Интегрированный урок по истории и литературе на тему: Годы Великих испытаний

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка интегрированного урока истории и литературе в 7 классе

на тему: Годы Великих испытаний.

Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе.

Задачи.

1. Вспомнить основные события Великой Отечественной войны, показать, как они отражены в литературе.

2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.

3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории и текстов художественной литературы.

Раздаточный материал: Схема этапов войны, главных сражений, стихотворения о ВОв русских поэтов.

Оформление доски: Исторический паззл.

Эпиграф:

В истории России войны - это тяжкий труд всего народа.

(В. Ключевский)

Чистый лист - «Историческое полотно» - по ходу заполняется паззлами:





Проблемный вопрос: «Какова цена победы советского народа в годы Великих испытаний?»

Учебный вопрос: 1.Этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны.

Ход урока:

1. Слово учителя.

Историк: Идя по улицам, мы видим лица, дома, скверы, площадки. Но картину в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолета…..

Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течет река литературы.

Объектом нашего внимания является Великая война Великого народа!

Давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Великой Отечественной войне, полученные на уроках истории России и литературы.

Все дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но люди всегда будут помнить беспримерный подвиг советского народа, который в 1941-1945гг. одержал великую победу и на фронте, и в тылу.

Сегодня на уроке мы повторим основные события Великой Отечественной войны.

Перед нами не просто паззл. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно.

Литератор: М. Цветаева назвала литературу «очевидцем всех времен истории». Посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетии»? Имена каких писателей, поэтов связаны с историей Великой Отечественной войны? Какие произведения изучены вами в курсе школьной программы или прочитаны самостоятельно?

Историк:Итак, начинаем «медленно историю листать».

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны германская армия обрушила свою мощь на советскую землю. Война продолжалась 1418 дней,4 героических года, погибло - 27 млн. чел., стали инвалидами - 2,6 млн., разрушены - 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены - 70 тыс. сёл и деревень. (Открывается первый паззл).

Чтение литератором стихотворения. Вопросы учащимся по содержанию.См. приложение.

Историк: Ребята, сколько этапов выделяют современные историки в ходе Великой Отечественной войны? (Три).

Историк: С 22 июня 1941 по ноябрь 1942 длился первый, начальный, этап ВОВ.

Литератор: Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная Звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Лебедева-Кумача "Священная война».

27 июня 1941 года ансамбль под управлением Александрова впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправляющимися на фронт. «Священная война» стала главной песней войны. «Священная война»

Историк: В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 - 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

Только за лето - осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

В сентябре 1941 года началась легендарная битва за Москву. Эта операция получила название «Тайфун» и продолжалась в течение полугода. Усилиями войск и командования враг был отброшен на 100-250 км. Это было первое крупное поражение немецких войск.

Литератор: Какое стихотворение, посвященное битве за Москву, известно вам? Кто его автор? Что вы можете рассказать о нем?

Дается задание по группам (см. приложение)

Анализ стихотворения «Москва»

Историк: Одной из самых трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. «900 самых страшных дней». Вражеская авиация уничтожала город каждый день. Самым тяжелым временем стала первая Ленинградская зима, выжить помогло мужество и стойкость народа. Символом Ленинграда стали 7 симфония Шостаковича и дневник Тани Савичевой, маленькой девочки, испытавшей все горе войны.

Сцена в блокадном Ленинграде

Монолог. Таня Савичева: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были такие крысы огромные, как кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-нибудь щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за верёвку - носила верёвку с собой - и тащишь по снегу.

Сначала мы все пускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём. И мы съедали эту маленькую корочку и радовались, что фрицам не доcтанется этот наш кусочек.

Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались поднятья, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайники, вёдра, а потом их обдавало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.

Таня записывает в дневник:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(сопровождается презентацией)

IIэтап.Летом 1942 года катастрофическая ситуация сложилась на Кавказе. Гитлер заявил, что без кавказской нефти он не сможет вести войну.Советская армия смогла мобилизовать ресурсы и остановить врага. Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли. Под Курском было сосредоточено до 50 дивизий противника. Немецкий план операции «Цитадель». За героизм воины были удостоены высокого звания Героя Советского союза.

Позже будет написано это стихотворение

Литератор читает стихотворение:

На Мамаевом кургане тишина
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

(В. Боков)

+ видео «Мамаев Курган»

Историк: - Ребята, что является основным источником исторических данных? Какие источники информации являются самыми достоверными, ценными? (Исторические документы, акты).

Литератор: - Где хранятся эти источники? (В архивах).

Историк: - В наших руках оказались бесценные бумаги, но беда в том, что нерадивый архивариус допустил оплошность, и документы оказались частично повреждены. Мы должны помочь архиву восстановить утерянную информацию.

Текст №1.

В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин, Волоколамск. В эти критические дни для Москвы Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 «Ни шагу назад!», который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше. (Приказ был издан в июле 1942 г. в преддверии битвы за Сталинград.)

Текст №2.

В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск под Курском они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. (Курская битва завершила коренной перелом в войне.Сталинградская битва положила начало коренному перелому в войне.)

III этап- завершающий, победный! 1944-1945 гг.

Историк: Многонациональная советская держава сплотилась в минуту смертельной опасности.

Литератор:

Тлел разбитый рейхстаг…
А над ним красный стяг -
Отблеск главных победных пожаров!
Будет помнить фашист
И любой глобалист
Десять русских, советских ударов!!!
Десять сталинских, русских ударов!!!

Историк: 10 сталинских ударов! 10 самых мощных наступлений наших войск по всей территории фронта. В результате было выведено из строя 120 дивизий противника.

Война для нашей страны закончилась лишь 9 мая 1945 года. Этот день был объявлен Днем Победы.

Логово зверя, рейхстаг, сорок пятый,
Гордо колышется Знамя Победы!
Спят на чужбине России солдаты…
Вечная Память!
И с праздником, Деды!

Литератор: Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет жить вечно в наших сердцах и в нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой был завоеван мир, как народы нашей страны избежали угрозы физического уничтожения. Наш город и его люди принимали участие в освобождении нашей Родины.

О каких подвигах земляков вы можете рассказать?

Выходит Костя Лубенченко со своим докладом.

Викторина «Оружие и техника ВОВ».

Песни о войне.

Подведение итогов (блиц-опрос).

Выходят все участники и читают по очереди:

Полина Чуркина: Люди!

Покуда сердца

Стучатся, - помните!

Какой ценой

Завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Арина: Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

Все: Салют!

Костя Скрипняк: Мир - это лучшее слово на свете.

Взрослые к миру стремятся и дети.

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир - это главное слово на свете.

Антон: Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синее небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

После прочтения поднимают рисунки, заготовленные дома.

Рефлексия:

Историк: Ребята, у каждого из вас на столе есть звезды, напишите утверждение, чего стоила нашему народу эта Великая война. Давайте же устроим праздничный салют!

Литератор: В 2015 году празднуется 70-летие Победы. И мы хотим, чтобы в честь этого события в нашем классе состоялся настоящий Салют Победы! Каждая ваша звездочка, каждый отрывочек вашей памяти - это вклад в великое дело общей Памяти о подвиге нашего доблестного народа.

Спасибо за внимание!

Урок провели и подготовили учитель истории Жигули А.А и учитель литературы Трубкина Е.М

© 2010-2022