Текст экскурсии Экскурсия в Кузьминки

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, уважаемые гости нашего парка.
Меня зовут Нина Школьная, и сегодня я проведу экскурсию на тему: Усадьба "Влахернское-Кузьминки": история и современность "Русского Версаля"

Наша экскурсия будет длиться в течение двух часов, протяженность маршрута составит 7 км. Целью нашей сегодняшней экскурсии является знакомство с историей усадьбы «Влахернское-Кузьминки».

Усадьба Влахернское-Кузьминки, находящаяся ныне в черте Москвы, далеко не всегда была одним из популярнейших московских парков. Сегодня мы увидим архитектурно-художественный ансамбль русского классицизма 2-й половины XVIII - начала XIX веков, бывшую загородную усадьбу князей Голицыных. Узнаем историю возникновения усадьбы, вспомним именитых людей России баронов Строгановых и узнаем, почему в этих местах останавливался после военных походов Император России Петр 1.

А сейчас несколько слов об организационных вопросах.
Мы будем передвигаться пешком. Как я уже сказала, продолжительность экскурсии составит 2 часа, поэтому будут небольшие остановки по 5-10 мин, в конце у вас останется немного времени, чтобы самостоятельно пройтись по особо понравившимся местам усадьбы.

Наш маршрут начнётся от станции метро «Волжская» и закончиться на площади церкви Влахернской Божей матери.

Уважаемые гости, будьте внимательны, просьба не отставать.

Маршрут: метро Волжская - улица Зарядье - Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей - конный двор - птичий двор - домик на плотине - ванный домик - памятная стела Петр 1 - церковь - господский дом - египетский павильон - померанцевая оранжерея - верхних сад - скотный двор - слободка - тополиная аллея - липовая аллея - чугунный ворота.

Итак, уважаемые гости, мы с Вами находимся у станции метро «Волжская», Вы видите перед собой ворота с яркой вывеской «Влахернское-Кузьминки». С этого места начинается наша экскурсия.

Пройдя по живописным дорожкам мимо маленького пруда, образующего каскад с находящимся рядом Люблинским прудом, мы пройдём по засаженной берёзами аллее мимо Центра военно-патриотического воспитания молодёжи ЮВАО и «Музея экипажей и автомобилей».

Продолжая прогулку по асфальтовой дорожке, мы выйдем к самому комплексу усадебных построек. В дороге, пока вы наслаждаетесь свежим воздухом, прекрасными видами, я расскажу вам историю возникновения усадьбы.
Начнем с названия. Почему усадьба называется «Кузьминки»? Вы скажете, что не один раз слышали эту легенду - давным-давно на берегах реки Голедянки были построены мельницы, и они дали местности ее первое название - Мельница. Однако есть еще одна легенда. В старой Руси крестьяне очень почитали святых Косьму и Дамиана, врачевателей и покровителей скота. В честь них устраивались многолюдные праздники, которые назывались Кузьминками. На привольных луговинах речки Голедянки на такие праздники собирались крестьяне со всей округи, что и дало название местности - Кузьминки. Какая из версий достовернее - судить вам.

В Подмосковье существует несколько населенных пунктов с названием Кузьминки, описание села Влахернского (ныне более известного, как Кузьминки) наиболее подробно было приведено в книге священника церкви Влахернской иконы Божьей матери, протоиерея Николая Андреевича Порецкого «Село Влахернское имение князя С.М. Голицына», вышедшей в 1913 году.

По устному преданию, необитаемое место, где ныне расположено Влахернское, было подарено Строгановым Императором Петром Великим. Необходимо заметить, что предание это не народное, но переходящее из рода в род знаменитых русских фамилий - баронов Строгановых и князей Голицыных. Известно, что Строгановы до Петра Великого пользовались всеобщим уважением и оказали много заслуг Престолу и Отечеству.

Еще в XVI в. Строгановы основали солеваренный промысел в Соли Вычегодской, а когда в 1558 г. Иван Грозный пожаловал им обширные владения по рекам Чусовой и Каме, то они стали там крупнейшими собственниками, некоронованными царями. В Смутное время они помогали правительству, оказывая ему щедрую денежную помощь - они пожертвовали 842 тысячи рублей, грандиозную по тем временам сумму. Тогда Строгановы получили звание "именитых людей". В конце XVIIв. Григорий Дмитриевич Строганов объединил в своих руках разрозненные семейные владения, еще округлив их, и превратился в самого крупного солепромышленника, поставляющего свыше 60% всей соли России.

