- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России (9 класс)
Рабочая программа по истории России (9 класс)
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антошкина Ю.В. |
Дата | 15.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Петропавловский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО:
приказ № 60
от 31. 08. 2016г.
Директор школы:
/_______/ Коржов Е.И.
Рабочая программа
по истории России
Ступень обучения (9 класс)- основное общее образование (5-9 класс)
Количество часов - 68 ч.
Составитель: Антошкина Ю. В.
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 октября 2010 г.)
Петропавловка 2016 г.
Содержание
Пояснительная записка
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
-
Содержание учебной программы.
-
Тематическое планирование.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; авторской программы по учебному предмету «История России» 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016. - 77 с.
Цели и задачи исторического образования в основной школе направлены на:
-
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории какчасти мировой истории, усвоение базовых национальныхценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурнойсферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественныхявлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
-
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога,сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
В соответствии с Примерной программой по истории ФГОС и внесёнными изменениями в учебный план МКОУ Петропавловской СОШ , в 9 классе основной школы на предметную область «Новая история» предусматривается 68 ч. Из них 70 % выделяется на базовую часть, и 30% на вариативную, которая определяется образовательным учреждением исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы и включает проектную деятельность учащихся на уроках истории в конце учебного года.
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
По окончании изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты. Результаты освоения программного материала оцениваются как метапредметные, предметные, личностные.
Личностные результаты включают:
-
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся натерритории России в XIX в.;
-
уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
-
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-
уважение к истории родного края, его культурными историческим памятникам;
-
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувствогордости за свою страну и её достижения во всех сферахобщественной жизни в изучаемый период;
-
устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
-
уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовностьпротивостоять им;
-
внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
-
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
-
формирование коммуникативной компетентности,умения вести диалог на основе равноправных отношенийи взаимного уважения и принятия;
-
готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты включают:
-
самостоятельно анализировать условия достиженияцели на основе учёта обозначенных учителем ориентировдействия при работе с новым учебным материалом;
-
планировать пути достижения целей, устанавливатьцелевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
-
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
-
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремитьсяк координации различных позиций путём сотрудничества;
-
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстникови строить продуктивное взаимодействие со сверстникамии взрослыми;
-
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности;
-
выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устнойи письменной речью, строить монологические контекстныевысказывания;
-
организовывать и планировать учебное сотрудничествос учителем и сверстниками, определять цели и функцииучастников, способы взаимодействия, планировать общиеспособы работы;осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
-
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
-
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дляуказанных логических операций;
-
выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
-
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
-
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
-
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраиватьпоследовательность описываемых событий.
Предметные результаты включают:
-
представление о территории России и её границах,об их изменениях на протяжении XIX в.;
-
знание истории и географии края, его достиженийи культурных традиций в изучаемый период;
-
представление о социально-политическом устройствеРоссийской империи в XIX в.;
-
умение ориентироваться в особенностях социальныхотношений и взаимодействий социальных групп;
-
представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
-
знание основных течений общественного движенияXIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералыи консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
-
установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформи контрреформ);
-
определение и использование основных историческихпонятий периода;• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
-
установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский,А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков,Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния ихдеятельности на развитие Российского государства;
-
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
-
определение собственного отношения к дискуссионнымпроблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политическогостроя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
-
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
-
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценкесоциальных явлений;
-
представление о культурном пространстве Россиив XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Планируется, что в результате изучения истории России учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.
Выпускник научится:
-
определять термины: либерализм, самодержавие, реформа, трактат, антифранцузская коалиция, флеши, редут, манифест, конституция, военные поселения, аракчеевщина, тайное общество, династический кризис, цензура, бюрократизация, промышленный переворот, западники, славянофилы, форт, гимназии, реальные училища, академизм, реализм, романтизм.
-
определять термины: временнообязанные крестьяне, отрезки, земельный надел, земство, отработочная система, либералы, консерваторы, народничество, анархисты, сословия, классы, протекционизм, монополия, марксизм, земское движение, либеральное народничество, стачка, Антанта, передвижники, «Могучая кучка».
