Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные элементы содержания

Виды учебной деятельности

Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий

Д/з

План

Факт

1

Введение Путешествие в страну История

1

Вводная

беседа

Знакомство с картой знаний страны История: Зачем учимся? Как учимся? Что учим?

Знакомство с учебно-методическим комплексом.

Археология, история.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, беседа по

прочитанному, рассказ учителя, работа с новыми терминами

П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник.

К.; Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Введе

ние,

стр.4-

7

1 нед.

сентября


2

Введение 2. Как заглянуть в прошлое?

1

Проблемный диалог

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов, Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Исторический источник,

ист.факт,

Работа с лентой

времени. Решение

исторических задач

задач

Введе-ние 2

1 нед.

сентября


Модуль 1 Первая историческая эпоха ( 8 ч.). Тема 1. Первобытный мир (2 млн. - 5 тысяч лет назад)

3

Первые люди

1

Комбинированный

урок

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить одним. Овладение огнем. «Древнейшие люди», собирательство, «человек умелый»,

«человек

разумный»

Рассказ, беседа, работа по карте, работа с текстом учебника. работа в рабочей тетради


П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.

К.; определять значение и роль общины

§ 1 , во просы

перед

§2

2 нед.

сентября


4

Первые шаги разума

1

Комбинированный

урок

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лужа и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.

Работа с текстом учебника, работа с иллю­страциями учебника, работа в тетради, работа с новыми терминами

П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община»

§2,

вопросы

перед

§3

2 нед.

сентября


5

Первые художники и «волшебники »

1

Комбинированный

урок

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

Рассказ учителя, беседа, работа над новыми по­нятиями, работа в тетради.


П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

§3

вопросы

перед

§4

3нед

сентября


6

Первые пастухи и хлеборобы

1

Комбини-рованный

урок

Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к произво­дящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Пред­ставление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, беседа по прочитанному, работа с картой, рассказ учителя, работа над новыми понятиями

П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Р.: Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

§4

3нед

сентября


7

Первые мастера и воины

1

Комбини-рованный

урок

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).

Рассказ учителя, работа с иллюстрациями учебника; работа над новыми понятиями

Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия процесса. Р.:Определять условия, делать выводы.

§5,вопр

осы

перед

§6

4нед

сентября


8

Первые цари и грамотеи

1

Комбини-рованный

урок

Деспотический характер власти. Новые изобретения. Перемены в жизни людей.

Работа по схеме «Образование государства»; работа над новыми

понятиями.

Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.П.: Определение понятия знать, причины возникновения неравенства и последствия процесса. Р.: Определять условия, делать выводы.

§6

4нед

сентября


9

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общий взгляд на первобытный мир»

1

Повтори-тельно-обобщающий урок

Этаны развития первобытной истории. Знания и умения первобытного общества

Игра - путеше­ствие по стан­циям:

«Рассказкино»,

«Картово»,

«Задачкино»,

«Отгадайкино»,«

Кроссвордово»

П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Л.: Уметь доказать свою позицию(отличие мировоззрения первобытного человека от современного).

Подготовка

к

контрольной

работе


1 нед. октября



10

Контрольная работа :«Первая историческая эпоха


1

Урок

контроля




с.58- 63


1 нед. октября


Модуль 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (18 ч.) Глава 2. Древний Египет (5часов) 1ч. повторение

11

Царство в долине Египет

1

Изучение

нового

материал

а

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Цивилизация Древний Египет. Египетское царство

Рассказ учителя, работа с текстом учебника, работа с иллю­страциями учебника, с ис­торическим ис­точником; ра­бота над новыми понятиями

П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

, Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

§7,

вопросы

перед

§8

3 нед. октября


12

Боги

Древнего

Египта

1

Комбини-

рованный

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Аннубис,Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона

Работа с текстом учебника

П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Р.: Определять причинно- следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять

§8,

вопросы

перед

§9

3 нед. октября


13

Искусство

строителей

пирамид

1

Комбини-

рованный

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.

Работа с учебником т групповая.

Заполнение таб­лицы


П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

§9,

вопро

сы

перед

§10

4 нед. октября


14

В гостях у египтян

1

Урок-

практикум

Жители Египта. Жизнь и труд простых земледельцев и ремес­ленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам, ра­бота над новыми понятиями


К.; Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Л.: Оценивать достижения культуры.

Р.: Составить кроссворд

§ 10

вопросы

перед

§П,

с.74-

78

4 нед. октября


15

Расцвет

египетского

царства

1

Комбини-

рованный

Особенности, причины и последствия расцвета могущества Древнеегипетского государства.


