Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. И в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании».

Целью изучения предмета является

формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Основными задачами курса являются:

освещение взаимодействия человека с окружающей средой, развития древних обществ, различные формы социального и политического строя;

знакомство учащихся с наиболее яркими личностями Древнего мира и их ролью в истории и культуре;

характеристика становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий - буддизма и христианства);

раскрытие на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость и широту мировоззрения;

формирование у школьников представления об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представления о том, чем отличается Древний мир от современного.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Описание места курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Планируемые результаты изучения и освоения учебного предмета.

Личностные. Включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные. Включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные. Включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

Познавательные УУД.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Смысловое чтение.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета. Определяется фундаментальным ядром содержания общего образования.

Введение. Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. 1 ч.

Первобытность. 7 ч.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток. 20 ч.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Итоговое обобщение.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция. 21 ч.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Итоговое обобщение.

Древний Рим. 18 ч.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Историческое и культурное наследие Древнего мира. Повторение и обобщение по курсу «История Древнего мира». 1 ч.

Учебный план.

Наименование раздела

Количество часов на раздел

Из них

(количество часов)

Лаборат./

практич.

работы

Контр.

работы

1.

Введение

1

2.

Жизнь первобытных людей

7

1

3.

Древний Восток

20

2

4.

Древняя Греция

21

1

5.

Древний Рим

18

1

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


Тема урока

Кол-во часов

Сроки

изучения

учебного материала

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

1.

Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1

Предмет истории. Знания о прошлом. Источники и историки.

Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Привести примеры вещественных и письменных исторических источников.

2.

Древнейшие люди

1

Происхождение человека. Прародина человека. Орудия труда. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.

Работа с картой, определение первоначального расселения древнейших людей. Описание рисунка из учебника.

3.

Родовые общины охотников и собирателей

1

Первобытное общество. Расселение первобытных людей. Охота. Родовые общины

Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Отмечать новые изобретения человека для охоты. Выделять признаки родовой общины.

Блиц-опрос по понятиям «рубило», «копье», «гарпун», «человек разумный», «родовая община».

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Пещерная живопись. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Работа в группах. Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгады- вают загадки древних художников. Работать с текстом учебника. Характеризовать первобытные верования людей.

Ответ на проблемный вопрос «Почему у первобытных людей возникают религиозные верования?». Текущее тестирование на знание пройденного материала.

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Племя: изменение отношений. Управление племенем.

Работа с картой. Исследование районов первобытного земледелия и скотоводства. Обсудить переход от собирательства к мотыжному земледелию и изменения в социально- хозяйственной жизни людей с появлением производящего хозяйства.

Схематическое изображение и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Ответы на вопросы в учебнике.

6.

Появление неравенства и знати

1

Развитие ремесел. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства и знати.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, гончарный круг, металлургия, плуг, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города. Работа с картой. Находить районы металлургии.

Обобщение на тему «Наследие первобытной эпохи».

7.

ПОУ по теме «Первобытное общество»

1

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать про- блемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Контрольная работа № 1

«Жизнь первобытных людей»

8.

Счет лет в истории

1

Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.

Осмыслить различие поня- тий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Решение логических задач из учебника и по предложению учителя.

9.

Египет - государство на берегах Нила.

1

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия.

Работа с картой. Характеризовать местоположение государства. Устанавливать зависимость природы и занятий древних египтян.

Охарактеризовать положительное и отрицательное влияние р. Нил на жизнь древних египтян. Самостоятельная работа с картой.

10.

Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте.

1

Общественное устройство, экономика. Труд земледельцев. Система каналов. Ремесла и обмен.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

Словарный исторический диктант. Составить рассказ от имени земледельца или ремесленника.

11.

Жизнь египетского вельможи.

1

Быт и служба вельмож. Отношения фараона и его вельмож.

Работа в группах или парах. Работа с текстом учебника. Выделение главного, составление плана.

Работа с документом из учебника. Нарисовать рисунок «Жизнь египетского вельможи» с использованием ключевых понятий темы.

12.

Военные походы фараонов.

1

Отряды пеших воинов. Боевые колесницы. Рабство. Наемное войско.

Раскрыть смысл понятий: «пехотинец», «боевая колесница», «возница», «колесничий», «дротик», «наемное войско»

Задание по карте: найдите на карте и определите местонахож- дение завоева нных фараоном стран.

