Рабочая программа по истории (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области



«Рассмотрено на МО «Утверждаю»

и рекомендовано к утверждению» Директор МАОУ Ивотской СОШ

Руководитель ШМО ______ Гуревич Н. О. _______________ /Л. В.Ефремова/

Протокол №___от «___»______________г. Приказ № ___ от «___»____________г.




ПРОГРАММА

по Истории Древнего мира

для 5-а, 5-б классов

на 2016-2017 учебный год






Составитель:

Киреева Марина Александровна












п.Ивот

2016год

Планируемые результаты изучения

учебного предмета

Изучение предмета «Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования направлено на достижение определенных результатов обучения.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- начальные навыки адаптации в развивающемся мире;

- ответственное отношение к учению;

- формирование способности к эмоциональному восприятию исторических событий, решений;

- умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл исторических событий;

у учащихся могут быть сформированы:

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание о культурном многообразии мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

учащиеся научатся:

- решать творческие задачи;

- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.);

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

учащиеся получат возможность научиться:

- активно применять знания и приобретенные умения, освоенные в школе и в повседневной жизни;

- продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

- сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

- основам межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

учащиеся научатся:

- представлениям об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

- соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- владеть умениями изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

учащиеся получат возможность научиться:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск информации в источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания;

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- различать причину и следствие исторических событий;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

- приводить оценки историческим событиям и личностей, изложенных в учебной литературе;

- объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку;

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


Содержание учебного предмета

Введение (1 час).

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные ис­точники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изуче­нии истории Древнего мира.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов).

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (4 часа).

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состо­яния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые ору­дия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности со­вместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представле­ние о религиозных верованиях первобытных охотников и со­бирателей.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа).

Возникновение земледелия и скотоводства. Представ­ление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем­леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и измене­ния в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, тка­чество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изме­нение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выде­ление ремесленников в общине. Изобретение гончарного кру­га. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родо­вой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преоб­разование поселений в города.

Глава 3. Счёт лет в истории (1 час).

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

Раздел II. Древний Восток (20 часов).

Глава 4. Древний Египет (8 часов).

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местопо­ложение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гроб­ницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ­ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жи­лища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о сво­их богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древ­них египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, сарко­фаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные кар­ты. Хранители знаний - жрецы.

Глава 5. Западная Азия в древности (8 часов).

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро­сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы ­учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астро­номия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о за­конах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и за­нятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из­готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древне­еврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древ­нееврейских общин. Библия как история в преданиях еврей­ских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как сто­лица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработ­ки железа. Последствия использования железных орудий тру­да. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия по­беждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ас­сирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетель­ства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - го­род Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа).

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и раз­витие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - ува­жение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука уч­тивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер­ритории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические сви­детельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Раздел III. Древняя Греция (23 часа).

Глава 7. Древнейшая Греция (6 часов).

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульпту­ра и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местона­хождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные воро­та. Обдик города-крепости: археологические находки и иссле­дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэ­мы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвра­щение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные заня­тия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 часов).

Начало обработки железа в Греции. Возникновение поли­сов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земле­дельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт про­тив знати. Демократические реформы Солона. Отмена долго­вого рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское вос­питание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для ко­лонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным на­селением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колы­бель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединяв­ший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основа­нии Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о зна­менитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фа­ланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эл­линов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступле­нии на военную службу. Идея Фемистокла о создании военно­го флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афин­ского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Повторение. Культура Древнейшей Греции. Полисы древней Греции. Значение Олимпийских игр.

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (6 часов).

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демо­кратий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торго­вых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - глав­ная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педа­гогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в шко­ле. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о при­роде человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортив­ные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные пред­ставления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратни­ки Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. (3 часа).

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два век­тора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение вели­ких планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистическо­го мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чу­дес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической куль­туры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Раздел IV. Древний Рим (18часов).

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа).

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этру­ски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи хол­мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим­ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба пле­беев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи - полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа).

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стра­тегический узел в Западном Средиземноморье. Первые побе­ды Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение страте­гии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа).

Возобновление и обострение противоречий между раз­личными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, прибли­зившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената не­бывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пораже­ния восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в на­ёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников респу­блики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (6 часов).