Строгановы стали третьей в России семьёй ( после Меньшикова, Шереметева), получившей в 1722 году баронский титул. Однако при Георгии Дмитриевиче, которому, собственно, и была пожалована местность, никаких существенных изменений здесь не произошло. Мельница действовала, леса оставались дремучими, а земля незаселенной.

После смерти владельца, имение унаследовали его вдова Мария Яковлевна и сыновья Александр, Николай и Сергей Строгановы. По-видимому, основная инициатива в обустройстве усадьбы принадлежала старшему из братьев Строгановых - Александру Григорьевичу. Современники характеризовали его как человека доброго, отличавшегося редкой благотворительностью и любившего искусства. Чтобы начать строительство вотчины, пришлось выкорчевывать вековые сосны и осушать заповедные болота. Тогда-то и появились искусственные пруды, а после строительства плотины был создан великолепный каскад прудов.

Впоследствии, когда в 1754 году Кузьминки унаследовала дочь Александра Григорьевича от первого брака - Анна Александровна Строганова, вышедшая замуж за представителя другой знатной семьи - Михаила Михайловича Голицына - имение перешло во владение Голицыных, потомки которых считают усадьбу своей собственностью и по сей день. Именно при Михаиле Голицыне Кузьминки обрели тот вид, который имеют теперь - живописного английского ампирного парка с множеством интересных зданий и павильонов, представляющих невероятную ценность как подлинные памятники архитектуры XVIII - XIX веков.

Второе название имения - Влахернское - произошло от семейной реликвии рода Строгоновых - Влахернской иконы Божьей Матери, которая датируется VII веком нашей эры.

Это одна из особо чтимых в Москве греческих икон была привезена из Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста - субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV - начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви Ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское.

Влахерна - это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей. Однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия - Кузьминки, Мельница и Влахернское - употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери.

И вот мы приближаемся к первому на нашем пути величественному зданию. Перед нами Конный двор.

Здание было построенное в 1805 году и перестроенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди в 1823. Оно является, пожалуй, одним из самых известных строений в Кузьминках. Это изящный комплекс зданий в стиле ампир, популярном в первой половине XIX века. Конный двор состоит из здания конюшни, нескольких зданий сараев, где стояли кареты, и двух жилых флигелей. Все эти строения соединяются общей оградой с Музыкальным павильоном, который находится в центре всей этой композиции.

Место Конного двора было определено еще при Строгановых. Доменико Жилярди в 1823 году, восстанавливая усадьбу, не стал переносить его в другое место, хотя оно в итоге оказалось не совсем удачным. Деревьев этих не было, они выросли позже, и в окнах одного из барских домов была видна «чудная» картина: конюшня, пыль столбом, слышны крики конюхов, ржанье лошадей и т.д.

Жилярди, перестраивая усадьбу, отделил всю эту «красоту» от посторонних взоров: он соединил оба боковых флигеля глухой кирпичной стеной с арочным рисунком и в центре ограды ставит Музыкальный павильон. Это одно из лучших творений Жилярди, одна из лучших построек русского ампира. Во время праздников здесь размещался крепостной оркестр

На фасаде музыкального павильона, в его верхней части, в нише под сводами в 1823 году была установлена гипсовая аллегорическая скульптурная группа "Аполлон с музами Гармонии и Поэзии", выполненная, как считается, по моделям И.П.Витали. К сожалению, этой скульптурной группы сейчас здесь нет.

Портфель экскурсовода:

но остался её старый снимок, а вот вид Конного двора на гравюре с картины Рауха. Первая из приведенных выше фотографий этого очерка сделана примерно с того же места, на котором находился Раух, когда писал эту картину (обратите внимание - на гравюре хорошо просматривается скульптурная группа "Аполлон с музами" под сводами музыкального павильона).

От Музыкального павильона спускалась широкая лестница, по сторонам которой сначала стояли гипсовые кентавры. Позже вместо них поставили чугунные скульптуры коней с вожатыми, отлитыми на Уральских заводах Голицыных по моделям Клодта. Это копии скульптур, установленных на Аничковом мосту в Петербурге. Место для Музыкального павильона выбрано удачно. Он стоит на некотором возвышении над прудом и напротив барского флигеля, где через открытые окна была слышна музыка. Как правило, оркестр играл вечером, когда над прудом поднимался легкий туман - хороший проводник звука. Поэтому музыка, которую играли в павильоне, была слышна и через открытые окна барского дома, и далеко в глубине парка.

