Урок К. Л. Хетагуров-поэт, художник, публицист

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Что в имени твоем, Коста?!».




Урок К.Л.Хетагуров-поэт, художник, публицист

Этнографический праздник,

посвященный творчеству

К.Л. Хетагурова.






Учитель истории Гиоева Е.Х.

школа-интернат

г. Моздока


Этнографический праздник, посвященный творчеству

К.Л. Хетагурова.

Цели:

1. Познакомить учащихся с этнографическим очерком «Особа», традициями и обычаями осетин.

2. Прививать интерес к истории родного края.

3. Воспитывать патриотизм и активную гражданскую позицию, уважение к другим народам.

Оформление:

1.Портрет К.Л.Хетагурова.

2.Эпиграф « Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня,

Вселенная Отечество мое».

3. Выставка: очаг и очажная цепь, шаль ручной работы, национальная одежда, посуда.

Вступительное слово учителя

К.Л.Хетагуров- герой народа, его певец и рыцарь: имя его стало началом истории осетинской поэзии. Он первый живописец, драматург и этнограф, он журналист и издатель, педагог и общественный организатор.

1ученик. Основоположником осетинской художественной литературы по праву считается Коста Леванович Хетагуров. Он родился 15 октября 1859 года в семье офицера русской службы. Свою учебу Коста начинал в Наре. После реального училища во Владикавказе он поступил в Ставропольскую гимназию. Отец мечтал видеть своего сына в офицерском мундире, желая ему престижной карьеры. Но Коста выбрал живопись и поступил в Академию художеств. Жизненный путь великого поэта, по словам самого Коста, был посвящен трем видам и деятельности - живописи, поэзии и борьбе с колониальной администрацией на Кавказе.

2 ученик. Литературный талант Коста уникален. Он - поэт, прозаик, драматург, публицист. Его творчество тесно связано с жизнью народа. Главная тема его произведений - судьба Осетии, ее трудное вхождение в мир свободы, равенства и прогресса.

Достойных так мало у нас!

И что мы такое сейчас?

И что мы со временем будем?

Ползешь ты вслепую мой край.

Поэтическое кредо Коста - социальная справедливость, борьба с любыми формами насилия, защита обездоленных и «измученных людей».

Везде для всех я песнь свою слагаю,

Везде разврат открыто я корю;

Я грудью грудь насилия встречаю

И смело вам о правде говорю.

3 ученик. Шедевром поэтического творчества Коста является его «Осетинская лира». Стихи поэта отмечены особым творческим талантом. Еще до выхода в свет «Осетинской лиры» большинство поэтических произведений Коста расходились в народе в рукописном варианте. Многие из них становились народными песнями. В осетинской поэзии «Осетинская лира» и в наше время остается непревзойденным художественным произведением.

Коста умер в марте 1906 года в селении Георгиевско - Осетинском Кубанской области, где жила его сестра. Там же он был похоронен. Вскоре по настоянию народа Осетии прах великого поэта был перевезен во Владикавказ и захоронен в ограде Осетинской церкви.

4 ученик. Когда человек появляется на свет, он вместе с жизнью получает наследство самое бесценное богатство - Родину. Она у него одна, другой никогда не будет. Как не дано человеку прожить две жизни, так и не суждено ему обрести вторую отчизну. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию, как не выбирают себе родную мать. У каждого человека есть свой заветный уголок земли, где он родился, где впервые ощутил ласку матери и увидел свет солнца, где лежит прах его предков. К тому уголку он всегда испытывает особую привязанность. Лично для меня таким единственным уголком земли является земля моих предков - Иристон.

Учитель: «Особа»- этнографический очерк, который Коста написал в 1891-1902 годах. Очерк был опубликован в журнале «Кавказский вестник»,

газете «Северный Кавказ». Поэт- патриот проявил себя как этнограф, который не только сочиняет стихи, но и изучает, знает традиции и обычаи своего народа. Детство, танцы, пение, сказки, свадьба, семейная и общественная жизнь, отношение к больному, примирение кровников - подробно осветил автор очерка.

Сам Коста так объясняет значение слова: «По словопроизводству особа грузинского происхождения и может быть переведено выражением осетинщина.»

5 ученик. «Ныхас»

Высшей властью в селе был ныхас - собрание всех взрослых мужчин. На нем

вершился суд и решались важнейшие вопросы. Без согласия ныхаса никто не мог начать строительство дома. Только собрание могло решить вопрос о приеме новых поселенцев. За тяжкое преступление ныхас имел право вынести даже смертный приговор. В некоторых случаях провинившегося изгоняли из села. Сурово наказывали, к примеру, тех, кто не выходил по тревоге на защиту села: их дома сжигали, а виновного изгоняли.

