Материал к уроку по КТНД Русское население Дагестана

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Ю. Данилюк



К проблемам исследования русского населения

в этносоциальной структуре Республики Дагестан



Изменения российского общества, вызванные реформами последних десятилетий в различных сферах общественной жизни привели к трансформации социальной структуры и обусловили необходимость выявления специфики современной стратификации общества. Поэтому учеными должны быть проведены многочисленные эмпирические исследования. Для ее создания необходимо тщательное изучение многих проблем. Соответственно, при изучении новых социальных проблем, разновариативных стратегий групповой социальной мобильности и адаптационных процессов социальных групп, а также исследовании данных вопросов в полиэтничных регионах (каким является Дагестан), важно акцентировать внимание на:

1) социальном самочувствии этнических групп и их образовательном и культурном потенциале;

2) межнациональном взаимодействии и уровнях толерантности отдельных этнических, конфессиональных групп по отношению друг к другу;

3) возможностях социальной адаптации этносов к преобразованиям, проводимым в обществе.

Интерес к изучению русского населения в Республике Дагестан вызван, прежде всего, тем, что это оно формировалось в специфической кавказской среде, обладающей определенными чертами, которые не были присущи для собственно русского этноса, проживающего в центральных районах и мегаполисах России. В Дагестане русские оказались в инонациональном, инокультурном и иноконфессиональном окружении. Этот фактор, а также удаленность региона от центра влияли и влияют на мировоззрение и менталитет русского «кавказского» населения, а также на динамику межэтнических отношений. Развал Советского Союза вызвал количественные и качественные изменения русского этноса на Северного Кавказа. Данные процессы были одновременно детерминированы локально-географическими рамками Дагестана. В своей монографии Х.А. Ибрагимов1 исследуя гетерохронные и автохронные оценки различных дагестанских этносов отмечает, что в 70-х гг. XX века русские в Дагестане не чувствовали неудобства в самооценках своей национальности. Опрошенные в начале XXI века «дагестанские» русские охотнее приводят мнения других о своей национальности, чем высказывают свое собственное мнение о себе. Выявление причин этих изменений в социальном самочувствии особенно актуально в социологическом исследовании этнического самосознания, этнической идентификации и этнической идентичности. Если говорить применительно ко всем северокавказским республикам, то наложение этнокультурных и этнопсихологических различий на особенности социального и демографического развития региона в условиях трансформации социальной структуры российского общества позволяет (с определенной долей условности) объединить группы русских в республиках Северного Кавказа и изучать их уже как специфическую группу в социальной структуре региона.

По мнению Г.С. Денисовой содержание «русского вопроса» в северокавказском регионе следует рассматривать как утрату статусных позиций в сложившейся этносоциальной иерархии2. Данный подход позволяет проанализировать выделенный нами спектр проблем в контексте институциональной социологической теории, где статус рассматривается как позиция, которой приписывается выполнение определенных функций (ролей). Социальный статус русского этноса в Дагестане исторически определялся его социальной ролью как носителя российской государственности, русской культуры и языка, как средства межнационального общения. В связи с этим возможно гипотетическое рассмотрение перспективного проекцирования дагестанского сегмента в условиях функционирования данного региона без русского населения.

В условиях трансформации современного общества Г.С. Денисова1 выделяет несколько стратегий связанных с изменением этнического статуса:

  1. утрата этнического статуса (проявляется в формировании общей региональной идентичности - М. Д.);

  2. понижение этнического статуса (вызвана нежеланием и незаинтересованностью коренного этноса поддерживать нормы, ценности и институты русской культуры - М. Д.);

  3. сохранение доминирующего статуса (возможно в ходе формирования новых институциональных связей - М. Д.).

В этой связи крайне важно выявить и проанализировать основной вектор трансформации статусных позиций русского населения в Дагестане. Хочется отметить, что изучая этот аспект, необходимо определится: изучать в качестве объекта исследования социальную роль и функции русского сегмента населения в регионе или русскоговорящее население из разных регионов России (армяне, белорусы, немцы, украинцы). Учитывая то, что все они в воспиятиии автохронного населения Дагестана идеологически и психологически воспринимаются как «русские».

