Тематическое планирование по средним векам по УМК В. А. Ведюшкин, В. И. Уколова

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Средних веков (30 часов) - учебник «История Средних веков. 6 класс»,

авторы: В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова



Тема урока


Основное содержание по темам

Ча-сы

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)


Дата планируемая


Дата фактическая

Домашнее зада-ние

Глава I.Рождение средневекового мира (10 ч)

1.

Введение.


Образование германских королевств.

Понятие «Средние века». Хронологи-ческие рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков

На пороге Средневековья.

Великое пе-реселение народов. племена германцев: занятие общественное устройство. Падение Западной Римской империи. Образование и гибель варвар-ских королевств. Франкское королевство при Хлодвиге, складывание системы управления. Династии Меровингов. «Салическая правда».


1

Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневеко-вой эпохе.

Описывать особенности средневековых цивилизаций Востока и Запада.

Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств и европейских государств раннего Средне-вековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье. Сравнивать Остготское и Франкское королевства с опорой на текст и карту, определять общее и различия в дея-тельности Теодориха и Хлодвига. Анали-зировать схему управления Франкским государством. Выявлять мотивы поступков исторических лиц в эпизоде о Суассонской чаше. -Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах.



Введе-ние


п. 1

2.

Христианская церковь в раннее Средневе-ковье.

Распространение христиан-ства в Европе в раннее Средневе-ковье. первые Вселенские соборы. Разработка христианс-кой догматики. Символ Веры. Ереси. Организация христианс-кой церкви на Западе и Восто-ке. Понятие монашества. Соз-дание монашеских орденов. Монастыри - центры обра-зования и культуры в раннее Средневековье.


1

Разъяснять причины и значение распрост-ранения христиан-ства в Европе в раннее Средневековье. Называть характерные признаки организации христианской церкви, церковной иерархии в западной и восточной ветвях христианства. Описывать образ жизни средневекового монашества,

анализировать план (модель) устройства средневекового монастыря. Показывать на карте территории распространения хрис-тианства. Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монашество, монашеские орденов.



п.2

3.

Византийское тысяче-летие.

Раздел Римской империи императором Феодосием. Образование Восточной Римской импрерии. Констан-тинополь - столица Византии. Византия в эпоху великого пе-реселения. Власть Василевса. Войны Юстиниана. Создание свода Юстинана. Сокращение территории после смерти Юстиниана. Влияние Византии на славянскийц мир.Византия и Русь.

1

Показывать на карте территорию Визан-тийской империи, называть соседство-вавшие с ней народы и государства. Срав-нивать данные разных картографических источников о территории империи, выяв-лять их сходство и различия. Характеризо-вать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями. Формулировать и обосновывать вывод о месте Византии в мире раннего Средневековья. Проводить поиск информации о византийской дипло-матии в источнике. Составлять историчес-кий портрет (характеристику) императора Юстиниана. Описывать хозяйство, управ-ление. Раскрывать значение понятий кодификация, законы, управление.



п. 3


4.

Культура Византии.

Культура Византии. Роль античного наследия в дости-жениях византийской культуры раннего Средневековья. Устройство раннехристианской базилики. Храм Святой Софии в Константинополе. Утверж-дение крестово-купольного

храма. Храм - образ мира. Техники мозаики, фрески. Ви-зантийская иконопись.

1

Составлять описание исторических памят-ников Византии на основе текста и иллюст-раций. Называть характерные, существен-ные признаки типов христианских храмов. Описывать художественные техники- мозаику, фреску, икону. Выделять основные этапы в развитии византийской архитектуры. Характеризовать влияние византийской науки и искусства на многие страны, прежде всего православного мира. Раскрывать значение понятий: фреска, икона, иконопись, мозаика, крестово-купольный стиль, храм



п. 4


5.

Иран в V-VII вв

Образование державы Саса-нидов. Занятия, образ жизни, религиозный и национальный состав населения. Зороастризм. Иран на перекрёстке между-народных торговых путей. Расцвет Ирана в правление Хосрова I и Хосрова II. Войны с Византией. Арабское завое-вание Ирана.

