• Преподавателю
  • История
  • Научная работа по истории на тему: Формирование универсальных учебных действий на уроках истории у пятиклассников по ФГОС II поколения

Научная работа по истории на тему: Формирование универсальных учебных действий на уроках истории у пятиклассников по ФГОС II поколения

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Введение …………………………………………………………………….. 3

  1. Универсальные учебные действия: понятие, виды, особенности формирования и развития…………………………………………. 10

  2. Пятиклассник общеобразовательной школы: характеристика возраста и психолого - педагогических особенностей обучения ………… 16

  3. Курс «История древнего мира»: цель, структура, содержание,

учебно - методическая особенность и особенности изучения

учащихся 5 класса………………………………………………….. 21

  1. Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся 5 класса посредством изучения курса «Истории древнего мира»: характеристика формируемых универсальных учебных действий и анализ педагогического опыта……………………… 34

Заключение ………………………………………………………………. 44

Список источников и литературы …………………………………… 47







Введение.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее - ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

ФГОС среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее - основная образовательная программа) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию1.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;

  • к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, её структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего ( полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации3, а также Конвенции ООН о правах ребенка4, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

Стандарт направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

  • равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования;

Основой Стандарта является системно -деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

  • активную учебно-позвательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обчующихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

  • любящий свой край и свою родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно -исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни5.

Актуальность:

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные - универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Во II разделе: " Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования", сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве6.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Цель: изучить особенности формирования, развития и применения, универсальных учебных действий на примере уроков истории и в системе обучения на основе ФГОС.

Задачи:

- изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков истории;

- изучить приемы и методы использования УУД;

- апробировать полученные знания;

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроках истории.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы;

- обобщение передового педагогического опыта;

- эксперимент.

При написании работы основывалась на Концепции формирования УУД, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода ( Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова), а также на «продиктованные» в ней условия, обеспечивающие формирование УУД.7


  1. Универсальные учебные действия: понятие, виды, особенности формирования и развития.

В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Одной из особенностей УУД, является их универсальность, которая, проявляется в том, что они:
- носят над предметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением мета предметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.





К основным функциям УУД относятся:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные действия обеспечивают ценностно-мысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать; - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу обще-учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование;

- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин). Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития8.

II. Пятиклассник общеобразовательной школы: характеристика возраста и психолого - педагогических особенностей обучения.

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может происходить и раньше, и позже. Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формиро- вании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения. Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт детскости и взрослости.

Одна из причин этого явления - в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости (отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стимулирующих взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей).

Оценка подросткового периода как трудного - критического - обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность). Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12- 14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15-17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения).

Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию.

Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития - систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г. А. Цукерман называет его «ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребѐнка из начальной в основную школу признаѐтся сегодня особо актуальной.

Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектности учебной деятельности - мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г. А. Цукерман)9, иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанова)10, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)11, компетентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта.

Становление субъектности связано в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесённое внутрь (1983). Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое под- росток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989).

Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте наряду с интимно-личным общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъектности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения - одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии - способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс характерен и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь (школьник способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), а также другие высшие психические функции - внимание и память. Интеллектуализация затрагивает даже такой процесс, как восприятие: нахождение и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом (например, при чтении чертежа).

В целом усвоение научных понятий в школе само по себе создаёт объективные условия для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником формирования психологических новообразований - нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством становления мировоззрения, приводит к формированию рефлексии как умения «направить мысль на мысль», на познание себя, особенностей своей личности и, таким образом, определяет развитие самосознания (Л. И. Божович, 1995)12.





  1. Курс «История древнего мира»: цель, структура, содержание, учебно - методическая особенность и особенности изучения учащихся 5 класса.

В современном динамично меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Ведущей становиться цель формирования компетентной личности, способной принимать жизненно важные для неё решения на основе самостоятельно приобретаемых и осмысленных сведений о мире. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности.

