Урок по истории 5 класса «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Урок истории в 5 классе по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Цели: Познакомить учащихся с Древним Китаем, расширять и углублять знания, развивать память, развивать умение выступать перед классом, учить работать с картой, расширять кругозор учащихся, развивать интерес к предмету. Урок развивает внимание, учит анализировать и сравнивать, уважительно относиться к старшему поколению. На уроке формируется представление о культуре Китая, учащиеся самостоятельно формулируют выводы. На урок пр...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории в 5 классе

«Чему учил китайский мудрец Конфуций»


Цели: Познакомить учащихся с Древним Китаем, расширять и углублять знания, развивать память, развивать умение выступать перед классом, учить работать с картой, расширять кругозор учащихся, развивать интерес к предмету.

Оборудование: карты «Древняя Индия», «Древний Китай», «Физическая карта мира», листы с заданиями по индийским кастам, презентация по теме, на доске вывешены слова «Чего себе не желаешь, того не делай другим».

Дополнительный материал: производство бумаги, шёлковых тканей, кимоно китайцев.


  1. Орг. момент. Пятиминутка чтения.

  2. Проверка домашнего задания:

- Работа с картой:

О каком государстве мы говорили на прошлом уроке? Покажите на карте где расположена Индия. (… на юге материка Евразия). Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Назовите их, покажите на карте. (Гималаи). Покажите на карте, где расположены многоводные реки Индии. (Инд и Ганг). Какой индийский мудрец учил, что главное в человеке личные достоинства, а не его происхождение (Будда).

- Работа на листочках, самостоятельно:

Какой бог изображён на листочках? (Брахма). Что такое каста? Расположите касты в соответствующем порядке. Как объясняют индийцы их происхождение? Кто не входил в кастовый стой?

- Проверка в парах. Оценивание. Учащиеся сдают работы учителю.

  1. Новая тема.

(Стук в дверь, в класс входит Конфуций и его помощница - китаянка, кланяются).

- Ребята, как вы думаете, кто к нам пришёл? Откуда эти гости? Подойдите поближе и рассмотрите гостей, как они одеты.

(Ответы учащихся).

- Давайте спросим, откуда они прибыли, и как их зовут?

- Тема нашего урока: Китай. Чему учил китайский мудрей Конфуций?


  1. Работа с картами: «Китай и Индия в древности», «Физическая карта мира»

- Ребята, кто может показать Китай? Где он расположен? На каком материке?

(На материке Евразия, в Восточной Азии.)

- Какие реки протекают в этой стране, по какой равнине? (Хуанхэ и Янцзы, по Великой китайской равнине).

- Где берут начало эти реки? (В центральной части Тибетского нагорья. Реки Китая бурные. Берега Хуанхэ сложены из лесса - гонной породы, похожей на слежавшийся песок. Лессовые породы мягкие и при хорошем поливе очень плодородны)

- Как вы думаете, какие занятия были распространены в Древнем Китае? (Предположения учащихся: выращивали рис, чай и т.д.). Об этом мы узнаем на следующем уроке.


  1. Гости рассказывают о себе. Конфуций рассказывает о книгах, гостья о том, как должны вести себя учтивые китайцы. (Материал излагается в рамках учебника).

Конфуций:

У нас в Китае всегда соблюдают те правила, которые установлены с давних времён. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. Мы верим в сверхъестественные существа: в богов, духов. Самым высшим существом для нас является - Небо. Царей в Китае мы называем «Сынами Неба».

Я считаю, что мудрость людей - в знании книг. Древние книги в Китае выглядели не так как ваши. В давние времена писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Учёный китаец должен был запомнить тысячи иероглифов. Иероглифы произошли от рисунков.

Воспитанного человека можно узнать по его поведению. Перед входом в дом нужно снимать туфли. Сидеть на циновке нужно подогнуть под себя пятки.

Помощница:

Китайцы сооружают на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Ходить с распущенными волосами неприлично. Мы носим халаты - кимоно. Девушки носят кимоно с длинными рукавами, с нарядными кимоно носят белые носочки таби и сандалии. Главная часть туалета бант - оби. В 7 лет девочка уже должна уметь завязывать бант. Замужняя девушка носит оби красного цвета. Простые люди носят из дешёвой ткани, знатные одеваются в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов. Воспитанный китаец со всеми всегда вежлив, со старшими ведет себя почтительно, с младшими благосклонно.


  1. Работа с книгой и тетрадью. (Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях по учебнику, задание № )


  1. Закрепление материала. Показ презентации по данной теме.


  1. Игра «Срочно требуется». Учитель вывешивает новые термины на доску, учащиеся подбирают к ним определения. (Янцзы, Хуанхэ, бамбук, Конфуций)


  1. Работа в тетради.

- Запиши эти новые слова в тетрадь без ошибок.

10. Учитель раздает дополнительный материал про халаты. Сегодня халаты стоят очень дорого, так как шёлк ценится на вес золота - 6 500 руб. (Почему? Выяснить к следующему уроку). Шёлк отправляли по Великому шёлковому пути (с. 108, узнаем на следующем уроке). Что вы еще видите на карте? (Великая китайская стена. На следующем уроке мы узнаем для чего она строилась)


  1. Домашнее задание.

Прочитать п. 22, решить кроссворды на с. 73 № 87,88, узнать, почему такой дорогой настоящий шёлк.


© 2010-2022