Технологическая карта Счет лет в истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название предмета история Класс 5 Урок № 2

Тема: Счет лет в истории

УМК: А.Н.Майков История. 5 класс. Москва. «Вентана-Графт» 2010г., А.Н.Майков. История. Рабочая тетрадь. Москва. «Вентана-Графт» 2013г.

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История древнего мира. 5 класс. М. «Просвещение» 2014г., Г.И.Годер Рабочая тетрадь по истории древнего мира.Часть 1. М. «Просвещение» 2015г.

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представления о хронологии как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

Тип урока: комбинированный

Основные термины и понятия: хронология, дата, летосчисление, до нашей эры, наша эра, ве, тысячелетие.

Межпредметные связи: Окружающий мир 4 класс

Оборудование: компьютер, медиапроэктор, экран

Формы работы: беседа, фронтальный опрос, выполнение заданий.



Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Водное слово учителя

Выполнение заданий

Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какое позже, на сколько позже.

Задания из

Знания основных событий истории, даты событий

Определять основную идею текста. Выявлять (находить) информацию, скрытую в явном виде, формулировать прямой вывод на ее основе. Выявлять (находить) информацию, скрытую в явном виде, соотносить ее с иллюстрациями. Делать выводы по содержанию текста. Умение соотносить даты и события.

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Выполняют задание, формулируют тему урока.

Показывает на слайде перечень событий, предлагает обучающимся установить верный порядок, расположить на ленте времени.

События: Куликовская битва, Бородинское сражение, Ледовое побоище, Начало Великой Отечественной войны, первое упоминание о Москве.

умение датировать и размещать события.

Личностные:

Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: умение решать учебные задачи.

Регулятивные:умение самостоятельно выделять и формулирование цель.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин)

Формулируют тему урока.

Предлагает обучающимся определить тему урока. Организует диалог по формулированию целей и плана урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи.

Почему нужно знать когда произошло то или иное событие?

Умение определять цели своей деятельности

III. Изучение нового

(20 мин)











  1. Как считали время в древности?











  1. Современное летоисчисление.




Анализируют информацию, делают выводы о том, что не все варианты счета времени были удобны; отмечают достоинства и недостатки разных способов

Делают выводы о достоинствах и недостатках такого варианта. Отмечают возможные варианты (могут звучать различные ответы, начиная от выделения явных достоинств этих вариантов и заканчивая доминированием христианской цивилизации).



Обращаясь к изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тот или иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась и закончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое, исторические события в определенной последовательности во времени. Эта последовательность образует хронологию. Само слово "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о времени".(слайд)

Учитель:Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно

Если век - это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата. (СЛАЙД)

Чтобы определить какой это век, нужно

закрыть две последние цифры. Остается

цифра - 13, значит прошло 13 полных веков, а идет 14-й.

Учитель:Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими. (СЛАЙД)

Учитель: Последовательность событий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Учитель:В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари - фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год - вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда - основателя ислама - из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель:Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии - Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель:Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии - Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слева направо. Отметим на линии текущий год (2016 г.) и еще одну-две даты: скажем год основания Москвы (1147 г.)и год рождения А.С. Пушкина (1799 г.).

Отметим также Рождество Христово - начало нашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым, мы ведем счет лет от Рождества Христова.Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.




  • Сколько дней в году? (365);

  • Век - это сколько лет? (100 лет, столетие)

  • Самостоятельная работа с учебником

умения датировать события и процессы в истории, сравнивать факты, формулировать выводы.





формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать простые однородные исторические факты; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования

Личностные: формирование интереса к познанию. Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные: способность осуществлять свою деятельность во взаимодействии с одноклассниками.



Личностные: формирование интереса к познанию, к достижению истины.

Познавательные: формирование способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Регулятивные: Умение осуществлять самооценку

на основе критерия

успешности учебной

деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.

Коммуникативные: вести конструктивный диалог.

IV. Закрепление нового (10мин)

Цель:

Решение задач: № 18, 19, 20 21 -рабочая тетрадь по истории древнего мира стр. 16-17.

Физкультминутка

.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь.

Предлагает вернуться к началу урока

Какие задачи мы ставили на сегодняшний урок? Удалось ли выполнить?

.

Умение анализировать свою деятельность

YI. Домашнее задание.

Записывают в дневник

Инструктаж по выполнению домашнего задания

П.3 А.Н.Майков История, задания 1,2,3,8,9 в А.Н.Майков. История. Рабочая тетрадь.

Или стр. стр. 29-32 А.А.Вигасин История древнего мира.

Умение планировать свою деятельность



© 2010-2022