13.

Религия древних Египтян.

1

Религия. Боги и жрецы. Пантеон богов. Фараон - сын солнца.

Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Составление таблицы «Египетский пантеон».

14.

Искусство Древнего Египта.

1

Культура. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды

Заполнение таблицы в тетради по итогам выступления творческих групп Самостоятельные презентации учащихся и родителей

15.

Письменность и знания древних египтян.

1

Культура. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности.

Определение понятий «иероглиф», «папирусный свиток», «календарь», «астрономия», «водяные часы».

Сообщение «Тайна египетских иероглифов», словарный исторический диктант.

16.

ПОУ по теме «Древний Египет».

1

Достижения древних египтян. Их верования, знания и письменность.

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа № 2

«Древний Египет»

17.

Древнее Двуречье.

1

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Особенности земледелия.

Работа с картой. Нахождение Двуречья. Характеристика его природно-климатических условий и их влияния на жизнь жителей Двуречья.

Объяснение понятий «клинопись», «глиняная табличка». Работа с рисунком и документом в учебнике.

18.

Вавилонский царь Хамураппи и его законы.

1

Город Вавилон Власть царя Хаммурапи - власть от бога. Законы Хамураппи - законы богов.

Отличать и характеризовать законы о рабах, свободных людях, богачах и бедниках. Работа в парах. Работа с текстом учебника.

Работа с картой. Исследование территории Вавилонского царства при Хамураппи. Работа с документом, ответы на вопросы.

19.

Финикийские мореплаватели.

1

География, природа и занятия населения Финикии. Древнейший алфавит.

Определять особенности письма финикийцев. Сравнивать с египетскими иероглифами и клинописью.

Работа с картой. Показать финикийские колонии и путь моремлавателей. Рассказать, чем торговали финикийцы.

20.

Библейские сказания.

1

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Работа со сказаниями из учебника. Обсуждение. Работа в группах. Определение понятий «кочевники», «Библия», «Ветхий завет», «единобожие», «ковчег»

Словарный исторический диктант. Ответы на вопросы из учебника и по предложению учителя.

21.

Древнееврейское царство.

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях.

Обсуждать предания о первых правителях и формулировать свою оценку. Работа с картой. Исследовать Древнееврейское царство при Хамураппи.

Обобщение. Кто из египетских царей поддерживал многобожие, а кто единобожие. Объяснять различия понятий.

22.

Ассирийская держава.

1

Освоение железа. Ассирийское войско и завоевания. Библиотека глиняных книг.

Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Обсуждение успехов ассирийцев в металлургии, военном деле и культуре

Выполнение дифференцированных заданий на понимание и осмысление нового материала.

23.

Персидская держава «царя царей».

1

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий. Образование Персидской державы. Царь Дарий Первый. Войско персидского царя.

Работать с исторической картой по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную ин- формацию о достижениях персидских царей.

Диктант по именам и терминам. Основные даты истории создания Персидской державы. Работа в группах. Пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

24.

Природа и люди Древней Индии.

1

Природно-климатические условия Древней Индии. Жизнь и верования людей. Религия.

Чтение и обсуждение «сказания о Раме» из учебника. Работа с Картой. Исследование территории Древней Индии.

Охарактеризовать влияние природно-климатических условий на образ жизни людей. Обсуждение верований индийцев в переселение душ. Учащиеся формулируют свою позицию.

25.

Индийские касты.

1

Общественное устройство. Миф о происхождении четырех каст. Легенда о Будде.

Работа в группах. Каждая группа представляет одну касту и составляет рассказ от имени члена своей касты. Презентует свою касту. Работа с понятиями «каста», «брахман», «отшельник», «неприкасаемые»

Словарный исторический диктант. Составление сравнительной таблицы по кастам.

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Культура. Страна Китай. Мудрость Конфуция. Воспитание учтивого китайца.

Работа с картой. Исследование территории Древнего Китая. Чтение и обсуждение высказываний Конфуция.

Ответ на проблемный вопрос: «возможно ли воспитания человека по Конфуцию сегодня». Обсуждение.

27.

Первый властелин единого Китая.

1

Объединение Китая. Великая Китайская стена. Возмущение народа. Изобретения китайцев.

