- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории Древнего мира на 2016-2017 уч. год. (5 класс по ФГОС)
Рабочая программа по истории Древнего мира на 2016-2017 уч. год. (5 класс по ФГОС)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белан О.В. |
Дата | 26.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Цель разработки и реализации рабочей программы: создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу «История.5 класс», достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи программы: конкретно определить объем, содержание и порядок изучения курса «История» в 5 классе.
Программа составлена на основе:
- требований ФГОС ООО;
- учебного плана МАОУ СОШ № 4 г. Искитима на 2016-2017 учебный год;
- годового учебного календарного графика на 2016-2017 учебный год;
- основной образовательной программы МАОУ СОШ № 4 ;
- программы по истории Древнего мира 5 класс (авторы А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.).
- Учебника «История Древнего мира. 5 класс» под редакцией А.А.Вигасина, издательство «Просвещение», 2015, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 5 классе -2 часа в неделю.
В 2016-17 учебном году 35 учебных недель, итого 70 часов. В примерной рабочей программе отведено 70 часов. В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий МАОУ СОШ № 4 г. Искитима на 2016-2017 учебный год, а также с выпадением уроков на государственные праздничные дни данная программа рассчитана на 70 часов.
Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Контроль реализации программы: текущий контроль - после изучения большой темы- тест; итоговый контроль - в конце года: итоговый тест.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «История» формируются следующие предметные результаты:
-
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
-
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
-
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
-
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
-
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в предмет. (2 часа)
Что изучает история.
Счет лет в истории. Измерение времени по годам.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. (6 часов)
1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа)
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, работа с источником, самостоятельная работа с учебником, мини - исследование, контроль и самоконтроль основных понятий.
2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (3 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Возникновение древнейших цивилизаций.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: самостоятельная работа с учебником, мини-исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, работа с картой.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. (21 час)
4. Древний Египет. (8 часов)
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания Древнего Египта. Контрольная работа по теме «Древний Египет» и его анализ.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: самостоятельная работа с учебником, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, защита мини проектов, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, работа с картой.
5. Западная Азия в древности. (7 часов)
Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: практическая работа, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, самостоятельная работа с учебником, контроль и самоконтроль основных понятий, работа с картой.
6. Индия и Китай в древности. (5 часов)
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин Китая. Проект «Устройство Древних государств». Контрольная работа по теме по теме «Древний Восток» и ее анализ.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: практическая работа, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯ ГРЕЦИЯ. (21 час)
7. Древнейшая Греция. (5 часов)
Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: практическая работа, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, групповые проекты, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, работа с картой.
8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Марафонская битва. Нашествие персидских войск на Элладу.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, беседа, игра.
9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. (5 часов)
В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, беседа, игра.
10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.(4 часа)
Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Контрольная работа по теме «Древняя Греция» и ее анализ.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, контроль и самоконтроль основных понятий, беседа, игра.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов).
11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, практическая работа, беседа.
12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. (2 часа)
Войны Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Земельный закон братьев Гракхов .
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, контроль и самоконтроль основных понятий, решение познавательных задач, практическая работа, беседа, игра.
13. Гражданские войны в Риме. (4 часа)
Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, практическая работа, беседа, составление презентаций.
14. Римская империя в первые века нашей эры. (6 часов)
Соседи Римской империи. При императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. «Вечный город» и его жители.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, решение познавательных задач, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, мини исследование, контроль и самоконтроль основных понятий, практическая работа, беседа, составление презентаций, урок игра.
15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (3 часа)
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. Контрольная работа по теме «Древний Рим»
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: лекция, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, практическая работа, беседа.
Итоговое повторение. (3 часа)
Контрольная работа по курсу.
Повторительно - обобщающий урок по курсу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения уроков
Примечание
план
факт
Введение в предмет. (2 часа)
1
Откуда мы знаем, как жили наши предки.
1
2
Счет лет в истории.
1
Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6 часов) Первобытные собиратели и охотники. (3 часа)
3
Древнейшие люди.
1
4
Родовые общины охотников и собирателей.
1
5
Возникновение искусства и религиозных верований.
1
Первобытные земледельцы и скотоводы. (3 часа)
6
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
7
Появление неравенства и знати.
1
8
Возникновение древнейших цивилизаций
1
Раздел II. Древний Восток. (21час) Древний Египет. (7часов)
9
Государство на берегах Нила.
1
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
1
11
В гостях у египетского вельможи.
1
12
Военные походы фараонов.
1
13
Религия древних египтян.
1
14
Искусство Древнего Египта.
1
15
Письменность и знания древних египтян
1
16
Контрольная работа по теме «Древний Египет».
1
Западная Азия в древности. (7 часов)
17
Древнее Двуречье.
1
18
Законы Хаммурапи.
1
19
Финикийские мореплаватели.
1
20
Библейские сказания.
1
21
Древнееврейское царство.
1
22
Ассирийская держава.
1
23
Персидская держава «Царя царей».
1
Индия и Китай в древности. (6часа)
24
Природа и люди Древней Индии.
1
25
Индийские касты.
1
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
27
Первый властелин Китая.
1
28
Проект «Устройство Древних государств»
29
Контрольная работа «Древний Восток».
1
Раздел III. Древняя Греция. (21 час) Древнейшая Греция. (5часов)
30
Греки и критяне.
1
31
Микены и Троя.
1
32
Поэма Гомера «Илиада».
1
33
Поэма Гомера «Одиссея».
1
34
Религия древних греков.
1
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7часов)
35
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
36
Зарождение демократии в Афинах.
1
37
Древняя Спарта.
1
38
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
39
Олимпийские игры в древности.
1
40
Марафонская битва.
1
41
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов)
42
В гаванях афинского порта Пирей.
1
43
В городе богини Афины.
1
44
В афинских школах и гимнасиях.
1
45
В афинском театре.
1
46
Афинская демократия при Перикле.
1
Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4часа)
47
Города Эллады подчиняются Македонии.
1
48
Поход Александра Македонского на Восток.
1
49
В Александрии Египетской.
1
50
Контрольная работа «Древняя Греция».
1
Раздел IV. Древний Рим. (18часов) Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3часа)
51
Древнейший Рим.
1
52
Завоевание Римом Италии.
1
53
Устройство Римской республики.
1
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. (2часа)
54
Войны Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
1
55
Земельный закон братьев Гракхов.
1
Гражданские войны в Риме. (4часа)
56
Рабство в Древнем Риме.
1
57
Восстание Спартака.
1
58
Единовластие Цезаря.
1
59
Установление империи.
1
Римская империя в первые века нашей эры. (6 часов)
60
Соседи Римской империи.
1
61
При императоре Нероне.
1
62
Первые христиане и их учение.
1
63
Расцвет Римской империи во II в.
1
64 -
65
«Вечный город» и его жители.
2
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (3часа)
66
Римская империя при Константине.
1
67
Взятие Рима варварами.
1
Повторение. (3 часа)
68
Контрольная работа по курсу
1
69 -
70
Повторительно - обобщающий урок по курсу
2