Конспект урока по теме: Греко-персидские войны

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Греко-персидские войны.

учитель: Сагуйченко Ирина Александровна

Цели урока:

1. Проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме.

2. Продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами.

3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определенных качеств личности - мужества, смелости, отваги и чести.



Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга.

Основные даты: 490 г. до н. э.; 480 г. до н.э.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день! Чтобы начать наш урок, я предлагаю вам поприветствовать друг друга , давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и успехов на уроке.



2. Повторение пройденного материала:

1. Работа с картой "Древняя Греция":

- Назови и покажи территорию, на которой расположена Греция.

- Назови и покажи моря, которыми омывается побережье Греции.

- Назови и покажи область, где расположен город Афины.

- Назови и покажи область, где расположен город Спарта.

2. Работа со схемой "Что объединяло греков?".

Вопрос : Что объединяло греков, как они называли себя и свою страну?

В процессе обсуждения составляется схема, зарисовывается в тетрадь.

Конспект урока по теме: Греко-персидские войны.



Слово учителя: Хотя греки расселились на огромной территории и даже жили в чужих странах, нередко враждовали между собой, все они считали себя единым народом.

3. Работа с понятиями. Игра "Галерея". Рисунок афинского воина (Формат А4) разрезается на 4 части. На каждой части с обратной стороны написаны понятия: полис; демос; демократия; Аттика.

Ученик составляет изображение воина, давая определение понятиям и соединяя часть рисунка , составляя тем самым изображение воина . Полученная картинка рассматривается вместе с учителем , а ученик описывает вооружение воина.

3 . Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

- Войны, война.… Попытайся дать определение этому понятию.

- А теперь обратимся к википедии, посмотрим, что обозначает это слово "война". (Война - это вооружённая борьба между государствами и народами.)

- Какие войны тебе известны из истории?

- Тема нашего урока "Греко - персидские войны".

2. Работа с картой учебника

-Открой пожалуйста лекцию 21 в ай- классе, рассмотрим карту.

- Какие государства воюют между собой?

- Из-за чего они могут воевать?

- Каким цветом на карте обозначена территория персидского царства?

- Каким цветом на карте обозначена территория греческих государств?

- Территория какого государства больше?

- Каким знаком на карте обозначены направления движения персидских войск и флота в Грецию?

- Каким знаком на карте обозначены военные сражения?

3. Лекция с элементами беседы+ просмотр ролика о Марафонской битве.

В истории "Греко-персидских войн" можно выделить три основных сражения. Первое - Марафонское сражение.

Персидский царь Дарий I, несмотря на огромную территорию своего царства, стремился к новым захватам. В начале V в. до н.э. он завоевал часть островов в Эгейском море, его восточное и северное побережье (показ по карте). Разорил города. Во всех городах Греции появились персидские послы, они говорили: "Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды".

- Что обозначает это требование?

Во многих городах жители считали безнадёжным сопротивляться персам, они готовы были принять условия Дария. Но в двух самых крупных греческих государствах решили не подчинятся персам.

Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне в гневе убили и сбросили со скалы в море. А спартанцы сбросили послов в глубокий колодец со словами "Там вы найдёте много и земли и воды".

В 490 г. до н.э. войско персов высадилось в Аттике на Марафонской равнине в 42 км от Афин (показ по карте). Быстро собралось войско афинян. В нём было 10 тысяч человек, из них 1 тысячу прислал маленький городок Платеи. Ни один полис больше не оказал помощи Афинам.

Во главе со стратегами (стратег - это военноначальник) войско выступило к Марафонской равнине.(Рассматривается карта - схема сражения в учебнике на стр.160).Здесь они с холмов увидели лагерь персов и их корабли. Их войско было многочисленнее афинского. Заняв позиции на холме, греки преградили путь в Афины. Около недели простояли войска без боя. Наконец, афинское войско, построившись фалангой (тесные сомкнутые ряды), двинулось на персов. Мужество и силу придавала грекам мысль, что они сражаются за Родину, за жизнь, за свободу матерей, жён, детей.

"Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!"

Афинским войском командовал опытный стратег Мильтиад. Главные силы он сосредоточил на краях фаланги. Враг встретил афинян тучей стрел, но они продолжали атаку (Рассматривается рисунок в учебнике на стр.160).

Завязался рукопашный бой. Персы прорвали слабую середину фаланги. Враг уже думал о победе. В это время сильные края фаланги атаковали противника. Персы не выдержали и побежали к кораблям. Греки захватили 7 персидских кораблей.

