- Преподавателю
- История
- План-конспект урока по истории 6 класс Опричное лихолетье ФГОС
План-конспект урока по истории 6 класс Опричное лихолетье ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Готовцева Я.Ю. |
Дата | 31.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
истории в 6 классе по теме
«Опричное лихолетье»
Составила: Готовцева Яна Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Томторская СОШ».
Класс: 6 «а» класс.
Тема: §31 Опричное лихолетье.
Тип урока: изложение нового материала.
Цель урока:
Образовательная - уяснить суть опричнины, а также ее тяжелых последствий для дальнейшего развития страны; понять, что опричнина - это массовый террор, попытка создать централизацию.
Воспитательная - воспитать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании.
Развивающая - продолжить развитие умение работать с исторической картой, с учебным материалом, вести словарную работу и научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам; развить умение работать с интерактивной доской.
Основные понятия: террор, опричнина, земщина, опричники.
Оборудование: карта «Россия в XVI веке», интерактивная доска, карточки с вопросами для закрепления.
ХОД УРОКАУчитель здоровается с учениками. На доске пишет тему урока.
«Сегодня на уроке мы познакомимся с опричниной Ивана Грозного, поймем, к чему она привела, вы должны уяснить, что опричнина - это массовый террор, попытка установить централизацию».
2
Проверка д/з и подготовка учащихся к восприятию нового материала.
«Но прежде, чем начать изучение новой темы, мы проверим домашнее задание и ваши знания по прошлой теме».
I. Проверка д/з (письменная работа - ответы на вопросы).
II. Проверка остаточных знаний.
Индивидуальный опрос.
1) Учитель приглашает ученика к доске и просит ответить на вопросы теста.
2) Просит выйти к доске другого ученика и записать ханства, которые были присоединены к России при Иване IV.
Вводное слово. Начало царствования Ивана Грозного было плодотворным, много занимался государственными делами, территория России стала гораздо больше. Но все же, неприятие Ивана IV к боярам, к попытке создать сильную центральную власть осталось.
Постановка проблемы: Что такое террор? Слышали ли понятие «террор» в современном обществе? Учитель просит открыть и записать в словарях определение террор.
Террор - это политика устрашения, направленная на оппозицию. Как вы относитесь к террору? Терроризм распространен и в наше время и существовал он и в XVI веке в Российском государстве. Террором в XVI века называли опричнину Ивана Грозного.
I. Показывают д/з.
II. 1) Ученик отвечает на тест.
2) Записывает с помощью ручки на интерактивной доске названия ханств и показывает на медиакарте.
Слайд №1-5.
3
План изучения новой темы:
1. Опричнина.
2. Последние годы Ивана Грозного.
3. Царь Федор Иванович.
Просит записать план сегодняшней темы.
Записывают план урока.
Слайд № 6-7.
4
Опричнина.
Иван Грозный отличался властолюбием и чрезвычайной подозрительностью. С годами эти свойства характера укреплялись. Всюду ему мерещились заговоры и измена. Царь разогнал Избранную Раду, ее участников ссылка и опала. Самовластно.
В дек. 1564 году неожиданно Иван IV уехал в Александровскую слободу. Царь заявил, что отказывается от власти из-за измен бояр. Он знал, что его призовут обратно, а когда так и случилось, царь настоял на том, чтобы казнить изменников по собственному желанию.
Разделил государство на две части - земщину и опричнину.
Просит записать в словарях.
Опричнина - личное владение царя. Это центральные и северные районы страны. В опричнине была своя Боярская Дума. По сути, опричнина - это государство в государстве.
Для личной охраны царь создал особое войско - опричники (преданные царю). Записать в словарях. А земщина - это все земли, не вошедшие в опричнину.
Начался массовый террор. Громили боярские усадьбы, а заодно и крестьянские дворы.
Временами казалось, что царь одумался. Молился, просил церковь постричь его в монахи. Но все повторялось. Земский собор обратился царю с просьбой отменить опричнину, в ответ Иван IV приказал убить 200 человек.
Митрополит Филипп осудил деяние царя. Отправил его в монастырь, где его убил Малюта Скуратов.
Убивал даже своих родственников - Владимира Андреевича, с семьей отравили. Мать утопили.
В 1570 году - на Новгород. 6 недель громили город. Пытки, казни, грабежи. Река Волхов покраснела от крови. Новгород превратился в провинциальный городок. Начались массовые казни и в Москве. Царь и его сын Иван лично расправлялись с «изменниками».
Вывод.
Опричнина была страшным порождением Ивана Грозного. Централизацию государства он совершил, прежде всего, для укрепления личной власти. Реформы сменились политикой насилия. Террору подвергались не только верхушка, но и простой люд.
Внимательно слушают, рассматривают иллюстрации. Записывают новые слова и определения.
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
5
Последние годы Ивана Грозного.
Опричнина и поражение в Ливонской войне привели к ослаблению Московского царства.
Этим воспользовался крымский хан Девлет - Гирей, который напал на Москву в 1571 году. Царь бежал из столицы. Опричники не смогли остановить. Москва была сожжена. Месть за казань.
На следующий день объединенное земско-опричное войско разгромила ханское войско.
Набег крымкого хана показала царю, что опричнина изжила себя, а опричникит ни на что не годны. Теперь начал казнить опричников.
Государство было разорено. Хозяйство пришло в упадок. Крестьяне нищенствовали, пустели пашни, чума. Единственным выходом из ситуации првительство увидело в усилении налогов, отмене Юрьева дня, введении заповедных лет.
Под стать стране был и царь. В 50 лет он выглядел дряхлым стариком.
В личной жизни тоже неповезло: 6 раз был женат, надоевших жен отправлял в монастырь.
С детьми не повезло: Дмитрий - утонул еще в младенчестве.
Иван - такой же буйнынй как отец.
Федор - слишком тихий, робкий.
Дмитрий - страдал эпилепсией.
В 1581 году - В ссоре Иван IV ударил своего сына посохом и убил.
В 1584 году - умер сам.
Вывод. Вторая половина царствования Ивана Грозного пренесла тяжелые бедствия Российскому государству. Их следствием стал экономический упадок страны. Ужудшилось положение населения.
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
6
Царь Федор Иванович.
С 1584 года - Федор Иванович. (См. иллюстрацию в учебнике). Противоположность своему отцу. Не занимался государственными делами, занимался брат его жены - Борис Годунов. Хозяйственное положение ухудшалось. В 1597 году был подписан указ об урочных летах, сыск беглых крестьян на 5 лет.
В 1590-1595 гг. велась война со Швецией - удачно. Возвращены - ивангород, Копорье.
Царствование Федора Ивановича принесла успокоение в государстве.
В 1598 году царь умер - последний из династии Рюриковичей.
( Когда начали править Рюриковичи? С какого века? )
Слушают внимательно, записывают понятия, рассматривают иллюстрации.
Слайд № 19
7
Закрепление изученного.
Фронтальная беседа по изученному. Дайте оценку деятельности Ивана Грозного.
Письменный опрос. Раздать учащимся карточки с вопросами, тест.
Отвечают, сдают.
Слайд № 20
8
Домашнее задание
Прочитать параграф 31. Ответить устно на вопросы.
Объяснить долмашнее задание, ход работы.
Записывают д/з.
Слайд № 21
9
Итог урока.
Выставление оценок.