На сегодняшний день и Музыкальный павильон, и Конный двор функционируют: в выходные и праздничные дни на ступенях павильона проводятся концерты, на территории Конного двора работает конно-спортивная школа.

На противоположном берегу, почти на самом краю откоса стоит Классический павильон. И под ним мы видим два грота. Один из них называется Трехарочный, т.к. имеет три арки-входа. Другой - Большой, или Одноарочный. Само понятие и слово Грот пришли к нам из далекой Италии и означают «подводная пещера». Там, на скалистых и изрезанных берегах Адриатики, действительно много подводных пещер. У нас их нет - откуда бы им взяться? И поэтому гротами называют искусственные земляные пещеры, вырытые в крутых склонах рек и оврагов. Внутри их выкладывали «диким» камнем или утрамбовывали землю. Это своеобразные парковые павильоны. Здесь температура воздуха всегда на несколько градусов меньше, чем в окружающем воздухе - хорошее укрытие от летней жары и зноя. Как же появились гроты в Кузьминках? Ведь здесь нет крутых перепадов поверхностей - местность ровная. Но когда строили парадный двор и выравнивали под него площадку, образовывался откос на берегу пруда. В нем-то и сделали гроты. Кстати, не только для красоты.

Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Крепостного театра своего здесь не было. Но любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Тогда и превращался Большой грот в театр. И еще любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука.

Чуть далее от Гротов видны развалины «Львиной», или «Круглой пристани». В гребных и парусных лодках катались гости, ездили песенники и оркестранты, услаждая своим искусством гостей. Как видите, берега нашего пруда невысоки. Если же учесть, что уровень воды был выше, то ясно, что лодка могла пристать в любом месте берега пруда. К тому же для удобства к воде спускались лестницы-сходы. Поэтому на прудах часто устраивались красивые пристани, а не просто деревянный помост, чтобы дамы не замочили юбки. Пристани имели не только утилитарное назначение, но и являлись украшением того места, где они находились, и, в первую очередь, самого пруда. Верхняя площадка Львиной пристани была круглой, отсюда и ее первое название - «Круглая пристань». Она была огорожена красивой чугунной оградой и являлась еще одной обзорной площадкой. От нее вниз к воде с двух сторон спускались две лестницы, украшенные двумя парами лежащих львов. Отсюда и второе название пристани - «Львиная». На противоположном берегу тоже была пристань, менее роскошная, но тоже с круглой обзорной площадкой и лестницей, спускающейся к воде. И между этими пристанями ходил паром, перевозя гостей с одного берега на другой.

В 1945 г . сильно обветшавшая пристань лишилась своих основных украшений, львы были увезены в город Люберцы и установлены перед зданием горкома ВКП(б). После этого пристань окончательно превратилась в руины, но, тем не менее, получила статус памятника архитектуры и сохраняла его вплоть до 1997 г .

Продолжим наше движение от Конного двора к плотине. По левую сторону нашего пути, можно разглядеть восстановленное здание из красного кирпича с белокаменными деталями. При Строгановых здесь был птичник, где содержали декоративных птиц: павлинов, цесарок, лебедей и др. Жилярди переделал это здание в кузницу, благо находится оно недалеко от конного двора. Птичий двор в Кузьминках документально известен, по крайней мере, с 1765 года. На нем содержали египетских голубей, павлинов и редких птиц. Тогда птичий двор уже находился на этом месте, но был деревянным. Его полностью заменило ныне существующее «каменное» здание, сооруженное в 1805-1806 гг. и выполненное по проекту И.В. Еготова.

В конце 1810-х - начале 1820-х гг. этот комплекс был перестроен Д.И.Жилярди под кузницу. По-видимому, это происходило параллельно со строительством по соседству нового Конного двора, для княжеских скаковых лошадей. Во всяком случае, в 1823 г., в котором был завершен конный двор, птичий двор впервые в одном из документов фигурирует в качестве "новой" кузницы.

Мы приблизились к плотине, которая разделяет Верхний и Нижний пруды. На плотине некогда стояла Мельница. В середине позапрошлого века, обветшавшие верхние этажи мельницы снесли, вместо них архитектор Быковский построил двухэтажный деревянный дом в стиле ренессанс. Уникальность этого памятника архитектуры в том, что со всех четырех сторон он окружен водой, к западной стенке флигеля она подходит вплотную. В нем хозяева усадьбы селили своих гостей. В советское время до 1976 года дом сдавался дачникам, а потом в нем разместили Музей ветеринарии.