П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Л.: Осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

К.: Исполнять роль.в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

вопросы

перед

§12

1 нед. ноября


16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

1

Повторительно- обобщаю щий урок


Разгадывание исторического кроссворда Игра «историческая эстафета». Этапы: состав­лениерассказа, решение твор­ческой задачи, разгадывание кроссворда, ра­бота с картой, знание терминов и дат.

К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Р.: анализировать достижения в земледелии.

Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.


1 нед. ноября


Тема 3. Древние цивилизации Азии (10ч.) 2ч. повторение

17

Цивилизация в Междуречье

1

Комбинированный

Двуречье в древности. Местопо­ложение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Рассказ учителя; работа с картой; работа в рабочей тетради:со­ставление схемы; заполне­ние таблицы

П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории

§ 12, во про сы

перед

§13

сообщ

ение о

тайне

иерогли

фов

2 нед. ноября


18

Законы

Вавилонского

царства

1


Изучение

нового

материал


Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом.

Работа с классом - объяснения учителя +вопросы к классу+работа в тетр

П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов

§ 13,

вопро

сы


2 нед. ноября


19

Ассирийское

«железное»

царство

1

Комбинированный

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Рассказ учителя, беседа с учащи­мися, работа по карте, работа по картине

П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала

§ 14,

вопросы

перед

§15

3 нед. ноября


20

-

21

Евреи - народ Библии

2

Комбинированный

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.

Комментиро­ванное чтение - работа с древ­ними еврей­скими мифами.

Объяснение но­вых понятий.


П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Л.: Формирование понимания , культурного многообразия мира.

Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

§ 15,

вопросы

перед

§16

4 нед. ноября


22

Персидская

мировая

держава

1

Комбинированный

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование . Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царек дорога», ее^ использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Зороастризм

Рассказ учителя, работа с текстом учебника, беседа, работа с историческими документами

П.: Основные даты истории создания Персидской державы.

К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

§ 16,

вопросы

перед

§17

4 нед. ноября


23

-

24

Индия - родина Будды

2

Комбинированный

Особенности цивилизации Древней Индии. Города-государства , княжества. Царство Ашо-ки. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме.

Объяснение учителя, работа в тетрадях, составление таб­лицы; чтение инд. легенды.

П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

§ 17,

вопросы

перед

§18

1 нед.

декабря


25

-

26

Китайская

мудрость

Конфуция

2

Комбинированный

Цивилизация Древнего Китая. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги.

Работа по карте, рассказ учителя, работа с историческим документом, сообщения учащихся о письменности и книгах др.


П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства

§ 18,

вопро

сы

перед

§19

2 нед. декабря


27

Повторительно-

обобщающий урок «Общий взгляд на Древний

Восток»

1

Повторит ельно- обобщаю щий урок

Особенности цивилизаций

Выполнение заданий к раз­делу «Древний Восток»

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Подго

товка

к контр

ольной

работе

3 нед. декабря


28

Контрольная работа по теме

«Древние

цивилизации

Азии»

1

Урок

контроля





3 нед. декабря


МОДУЛЬ 4. Первая цивилизация Запада.

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (XX-VI в.до н.э.) (9 ч)

29

У истоков греческой культуры

1


Урок

изучения

нового

материала


Общий взгляд на Восток. Крито- микенский период. Миф о Мино­тавре. Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Критская цивилизация и её гибель. Микенское царство - наследник традиций критской цивилизации. Троянская война и гибель микенской цивилизации.

Рассказ учителя, работа по карте, работа в тетради - прием сравнения - особыеприродные ус­ловия (Др. Греции и Египта), чтение мифов, беседа по прочитанному; словарная работа

П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.

Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.

§19,

вопросы

перед

§20

4 нед.

декабря


30

Времена Гомера

1


Урок-

практикум


Особенности Гомеровских поэм. Темные века» и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Троянская война и возвращение греков на родину: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» как исторические источники.

Коммент. чтение текста учебника; беседа по прочи­танному; Сообщ. уч-ся о жизни древнегр. Поэта Гомера Выполн. зад. в рабочей тетради

П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.

Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады».

§20,

вопросы

перед

§21

4 нед.

декабря


31

Города-

государства

Эллады

1

Комбинированный

Сравнение особенностей хоз-ва, общественного устройства и ценностей жителей крито-микенского мира и древнегреческой цивилизации.

Рассказ учителя, работа с текстом учебника, работа в тетради.

П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса , Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Работа с новыми терминами ( вставить пропущенные буквы).

§21,

вопросы

перед 22

2 нед. января


32

Олимпийские

боги

1

Комбинированный

Религиозные верования греков. Мифы о происхождении мира и богов. Мифы об отношении богов и людей (герои Прометей, Геракл; дары Деметры, Диониса, Гермеса, Гефеста).