1

Описывать историю создания державы Сасанидов, период ее расцвета. Раскры-вать значение торговых путей и куль-турных контактов в развитии Ирана. Груп-пировать (классифицировать) факты об Иране по различным признакам, состав-лять сравнительную таблицу.Составлять план текста «Держава Сасанидов».

Раскрывать значение понятий: зоро-астризм, держава.



п.5

6.

Возникновение новой религии.


Природные условия Аравийс-кого полуострова, их влияние на образ жизни, занятия, общественное устройство арабских племён. Торговые пути и караванная торговля. Распространение в Аравии монотеистических религий. Мухаммад и возникновение ислама. Основы мусульманско-го вероучения. Коран. Пять главных обязанностей мусуль-манина.

1

Рассказывать об образе жизни и занятиях арабских племен. Характеризовать основы мусульманского вероучения, правила и тра-диции ислама.Анализировать и система-тизировать текст об Аравии, самостоя-тельно достраивая недостающие компо-ненты. Сопоставлять религиозные системы (мусульманство, иудаизм, христианство, язычество) по выделяемым параметрам. Раскрывать значение понятий: мусуль-манство, иудаизм, христианство, язычество, Коран, хадж..



п.6


7.

Мир ислама

Создание Арабского халифата. Успехи первых завоеваний и их причины. Разделение мусуль-ман на шиитов и суннитов. Мо-гущество Арабского халифата. Распад Халифата .Роль ислама и арабского языка в культур-ном развитии земель входящих в Халифат. Достижения арабов в науках. Труды Авиценны. Расцвет арабской литературы. Строительство и украшение мечетей. Повседневная культу-ра жителей Халифата, её влияние на бытовую

культуру европейцев.


1

Показывать на карте территории, насе-ленные и завоеванные арабами. в период Средневековья. Устанавливать последо-вательность и длительность арабских завое-ваний и стадии существования Халифата. Излагать суждения о причинах и следст-виях арабских завоеваний. Характеризо-вать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. Раскрывать значение понятий: халифат, халиф, шииты, сунниты, мечеть.




п. 7


8.

Империя Карла Великого

«Ленивые короли» и майор-домы., Победа Карла Мартелла над арабами. Бенефициальная реформа и ее значение. Правле-ние Пипина Короткого, основа-ние династии Каролингов. Образование Папского госу-дарства. Завоевательные похо-ды Карла Великого. Коронация

Карла Великого. Система управления империей. «Каро-лингское возрождение». Вер-денский раздел.


1

Составлять характеристику Карла Вели-кого, используя информацию учебника и дополнительные материал, высказывать суждения о том, почему его назвали Вели-ким. Проводить поиск информации об образовании Франкской империи в источ-нике. Назвать причины помощи франкских королей папе римскому в образовании Папского государства. Сравнивать данные разных картографических источников о создании и распаде Франкской империи, выявлять их сходство и различия. Соот-носить единичный факт Верденского раз-дела и общие явления начала феодальной раздробленности в Европе. Раскрывать значение понятий: Бенефициальная рефор-ма, бенефиций, династия, возрождение.



п. 8

9.

Западная Европа в IX-

XI вв

Общество норманнов. Походы викингов в Европу. Географи-ческие открытия викингов. На-падение норманнов на английс-кое побережье. Преобразова-ния Альфреда Великого. Нор-мандское завоевание Англии. Понятие феодальной раздроб-ленности и ее установление во Франции. Правление первых королей династии Капетингов. Особенности развития Герма-нии. Нападения венгров и борьба с ними Генриха I и Оттона I. Образование Свя-щенной Римской империи.

1

Анализировать карту завоеваний викингов с опорой на легенду. Производить поиск информации о взаимоотношениях франков с норманнами в источнике. Составлять опи-сание норманнского завоевания Англии на основе текста и иллюстраций. Группи-ровать (классифицировать) факты о нор-маннах и реформах Генриха I по различным признакам, составлять сравнительные таб-лицы, на основании которых соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Раскрывать значение понятий: феодал, феод, феодальная раздробленность.