Мост через водослив, на котором мы стоим, когда-то был украшен скульптурой. Полусидящие - полулежащие человеческие фигуры изображали четыре времени года. Потом их заменили чугунными фонарями. К сожалению, ни скульптуры, ни фонари до нашего времени не сохранились. За плотиной Верхнего пруда начинается Нижний пруд, по обеим сторонам которого раскинулся Английский сад, целиком отданный для отдыха и прогулок. Отсюда с моста открывается очень красивый вид на остров нижнего пруда.
Когда-то с «материка» на остров был перекинут ажурный воздушный чугунный мост на металлических лентах - «трясучка». Недалеко от него стоял Ванный домик или мыльня. Небольшое здание у воды имело чисто утилитарное назначение. Но оно было расположено там, где постоянно гулял народ. Поэтому внешне ему придан вид паркового павильона: замковые камни в виде львиных масок, большие окна, вход оформлен в виде лоджии с двумя колоннами. Внутри Ванный домик имел несколько комнат, где кроме собственно бани был небольшой кабинет, гостиная, небольшая библиотека.

А мы продвигаемся к центральной части усадьбы. По левую сторону нашего движения, мы видим чугунный обелиск. Этот обелиск был поставлен в честь 300-летия усадьбы. По примеру этого обелиска, мы можем представить еще один чугунный обелиск, который стоял чуть далее в Английском парке. В 100 саженях от княжеского дома был выстроен дом, в котором останавливался Великий Император. Отдыхая здесь от своих государственных забот и трудов, он, несомненно, посещал маленький деревянный храм села Влахернского и молился перед святой иконою Богоматери. На месте этого дома в 1846г. поставили чугунный обелиск. Сообщалось, что после своего Персидского похода Петр I, возвратившись в конце декабря 1722 г. в Москву и ожидая подхода своих войск для торжественного, "триумфом", вступления в город, остановился в подмосковной резиденции Строгановых. Есть указания в записках Нащокина: «И тогож 1722 году Государь с теми полками, с которыми изволил с Москвы идти, возвратился из Персидскаго походу в Астрахань, а из Астрахани изволил идти в Москву и, в декабре в последних числах, ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО, не въезжая в Москву, изволил пребывать в подмосковной Строгоновой, что слывет Мельница».

Мы выходим на площадь перед Влахернским храмом. Ее ансамбль таков: одноглавая церковь с колокольней, господский дом напротив, господский двор с подпорной кирпичной стенкой и чугунной решеткой со львами, слева - перспектива тополевой аллеи, справа - перспектива Верхнего Кузьминского пруда, за которым просматривается Конюшенный двор с Музыкальным павильоном.

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года. Вид церкви, которая стала третьей по счету появился благодаря Князю М.М. Голицыну, который перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

В 1992 году по распоряжению мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии : братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Напротив Церкви расположен Парадный двор усадьбы «Кузьминки». Он включает следующие сооружения:

Господский дом

Западный флигель

Восточный флигель

Въездной мост с фонарями-канделябрами и ворота Парадного двора

Ограда Парадного двора

Кухня (Египетский павильон)

1804-1808 гг. архитектор И.В. Еготов спроектировал территорию Парадного двора. Он был отделен от остальной части усадьбы кирпичной стеной и рвом, который раньше был наполнен водой. На чугунной ограде лежат мордой во двор чугунные «египетские» львы, которые как бы охраняют Парадный двор со всех сторон. Эти фигуры были выполнены по проекту скульптора Кампиони. Кованые чугунные ворота появились в конце XIX - начале XX века, когда Кузьминки превратились в дачное место. При Голицыных же проезд был открытым.

Через мостик, украшенный по четырем углам чугунными торшерами с грифонами можно было попасть к Главному дому. Оформление парадного входа было типично для того времени: на торшерах располагаются чугунные плошки с фонарями. Фонари появились не так давно, а раньше в этих плошках в дни праздников зажигались факелы. Они освещали и въезд на Парадный двор, и сам двор, и площадь перед церковью. Напротив въезда - главный дом-дворец, по бокам которого расположены флигели.

Через Овальный зал дворца, пересекая усадьбу с севера на юг, проходит главная планировочная ось усадьбы Кузьминки, начинающаяся у места, где были Чугунные ворота, проходящая по линии Липовой аллеи, пересекавшая дворец и Верхний пруд и заканчивавшаяся у заречной беседки «Пропилеи» за Верхним прудом. Такая планировка является подражанием планировке знаменитой усадьбы французского короля Людовика XIV - Версаля, она очень характерна для усадеб эпохи классицизма.