Работа с картой. Учащиеся находят Южно-Китайское море, Великую Китайскую стену и Великий Шелковый путь. Обсуждение причин возведения Великой Китай- ской стены.

Выделять своеобразие древней китай- ской цивилизации.проявившееся в ее достижени- ях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Перечислить изобретения Китая и охарактеризовать их важность сегодня.

28.

ПОУ по разделу «Древний Восток».

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Перечислять наиболее известные со- оружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае и Индии.

Контрольная работа № 3

Сравнительная таблица

«Государства Древнего Востока».

С частичным самостоятельным выдвижением критериев сравнения.

29.

Греки и критяне.

1

Миф о Тесее и Минотавре. Древний Крит.

Работа с картой. Определение местонахождения Греции и о. Крит. Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.

Обсуждение мифа и формулирование учащимися своей позиции.

30.

Микены и Троя.

1

Микены. Облик города-крепости. Троянская война. Легенда о начале войны.

Работа с картой. Показать местоположение Микен. Работать в малых группах обозначать падение Вавилона, объединение Цинь-Шихуаном Китая, Троянскую войну.

Хронологический диктант. Исторические задачи с исполь зованием «Ленты времени.»

31.

Поэма Гомера «Илиада».

1

Гомер «Илиада» и «Одиссея». Ахиллес и Гектор. «Ахиллесова пята», «Троянский конь».

Чтение и обсуждение мифов и крылатых выражений. Самостоятельное выполнение заданий из рабочей тетради.

Выразить свое мнение о героях «Илиады» Агамемноне, Ахиллесе, Патрокле, Гекторе, Андромахе в виде последовательного рассказа.

32.

Поэма Гомера «Одиссея».

1

География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.

Фронтальная беседа по содержанию поэмы. Текущее тестирование.

33.

Религия древних греков.

1

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Просмотр видеоматериалов про пантеон греческих Богов, обсуждение в классе.

Объяснение учащимися связи между явлениями природы и греческими Богами. Сравнение пантеона Богов египтян и греков. Проверочная работа «Боги Древней Греции».

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Природа и население Древней Аттики. Знать и демос. Законы Драккота.

Работа с картой. Нахождение и комментирование положение Аттики, занятие ее населения. Выявление из текста параграфа термины и объяснение их.

Ответы на вопросы из учебника и по предложению учителя.

35.

Зарождение демократии в Афинах.

1

Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин.

Обсуждение на примере реформ Солона смысла понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

Сравнить законы Дракона и законы Солона.

36.

Древняя Спарта.

1

Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Воспитание спартанцев.

Просмотр видеоматериалов о Древней Спарте. Обсуждение.

Ответить на проблемный вопрос: «Понравилась бы вам жизнь в Спарте» и обосновать (мини - сочинение).

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли.

Работа с картой. Исследование направлений колониальной политики Греции. Описание учащимися одежды древнегреческого воина.

Практическая работа с контурной картой.

38.

Олимпийские игры.

1

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр.

Работа с картой. Объяснить разницу географических объектов «Олимп» и «Олимпия». Ответить на вопрос где проходили игры. Подсчитать сколько лет назад проводились первые игры. Работа в парах. Составить развернутый план одной части параграфа.

Блиц-опрос по теме «Олимпийские игры в древности».

39.

Победа греков над персами в марафонской битве.

1

Марафонская битва. Предсказание Бога Аполлона.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.

40.

Нашествие персидских войск на Элл аду.

1

Подготовка эллинов к войне. Битва в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.

Работа с учебником. Определять причины Греко-персидских войн, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений.

Тестирование по теме «Греко - персидские войны»

41.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Военные и торговые гавани. Граждане и неграждане. Жестокое рабство.

Работая в группах характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Самостоятельно составить рассказ о гаванях от имени путешественника, посетившего город.

42.

В городе богини Афины.

1

Гончарные мастерские. Агора - главная площадь. Акрополь.

Работа с понятиями «Керамик», «Агора», «Акрополь», «Парфенон», «портик», «фронтон», «кариатида».

Описание города Керамик. Словарный диктант.

43.

В афинских школах и гимназиях

1

Рабы-педагоги. Занятия в школах и гимназиях. Палестра.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение уме- нию доступно излагать мысли.

Практическая работа с текстом учебника по дифференцированным заданиям.

