Сценарий Урока мужества Учись у героев Отчизну любить своим горячим сердцем

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» поселка Фазанный

357326, Ставропольский край, Кировский район,

Поселок Фазанный, улица Рабочая, 4


Дата проведения: 17 февраля 2017 года

Место проведения: кабинет №201

подготовила: учитель высшей категории Крышкина О.И.


Урок мужества

«Учись у героев Отчизну любить своим горячим сердцем»

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Этап подготовки:
1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве, мужестве

Ход урока

  1. Организационный момент урока: определение и обсуждение темы урока мужества.

Мужество - это не мода,

Скорая и быстротечная,

Мужество - суть человека,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

- Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Вспомним события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

В годы Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане, во время Чеченской компании. А ведь и мирное время есть место для подвига и проявления высших чувств человека - долга и мужества!

В канун дня защитника Отечества наша страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.

Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы - великороссы -
Всегда великодушны и добры.

Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
От льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

Так вышло, что история России - это история великого военного подвига народа. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько войн, сколько довелось пережить России. К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Абхазия, Чечня, Беслан, Южная Осетия, Донбас, Сирия - эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

Начало презентации слайд 2

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их уход никто не замечает. А жили ли?

Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души.

Множество кровавых следов в российских городах и поселках оставили войны последних десятилетий, вместе с горем, породившие и современных героев. Это герои нашего времени - мальчишки, которые шли под пули и о подвигах совсем не думали.

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил,

Получал пятёрки и двойки,

Но школу свою я любил.

Не спешите, постойте, ребята,

Побеседуйте тихо со мной

И скажите: «Какой был весёлый

И какой он ещё молодой».

Подождите, девчонки, смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне исполнилось лишь 19,

А меня уже нет, просто нет.

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил.

Мать рыдает, горюет, страдает

Над могилою ранней моей,

Да поёт по весне, заливаясь,

Наш весёлый шальной соловей.

Побывайте у матери в доме,

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне

Кто-то помнит в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых.

Чтобы пахло мне родиной милой

На дорогах моих неземных

Слайд 3-17

За 10 лет войны в Афганистане погибло и пропало безвести 17 тыс. человек.

Чернышёв Алексей, житель посёлка Комсомолец. Он погиб в Афганской войне.

Алеша примерно вашего возраста. Молодые, красивые, сильные отважные парни, преждевременно ушедшие из жизни, но оставившие о себе память.

Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами.

Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной и каждый день её был длиннее многих жизней.

Говорят, сжимая крепко руку:

Получают мальчики повестки, «Ты, сынок, писать не позабудь

И уходят мальчики служить. Юноши России присягают,

Есть обязанность у них такая: Клятву перед знаменем дают.

От врага Отчизну защитить. Юноши пока ещё не знают,

Матери сыночков провожают Что домой они не все придут.

И наказы тёплые дают, Поседевших мам и пап всё меньше,

Расцелуют крепко, перекрестят Все они уходят в мир иной ...

И по - бабьи жалобно всплакнут. А сынок в граните остаётся,

А отцы, махнув по рюмке «горькой», Остаётся вечно молодой!

Зная, как тяжел солдата путь,


Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, у которой сын погиб на войне.

Чернышёв Алексей Викторович - ученик школы, в которой училась и начинала своей педагогический путь я, мои коллеги, вы здесь сидящие, ваши родители, мои одноклассники. Он родной брат девочки, с которой я проучилась 10 лет.

Чернышёв Алексей Викторович родился 28 марта 1968 года в с. Плодопитомник Тарумовского района Углубиевского сельского совета Дагестана. В 1975г. Алёша пошёл в первый класс данной школы. В 1976г. вся семья Чернышёвых переехала в Кировский район Ставропольского края п. Комсомолец на постоянное место жительства. Алёша продолжил занятия в Комсомольской средней школе со второго класса

Исполнительный, немногословный он завоевал уважение среди товарищей и учителей. Алексей больше любил гуманитарные предметы: литературу, историю, биологию. Алёша очень увлекался спортом, особенно боксом. Принимал участие в

районных, краевых, зональных и республиканских соревнованиях по боксу и занимал призовые места.

В 1983г., после окончания 8-го класса Комсомольской средней школы был принят в спортивную школу-интернат г. Ставрополя.

Через 2 года, т.е. в 1985г. он стал студентом сельскохозяйственного техникума г. Георгиевск. Алексей продолжал занятия спортом. В будущем мечтал стать тренером по боксу.

В 1986г. Чернышёв Алексей был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Афганистане.

Здравствуй мама, я пишу тебе письмо.
Знаешь, мама, у меня все хорошо.
Светит солнце, все нормально,
с гор спускается туман.
Знаешь, мама, здесь не страшно,
Просто здесь Афганистан.

А вчера я во сне всех видел вас,
Как сестренка,
перешла в 4й класс.
Ты бы мама к нам почаще

Ольгу в гости бы звала

Ты скажи ей, что вернусь я,
Чтоб она меня ждала.