п. 9

10.

Возникновение славянских государств

(обобщение)

Расселение славянских племен. Три ветви славян. Возникнове-ние Великой Моравии. Дея-тельность Кирилла и Мефодия, создание славянских азбук. Возникновение и расцвет Пер-вого Болгарского царства. Бол-гария и Византия. Создание Чешского и Польского коро-левств.

1

Указывать хронологические рамки и обстоятельства создания славянских государств. Характеризовать деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянс-кой азбуки. Высказывать суждения о зна-чении славянской письменности для куль-турного развития славянских народов. Группировать (классифицировать) факты о славянах по различным признакам, сос-тавлять сравнительную таблицу.



п. 10


Глава II. Подъем средневековой Европы. (14 часов)

11.

Сеньоры и вассалы.

Сословное деление общества. Рост имущественного неравен-ства в европейском обществе и складывание системы крес-тьянской зависимости. Созда-ние хорошо вооруженного и обученного конного войска, утрата ополчением его преж-него значения. Понятие феода-лизма. Вассальные отношения, взаимные обязанности сеньора и вассала. «Феодальная лест-ница».

1

Характеризовать систему сословной орга-низации средневекового общества, взаимо-зависимости сословий. Выделять факторы, способствующие распространению крес-тьянской зависимости от сеньоров. Раск-рывать смысл, значение понятия феода-лизма, разъяснять суть спора историков о широте применения этого понятия. Прово-дить поиск и анализ информации о взаимо-отношениях сеньоров и вассалов в источ-никах разных типов (текстовом и иллюст-ративном).

Раскрывать значение понятий: «феодальная лестница», сеньор, вассал.



п. 11

12.

Рыцарство

Понятие «рыцарь». Вооруже-ние рыцаря, тактика рыцарско-го войска. Воспитание рыцаря. Геральдика. Организация тур-ниров. Замок и его значение в рыцарской жизни. Рыцарская культура. Кодекс чести, куртуазное поведение. Твор-чество трубадуров, рыцарские романы.

1

Характеризовать рыцарство как важней-ший элемент европейского средневекового общества. Описывать вооружение рыцаря, основные возрастные этапы рыцарской жиз-ни, мир турниров и гербов. Выделять основные признаки этического кодекса ры-царя. Проводить поиск и анализ информа-ции о вооружении рыцарей в иллюстратив-ном источнике. Систематизировать инфор-мацию о замках на основе различных источ-ников, готовить презентацию (сообщение). Раскрывать значение понятий: кодекс чес-ти, рыцарь, замок, тактика, турнир, рыцарс-кая культура, романс, герб, геральдика.



п. 12


13.

Средневековая деревня

Положение крестьянства в средневековом обществе. Фео-дальное поместье. Виды крес-тьянской зависимости. Крес-тьянские повинности. Будни крестьянской деревни. Понятие натурального хозяйства, причи-ны его господства в средневе-ковой деревне. Крестьянская культура.

1

Характеризовать место крестьянства в средневековом европейском обществе. Опи-сывать виды крестьянской зависимости и круг обязанностей крестьян по отношению к сеньорам. Систематизировать информа-цию о крестьянских повинностях, предс-тавлять результаты в виде схемы. Выде-лять основные черты крестьянской куль-туры. Раскрывать смысл понятия натура-льного хозяйства, излагать суждения о при-чинах его господства в средневековой Евро-пе. Проводить поиск и анализ информации о крестьянском труде в иллюстративном источнике. Анализировать и синтезиро-вать текст о положении крестьян, само-стоятельно достраивать недостающие ком-поненты. Раскрывать значение понятий: повинности, натуральное хозяйство, поместье, зависимость, средневековая культура.



п.13


14.