44.

В театре Диониса.

1

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Актеры. Трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Рассказ от первого лица «На театральном представлении древних греков».

45.

Афинская демократия при Перикле.

1

Народное собрание. Зарплата совещателей. Перикл.

Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Дать оценку деятельности Перикла.

Самостоятельные тематические сообщения по выбору. Текущее тестирование.

46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

Воинствующий Филипп. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.

Работа с картой. Исследование географического положения Македонии. Обнаружение ее соседей. Ответы на вопросы.

Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

47.

Поход А. Македонского на Восток.

1

Путь военных побед А. Македонского. Его цели.

Работа с картой. Исследование маршрута Восточного похода и объяснение названий Александрий.

Проверка знаний хронологии основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

48.

В Александрии Египетской.

1

Распад державы А. Македонского. Александрийский порт. На улицах и площадях. Музей.

Работа с картой. «Распад державы Александра Македонского». Найти и назвать три главных государства, которые образовались на ее месте. Фронтальная беседа.

Составить рассказ от имени ребенка, посетившего древнюю Александрию. Включить в рассказ описание маяка, гавани, улиц, музея.

49.

ПОУ по теме «Древняя Греция».

1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Контрольная работа № 4

«Древняя Греция»

50.

Древнейший Рим.

1

Ромул и Рем. Город на семи холмах. Управление Древнего Рима.

Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Устная сравнительная характеристика природных условий двух государств. Выполнение практических заданий по контурной карте.

51.

Завоевание Римом Италии.

1

Возникновение республики. Консулы. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией.

Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

Развернутые ответы и фрон- тальная беседа с учащимися.

52.

Устройство Римской республики.

1

Плебеи - равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Работа с учебником. Выделить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.

Тестирование (по пройденному материалу)

53.

Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

1

Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Войны Рима с Карфагеном.

Выделять причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Средиземноморье - провинция Рима.

Работать с картой. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства.. Составлять простой план параграфа.

Развернутые ответы по состав- ленному учащимися плану параграфа..

55.

Рабство в Древнем Риме.

1

Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Творческое задание по изучен- ной теме: оживление историче- ской картины «В имении рим- ского рабовладельца»

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

57.

Восстание Спартака.

1

Первая победа восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Прослеживать движение войска Спартака по кар- те, комментировать события и поступки.

Работа с учебником. Работа с картой. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

58.

Единовластие Цезаря.

1

Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря

Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заго- ворщики, гибель. Анализировать действия и по- ступки Ю.Цезаря

Работа в группах, работа с учебником, ответы на вопросы.

59.

Установление империи.

1

Поражение сторонников республики. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю.

Определять причины поражения сторонников рес- публики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять дей- ствия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Текущее тестирование по пройденному материалу.

60.

Соседи Римской империи.

1

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев.

Показывать на карте территорию расселения наро- дов, попавших под власть империи. Комментиро- вать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Составление таблицы

«Соседи Римской империи».

61.

В Риме при императоре Нероне.

1

Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Нерон и Сенека. Пожар в Риме.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Работа с учебником. Ответы на вопросы.

62.

Первые христиане и их учение.

1

Проповедник Иисус из Палестины. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса.

Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности.

63.

Расцвет империи во II в. н. э.

1

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во втором веке. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Аргументация в защиту утвер- ждения: «… римляне строили на века» (связь с современн остью)

64.

Вечный город и его жители.

1

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах.

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Текущее тестирование.

65.

Римская империя при Константине.

1

Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи.

Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике. Ответы на вопросы.

66.

Взятие Рима варварами.

1

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей.

Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп.

67 - 68.

Итоговое повторение

«Историческое и культурное наследие Древнего мира».

2

Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении гос-вом. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от гос-в Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Выполнение итоговой контрольной работы.

Контрольная работа № 5

«Историческое и культурное наследие Древнего мира»

Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпа М.: Просвещение, 2011.

5. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. М.: Просвещение, 2013.

6. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории: история Древнего Мира. М.: ВАКО, 2015.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

В комплект учебных материалов по истории входят: учебники (в книжной и электронной форме); хрестоматии, сборники документов; исторические атласы; настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы; рабочие тетради, контурные карты; сборники заданий, электронные обучающие программы; справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме); книги для чтения.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор.



© 2010-2022