Рядом с левым флигелем, чуть вглубь от ограды, расположен Египетский павильон, или Кухонный флигель. Впервые здание кухни в Кузьминках упоминается в 1789 г. В 1813 году оно было перестроено и приняло нынешний вид. Постройка является редким образцом ампира, в архитектуре которого использованы мотивы древнеегипетского зодчества - одним из стилеобразующих направлений классицизма начала XIX в. Гладкие, скошенные стены и суживающиеся кверху оконные проемы придают зданию непривычный для глаза вид и действительно напоминают памятники древнего Египта. Египетская тематика усиливается двумя пальмообразными колоннами портика. Он завершается классическим фронтоном, на котором изображена голова сфинкса, поддерживаемого крылатыми женскими фигурами.

Подвалы в цокольной части здания использовались как погреба для хранения продуктов.

На первом этаже располагались собственно кухонные помещения, в которых готовили еду. Второй этаж занимали комнаты «кухмистров» - княжеских поваров. В 1839 г. кухня была соединена с Господским домом «галереей для цветов» - коридором, по которому готовая еда доставлялась в столовую.

Дальше по ходу движения мы подходим к Померанцевой оранжерее. В старых усадьбах в прошлом очень широко было распространено разнообразное собирательство, коллекционирование. Собирали кому что нравилось: картины, старинную одежду, курительные трубки, оружие, монеты, всякие диковинные предметы. Эти коллекции были гордостью хозяина, их показывали гостям. Очень популярным было коллекционирование диковинных растений. А так как эти растения, как правило, привозились с юга, то для их содержания строились специальные помещения - оранжереи. Само слово «оранжерея» происходит от французского «оранж» - апельсин. И действительно, гордостью подобных коллекций обязательно были цитрусовые: мандарины, апельсины, лимоны, померанцы. Первая оранжерея на этом месте упоминается еще в 1760 году уже как «старая». В 1761 году она была снесена и заменена новой. Ее проекты выполняли как И.П. Жеребцов, так и княжеский садовник Иоганн Шнейдер. Новая оранжерея, деревянная на каменном фундаменте, в свою очередь в 1805 г была заменена кирпичной. Через 10 лет на этом месте была выстроена новая оранжерея.

Как видите, здание померанцевой оранжереи состоит из трех частей, центральной и двух боковых. Наверху центрального здания балкон - смотровая площадка. Давайте туда поднимемся. В центральной части, самой высокой, росли самые крупные деревья. Этот зал расписан рисунками на египетские темы, и поэтому называется Египетским. Кстати, роспись эта практически единственная, которая в Кузьминках сохранилась до нашего времени. Как правило, оранжереи было строго ориентированны на юг. Чтобы растения получали как можно больше солнечного тепла и света, на южной стороне были либо большие окна, либо вообще вся стена была стеклянной. Такие же огромные окна, как в центре здания, были и на боковых крыльях.

У человека, попавшего сюда впервые, создавалось впечатление, что он находится на полуострове: с трех сторон видна вода пруда. С балкона, сверху, хорошо просматривались и верховья пруда, и пруд вниз по течению, и противоположный

У дворцового берега Верхнего Кузьминского пруда есть небольшой, вытянутый в длину островок. Островок этот искусственный, а протока была вырыта во времена Голицыных - ведь подобные островки были обязательной принадлежностью регулярных парков. Остров называли "Николаевским", так как на нем был установлен памятник Николаю I, с которым С.М.Голицын был дружен и которого весьма и весьма почитал. На остров с двух сторон протоки вели живописные каменные мостики.

Мы пройдем вдоль Верхнего пруда по Верхнему саду. Здесь росли самые разнообразные кустарники: сирень, жасмин, жимолость, шиповник, акация, барбарис. Между ними на большом расстоянии друг от друга были посажены крупные деревья - солитеры. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Миновав Верхний сад, мы выходим к Тополиной аллее, где на берегу Верхнего пруда стоит Скотный двор, или Молочная ферма. В одноэтажных помещениях располагались молочное, телятное отделения, комнаты для хранения посуды и прочих необходимых вещей. Было даже небольшое отделение со специально обученными коровами, где дамы, «ежели» им этого хотелось, могли сами подоить коров.