Средневековый город


Изменения в хозяйстве Запад-ной Европы в X-XI вв. Отде-ление ремесла от сельского хо-зяйства, причины роста горо-дов. Отношения городов с се-ньорами, завоевание независи-мости. Городское общество. Устройство городского самоуп-равления. Облик городов. Ре-месленные мастерские. Цехи - объединения ремесленников, устав цеха. Развитие торговли в Средние века. Важнейшие тор-говые пути. Гильдии. Устрой-ство ярмарок. Новые городские профессии - менялы, банкиры. Понятие товарно-денежного хозяйства. Картина мира горо-жан.

1

Излагать суждения о причинах возникно-вения и роста городов Западной Европы в X-XI вв., и их борьбы с сеньорами. Описы-вать внешний вид средневекового города, состав городского общества. Характери-зовать устройство городских республик, функционирования городского управления. Раскрывать значение торговли и городс-кого финансового дела в развитии средне-вековой Европы. Обосновывать отличия горожан от представителей иных средне-вековых сословий. Проводить поиск информации о городском ремесле в источ-нике. Сопоставлять и анализировать картографические источники - планы сред-невековых городов. Выявлять мотивы пос-тупков исторических лиц на примере конф-ликта в городском обществе, излагать суж-дения в процессе коммуникации с одно-классниками . Раскрывать значение поня-тий: город, цех, устав, самоуправление, гильдии, менялы, банкиры.



п. 14



15.

Католическая церковь в XI-XIII вв

Рост богатства и могущества католической церкви. Необхо-димость реформирования церк-ви, клюнийская реформа. Идея папской теократии. Борьба па-пы Григория VII с императо-ром Генрихом IV. Великая схизма. Догматические и обря-довые расхождения католичес-кой и православной церквей. Вершина могущества папской власти при Иннокентии III. Взгляды еретиков, борьба с ересями. Утверждение суда инквизиции. Возникновение нищенствующих орденов.

1

Характеризовать католическую церковь как самую могущественную и влиятельную силу в Западной Европе в XI-XIII вв. Обосновывать необходимость и сущность клюнийской реформы. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Описывать взгляды еретиков и историю их противостояния папской власти. Объяснять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета власти церкви. Приводить оценки Иннокентия III,

изложенные в учебной литературе. Объяс-нять влияние нищенствующих орденов на укрепление авторитета и власти церкви. Проводить поиски анализ информации о борьбе церковной и светской власти в нес-кольких источниках( текстовых и изобра-зительных )

Раскрывать значение понятий: реформа, реформирование, схизма, догмат, еретик, ересь, инквизиция.



п. 15


16.

Крестовые походы

Причины Крестовых походов. Участники Крестовых походов. Речь папы Урбана II в Клер-моне. Первый поход , завоева-ние Иерусалима. Образование государств крестоносцев и ду-ховно-рыцарских орденов. Не-удача второго Крестового по-хода. Утрата Иерусалима и Третий Крестовый поход. Чет-вертый Крестовый поход, обра-зование Латинской империи. Упадок движения крестонос-цев, падение Акры. Значение Крестовых походов для Запада и Востока.

1

Устанавливать последовательность и дли-тельность Крестовых походов. Описывать наиболее известные события и организато-ров первых четырех походов. Высказывать суждения о причинах упадка движения крестоносцев, сущности и последствиях Крестовых походов. Определять и объяс-нять (аргументировать) своё отношение

к Крестовым походам. Проводить поиск

информации о причинах Крестовых похо-дов в источнике. Анализировать истори-ческую карту государств крестоносцев с опорой на легенду. Группировать (клас-сифицировать) факты о Крестовых похо-дах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу.

Раскрывать значение понятий: Крестовый поход, крестоносцы.




п.16


17.

Франция и Англия: пути объединения.

Слабость королевской власти во Франции в XI в. Начало объединения страны вокруг ко-роля. Увеличение королевских владений в правление Филиппа II Августа, Людовика IX Свято-го, Филиппа IV Красивого. Создание Генеральных штатов. Англия после Нормандского завоевания. Реформы Вильге-льма Завоевателя и Генриха II Плантагенета. Принятие Вели-кой хартии вольностей. Откры-тие английского парламента.