В контексте этносоциального статуса русского сегмента следует остановиться на роли русского языка в качестве «лингва франка», то есть языка чужого для всех «коренных» собеседников и поэтому его применение не дает никакому автохронному этносу более высоких статусных позиций. Именно удаленность русского языка от конкурирующих этногрупп и позволила создать в Дагестане реальный билингвизм (двуязычие). В настоящее время высказываются мнения о возможности замены в РД «русского» билингвизма на иноязычный, например, тюркский или арабский. Возможность прогнозирования развития по данному направлению, а также его последствия тоже могут быть рассмотрены политической социологией.

Исследование социально-культурного развития русского населения в Дагестане, в период трансформации общества, связано для социологической науки с возможностью проанализировать уровень межнациональных отношений, динамику этносоциальной структуры, влияние национального фактора на процессы социальной стратификации региона.

Дагестан демонстрирует разнообразие групп этнического, лингвинистического и конфессионального типов, а также всевозможных их вариаций. Это связано с разнообразием проживающих на его территории народов, языковых семей (индоевропейской, тюркской, нахско-дагестанской и т.д.) и представителей религии. В советское время учеными-историками для обозначения места и роли русских в этой палитре часто использовались такие термины как «русский великодержавный шовинизм» и «местный национализм». Противопоставление этих понятий привело к возникновению еще одной проблемы так или иначе связанной с «русским вопросом» - национального эгоцентризма. Её реальное воздействие этой проблемы на развитие дагестанского общества можно оценить неоднозначно. В развитии национальных отношений на современном этапе выделяются две тенденции: национальная дифференциация и интернационализация. В свою очередь внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция - пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета. Вторая тенденция - это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства во всех сферах жизни общества. В этой связи заявленная выше проблема может рассматриваться как положительное явление, благодаря которому этнос сохраняет свою самобытность и уникальность, так и как отрицательное явление, в динамике которого заложена националистическая идеология.

В современном дагестанском обществе наряду с накопленным положительным опытом межэтнических отношений существуют определенные сложности и противоречия, в урегулировании или разрешении которых могут оказать существенную помощь результаты эмпирических исследований социологов, политологов, этнологов, теоретических наработки философов, историков, где могут найти отражение основные параметры этносоциальной структуры и социальной дифференциации дагестанского региона.

Еще на одном вопросе, касающемся специфики этнодемографических процессов в Дагестане применительно к русскому сегменту мы хотели бы остановится. Если в 80 - 90-х годах XX века сокращение численности населения наблюдалось за счет переезда русских семей в центральные районы России, то в последнее время этот процесс наряду с выездом русских за пределы республики усиливается и за счет естественной убыли русского населения. Дело в том, что длительное время из Республики Дагестан выезжала и выезжает молодая часть русского населения, к тому же наиболее образованная и квалифицированная рабочая сила. И как следствие, мы можем наблюдать тенденцию старения оставшейся части русских особенно в городах. В этой связи интересно проследить динамику изменения социальных слоев городского населения республики, а также рассмотреть социальный статус русской интеллигенции (как городской, так и сельской) в условиях трансформации общества.

Кроме того, из спектра направлений исследования данной тематики выделяется изучение так называемого «земельного вопроса», который можно рассматривать как с позиций эмоционально-этнической коннотации («родной очаг», «родная земля»), так и через призму «дефицитного экономического ресурса». При рассмотрении проблем миграции1, оттока русского населения из районов РД, где исторически компактно проживал русский этнос (Кизлярский и Тарумовский районы), данный аспект, на наш взгляд требует также дальнейшего изучения.

Помимо прочего, в настоящее время мы наблюдаем процесс, связанный с переосмыслением роли религии и религиозного фактора в современных объяснительных схемах объяснения социально-политического процесса. Это может быть связано как с происходящими трансформациями в социальной ткани, так и с видоизменением религиозного фактора в сторону критерия идентичности. По этой причине сегодня остро встает вопрос о религиозной толерантности в российском и в частности в дагестанском обществе. Дагестан представляет собой исторически сложившийся уникальный механизм по сотрудничеству и поддержанию диалога между представителями различных конфессий. Показательно и то, что в отличие от других регионов России, здесь на рубеже XX - XXI в. не происходило столкновений на религиозной почве. Это еще раз подчеркивает возможность существования толерантных отношений в рамках межконфессионального диалога.