Афинянин, желая принести радостную весть о победе Афин, пробежал 42 км. от Марафона до Афин. Вбежав в город, он воскликнул: "Радуйтесь афиняне. Мы победили!" Весть разнеслась по всей Элладе. И если раньше борьба с Персией казалась безнадёжной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.

- Почему победили греки на Марафонской равнине?

- За что боролись греки?

- Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна - афинянина?

Вторая битва произошла у Фермопил. В 480 г. до н. э. (через 10 лет после Марафонского сражения) сын Дария I, Ксеркс, вновь двинул своё войско в Грецию. Греки знали, что Ксеркс готовится к войне. Существует легенда о трёх разведчиках, которых греки послали узнать как велико войско персов. Разведчики были схвачены. Их ждала смерть. Ксеркс, узнав об этом, повелел развязать их и показать бесчисленное персидское войско: конницу, лучников, боевые колесницы. А потом - отпустить домой.

- Почему Ксеркс это сделал?

Из города Сарды (показ по карте) выступило персидское войско. Около пролива Дарданеллы оно остановилось. К приходу Ксеркса был построен мост (1 км.), но сильная буря разрушила его. Ксеркс приказал казнить строителей моста. А непослушное море высечь кнутами и даже опустить в него железные цепи. Отсюда крылатое выражение "высечь море", т.е. люди пытаются возместить злобу на неподвластном им.

Новые мастера построили другой мост. Переправа на другой берег длилась 7 дней. Пройдя северное побережье (показ по карте), войско вторглось в Северную Грецию и стало занимать область за областью.

Многие греческие города объединились, чтобы дать отпор персам. Отряды под командованием спартанского царя Леонида заняли узкий Фермопильский проход (показ на карте). Он преградил путь из Северной Греции в Среднюю Грецию. С одной стороны были скалы, с другой - обрыв к морю.(Рассматривается карта - схема сражения в учебнике на стр.163).

Здесь решено было дать сражение. Ксеркс отправил к грекам послов с требованием сложить оружие.Леонид ответил: "Приди и возьми". Один из послов, желая напугать греков, сказал: "Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце".Спартанец ответил:"Ну что же, мы будем сражаться в тени".

На третий день беспрерывных боёв в узком ущелье нашёлся предатель - местный житель, который явился к персам, упал перед Ксерксом на колени и сказал:"О, великий царь! Я понял, что могущество твоё безгранично: лишь безумцы противятся твоей воле. Я родился и вырос здесь и знаю в горах каждую тропинку. Дай мне сильный отряд, я выведу его в тыл к войскам царя Леонида".

Ночью Леониду доложили, что враги окружают греков. Леонид понял, что битва проиграна, но, желая спасти армию, пока не поздно, приказал греческим войскам отступать. Сам и 300 спартанцев остались, чтобы задержать наступающие персидские войска. Оставшиеся знали, что никто из них не выживет .

Персы заняли Среднюю Грецию . Афиняне покинули город. Мужчины ушли в войско или на военные корабли. Женщин, стариков и детей перевезли на полуостров Пелопонесс и остров Саламин (показ на карте). С острова афиняне видели, как горел их родной город.

Следующая битва - Саламинская битва. Она произошла между Аттикой и островом Саламин . Греческие военные корабли называются триеры На них было 180 гребцов, рулевой и 20 - 30 воинов. Корабли развивали большую по тем временам скорость около 18 км/ч. Триеры были подвижны, способны делать резкие повороты и проходить узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней.( ролик)

4. Закрепление изученного материала.

- Почему маленькая и раздробленная Греция смогла победить могущественную Персию?

- Что произошло, если бы победили персы?

- Справедливые или несправедливые были войны для греков? Почему?

задание:

  1. Вспомним основные сражения греко - персидских войн., приготовлена таблица, в которой заполнены только даты





5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Параграф 34, 35; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений.










СЛОВАРЬ УРОКА

Полис - особая форма социально-экономической и политической организации общества.

Демос - в Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии.

Демократия -«власть народа».

Аттика - юго-восточная область Средней Греции.

Война - это вооружённая борьба между государствами и народами.

Стратег -это военначальник.

Фаланга - тесные сомкнутые ряды.

Триеры - греческие военные корабли.

ВКонспект урока по теме: Греко-персидские войны.

ОИН

ТРИЕРА

Конспект урока по теме: Греко-персидские войны.



© 2010-2022