1

Характеризовать причины и движущие силы процесса объединения страны и уси-ления королевской власти в Англии и Франции. Описывать историю борьбы за

территорию и власть между правителями

Англии и Франции. Высказывать сужде-ния о причинах возникновения в обеих странах органов сословного представи-тельства, сопоставлять их структуру и функции. Формулировать и обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента английской свободы и демокра-тии. Группировать (классифицировать) факты о парламенте и Генеральных штатах по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Раскрывать значение понятий: Генеральные штаты, Великая хартия, парламент.



п. 17


18.

Священная Римская империя в XII-XV вв.

Политика императоров Свя-щенной Римской империи в Германии и их борьба за власть в Италии. Возвышение госуда-рей Гогенштауфенов. Колони-зация славянских земель. Прав-ление Фридриха II. Возникно-вение Швейцарии, особенности ее политического устройства. Правление Карла IV, принятие «Золотой буллы». Расцвет Че-хии. Ян Гус, его идеи и судьба. Гуситские войны. Поражение гуситов.

1

Описывать борьбу императоров Свя-щенной Римской империи за расширение своей власти и территории в Италии и зем-лях славян, обстоятельства возникновения Швейцарии. Характеризовать систему взаимоотношений императора и князей по «Золотой булле». Выделять факторы, спо-собствовавшие возникновению движения гуситов и Гуситских войн. Приводить

оценки Яна Гуса, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к лич-ности Яна Гуса и его идеям. Раскрывать значение понятий: колонизация, «Золотая булла», гусит, гуситские войны.



п. 18


19.

XIV век в истории Европы.


Эпидемия чумы в Европе, ее последствия. Положение евре-ев в Средневековой Европе. Еврейские погромы, создание гетто. Влияние развития горо-дов и товарно-денежного хо-зяйства на отношения между крестьянами и сеньорами. Освобождение крестьян от лич-ной зависимости. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Их последствия.

1

Характеризовать причины, ход и последст-вия эпидемии чумы, описывать ее влияние на ухудшение положения евреев и мусуль-ман в европейских странах. Объяснять при-чины начала процесса освобождения крес-тьян от личной зависимости и его труднос-ти. Описывать ход крестьянских войн на территории Франции и Англии. Группиро-вать (классифицировать) факто о крес-тьянских восстаниях по различным приз-накам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о восстании Уота Тайлера в источнике. Раскрывать последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории Раскрывать значение понятий: чума, погромы, гетто, Жакерия, личная зависимость.



п. 19


20.

Столетняя война.

Причины военного конфликта между Францией и Англией. Повод к войне. Начало войны, поражение французской армии. Условия мира в Бретиньи. Во-зобновление войны, битва при Азенкуре. Угроза утраты Фран-цией независимости. Подвиг Жанны , д Арк. Победа Фран-ции.

1

Проводить поиск информации о битвах Столетней войны в иллюстративных источниках. Сравнивать данные разных картографических источников о террито-риальных изменениях в ходе войны, выявлять их сходство и различия. Раскрывать значение понятий: повод, подвиг.



п. 20


21.

Торжество королевской власти

Завершение объединения Франции при Людовике XI. Противостояние короля и гер-цога Бургундии Карла Смело-го. Централизация власти во Франции. Война Алой и Белой розы. Основание династии Тю-доров в Англии. Завершение Реконкисты в Испании. Объединение страны под влас-тью Фернандо и Изабеллы. Усиление королевской власти в Испании. Деятельность инкви-зиции.