6 ученик. «Аталычество»

Заметное распространение у осетин, как и у других народов Кавказа, получил обычай передачи детей, чаще всего сыновей, на воспитание в семьи других селений или соседних народов. Такая традиция называлась аталычеством. Ребенка обучали правилам горского этикета, умениям владеть оружием и конем, пению и танцам. По достижении совершеннолетия его наряжали в лучшую одежду, дарили кинжал, лошадь. Обряд заканчивался тем, что родители в свою очередь одаривали воспитателя сына и роднились с ним. Этот обычай укреплял доверие и дружбу между людьми и народами.

7 ученик. «Побратимство»

К древнейшим обрядам осетин относится обряд побратимства. Ритуал побратимства таков: братающиеся наполняли бокал пивом, бросали туда монетку и каждый трижды пил из бокала, клянясь в верности. Слова клятвы следующие: «Пусть этот напиток станет для меня отравой, пусть эта монета наполнится злобой, если я не буду любить тебя как своего брата».

После клятвы монета передавалась к младшему из братающихся.

8 ученик. Другим старинным обычаем осетин является коллективная взаимопомощь- «зиу», заключавшаяся как в моральной поддержке, так и в материальной помощи со стороны родственников и односельчан.

Этот обычай трудовой помощи использовали для помощи вдовам, сиротам, больным, старикам.

«Вспомните наш лучший обычай -Зиу- писал К.Л.Хетагуров,- когда каждый осетин от всей души откликался на нужды другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов. При стихийный бедствиях, каждый нелишенный способности ходить осетин, спешил на место происшествия и по мере сил и возможности помогал пострадавшим, чем и как мог: личным трудом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом.»

В настоящее время эта замечательная традиция присуща всем кавказским народам, не утратила своего значения и проявляется, особенно ярко, на свадьбе, похоронах, при рождении ребенка, когда материальную и моральную помощь оказывают не только родственники, но и односельчане.

9 ученик. Есть обычай у горцев,

Если ссорятся двое

Если кровнику кровник

Угрожает кинжалом,

Стоит женщине бросить

Свой платок между ними,

Как стихает тревога

Взбунтовавшейся крови,

И соперник соперника

Обминает как брата,

И сменяют оружье

На широкую чашу.

…Что же вы, матери мира?

Вы сорвите косынки,

Полушали и шали,

Расстелите по морю,

По земле и по небу…

По обычаю горцев

Там не ступит война.

Учитель. Каким было отношение к женщине?

10 ученик. Особое почитание было к очагу и к очажной цепи. Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага

обводили молодую, приобщая ее к новой семье. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. По религиозным верованиям осетин огонь считался самым чистым и почитаемым духом. Огонь нельзя было ругать, тушить дыханием, запрещалось переходить через него, считалось оскорблением сыпать мусор.

11 ученик.

Тропой легенды

(о Коста Хетагурове)

Был в Осетии раньше суровый адат…

Все имело значение - и слово, и взгляд.

Если сын улыбнется тебе невзначай,

Ты ответной улыбкой его не встречай.

Не зови, не ласкай - станет больше твой грех,

Коли сына рукою погладишь при всех.

Да, отцовская нежность была не в чести:

Должен в строгости гор твой наследник расти!

…Я когда- то в ауле в заоблачном был,

И поведал старик мне далекую быль.

Чуть трещали в железной печурке дрова,

Не спеша выплавлялись, рождались слова:

« В прошлый век унесет тебя этот рассказ.

Как и в каждом ауле, был в Наре ныхас.

Здесь почтенные мудрые люди села

Вечерами свои обсуждали дела.

…Над аулом высоким парили орлы.

Чуть поодаль ребенок играл у скалы.

Он внимал водопаду. Как сказке чудес,

Как волшебный рисунок рассматривал лес.

И увлекся малыш, и к обрыву подполз-

Там гранитной стеной обрывался утес!

Вдруг увидел двухлетнего сына отец-

В голове пронеслось: « Неужели конец?..»

Но не мог подхватить он мальчишку рукой

( Был в Осетии старой обычай такой).

Он к ребенку тогда, чуть дыша, подошел

И ногой наступил на рубашки подол.

Он стоял неподвижно, стоял, как скала,-

Не минута, а вечность как- будто прошла.

Но откуда-то юноша ловкий возник

И мальчишку из бездны он выхватил вмиг…»

Эту быль мне поведал старик неспроста-

Был спасенным ребенком наш славный Коста.

Я спросил старика : «Кто же мальчика спас?

Ведь без этого будет неполным рассказ…»

Стало тихо. В окне догорала заря.

Еле слышно старик прошептал: «Это я…»

Как ударила в сердце горячая кровь!

Мой родной Иристон, мой очаг и любовь!

Ты поставь звонкий памятник горцам простым,

Кто поэта нам спас под обрывом крутым.

Учитель: Какие обычаи и в наши дни соблюдаются осетинами и другими народами Кавказа? Какие обычаи утратили первоначальное значение?




© 2010-2022