Молочная ферма стоит практически на берегу Верхнего Кузьминксого пруда, по правому (пологому) берегу которого проходит пешеходная дорожка «Променад», по левому (высокому) «Английская дорожка» (для верховой езды). «Променад» был создан в 1811г, «Английская дорожка» - в 1828-32гг. Оба этих ландшафтных объекта характерны для усадебной планировки своего времени, то есть, являлись обязательными элементами любого усадебного ансамбля, с учетом индивидуальности архитектора-создателя. При этом, четко просматривается факт: в 1800-х гг старались быть ближе к природе (гуляли пешком), через 30 лет - предпочитали верховые прогулки. Длина Верхнего пруда - 2 км, следовательно, длина «Променада» такая же. Заканчивался «Променад» у «Мельничного флигеля», где, видимо делали передышку перед прогулкой по «Английскому саду».

По Променаду мы доходим до деревянного одноэтажного здания с мезонином с правой стороны аллеи - это больница. Она сохранилась такой, какой ее построили в конце XVIII века. Работала больница только в летние месяцы, когда князь со своей дворней жил в усадьбе и обслуживала не только княжеский двор, но и окрестные селения. Советы врача, как тогда говорили, и отпуск лекарств были для всех бесплатными. Как писали «Московские ведомости», больница славилась чистотой, удобством расположения помещений, наличием необходимых склянок, так что любая земская больница могла ей позавидовать.

Лечебница, Служительский флигель, Дом причта, Прачечный флигель образуют Слободку - комплекс, где проживали дворовые люди, обслуживавшие усадьбу. Впервые она упоминается в документах, датируемых второй половиной XVIII века. Здания, составлявшие Слободку, менялись, как и другие усадебные постройки - лишь функции их оставались неизменными.

Все здания Слободки были соединены общей оградой, а дорога, проходящая с вдоль комплекса, получила название Тополевой аллеи - по насаженным здесь деревьям.

В здании Служительского флигеля на Слободке находится интереснейший музей - «Музей русской усадебной культуры», один из филиалов Музея истории Москвы. Пройдя по Тополиной аллее, миновав церковную площадь, мы подошли к Липовой аллее, которая стала центральной осью имения. Ранее Липовая аллея называлась Влахернской перспективой или Московским проспектом, и вела от чугунной арки-ворот на въезде на территорию усадьбы (они не сохранились) до главных ворот господского дворца. Длина этой аллеи-улицы - около 700 метров. Она разделяет две части парка: слева (по направлению ко дворцу) - бывший французский регулярный парк с двенадцатью аллеями-лучами, справа - бывший английский ландшафтный парк.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

Краткая история арки-ворот такова: в 1826 году в Санкт-Петербурге по проекту К.Росси для Павловского дворца были отлиты чугунные Никольские ворота. Проект понравился Д.Жилярди, и через 6 лет по тем же моделям (есть и другие сведения - о том, что модели Росси были воспризведены Доменико Жилярди) на Архангело-Пашийском чугунолитейном заводе Голицыных, что в Пермской губернии, были отлиты чугунные ворота для Кузьминок (около 300 тонн чугуна, 16 колонн, высота 10 метров). Отличаются эти ворота от павловских лишь гербом, который венчает их. Здесь, в Кузьминках, это герб рода Голицыных.

Центральный пролет предназначался для конного хода, т.е. для экипажей, а два боковых пролета - поменьше - для пешего ходу.
Сейчас дороги расположены там же, где и раньше. Поэтому мы легко можем представить размер чугунных ворот, а по этому обелиску определить место, где они находились.

Портфель экскурсовода: Вот как выглядели эти въездные ворота на территорию усадьбы и вид на Липовую аллею на картине Рауха. Слева виден обелиск, сооруженный по проекту Алессандро Жилярди (обелиск сохранился до настоящего времени).

История Кузьминок прекрасно изложена во многих специальных публикациях, в том числе в книгах Н.В.Рутман "Прогулка в Кузьминках и Люблино" (М., 2002) и М.Коробко "Кузьминки-Люблино",

Кузьминки - это уникальная московская усадьба, архитектурно-парковый ансамбль, музейно-образовательный и просветительский центр, в котором каждый найдёт для себя занятие по душе. Тенистые аллеи, свежий лесной воздух и очарование ушедшей галантной эпохи никого не оставят равнодушным.

Наша экскурсия подошла к концу. Здесь мы с вами попрощаемся.

Мы находимся на площади у церкви Влахернской Божей матери. Отсюда вы можете доехать на автобусе маршрута 29 до станций метро Рязанский проспект, Текстильщики, Марьино.

© 2010-2022