1

Раскрывать смысл, значение понятия объе-динение страны и усиление королевской власти на примере деятельности Людовика XI и Генриха VII Тюдора. Сравнивать оценки личности и деятельности Карла Сме-лого и Людовика XI в разных источниках, определять в них общее. Выделять факто-ры, способствовавшие началу процесса централизации в Англии и во Франции. Описывать процесс объединения Испании, называть характерные черты политической и религиозной системы Испании XV в. Ана-лизировать историческую карту Англии и Франции в XV в. с опорой на легенду, срав-нивать данные разных картографических

источников о территориальных изменениях Англии и Франции с XI по XV в., выявлять их сходство и различия .Раскрывать значе-ние понятий: централизация власти, инкви-зиция.



п. 21


22.

Гибель Византии и возникновение османской империи

Положение Болгарии, Сербии и Византии в XIV веке. Образо-вание Османского государства. Территориальные захваты османов. Битва на Косовом по-ле. Попытки Запада помочь христианским государствам Балкан. Церковная уния и ее последствия. Захват Констан-тинополя войсками Мехмеда II. Значение падения Византии.

1

Выделять характерные черты Балканских государств и их экономическое и полити-ческое состояние к XIV веку. Излагать суждения о причинах малой эффективности помощи западноевропейских государств и римской церкви государствам Балкан, пос-ледствиях принятия церковной унии. Фор-мулировать и обосновывать выводы об историческом значении падения Констан-тинополя и его последствиях. Проводить поиск информации о сражениях с турками в источнике. Анализировать историческую карту захвата Балкан и Византии турками-османами с опорой на легенду. Раскрывать значение понятий: уния,




п. 22


23.

Развитие культуры в Европе в XIV-XV вв

Подъем культуры в Западной Европе в XII-XIII вв. Образова-ние университетов. Система преподавания в средневековом университете. Устройство университета. Поэзия вагантов. Средневековая философия. По-нятие схоластики. Деятель-ность Фомы Аквинского. Сред-невековая алхимия. Роджер Бэкон. Характерные черты ро-манского стиля в архитектуре. Скульптуры и фрески собора.

«Библия в камне». Причины появления готики, её характер-ные черты. Создатели готичес-ких соборов.

1

Излагать судения о причинах востребован-ности научных знаний и потребность в образованных людях в период расцвета Средневековья. Описывать систему препо-давания и устройство средневековых уни-верситетов, определять их место в евро-пейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Раскрывать смысл, зна-чение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характери-зовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания.

Описывать наиболее известные романские и готические художественные памятники. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры. Излагать сужде-ния в процессе коммуникации с одноклас-сниками об эмоциональном впечатлении, производимом готическим искусством, анализировать художественные приёмы и средства создания такого воздействия на зрителей. Рассказывать о мастерах - создателях соборов Средневековья. Раскрывать значение понятий: университет, философия, схоластика, алхимия, романский стиль, готика, собор.




п.23,

п.24

24.

Гуманизм. Раннее Возрождение: худож-ники и их творения

(обобщение)

Изобретение книгопечатания Гутенбергом. . Инкунабулы. Возрождение. Появление гу-манистов, их идеи. Данте Али-гьери - последний поэт Сред-невековья и предвестник Ново-го времени. Творчество Пет-рарки и Боккаччо. Искусство раннего Возрождения: твор-чество Джотто, Мазаччо, Бру-неллески, Донателло, Ботти-челли.

1

Характеризовать перемены в культуре

Западной Европы в XIV-XV вв., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни об-щества. Описывать историю изобретения книгопечатания Гутенбергом, обосновы-вать его значение для мировой культуры. Раскрывать значение понятий «Возрож-дение», «гуманизм», выделять их харак-терные черты. Сопоставлять особенности средневекового искусства и искусства Воз-рождения на основе сравнительного анализа иллюстраций. Проводить поиск и анализ

информации об искусстве Возрождения

в нескольких источника культуры. Раскрывать значение понятий : Возрождение, гуманизм, гуманисты.



п.25

Глава III. Многоликое средневековье ( 6 часов)

25.