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти импера­торов. Складывание культа императоров. Актёр на император­ском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Иисус Христос. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христи­анства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность раб­ского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строитель­ство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ре­месле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли­зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 часа).

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варва­ров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская импе­рия перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управ­лении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие гре­ческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Итоговая контрольная работа по предмету (1 час).

Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

(темы), тема урока

Кол-во

часов

Дата

5-а

5-б

План.

Факт.

План.

Факт.

1.

Ведение.

1


Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов).

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа).

2.

Древнейшие люди.

1


3.

Родовые общины охотников и собирателей.

1


4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа).

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1


6.

Жизнь ратными подвигами полна.

1


Глава 3. Счёт лет в истории (2 часа).

7.

Счёт лет в истории.

1


8.

Информационно-творческие проекты по темам: «Изобретения и открытия первобытных людей», «Древнейшие виды письменности».

1


Раздел II. Древний Восток (20 часов).

Глава 4. Древний Египет (8 часов).

9.

Государство на берегах Нила.

1


10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


11.

Жизнь Египетского вельможи.

1


12.

Военные походы фараонов.

1


13.

Религия древних египтян.


14.

Искусство Древнего Египта.

1


15.

Письменность и знания древних египтян.

1


16.

Контрольно-обобщающий урок (тест) по теме: «Древний Египет».

1


Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов).

17.

Древнее Двуречье.

1


18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


19.

Финикийские мореплаватели.

1


20.

Библейские сказания.

1


21.

Древнееврейское царство.

1


22.

Ассирийская держава.

1


23.

Персидская держава «царя царей».

1


Глава 6. Индия и Китай в древности (5 часа).

24.

Природа и люди Древней Индии.

1


25.

Индийские касты.

1


26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


27.

Первый властелин единого Китая.

1


28.

Информационно-творческие проекты по темам: «Индия - родина басен и сказок о животных», «Древняя культура Китая».

1


Раздел 3. Древняя Греция (23 часа).

Глава 7. Древнейшая Греция (6 часов).

29.

Греки и критяне.

1


30.

Микены и Троя.

1


31.

Поэма Гомера «Илиада».

1


32.

Поэма Гомера «Одиссея».

1


33.

Религия древних греков.

1


34.

Контрольно-обобщающий урок (тест) по теме: «Древнейшая Греция».

1


Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 часов).

35.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


36.

Зарождение демократии в Афинах.

1


37.

Древняя Спарта.

1


38.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1


39.

Олимпийские игры в древности.

1


40.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1


41.

Нашествие персидских войск.

1


42.

Информационно-творческие проекты по темам: «Устройство древних государств», «Патриотизм греков в войнах в персами».

1


Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (6 часов).

43.

В гаванях афинского порта Пирей.

1


44.

В городе богини Афины.

1


45.

В афинских школах и гимнасиях.

1


46.

В афинском театре.

1


47.

Афинская демократия при Перикле.

1


48.

Контрольно-обобщающий урок (тест) по теме: «Афины в 5 веке до н.э.».

1


Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. (3 часа).

49.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


50.

Поход Александра Македонского на Восток.

1


51.

В Александрии Египетской.

1


Раздел 4. Древний Рим (18часов).

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

(3 часа).

52.

Древнейший Рим.

1


53.

Завоевание Римом Италии.

1


54.

Устройство Риской республики.

1


Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа).

55.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1


56.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1


57.

Рабство в Древнем Риме.

1


Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа).

58.

Земельный закон братьев Гракхов.

1


59.

Восстание Спартака.

1


60.

Единовластие Цезаря.

1


61.

Установление империи.

1


Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (6 часов).

62.

Соседи Римской империи.

1


63.

В Риме при императоре Нероне.

1


64.

Первые христиане и их учение.

1


65.

Расцвет империи во II веке н.э.

1


66.

Вечный город и его жители.

1


67.

Контрольно-обобщающий урок (тест) по теме: «Рим».

1


Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

(2 часа).

68.

Римская империя при Константине.

1


69.

Взятие Рима варварами.

1


70.

Итоговая контрольная

работа на тему: «История Древнего мира».

1



© 2010-2022