Все первые весточки из Афганистана были короткие и скупые.

«Здравствуйте мои родные мама, папа и Люда! С огромным солдатским приветом к вам я, т.е. Лёша. Получил от вас письмо, за которое большое спасибо и вот нашлась свободная минутка, чтобы написать ответ. Мама, за меня не волнуйся, со мной всё хорошо. Кормят нас тоже хорошо. Служба идёт нормально. Только всё равно домой тянет хоть на часок. Дома хорошо: воздух свежий, чистый. А здесь жара, в тени 37-38. Мам, не расстраивайся, со мной будет всё нормально, не так как в других точках Афганистана. Нам только дают координаты, туда мы и стреляем. Сегодня было так жарко, что нам разрешили пойти на реку Кушка искупаться, а обратно мы зашли в заброшенный сад, мама - я впервые увидел, как цветут гранаты.

Ну, вот и всё.

До свидания.

Лёша»


Письмо любимой девушке.

«Здравствуй Леночка! С огромным солдатским приветом и массой наилучших пожеланий к тебе я, Лёша. Это письмо я пишу тебе из ДРА. Служу в провинции Кандагар, это самая горячая точка в ДРА. В аэропорту я впервые встретил афганских жителей. И ещё я удивился, когда увидел женщину в парандже. Рядом с современными постройками, маленькие, сделанные из глины кишлаки. И ещё меня удивило времяисчисление, новый год они встречают в марте. Постепенно привыкаю к этой местности, климату. Вокруг бригады горы. В провинции идёт война. Всё время ходим с большим вниманием, вглядываемся по сторонам, как будто чего-то ждём со стороны гор, в полном напряжении. Я прошу, Леночка, пиши почаще, чтоб я не сошёл с ума, здесь утешение и развлечение - одни письма.»

Я о жизни своей промолчу:

О себе говорить неприлично.

Я, как многие, службу несу

Вдалеке от любимой Отчизны.

Нелегко нам порою бывает

В этом древнем суровом краю,

Когда солнце нещадно пылает,

Когда птицы и те не поют.

Мы стонать о себе не привыкли,

Гордо смотрим вперёд пред собой.

Только б слали любимые письма,

Ради них поднимаемся в бой.

Все последующие письма были полны страха и ужаса военных событий.

«Здравствуй Леночка! Не дождавшись от тебя, ответа решил написать тебе письмо. У меня всё хорошо, но настроение паршивое. Вчера нас обстреляли и один снаряд упал точно в цель, разорвался в 10 метрах от нас, со мной всё нормально - осколки просвистели рядом, но одного из наших солдат прямо на глазах ранило в грудь. Его в тяжёлом состоянии отвезли в госпиталь и я почему-то до сих пор не могу прийти в себя, это не страх, а просто нудное ощущение, что-то внутри точет после этого, наверно потому, что впервые вижу смерть. Я много раз был под обстрелами. Когда реактивный снаряд летит, свист такой и ощущение такое, что он летит прямо к тебе...»

И снова письма с Афганской войны. Все её ужасы и страхи. Но не было страха у Чернышёва и его товарищей, они разучились его понимать.

С тоской на сердце и с фурункулом на шее,
Я жить учился, подавляя боль и страх.
А было разное - внезапные налёты,
Разрывов грохот, после боя тишина;
И пустота в глазах замученной пехоты,
Уже не верящей, что кончится война.
И в каждом взводе есть пустые койки,
И переполнен батальонный лазарет;
Снаряд взбесившейся шестьдесятдвойки
Уже разнёс столетний минарет;
Сошёл с ума наводчик в этом танке,
Скатилась с неба и его звезда...
А сколько нас, увидевших гражданку,
В бреду полночном возвращается туда,
Где в небе Стингеры работают по Илам ,
Где грубо рвётся пулемётом тишина...
Да кто сказал вам, что когда-то это было?
Кто вам сказал, что кончилась война?

2-е письмо:


«Здравствуйте родные Коля, Люба, Серёжа и Света! ... Немного о себе. Жив, здоров, настроение может меняться по несколько раз в день. Недавно был ужасный день. Поехали мы на тягаче за столбами. Туда доехали хорошо, а на обратном пути тягач на мину наехал, такой взрыв, его разворотило. Мы как-то чудом остались живы с одним парнем. Только взрывной волной да камнями шарахнуло. Тягач загорелся и на месте тихо крутится, потому что гусеницы перебило. Поворачивается к нам, а из-под днища тягача кровь и изорванное тело механика. Чуть пришёл он в себя и спрашивает: «Я жить буду?» Мы его успокаиваем, хотя видели, что безнадёжный...»

Алексей Чернышёв, проходя службу в Афганистане, зарекомендовал себя выдержанным, закалённым и находчивым солдатом. Утром 31 декабря поступил приказ выйти на помощь нашим солдатам, которые вели бой. В этом бою Алексей был ранен в живот, его отправили в госпиталь, но спасти не удалось. Погиб Алексей Чернышёв как герой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1987г. Чернышёв Алексей награждён орденом Красной Звезды (посмертно).