Средневековая Индия

Распад державы Гуптов, нас-тупление периода феодальной раздробленности. Варно-касто-вая система. Раджпутские госу-дарства. Создание Делийского султаната, его расцвет и упа-док. Разорение Тимуром земель султаната. Религиозное своеоб-разие средневековой Индии, его влияние на развитие культуры.

1

Характеризовать варновое и кастовое де-ление индийского общества, его влияние на жизнь общества. Указывать хронологи-ческие рамки и периоды существования раджпутских государств и Делийского сул-таната. Высказывать суждения об особен-ности религиозного многообразия в сред-невековой Индии, его влиянии на культуру. Анализировать и синтезировать текст о кастовом строе, самостоятельно достраивая недостающие компоненты . Раскрывать значение понятий : каста, варна, султанат.



п.26

26.

Поднебесная империя и культура Китая.

Правление династии Тан. Вели-кий шёлковый путь. Период междоусобиц, утверждение на троне династии Сун. Завоева-ние Китая монголами. Основа-ние династии Юань. Путешест-вие в Китай Марко Поло. Вос-стание против монголов, осно-вание династии Мин. Положе-ние императора в системе влас-ти средневекового Китая. Под-готовка чиновничества, его роль в китайском обществе.

Изобретения и открытия ки-тайцев: книгопечатание, фар-фор, порох, огнестрельное ору-жие, бумажные деньги. Разви-тие науки. Расцвет литературы, золотой век китайской поэзии. Достижения храмового Зодче-ства, строительство пещерных монастырей. Высочайшие образцы китайской живописи и каллиграфии, жанр пейзажа.

1

Указывать хронологические рамки и основные периоды китайской истории V-XV вв. Характеризовать особенности китайского государственного управления, особую роль императора, положение чинов-ничества. Проводить поиск информации

об уровне развития Китая в источнике. Группировать (классифицировать) факты об истории Китая по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Формулировать и обосновывать выводы о влиянии «закрытости» Китая на его разви-тие, излагать суждения в процессе комму-никации с одноклассниками.

Описывать достижения средневекового Китая в науке, литературе и искусстве, изоб-ретения и открытия китайцев. Выделять характерные черты китайской архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искус-ства. Высказывать суждения о степени воздействия культуры средневекового Ки-тая на сопредельные страны. Проводить поиск информации об особенностях искус-ства Китая в нескольких источниках (текс-товых, изобразительных) .Раскрывать значение понятий : династия, чиновничест-во, империя



п.27,

28

27.

Страна восходящего солнца.

Тюрки на просторах Азии и Европы.

Местоположение и природные условия Японии, их влияние на развитие страны. Заселение Японских островов в древнос-ти. Культурные контакты с Китаем. Особенности государ-ственного управления Японии,

установление сёгуната. Сосло-вие самураев, кодекс чести са-мурая. Попытки монгольского завоевания Японии.

Природные условия степной зоны, занятия тюрок. Особен-ности общественного устрой-ства кочевых тюркских племён. Роль тюрок как посредников между цивилизациями Восто-ка и Запада. Распространение жёсткого каркасного седла и стремян, его влияние на разви-тие тюркских народов. Образо-вание тюркских государств. Аварский каганат. Тюркские и Уйгурский каганаты, их конт-роль над Великим шёлковым путём. Раскопки крепости Пор-Бажын. Великая Болгария. «Пе-рещепинский клад». Первое

Болгарское царство. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Племена печенегов и половцев, их контакты с Русью. Усиление

турок-сельджуков и турок-османов, рождение Османской империи.

1

Характеризовать особенности географи-ческого положения и природных условий Японии, определивших своеобразие её истории и культуры. Выделять характер-ные черты государственного устройства средневековой Японии, положение импера-торской власти и системы сёгуната. Опи-сывать признаки сословия самураев, сопоставлять его со средневековым евро-пейским рыцарством. Проводить иссле-дование: сопоставлять особенности госу-дарственного управления в Китае и Японии по предложенному алгоритму.