Наблюдаемая в Дагестане, на Северном Кавказе, и в России в целом тенденция к политизации религии и конфессионализации политики требует отойти от традиционных эпистемиологических рамок рассмотрения соотношений религии и общества, религии и политики. Во многом, сами понятия религии и религиозного фактора приобретают иное референтное значение, отражающее их новое прочтение и проявление. Изучение конфессионального состава русского населения в Дагестане и динамики развития межрелигиозных отношений позволит на наш взгляд выявить причины появления ксенофобических тенденций в поликонфессиональных и многонациональных регионах. Это особенно актуально в связи с тем, что данный вопрос на сегодняшний день вынесен на общероссийский уровень в качестве приоритетного направления государственной политики, о чем свидетельствует программное выступление кандидата в Президенты РФ, Председателя Правительства РФ В.В. Путина.1

Анализируя роль и характер религиозности русского «дагестанского» населения следует констатировать её неоднозначность и наличие разнонаправленных тенденций: с одной стороны повышение популярности религии, увеличение числа причисляющих себя к последователям конфессии (здесь мы видим разнообразие конфессиональных течений в русском сегменте), с другой - проявление процессов секуляризации, когда в качестве приоритетных в поведении и повседневной жизни русского этноса утверждаются нерелигиозные ориентиры и ценности, а значимость собственно церковной жизни вытесняется на периферию повседневности. Изучение полиаспектности проблемы религиозности в русской среде и акцентации роли религиозного самоопределения как социкультурной характеристики может стать предметом изучения социальной философии, социальной психологии и социальной политологии.

В гиперполитизированном современном обществе, при изучении этносоциальной структуры важно акцентировать внимание на отношении того или иного этноса к государственной власти как субъекту регулирования социальных проблем. В условиях многонациональной республики, какой является Дагестан, это принимает наибольшую актуальность. Что подтвердилось при обсуждении, на прошедшем в Кисловодске форуме народов Юга России, проблем межнациональных отношений, вопросов экономического и социального развития Южного и Северо-Кавказского федеральных округов2. Развитие темы было осуществлено в программной статье В.В. Путина касающейся национального вопроса, где он отмечает, что необходима выработка стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме3. В этой связи им предлагается создать в системе федеральных органов власти специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Предположительно, в многонациональных регионах за основу стабильности и толерантности будет взят русский этнос, который наряду с другими народами, проживающими на территории республики, будет способствовать интеграции и стабильности общества.

Таким образом, изучение русского этноса, проживающего на территории Республики Дагестан, в комплексе проблем дает возможность дополнить информационную панораму о проблемах русского населения в северокавказских республиках.

Список литературы:

  1. Ибрагимов Х.А. Общечеловеческое и этническое (национальное) в структуре ценностей (на примере Дагестана). Махачкала. 2008.

  2. Денисова Г. С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. - Ростов-н/Д, 2003.

  3. Алиева В. Ф. Русское население Дагестана. Причины оттока и пути стабилизации процесса. Махачкала. 2001.

  4. Алиева В. Ф. Демографические процессы в современном Дагестане. М. 2007.

  5. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // «Независимая газета». - 23 января 2012.

  6. Крепить единство наших народов // Дагестанская правда (приложение). - 10 февраля 2012.


1 Ибрагимов Х.А. Общечеловеческое и этническое (национальное) в структуре ценностей (на прмере Дагестана). Махачкала. 2008. С. 172.

2 Денисова Г. С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. - Ростов-н/Д, 2003. С. 13.

1 Денисова Г.С. Указ. соч. С. 15.

1 См.: Алиева В. Ф. Русское население Дагестана. Причины оттока и пути стабилизации процесса. Махачкала. 2001; Она же, Демографические процессы в современном Дагестане. М. 2007.

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // «Независимая газета». - 23 января 2012. С. 4

2 См.: Крепить единство наших народов // Дагестанская правда (приложение). - 10 февраля 2012. С. 1-2.

3 Путин В.В. Там же.

© 2010-2022