Работа с

учебником;

заполнение

таблицы; рассказ

учителя;

сообщения

учащихся

П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

§22,

вопросы

перед

§23


2 нед. января


33

-

34

Афинская демократия и спартанские нравы

2

Комбинированный

Природные условия Аттики и занятия населения. Положение земледельцев в Афинском государстве.

Управление Афинским государством. «Драконтовы за-коны». Борьба афинского демоса с аристократами. Отмена долгового рабства и категории афинских граждан. Изменения в управлении Афинского государства и черты афинской демократии.

Рассказ учителя, работа с текстом учебника, работа в тетради, словарная работа

П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.


§23,

вопросы

перед

§24

3 нед. января


35

Эллинское

воспитание

граждан

1

Комбинированный

Местоположение Лаконии. Обра­зование Спартанского государства. Управление Спартой. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Повседская жизнь спартанцев. Спартанское воспитание. Воспитание и образование граждан: семья - школа - палестра - лагерь эфебов - гимназия. Олимпийские игры - религиозный праздник всей Эллады. Подготовка к нему. Проведение Олимпийских игр.

Рассказ учителя,

сообщения

учащихся

П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.


§ 24,

вопросы

перед 25

4 нед. января


36

-

37

Великая

греческая

колонизация

2

Комбинированный

Причины греческой колонизации и основание колоний. Жизнь в колониях и единство эллинского мира. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Работа с исто­рической картой, беседа с учащимися, ра­бота в тетрадях, рассказ учителя, работа с текстом учебника

П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.

§25,

вопросы

перед

§26

4 нед. января


Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (V-IV веков до н.э.) ( 5ч. + 2 ч. повторение)

38

Эллада против «царя царей»

1

Комбинированный



Греко-персидские войны. Персид­ская держава и её завоевания в Малой Азии. Начало Греко-персидских войн, Марафонская битва. Подготовка греков и персов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Битва у Фермопил. Саламинское сражение. Окончательный разгром персов. Афинский морской союз.

Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, за­полнение таб­лицы в тетрадях

П.: Причины Греко­персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

К.: Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.


§26,

вопросы

перед

§27

1 нед.

Февраля




39-40

Афинская свобода рабовладельцев


Комбиниров анный урок

Комбинированный

Расцвет Афинского полиса. Перикл -портрет личности. Труд рабов- основа хозяйственного благополучия.



Работа с текстом учебника, составление схемы, работа с историческим документом; составление характеристики

П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности


§27,

вопросы

перед

§28


1 нед. февраля


41

Столица

искусств

Эллады

1

Урок-

практикум

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Зарождение театраль­ного искусства -трагедия и комедия. Театр и его роль в жизни Др.Греции

Самостоятельная работа учащихся с текстом - составление рассказа (работа в группах)

П.: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).

§28,

вопросы

перед

§29


2 нед. февраля


42

Мудрецы Древней Греции


1

Комбинированный

Сократ и определение философии. Великие философы: Платон, Аристотель. Академия и лицей. Ученые Греции: Гиппократ - «отец медицины», Геродот - «отец истории».


Рассказ учителя, работа с текстом учебника, работа в рабочей тетради, работа с новыми терминами

ГГ: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.

К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

§29,

вопросы

перед

§30


2 нед. февраля


43

Повторительно-

обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

1

Урок повторения и

обобщения

Отличия цивилизаций Древнего Запада от цивилизаций Древнего Востока

Работа над заданиями в раб.тетрад и. Подготовка к контрольной работе

ГГ: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

Подго

товка

к

контр ольной

работе

4 нед. февраля


44

Контрольная работа по теме: «Первая цивилизация Запада


1

Урок контроля и учета

знаний

Общий взгляд на Грецию



Стр.

182

4 нед. февраля


МОДУЛЬ IV. Империи эллинов и римлян Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (IV - I века до н.э) (4 часа)

45

Покорители

свободных

греков

1

Урок

изучения

нового

материал

а

Причины ослабления Греции и усиления Македонии.

Объяснения учителя, работа в тетрадях - от­личия македон­ского войско от греческого


П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

§ 31

1 нед. марта


46

Завоевания

Александра

Македонского

1

Комбинированный

Личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.

Самостоятельная работа учащихся с текстом и атласами - работа в тетрадях - проследить по карте движение армии А. Маке­донского и найти основные места сражения; хро­нология

П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля. Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

§32


1 нед. марта


47

-

48

Эллинистическая

цивилизация

2

Комбинированный

Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, включающей народы Востока и Запада.


Рассказ учителя

+

игра - путеше­ствие по г. Александрии

+

сообщения

учащихся

П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

§33

2 нед. марта


49

Рим - от царей к республике

1

Комбинированный

Природа и население Италии (италийцы, этруски, греки, галлы. Рим - город 300 родов на 7 холмах. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую. Латинский алфавит.