Раскрывать смысл понятий «тюрки», «ка-ганат», «авары», «уйгуры», «булгары», «пе-ченеги», «половцы», «хазары», «турки-сельджуки», «турки-османы».Характери-зовать особенности географического по-ложения и природных условий историчес-кой родины тюркских народов, определив-ших особенности занятий, социального и политического устройства тюркских обществ. Устанавливать последователь-ность и длительность существования и раз-вития наиболее известных государств тюркских народов Средневековья. Описы-вать знаменитые археологические памятни-ки, относящиеся к истории тюрок. Выска-зывать суждения о роли тюркских народов в истории крупнейших держав средневе-ковой эпохи. Группировать (классифи-цировать) факты об истории тюркских народов по различным признакам, состав-лять сравнительную таблицу. Раскрывать значение понятий : каста, варна, султанат, сёгун, сёгунат, самурай, кодекс самурая.



п.29,

30

28.

Монгольские завоевания.

Природные условия степной зоны, их влияние на образ жиз-ни, занятия, общественное

устройство монголов. Избрание Темучина правителем монго-лов. Начало завоеваний Чин-гисхана. Преимущества монго-льского войска. Создание империи Чингисхана со столи-цей в Каракоруме. Распростра-нение монгольского влады-чества. Поход Батыя на Русь. Распад единой Монгольской империи. Завоевания Тимура, создание державы со столицей в Самарканде. Обсерватория Улугбека.

1

Описывать образ жизни монгольских пле-мён. Сравнивать данные разных источни-ков (текстовых, изобразительных) о мон-гольской армии, выявлять их сходство и

различия. Высказывать суждения о причи-нах быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Арабского халифата, русских кня-жеств. Характеризовать действия Чин-гисхана по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, спо-собствовавшие её распаду. Сопоставлять данные разных картографических источни-ков о владениях монголов, выявлять их сходство и различия. Группировать (клас-сифицировать)факты об истории монго-лов по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск информации о монгольской армии в нес-кольких источниках (текстовых, изобразительных)



п.31

29.

Африка - пути разви-тия и народы Америки.

Природные условия Африки, их влияние на образ жизни, за-нятия, общественное устрой-ство африканских народов. Не-равномерность развития стран и народов. Народы Северной Африки, их контакты с араба-ми. Государства Западного Су-дана: Гана, Мали. Религиозные различия в Судане. Хадж пра-вителя Мали Мусы в Мекку. Развитие христианской Эфио-пии, достижения и своеобразие её культуры.

Заселение Америки в древнос-ти. Цивилизации доколумбовой Америки, их достижения в ма-териальной культуре, науке и искусстве. Города-государства майя. Держава ацтеков. Держа-ва инков.

1

Характеризовать положение Африки как особого мира и как места контактов с евро-пейской цивилизации. Выделять факторы, приведшие к неравномерного развития от-дельных регионов африканского континен-та. Высказывать суждения о воздействии религиозного разнообразия в Африке в Средневековье на развитие отдельных госу-дарств.. Анализировать историческую карту Африки с опорой на легенду. Прово-дить поиск информации о культуре Эфио-пии в изобразительном источнике. Состав-лять план текста «Два мира одного конти-нента».

Характеризовать общие черты цивилиза-ций Мезоамерики. Высказывать сужде-ния об историческом своеобразии доколум-бовых цивилизаций Америки и факторах, способствовавших появлению этого свое-образия. Описывать наиболее яркие при-меры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки в науке и культуре. Группировать (классифициро-вать) факты о майя, ацтеках, инках по раз-личным признакам, составлять сравнитель-ную таблицу. Анализировать историчес-кую карту Америки с опорой на легенду. Раскрывать значение понятий : доколум-бовая Америка, цивилизация, материальная культура.



п.32,

33

30.

Итоговое повторение курса «История Сред-них веков».


1

Характеризовать период Средневековья как время поступательного развития чело-веческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья. Выявлять

преемственную связь средневековой эпохи и современности. Применять знания об эпохе Средневековья для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.



Повто-рение.



© 2010-2022