Выпускник получит возможность научиться:
-
анализировать деятельность «негласного комитета», давать характеристику начального этапа правления Александра I;
-
составлять хронологическую таблицу военных действий 1801-1812 гг., работать с картой;
-
показывать на карте основные события отечественной войны 1812 года, давать характеристику стратегии русского командования, называть героев войны; называть цели священного союза;
-
давать характеристику экономическим процессам;
-
сравнивать программу северного и южного общества, давать характеристику выступлению декабристов;
-
характеризовать реформы государственного управления при Николае I;
-
называть основные направления внешней политики страны в 1826-1849 годы;
-
давать характеристику каждому направлению революционного движения;
-
называть выдающихся представителей и достижения российской науки;
-
называть предпосылки отмены крепостного права;
-
называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ, реформы в области просвещения;
-
называть черты консерватизма и либерализма, радикализма;
-
называть существенные отличия либерального народничества от революционного;
-
давать личную характеристику лидерам народничества;
-
называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.;
-
называть основные черты внутренней политики Александра III;
-
характеризовать каждое сословие, его права обязанности;
-
называть организации и участников общественного движения в 80-90-е гг.;
-
называть цели и основные направления внешней политики Александра III;
-
называть выдающихся представителей и достижения российской науки второй половины XIX века;
-
называть жанры литературы и искусства, имена художников, писателей, архитекторов, композиторов, режиссеров, актеров.
-
Содержание учебного предмета.
Глава 1. Россия в первой четверти XIXвека ( 14 ч )
Александровская эпоха: государственный либерализм.Европа на рубеже XVIII-XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII-XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу.
Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения.
Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. - первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия - великая мировая держава.
Глава 2. Россия во второй четверти XIXвека ( 12 ч )
Николаевская эпоха: государственный консерватизм. Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30-50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830-1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ ( 13 ч )
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы.Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии.
Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860-1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественногосамоуправления. Судебная реформа и развитие правовогосознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860-1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850-1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.Нарастание антиколониальной борьбы.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863-1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. ( 12 ч )
«Народное самодержавие» Александра III. Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880-1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880-1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучаякучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Глава 5. Россия в начале XXвека ( 17 ч )
Мир на рубеже XIX-XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX-XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX-XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904-1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Революция 1905-1907 гг. Народы России в 1905-1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905-1907 гг. Политические реформы 1905-1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии.Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы.Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры.Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
-
Тематическое планирование
Глава 1. Россия в первой четверти XIX века.
14
Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.
1
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
1
Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812гг.
1
Отечественная война 1812 г.
1
Заграничные походы русской армии.
1
Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг.
1
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825гг.
1
Национальная политика Александра I
1
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
1
Общественное движение при Александре I.
1
Участники общественного движения.
1
Выступление декабристов.
1
Александр I в оценках современников и историков
1
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы 1
1
Глава 2. Россия во второй четверти XIX в.
12
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
1
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
1
Общественное движение при Николае I
1
Участники общественного движения.
1
Национальная и религиозная политика Николая I
1
Внешняя политика Николая I.
1
Кавказская война 1817-1864 гг.
1
Крымская война 1853 - 1856 гг.
1
Наука и образование в первой половине XIX в.
1
Художественная культура народов России в первой половине XIX в.
1
Николай I в оценках современников и историков
1
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы 2
1
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ
13
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
1
Александр II: начало правления.
1
Крестьянская реформа 1861 г.
1
Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
1
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
1
Общественное движение при Александре II
1
Участники общественного движения.
1
Политика правительства при Александре II
1
Национальная и религиозная политика Александр II
1
Внешняя политика Александр II.
1
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1
Александр II в оценках современников и историков
1
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы 3
1
Глава 4. Россия в 1880-1890 -е гг.
12
Александр III: особенности внутренней политики
1
Перемены в экономике и социальном строе
1
Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х гг.
1
Участники общественного движения.
Национальная и религиозная политика Александра III
1
Внешняя политика Александра III
1
Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в.
1
Русская литература во второй половине XIX в.
1
Художественная культура народов России во второй половине XIX в.
1
Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в.
1
Александр III в оценках современников и историков
1
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы 4
1
Глава 5. Россия в начале XX в.
17
Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.
1
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв.
1
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
1
Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
1
Внешняя политика Николай II.
1
Русско-японская война 1904-1905 гг.
1
Первая российская революция 1905-1907 гг.
1
Политические реформы 1905 - 1907 гг.
1
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
1
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.
1
Серебряный век русской культуры
1
Достижения российской науки и образования в начале XX в.
1
Русская литература в начале XX в.
1
Художественная культура народов России в начале XX в.
1
Николай II в оценках современников и историков
1
Повторительно-обобщающий урок по материалам главы 5
1
Итоговое повторение
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА