Конспект урока по истории России на тему Иван 4. Реформы избранной рады (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Иван 4. Реформы Избранной рады.

  1. Цель урока: рассмотреть основные направления внутренней политики раннего этапа правления Ивана IV и процесс централизации государства.

Задачи урока.

Образовательные:

1. Продолжить работу по изучению признаков централизованного государства.

2. познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером.

3. Проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;

Развивающие:

1.Развивать навыки контроля и самоконтроля.

2. Формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности

3.Развивать устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к истории России и ее историческому прошлому.

2.Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи.

3. Воспитывать навыки культурного поведения.

4. Воспитывать аккуратность и прилежание.

Оборудование урока:

Учебные материалы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века.

Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией,

Тип урока - изучение нового материала

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV

  • органы управления государством во второй половине XVI в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • централизованное государство

  • Земский собор

  • Избранная Рада

  • стрелецкое войско

  • Судебник

Учащиеся должны уметь:

  • извлекать из исторических источников необходимые для раскрытия темы факты;

  • проводить информационно-смысловый анализ текста;

  • формулировать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

План:

  1. Боярское правление в начале XVI в.

  2. Личность Ивана IV.

  3. Венчание на царство.

  4. Реформы Ивана IV.

Основные понятия: дворяне, земский собор, приказы, централизованное государство.

Важнейшие даты:

16 января 1547 г. - венчание Ивана IV на царство;

1549 г. - созыв первого Земского собора;

1550 г. - принятие нового Судебника;

1550 г - военная реформа

1551г. - Стоглавый Собор

1556 г. - реформа местного управления, отмена кормлений.

Ход урока

Деятельность учащихся

Теоретико-методическое обоснование

1.Оргмомент( психологический настрой).

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Негласно учитель интересуется внешним видом учеников, состоянием рабочего места. Классное помещение-это рабочее место, от состояния которого зависит и здоровье.

Учитель берёт небольшую психологическую паузу

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «крестики-нолики». (раздаточный материал№1)

Учитель задает вопросы по пройденному параграфу, а фронтальная проверка)

Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке.

1.Правитель в России в конце 15 века назывался Великий князь Всея Руси. (+)

2. Скажите дворецкий это владелиц дворца. (0)

3. Боярская дума- это совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+)

4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+)

5. Василий 3 первый принимает титул - государь всея Руси?(-)

6. Русь стала именоваться Россией в конце 16 в?(-)

7. Наместники люди, правившие отдельными уездами страны? (+)

8.

9. Василий 3 умирает в 1533г? (+)

Для проверки поменяйтесь листочками с соседом по парте. В это время критерии оценок и правильные ответы появляются на слайде (слайд2).

3. Подготовка к изучению нового материала.

А мы переходим к изучению нового материала. Записываем число и тему сегодняшнего урока - «Иван 4.Реформы Избранной рады». Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей - Иване IV, получившем прозвище Грозный. Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

Ребята ставят цели урока

Затем учитель делает небольшой вывод: в истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: "Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?"

4. Изучение нового материала.

Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного.

Личность Ивана IV. 1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на с. 192 учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.

Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Слайд 3

Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ. Какие реформы были проведены Еленой Глинской.

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел - на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность - высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.

Учитель: Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»



5.Итог урока

Учитель задает вопросы:

  • 1.Какие взаимоотношения были государства и церкви?

  • 2. Какие изменения произошли в церкви после реформы?

  • 3. К чему привела попытка реформирования церкви?






6.Этап закрепления новых знаний

Для закрепления полученных знаний ученикам предлагается выполнить синквейн.

7. Домашнее задание.

Параграф 7 на пересказ, выучить определения.

Учащиеся приветствуют учителя

Дежурные информируют об отсутствующих

Ученики собраны, готовы к работе

Дежурные заранее позаботились об экологическом состоянии классной комнаты

Ученики настраиваются на рабочий лад.

Ученики слушают учителя.

Дети вписывают в игровое поле необходимые знаки.(х-да,0-нет).




Дети самостоятельно проверяют ответы и выставляют оценки.


Ученики слушают учителя,

записывают тему урока в тетрадь.

Знакомятся с заданием для работы на

уроке.




Учащиеся предлагают ответы.





Учащиеся работают с учебником, находят нужную информацию: стр 193









Дети работают в группах. Отвечая на вопросы, делают самостоятельно выводы, по каждой группе, а затем обобщенный вывод по характеру Ивана Грозного.








Дети на основе вопросов делают вывод о характере Ивана Грозного, по каждой группе









Дети записывают в тетрадь реформы














Учащиеся записывают дату





Учащиеся записывают определения в

тетрадь



Учащиеся описывают картину.











Учащиеся смотрят видео фрагмент о

казни протопопа Аввакума



Ученики внимательно слушают учителя и включаются в совместную работу для подведения итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя. Ученики на основе вопросов делают вывод, что таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.



Дети сочиняют синквейн

Ученики записывают домашнее задание в дневники, внимательно слушают инструктаж учителя по выполнению задания (задают вопросы).

Начало урока во многом задаёт тон всему уроку. Приветствие учителя выражает доверие к учащимся, симпатию, подготовка к полноценному рабочему ритму. Психологическая пауза выражает твёрдое намерение перейти к уроку

Проверка домашнего задания помогает

закрепить полученные знания.

Выявление ошибок и их ликвидация.

Методы: самостоятельная работа,

ФОПД: индивидуальная,

Такая форма опроса домашнего задания развивает самостоятельность





Сообщаю тему с целью создания на уроке учебной задачи, чтобы дети поняли, что от них будет требовать учитель и чему они должны будут научиться.

Мотивация на успех. Учитель задаёт наводящие вопросы, с целью, что бы ученики самостоятельно смогли поставить цель урока.

Проблемная ситуация повышает работоспособность и интерес к уроку.

Методы: объяснение, репродуктивный

Приём: устный

ФОПД: фронтальный

способствует прямому воздействию учителя на коллектив класса.

Метод: частично-поисковый.

Прием: работа с учебником

Учу правильно строить выводы, что обогащает речь учащихся, развивает мышление.

Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.

Метод: частично-поисковый.

Прием: работа в группах с документом

Учу правильно строить выводы, что обогащает речь учащихся, развивает мышление.

Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.






Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.

Индивидуальная работа

Выстраиваем причинно-

следственные связи
















Объяснительно-иллюстративный метод позволяет создавать яркие образы исторических фактов.

Фронтальная ФОПД пробуждает ответные эмоции.

Приемы:

устный,

информативное повествование, конкретизация,

обобщение,

анализ.




Объяснительно-иллюстративный метод позволяет создавать яркие образы исторических фактов


Репродуктивный метод помогает проверить сформированность знаний и умений воспроизводить информацию, позволяет закрепить знания и умения, помогает устранить пробелы у учащихся.

Фронтальная ФОПД (эвристическая беседа) охватить большую аудиторию, сэкономить время, повышает активность и мотивацию учащихся через непосредственное эмоциональное воздействие учителя на учеников.

Приемы: устный,

наглядный, анализ,

обобщение, конкретизация.

Прием активизации познавательной активности. Закрепляем полученные знания

Объяснительно-иллюстративный метод помогает учащимся представить структуру задания.

Фронтальная ФОПД способствует прямому идейно-эмоциональному воздействию учителя на коллектив класса.

Приемы:

устный,

письменный.




© 2010-2022