Звезда из некрашеной жести

Восходит над нами опять.

А что нам терять, кроме чести?

Нам нечего больше терять.

От боя до боя - недолго,

Не коротко лишь бы не вспять.

А что нам терять, кроме долга?

Нам нечего больше терять.

В короткую песню не верьте.

Нам вечная песня под стать.

А что нам терять, кроме смерти?

Нам нечего больше терять.


Солнце, тёплая вода,
Пыль и скалы, крик шакала.
По пятам идёт беда
И рука стрелять устала.

Перегретый автомат,
Грязный бинт и боль в суставах,
Магазин и пять гранат,
Всё, что у тебя осталось.

Рядом друг, ещё живой,
Налетевший на растяжку.
Страшный, без руки, слепой.
Кровь на порванной тельняшке.


За камнями смерть в чалме
Незаметно притаилась.
Охраняет их Аллах.
Нас же, видно, Бог покинул.

Всё, дружок, кольцо в руке.
Мы живыми не сдадимся!
Нам всего по двадцать лет,
Не придётся нам жениться.

Магазин уж пуст давно,
Лишь граната между нами…
Жаль, что это не кино,
Мы с тобой в Афганистане…

Я в детстве дружил с великаном,
Нам весело было одним.
Он брел по лесам и полянам,
А я мчал вприпрыжку за ним.

Он был настоящим мужчиной,
С сознанием собственных сил.
И ножик вертел перочинный,
И длинные брюки носил.
Мы с ним проходили все лето,
Никто меня тронуть не смел,
А я великану за это
Все песни отцовские спел.
О, мой благородный и гордый,
Заступник, гигант и герой,
В то время закончил девятый,
А я перешла во второй.
Сравняются ростом ребята,
И станут дружить наравне.
Я вырос, я кончил девятый,
Когда ты погиб на войне.
Я в детстве дружил с великаном,
Нам весело было одним.
Он брел по лесам и полянам,
А я мчал вприпрыжку за ним.

слайд 31

Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне,
Если я пропаду на чужой стороне,
Если я пропаду на ненужной войне,
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне.

Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас,
Я вернусь! Если снайпер подарит мне шанс,
Если ночь захлестнет его мертвой петлёй,
Если нет, значит, гнить мне в могиле сырой.

Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет.
И неважно, что мне двадцати ещё нет.
И неважно, что я не хочу убивать.
Я - солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять.

И неважно, что я не хочу умирать.
Я - солдат, значит, должен приказ выполнять.
Косит смерти коса и врагов, и друзей.
Каждый час здесь за два в бесконечности дней.

Сквозь прицел я смотрю на цветы на лугу.
Жаль, что я их тебе подарить не могу.
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне,
Если я пропаду на чужой стороне.
Если я пропаду на ненужной войне,
Как о друге хорошем взгрустни обо мне.

Принято считать, что место героизму есть только на войне. Но экстремальные обстоятельства нередко случаются в привычном, размеренном ритме наших будней. Нетипичные, нестандартные, часто драматические и даже опасные для здоровья и жизни, они заставляют человека сделать выбор: «не заметить» эти обстоятельства или «вмешаться» в них, чтобы спасти чужую жизнь.

Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что он, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству.

Слайд 32-39

Не только военнослужащие, но и совершенно обычные и даже еще совсем маленькие люди могут оказаться в экстремальной ситуации - ситуации, которая потребует от них решительности и мужества.

Фрагмент с сайта СОШ №7 п. Коммаяк об учащихся, чьи имена внесены в Почетную Книгу «Горячее сердце»

И вечно тем сильна моя страна

Что никого нигде не унижала

Ведь доброта сильнее, чем война

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

В нашей великой стране миллионы смелых, неравнодушных людей, способных протянуть руку помощи попавшему в беду.

Колоссальные усилия силы духа, мужества, стойкости, геройства русского народа потребовались для того, чтобы сохранить независимость нашей любимой Родины. Нам есть что помнить, и есть чем гордиться! И если мы будем жизнь свою равнять на таких Героев - спасителей Отечества, наша Земля будет в безопасности.

Слайд 40

сайт МБОУ СОШ №7 п. Коммаяк 26318-s-725.edusite.ru/p18aa1.html

Страница Почетная книга "Горячее сердце - 2016"

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Что нового для себя узнали?

- Кто учредил фонд «Горячее сердце»?

-Для чего создана книга «Горячее сердце»?

-Кто её герои?

-Хотите вы на них быть похожими, почему?

- О чём вы задумались?

- Какой вывод можем сделать?

Ещё Александр Невский, защищая нашу землю, сказал: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Нам надо жить, трудиться, учиться, растить своих детей, радоваться солнцу, нам не нужны чужие земли, нам не нужна война!

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесём -
И внукам дадим, и от плена спасём
НАВЕКИ!


© 2010-2022