Вместе с тем история - наука по своей сущности описательная «знаниевая». Особенность преподавания истории состоит в том, что на каждом уроке даются новые знания, на освоение которых требуется значительное время. Прежде чем ученик получит возможность самостоятельно действовать в процессе изучения истории, ему необходимо первоначально дать совокупность исторических знаний, которыми он сможет оперировать в процессе своей работы.

Курс истории древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. В начальной школе учащиеся, как правило, приобретают элементарные сведения по истории в рамках интегративного курса «Окружающий мир».

Большая часть учебных программ этого курса предполагает знакомство учеников со страницами истории нашей страны.

При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.

В начальной школе окружающий мир для большинства учащихся - это местность, край, в котором они живут, их страна. Курс истории в 5 классе расширяет пределы познания мира школьниками. С этого курса начинается изучение всеобщей истории в основной школе, знакомство с жизнью народов зарубежных стран, требующее от учеников осознания общности судеб всех народов мира и ценности культурного наследия каждого из них. Всеобщая история - материал, мало знакомый учащимся из личного опыта, он более сложен для восприятия пятиклассниками, чем сведения из истории Отечества, по языку (терминам), историческим названиям, по возможности использовать жизненный опят и уже имеющиеся знания.

На данном этапе начинается процесс систематического освоения учениками специальных предметных умений, рациональных способов познавательной деятельности, необходимых для изучения прошлого, закладывается основа для самостоятельной работы учащегося на всем протяжении его школьного исторического образования.

Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивилизациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Курс истории Древнего мира строится по срановедческому принципу. Вместе с тем при изучении государств соблюдается и хронологическая последовательность: от более древних цивилизаций Востока к тем, которые возникли позже.

Обязательным содержанием исторического образования, помимо собственно исторических знаний, теперь становятся навыки самостоятельной деятельности ученика и основанный на их освоении личный опыт исторического познания школьника. Для этого в структуре учебного содержания должны присутствовать, помимо исторических фактов и понятий, сведения о способах учебной деятельности, которые создают условия для осознанной самостоятельной работы учеников по освоению учебного материала.

Представленное методическое пособие предполагает развитие мыслительной и творческой деятельности пятиклассников с помощью работы со следующими рубриками учебника: «Интересные факты», «Дополнительное чтение», «Исторический документ» и др.

В пособии предлагаются задания различного уровня: от репродуктивных (требующих воссоздания услышанного от учителя или прочитанного в учебнике материала без сколько - нибудь заметной его перестройки) до заданий повышенной сложности ( при выполнении которых пятиклассники должны в большей или меньшей степени перестроить изученный материал). Дидактической ценностью обладают как одни, так и другие задания. Среди заданий повышенной сложности ( как правило, они выполняются под руководством учителя) часто встречаются задания типа: «Сравните…», «Сделайте вывод из сравнения…», «Вообразите…», «Придумайте рассказ от лица…», «Предположите…», «Обоснуйте ваше предположение…», «Докажите…», «Объясните…», «Дайте оценку…» и др.

В целях экономии времени при проверке знаний у учащихся рекомендуется дополнительно использовать пособие: Контроль- измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К. В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.13

Мышление одиннадцатилетних детей образное, поэтому значительное место в изложении учителя должно занимать словесное рисование. В пособии приведены примеры словесных картин, реконструирующих прошлое ( в том числе небольшие сценки, придуманные специально для урока). В изложении учителя действуют в типичных для них обстоятельствах рабы и крестьяне, вельможи и чиновники, купцы и пираты, воины и полководцы, иначе говоря, представители различных социальных групп и профессий Древнего мира. Подобные сценки не только эмоционально окрашивают урок ( приемы словесного рисования временами схожи с приемами актерского ремесла), но и помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох.

В современной методической литературе все чаще звучит термин «клиповое мышление», который можно употребить и в отношении учеников 5 класса. Поэтому огромную роль в преподавании истории играет наглядный метод. Пособие дает примеры работы с исторической картой, иллюстрациями учебника и мультимедийными презентациями к уроку14.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей в современном обществе.

Целью курса истории «История России. Всеобщая история» является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.15

Основное содержание предмета «История Древнего мира»

Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.

Первобытное общество.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.

Зарождение искусства.

Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.16

Учебная программа предполагает решение следующих задач обучения:

- формировать объективное знание обо всех этапах развития человеческого общества, роли различных народов во всемирно-историческом процессе;

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- формировать представление о выдающихся личностях Древнего мира, об их роли в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, мировые религии);

- раскрыть на конкретном материале, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;

- выявлять закономерности экономического, социального, политического и культурного развития стран в изучаемый период;

- воспитывать понимание стремления людей к свободе, равенству, справедливости в условиях современного исторического развития.

Для формирования универсальных учебных действия учащихся 5 класса должны учитываться требования к уровню подготовки учащихся и результаты изучения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.17

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников.18

Должен уметь:

• определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.19

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.20

Учебно-методический комплекс:

Программа: авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

Учебно- методическое пособие для учителя:

Шевченко Н.И. История Древнего мира. 5 класс. - М.: «Просвещение», 2013.

Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. - М.: ВАКО, 2015.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2015.

2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2015.

4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2015.

5. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [Текст] : пособие для учителя / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2012.

6. Контроль- измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К. В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.

Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2015).21


  1. Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся 5 класса посредством изучения курса «Истории древнего мира»: характеристика формируемых универсальных учебных действий и анализ педагогического опыта.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но изучение истории позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия, универсальные действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям. Допустим, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно, потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

Роль учителя в формировании УУД.

  • Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

  • Обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе;

  • Устраивает эффектные групповые обсуждения;

  • Адекватно реагировать на нужды других;

  • Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Для формирования УУД учителя используют различные виды деятельности:

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

  • извлекать информацию из источника;

  • описание объекта по схеме;

  • составление характеристики исторического деятеля;

  • работа с картой («чтение карты»), схемой;

  • анализ исторического источника;

  • чтение и обобщение фактов из литературного источника;

  • составление вопросов к тексту, ответы на них;

  • комментированное чтение текста;

  • составление простого и сложного плана;

  • составление сравнительных, хронологических таблиц;

  • составление кластера;

  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  • составление логической схемы, цепочки.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

Урок - дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

На данном этапе своей педагогической деятельности ставила перед собой следующие цели задачи:

  1. Создать условия для сознательной и качественной деятельности учащихся с применение активных методов обучения.

  2. Совершенствовать способы и формы организации учебной деятельности.

  3. Особое внимание уделять формированию умения работы с различными источниками информации, культуры публичных выступлений, корректного ведения дискуссий.

  4. Использование проблемных методов изучения материала для мотивации учебной деятельности.

В развитии УУД применяла систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как

  • "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

  • заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

  • задания на анализ цифровой информации;

  • задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;

  • задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагала следующие виды заданий:

1) участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д. 2) творческие задания; 3)дневники достижений: портфолио помогает учителю: - создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; - развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; - формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста; - формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); - формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию. 3)использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Использовала методы формирования регулятивных универсальных учебных действий, такие как проектную деятельность, которая предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы, предусмотренные технологией: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий применяла следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Какие же технологии можно применять на уроках истории, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?

Использование ИКТ на уроках истории. С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:

Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.

Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.

Информационный поиск в сети Интернет. Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

  • В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагала следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;

  • отзыв на работу товарища;

  • групповая работа по составлению кроссворда;

  • «отгадай, о ком говорим»;

  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

  • Проектная деятельность;

Использовала различные виды творческих работ для развития исторического мышления учащихся. Такие виды деятельности, как:

  • продуктивное чтение текста;

  • прием «инсерт»;

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

  • работа с картой («чтение карты»), схемой;

  • составление вопросов к тексту, ответы на них;

  • составление простого и сложного плана;

  • составление сравнительных, хронологических таблиц;

  • составление кластера;

  • синквейн.

Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться, а основная база должна закладываться в основной школе.22

Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. Изучение истории настоятельно требует сочетания компетентностного подхода с системным освоением "знаниевой составляющей".
В связи с этим, как мне кажется, имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая в принципе-то изучает "дела минувших дней"? Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории, Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.
Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное, что является основным показателем интеллекта.
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.

Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни, сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно - это пригодиться им и в жизни, и на других уроках. Уроки истории дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.

«Практико ориентированность" исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.
Думаю, что именно к этой конечной цели должно вести обучение истории в школе.

В тоже время, История - это "знание ориентированный" учебный предмет. Стандартные КИМы, государственной итоговой аттестации по истории содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания как инструмент формирования УУД.


Заключение.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

Уроки истории дают широкую возможность для формирования УУД. Описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов, иллюстрация их применения на уроках истории в 5-х классах, приводят к выводу, что цели, представленных приемов отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. На одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать УУД. Главное - учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции.

Ведь основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить? ради чего учить? как учить?
Таким образом формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!






Список источников и литературы.

  1. Источники

    1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 в редакции от 31.12.2014 - Ростов н/Д: Легион, 2015 с. - с. 16.

    2. Конвенция ООН о правах ребенка. [Электронный ресурс]. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - с.5.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 553.

  1. Всемирный доклад Юнеско «К обществам знания» - изд.- Париж. Юнеско 2005 г. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf .

  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

  3. А. А. Вигасин. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразоватю организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. - 5-е изд. -М.: Просвещение, 2015. - 303с.

  4. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. - М.: ВАКО, 2015.- с. 5

  5. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2015.

  6. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2015.

  7. Контроль- измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К. В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.





























  1. Литература.

А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.. - М.: Просвещение, 2010. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа:

studfiles.ru/preview/5373368/

2.Г.А. Цукерман. «Виды общения в обучении», М. 1993. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: eknigi.org/psihologija/132667-vidy-obshheniya-v-obuchenii.html

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - С.3-9. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: ebooks.grsu.by/pedpsihologia/galperin-p-ya-metody-obucheniya-i-umstvennogo-razvitiya-rebenka.htm

5.З. И. Гузненко. Выпускная квалификационная работа по истории: методология и методы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению - 050100 Педагогическое образование, профилю - Историческое образование / З. И. Гузненко; под общ. ред.д. и. н., проф. Г. Е. Корнилова; Урал. гос. пед. ун -т. - Екатеринбург, 2014. - 154 с.

6. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов. «Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения». - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: tr-base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf.

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: stavcvr.ru/metod-kopilka.pdf.


1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070; 2009, № 7 ст. 786; № 46, ст. 5419).

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1

« Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070; 2009, № 7 ст. 786; № 46, ст. 5419).

3 Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3 ст. 152; №7, ст. 676; 2001, №24, ст.2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 2412; ст 2; №4, ст. 445).

4 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).

5 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации 2013. (Стандарты второго поколения).

6 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации 2013. (Стандарты второго поколения).

7Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов. «Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения». - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: tr-base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf.

8Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 57.

9 Г.А. Цукерман. «Виды общения в обучении», М. 1993. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: eknigi.org/psihologija/132667-vidy-obshheniya-v-obuchenii.html

10А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.. - М.: Просвещение, 2010. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа:

studfiles.ru/preview/5373368/

11Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов. «Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения». - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: tr-base.ucoz.ru/MANULIN/sisemdejatpodhod.pdf.

12Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - С.3-9. - [Электронный ресурс]. // Режим доступа: ebooks.grsu.by/pedpsihologia/galperin-p-ya-metody-obucheniya-i-umstvennogo-razvitiya-rebenka.htm

13Контроль- измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К. В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.

14Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 9.

15Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 10.

16Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 274.

17 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

18 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

19 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

20Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс], одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15). С. 16.

21Тукумбетова М. М. Рабочая программа по предмету «История»

образовательная область «История. Обществознание» для 5 класса на 2015-2016 учебный год. [Электронный ресурс]. с. 77.

22 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: stavcvr.ru/metod-kopilka.pdf.

© 2010-2022