европы в XI - XV вв.
2
Комбинированный
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.
Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.
Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.
Задания с кратким ответом.
§ 27-30
29
Повторительно-обобщающий урок
1
Урок обобщения
Средневековое европейское общество. Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы. Государства Европы в XII - XV вв.
Анализ, сравнение, оценки.
тест
Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века
4
30-31
Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века.
2
Комбинированный
Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.
Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).
культуры стран. Составлять описание достижений
Сравнивать особенности развития Китая и Индии
выявлять особенности развития стран.
Задания с кратким ответом.
§ 26, 31, 32
32-33
Народы Америки и Африки в средние века
2
Комбинированный
Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.
Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.
Задания с кратким ответом.
§ 33-34
34
Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»
1
Урок обобщения
Основные изменения в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья.
Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Контрольная работа
35
Итоговый урок по истории средних веков.
1
Урок обобщения
Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
Представление творческих работ.
Заключение
1