Конспект Правление Ярослава Мудрого

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по истории в 6 классе

Предмет: история

Класс: 6 Б

Учитель: Васькаева Б.Ю.

Тема урока: «Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

Цели:

1. Создать представление о личности одного из самых известных правителей Древней Руси, его заслугах перед Отечеством.

2. Способствовать развитию умения анализировать исторические первоисточники, умению устанавливать причинно - следственные связи, как одного из видов заданий ГИА и ЕГЭ по истории.

3. Сформировать у учащихся умение самостоятельной работы с различными видами источников и использование знаний и умений на практике.

4. Способствовать воспитанию патриотизма.

Задачи:

1. Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.

2. Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.

3. Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Виды деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.

Структура и ход урока:

План:

1. Ярослав Мудрый - Великий киевский князь

2. Внешняя политика.

3. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

4. Значение деятельности Ярослава Мудрого

Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.

Оборудование: учебник «История России с древнейших времен до середины 16 в» Данилов Д.Д., Данилов А.Д., проектор, компьютер, экран, отрывки из исторических источников.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

Задание № 1.

1 группа (желтый) Задания типа ГИА (Часть А тест)

2 группа (розовый) Задания типа ГИА (Часть Б,С)

Задание № 2. « Кто мог сказать такие слова?» Ученики в карточках

1) «И призвали меня новгородцы, и пришёл я с Синеусом и Трувором» (Рюрик)

2) «Предсказали мне кудесники, будто смерть моя от коня моего» (Олег)

3) «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не

Убить его, так и князь..» (Игорь)

4) «Иду на вы!» (Святослав)

5) «Кто завтра не придёт на реку, да будет мне враг» (Владимир)

III. Изучение нового материала.

А) сообщение целей и задач урока.

На прошлом уроке мы с вами изучали эпоху правления князя Владимира, крещение Руси и борьбу за власть между сыновьями Владимира. Узнали о жестоком убийстве Бориса и Глеба, о Святославе , прозванном в истории Окаянным. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? (ответы учащихся). Откуда вы узнали? Действительно сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Правление Ярослава Мудрого», определим, в чем значение его деятельности для укрепления государства - Киевская Русь.

Князь Владимир много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти в 1015 году наступили тяжелые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой. В длительные усобицы вовлекались печенеги, поляки, наемники-варяги. В 1019 году великим князем киевским стал сын Владимира - Ярослав, впоследствии его назовут Мудрым. Внимание! Дата 1019 - 1054 гг.

Проблемное задание. В течение нашего урока подумайте, оправдывает ли князь Ярослав, прозвище Мудрый?

Б) Характеристика личности Ярослава Мудрого.

Историческая справка - Гогилава Камилла.

В жизни каждого народа есть деятели, которые составляют эпоху в его истории. К числу таких редких выдающихся деятелей принадлежит и великий князь Ярослав. «Владимир взорвал почву, просветив её святым крещением; Ярослав, сын его, посеял на этой почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды просвещения! - так оценил роль Ярослава в русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор. Он рассказывает о личности Ярослава не оставив нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О характере человека говорят лучше его дела. В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение, сам князь был сторонником книг.

При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественные правители Европы.

Читаю отрывок из документа.

Утешало Ярослава, что все браки совершены достойным образом. Любимый сын Всеволод женат на дочери греческого царя Константина Мономаха; Святослав уже много лет назад женился на Оде, дочери графа Штадского, родственника Бурхарда, епископа Трирского и ближайшего советника кесаря Генриха. Изяслав женат на Гертруде, дочери маркграфа Саксонского. Сестра Доброгнева стала польской королевой. Дочь Елизавета была за норвежским королем, другая дочь - Анастасия - за венгерским королем. Эти браки укрепляли дружбу и мир, а тишина и мирное житие благоприятствуют сельским работам и переписке книг. Когда война, пахарю не до плуга, а книжнику не до тростника для писания.

В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя святой Софии.

Самостоятельная работа, заполнение таблицы «Внешняя политика» по учебнику параграф7 стр. 80

Цели внешней политики

Успехи

Неудачи

Укрепление южных рубежей страны

возводил на границе города-крепости

наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)

Расширение территории

Земли на западном берегу Чудского озера

Укрепление северо-западных рубежей страны

Строительство Юрьева

Установление выгодных отношений с государствами Европы

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;

1041 г. - союзный договор с Польшей;

ряд выгодных династических браков

1043 г. - неудачный поход на Византию;

В) Опережающее задание. Сообщение учащихся + презентация. Данил/Гульдания

Одной из достопримечательностей древнего русского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом Мудрым в 1037 году по случаю победы над печенегами. «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдется подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» - отзывался о соборе митрополит Илларион. Храм назвали в честь святой Софии - мудрости Божией. Храм окружен был с трех сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола -тринадцатого.

Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознесся почти на 30 метров над окружающими его низенькими деревянными избами - полуземлянками. Необыкновенная высота сводов, мозаика и фресковая роспись стен ошеломляла киевлянина, привыкшего к своему тесному и простому жилищу.

Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными».

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашней главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Итак делаем вывод

При нём были построены каменные стены вокруг Киева, возведены Золотые Ворота. В Софийском соборе была создана крупнейшая библиотека, в которой собирались и переписывались книги. При монастырях открывались школы. Сам Ярослав был образованным человеком.

Физкультминутка - Орехов Динар

3. На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Г) Характеристика исторического источника « Правда Ярослава».

Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава было составление свода письменных законов, который получил название « Правда Ярослава». Время создания документа нельзя определить точно. В Софийской летописи за 1019 год сказано, что Ярослав отпуская новгородцев из Киева дал им «Правду и Устав». Первоначально при Ярославе она состояла из 17 статей. Написанный для новгородцев, закон был принят и распространен на все русские земли. По содержанию «Правда Ярослава» - аналог современного уголовного кодекса, поскольку большая часть её статей касается преступлений и наказания за них.

Найдите в учебнике и прочитайте. Как происходил княжеский суд. () стр. 83

Новое слово: вира (найти в словаре и выписать в тетрадь (стр. 263)

А сейчас, давайте совершим воображаемое путешествие во времена Киевской Руси XI века на княжеский суд, на основе картины «Суд во времена Русской Правды».

Перед палатами расторопные плотники возвели помост для князя и бояр. Затянули его дорогими коврами, сверху по коврам расставили скамьи с мягкими суконными полавочниками. Княжеское кресло, обшитое золотыми пластинами с вделанными в них дорогими каменьями, установили посередине. Внизу перед помостом выстроились дружинники. Князь явился перед людьми в красном корзне (плащ у знатных людей Киевской Руси), застегнутом на плече золотой запоной, в красных сафьяновых сапогах с серебряными завитушками на голенищах и пушистой собольей шапке с алым верхом.

Князь кивнул, тотчас же дружинники выхватили из группы людей, стоявших у помоста чуть поодаль, щуплого старика. Его поставили на колени. Старик молчал. Тогда за него сказал вынырнувший из-под помоста видок (свидетель) с набухшими маленькими глазками.

Работа в группах с дидактическим материалом.

1 группа. Действующие лица: автор, князь, боярин, тиун.

Бронник Кропило, князь, украл боярского сокола, спрятал в избе под лавкой. А как пришли люди, облаял их негожими словами, поносил боярина и служек его.

Князь наклонился к сидящему рядом с ним боярину:

- Что сказано об этом в Русской Правде?

- Сказано: «А оже украдуть чуж пес, либо сокол, то за обиду три гривны».

- Да будет так, а покуда взять Кропилу под стражу, - сказал князь.

Старик ни слова не вымолвил, только губами пошевелил. По знаку тиуна его отволокли в сторону и бросили наземь.

2 группа: действующие лица: автор, тиун, гончар, боярин, женщина

К помосту подвели крепкого парня с темными мокрыми пятнами на рубахе.

- Пади! - багровея, приказал тиун. - В чем твоя вина, раб?

- Не раб я, а человек вольный,- ответил парень. - Гончар я по прозванию Лука.

- А скажи, Лука, в чем обвиняет тебя мой тиун? - спросил князь.

- Грабил боярские скотницы, бесчинствовал на боярском дворе. Парень отрицал свою вину.

- Видок есть? - спросил князь. В толпе молчали.

- А что сказано об этом в Русской Правде? Багровый от сдерживаемого гнева, боярин сказал:

- Ежели нет видка, то испытать железом.

Князь кивнул. Гончар сильно побледнел, заметался в руках державших его дружинников. Неподалеку от помоста на углях светился раскаленный железный брус. С парня сорвали кафтан, оголили по локоть правую руку. Притихшая толпа подалась вперед, и вдруг забился в воздухе истошный бабий крик:

- Люди добрые! Да какой же он гончар-то без руки?

- Отпустите Луку!

- Цыц вы,- пригрозил тиун, - али сами погреться захотели?

Стихло на площади, парню в руку сунули раскаленный брус. Сжав ладонь, Лука сделал несколько шагов и упал. Дружинники натянули ему на обожженную руку мешок, наложили восковую печать.

Тиун протяжно произнес:

- Рука заживет, значит, ты не виновен - отпустим с миром. Ежели не заживет, взять под стражу и бросить в поруб.

IV. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос

- В подведение итогов урока давайте ответим на вопрос, оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый? (ответы учащихся)

Чему мы должны у него учиться?

Выставление оценок.

Домашнее задании: параграф 7, стр.78-86 Написать какие из законов «Русской Правды» могут использоваться и в современном мире? Какие - ни в коем случае?

Самоанализ урока.

•Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

•Развивающие: Развивать навыки групповой работы, анализировать исторические документы, сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи, совершенствовать навыки самостоятельной работы как способ подготовки к ГИА/ЕГЭ по истории

•Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Урок разработан на основе приемов технологии критического мышления и составлен с позиции системно - деятельностного подхода .

На стадии "вызова"учащимся предлагаю проверить имеющиеся у них знания по предыдущему материалу.

Далее последовал проблемный вопрос, что обеспечило учащихся необходимой мотивацией искать ответ на него. Ответ послужил темой урока, которую учащиеся сформулировали сами.

На стадии "осмысления", происходило выявление причинно-следственных связей, формирование понимания и систематизация знаний.

Использовала приёмы развития критического мышления:

- Ассоциации

- Чтение с пометками

- Работа с кластером

- Заполнение таблицы

Учитель расширяет знания учащихся, приводит интересные факты, которые подтверждают успехи правления киевского князя.

Приемы критического мышления учат учащихся высказыванию любого мнения.

Работали с суждениями, обосновывая свое мнение.

На стадии рефлексии учащиеся закрепляют знания через разные виды деятельности.

Происходит выведение знания на уровень применения и понимания, соотношения новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции


© 2010-2022