Подготовка обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полякова Л.Г.

Лениногорск, МАОУ «СОШ№2»

Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию (из опыта работы учителя)

На сегодняшний день ЕГЭ является одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих оценить реальный уровень знаний выпускников; мощным побудительным стимулом для учителя к использованию на уроках активных методов преподавания, а также стимулом для учащегося к получению осмысленных знаний.

Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по истории и обществознанию, выявить качество овладения содержанием исторического и обществоведческого образования, отраженным в нормативных документах, определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, наметить пути развития качественного образования в школе.

В своей педагогической практике выделяю 2 направления подготовки школьников к ЕГЭ.

Первое из них охватывает тех учащихся, для которых обществознание являются профильным предметам (3 часа в неделю). Подготовку к ЕГЭ по обществознанию осуществляю на практических занятиях через 1-2 недели после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания части С, т.е. задания на умения находить, осознанно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, анализировать представленную информацию, в том числе графическую и статистическую и др. Заканчивается практическое занятие выполнением тестовых заданий по данной теме.

Второе направление подготовки охватывает тех учащихся, кто в качестве дополнительного экзамена будет сдавать историю России, но изучает её на базовом уровне. Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ очень сложно. Поэтому мною была разработана программа интенсивного образовательного курса «Решение заданий повышенной сложности по истории России». Данный курс направлен, прежде всего, на индивидуальную работу с учащимися во внеурочное время. Таким образом, во время уроков изучается конкретный исторический материал, а на дополнительных занятиях происходит его повторение и закрепление, отрабатываются соответствующие навыки.

Какова методика проведения занятий для подготовки учащихся к ЕГЭ? Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся каждый учитель определяет сам. Мой личный опыт позволяет сформулировать свои подходы, принципы организации учебной деятельности, способствующие достижению успеха.

Во-первых, прежде чем начать целенаправленную планомерную подготовку школьников к ЕГЭ, особое внимание нужно уделить организации и проведению вводных уроков, на которых дается описание структуры контрольно-измерительных материалов, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, критерии оценки выполнения заданий. Важно также ознакомить учащихся с Кодификатором элементов содержания, Спецификацией контрольных измерительных материалов, методикой шкалирования результатов экзамена.

Во-вторых, учебная работа должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности.

Результаты экзаменов показывают, что недостаточен уровень умений экзаменуемых осмысливать социальную информацию с применением обществоведческих знаний, использовать научные знания о человеке и обществе в заданном контексте. В наибольшей степени это относится к заданиям В3 и В4.

Задания данного типа можно использовать не только для проведения репетиционного тестирования, текущего и обобщающего контроля, но и в качестве заданий опережающих знакомство с новой темой, обеспечивающих проблемность при её изучении. Например, требование найти признаки, характерные для индустриального общества (задание В4), позволяют при объяснении нового материала опереться на имеющиеся у учащихся исторические знания, а также задействовать внутрикурсовой материал: привлечь знания, полученные при изучении экономической, социальной сфер общества.

В-третьих, для успешного выполнения заданий нужна постоянная тренировка в их решении. Поэтому на каждом уроке целесообразно организовывать самостоятельную или групповую работу. Учитель обязан систематически оценивать выполненные задания, давать комментарии, объясняющие выставленную оценку. При этом рекомендуем распечатать для школьников несколько алгоритмов выполнения заданий. Когда навыки будут достаточно сформированы, можно привлекать учащихся к взаимопроверке и самопроверке заданий с развернутым ответом.

В-четвёртых, в целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности). Полезны также систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Такой промежуточный контроль призван диагностировать как состояние знаний по изученному материалу, так и степень сформированности проверяемых умений в целом или определенных умений на основе выполнения совокупности заданий, соответствующих определенному способу деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д.

В-пятых, для индивидуализации учебной работы, учителю необходимо отслеживать, учитывать и оценивать не только знания учащихся по пройденным темам, но и степень сформированности ведущих умений и видов деятельности, проверяемых в ЕГЭ. Наличие или отсутствие того или иного умения должно своевременно сигнализировать учителю о тех формах познавательной деятельности, которые освоены в недостаточной степени или не освоены конкретным учеником. А это, в свою очередь, должно стать основой для организации индивидуальных занятий, формулирования проблемных заданий для отдельных учащихся и (или) обеспечения групповой работы по освоению несформированных умений и способов деятельности, по недопущению или преодолению типичных ошибок.

В частности, с целью подготовки учащихся к грамотному выстраиванию логики рассуждений при написании эссе имеет смысл использовать методику «шаговых приемов». Так, шагом №1 может быть предложение учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности какого-либо конкретного несложного умозаключения (например, «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения»).

Вторым шагом может стать предложение учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте.

аргументы

примеры

1.

1.

2.

2.

Третьим шагом в данной методике будет формулирование суждения-умозаключения, которым в этой ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

И четвертым, последним, шагом будет написание связного текста, в котором должны быть объединены все названные элементы.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

В-шестых, за 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна достичь своего пика. В это время активно повторяются наиболее сложные темы. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

И, наконец, в-седьмых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию -мини-сочинение. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается написать эссе по одной из нескольких тем. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Мини-сочинения оцениваются по нескольким критериям. Критерий 1 (К1) - раскрытие смысла высказывания. Критерий 2(К2) - характер и уровень теоретической аргументации. Критерий 3 (К3) - качество фактической аргументации. Критерий оценки учителя должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Я пользуюсь следующим критерием:

оценка «5» ставится, если: смысл высказывания раскрыт; избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы; факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов ( истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из различных источников) (такое эссе соответствует 5 первичным баллам ).

Оценка «4» ставится, если: смысл высказывания раскрыт; избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы; фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления (это соответствует 4 первичным баллам).

Оценка «3» ставится, если: смысл высказывания раскрыт; приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения; фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ( 3первичных балла).

Оценка «2» ставится, если: смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании (0 первичных баллов).

Данную схему оценивания задания-эссе необходимо раздать учащимся.

В заключение отмечу, что решающим фактором эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ выступает профессионализм учителя, в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики. Эта подготовка оказывает явное влияние на модернизацию учителем своего методического арсенала. Причем эти изменения касаются и индивидуализации обучения, и ориентации на развитие учащихся, и повышения наукоемкости образовательного процесса.



Для подготовки статьи использовались материалы сайта ФИПИ (fipi.ru)


© 2010-2022