Объяснение учителя, работа с исторической картой; работа с учебником; сло­варная работа;

работа с кон­турной картой

П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно- климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

§34

3 нед. марта


50

Рим -

властелин

Италии

1

Комбинированный

Римские завоевания: Италия. Армия Римской республики. Диктатура и галлы. Италия под властью Рима- союз-федерация.


Рассказ учителя о республике римлян по схеме, работа учащихся с текстом учебника, беседа по во­просам, выпол­нение заданий в рабочей

ГГ: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий .Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

§35

3 нед. марта


51

Хозяин

Западного

Среди­земноморья

1


Урок-

практикум


Карфаген и его владения. 1-я Пуническая война и её результаты. 2-я Пуническая война и итоги Пунических войн.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника - составить план- конспект по теме

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.


§36

4 нед. марта


52

Покоритель

Восточного

Среди­

земноморья

1

Комбинированный

Завоевание Римом Македонии и Греции. Разрушение Карфагена. Народы под властью римлян.

Рассказ учителя, работа по карте, составление таблицы, беседа по вопросам, работа с иллюстр. учебника

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме

§37

4 нед. марта


53

Перемена

«римских

нравов»


1

Комбинированный

Последствия завоеваний: новые нравы римлян, роль рабства, перемена в положении граждан в городе. Рабство в Риме. Попытка земельной реформы братьев Гракхов.

Рассказ учителя,

работа с текстом учебника,

П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.

Л.: Осмысление социально ­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Г ракхов во благо менее защищенных римлян.

§38

1 нед. апреля


54

-

55

Войны граждан и рабов

2

Комбинированный

Кризис римской республики, Восстание рабов под предводительством Спартака, гражданские войны

Работа с исто­рическими до­кументами, во­просы к доку­ментам;

рассказ учителя;

сообщение уче­ника о гладиа­торских школах

П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

§39

1 нед. апреля


56

Рим - от республики к диктатуре

1


Урок-

практикум


Возвышение Цезаря и его завоевания. Установление диктатуры Цезаря. Гражданская война и гибель республики

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника - что предпринял Цезарь для укреп­ления своей власти

Работа с исто­рическим доку­ментом, беседа по прочитанному

П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.

§40


3 нед. апреля


57

Первые

римские

императоры

1

Урок

изучения

нового

материала

Личное! правление Октавиана Августа. Римская империя и управление империей. Первые императоры - преемники Августа

Рассказ учителя, комментиро­ванное чтение параграфа, работа в тетрадях - установить последователь­ность событий

П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.

§41

3 нед. апреля


58

Расцвет

античной

культуры

1

Комбинированный

Культурное наследие античной цивилизации

Индивидуальная работа по карточкам - со­ставление таб­лицы

П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э..

Л.: Анализировать причины крайнего своеволия Нерона

§42

4 нед. апреля


59

Золотой век

римской

империи


1

Комбинированный

Расцвет античной цивилизации. Установление Римской республики.


Рассказ учителя, работа с текстом учебника, работа в раб. тетр., словарная работа, составление схемы

П.: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижении империи во 2 в.

Р.: Умение составлять предложения с новыми словами.

§43

4 нед. апреля


60

«Добрая

весть»

христианства

1

Комбинированный

Возникновение христианства. Евангельский рассказ об Иисусе Христе. Отличительные особенности христианства

Комментиро­ванное чтение параграфа

Беседа с уча­щимися


П.: Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.

Л.: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности

§44

1 нед. мая


61

Заря

Христианского мира

1

Комбинированный

Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Констаном и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового завета.

Работа с текстом учебника, беседа до читанному, рассказ учителя, работа по карте

П.: Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией. К.: Составлять рассказ о Риме с опорой на ил-ции

§45

1 нед. мая


62

-

63

Закат

античного

мира

2

Комбинированный

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Работа по карте, работа с текстом учебника, беседа по прочитанному

П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках. Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей.

Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп.

§46

2 нед. мая



64

Повторительно-

обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян»

1


Подготовка к контрольной работе

Работа с картой и лентой времени

П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

К.: Решать кроссворды, проблемные задания.

Подготовка к к/р

2 нед. мая


65

Контрольная работа по теме: «Империи эллинов и римлян»

1


Контрольная работа



3 нед. мая


66

Повторительно-

обобщающий урок «Общий взгляд на

Древнейшую историю»


1



Взаимосвязь греческой и римской культур, народов Востока и Античного мира


Последние

Страницы раздела


3 нед. мая


67

Итоговый урок по курсу

1





§40, с. 244-248

4 нед. мая



ИТОГО ЧАСОВ: 70

РЕЗЕРВ, ЧАСЫ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ (3)








© 2010-2022