Конспект урока по истории на тему Увлекательный мир истории (5 класс)

Тема урока: Увлекательный мир историиТип урока: вводный урок, изучение нового материалаЦели урока: Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить освоение основных понятий; содействовать пониманию того, что история древнего мира – часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.Средства обучения: карта мира, учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира», карточки с заданиями, мульти...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока для 5 класса по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»


Тема урока: Увлекательный мир истории

Тип урока: вводный урок, изучение нового материала

Цели урока:

Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить освоение основных понятий; содействовать пониманию того, что история древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Средства обучения: карта мира, учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира», карточки с заданиями, мультимедиа-презентация.

Основные понятия и термины темы урока: Всеобщая история, история Древнего мира, археология, исторический источник

План изучения нового материала:

  1. Что изучает история Древнего мира?;

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?;

Ход урока

Виды деятельности на уроке

Содержание урока









Вводное слово учителя



Задание классу







Постановка ключевых проблемных вопросов

Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы





Вопросы классу

Рассказ учителя







Работа учащихся с основными понятиями и терминами



I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, знакомство учителя с классом. Проверка наличия учебников.

II этап. Изучение нового материала.

  1. Что изучает история Древнего мира?

Учитель: Итак, ребята, вы приступаете к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории. Вопрос классу: Скажите что такое история?

История - наука, которая изучает жизнь человека и его деятельность в прошлом.

Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где проходят эти события. Для этого на наших уроках нам потребуется карта. Задание классу: Показать на карте материки и записать их названия в тетрадь.

Итак, в этом году мы с вами познакомимся с жизнью древних народов Африки и Евразии. Посмотрите на ваш учебник и прочтите название. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории. На уроках Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем с вами, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Обо всем об этом и многом другом мы с вами узнаем на наших с вами уроках. А как в настоящее время ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?



  1. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 4 - 6)

- Что дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить об их создателях)

Учитель: Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. Вот она перед вами: «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, множество воинов я убил, много городов сжег, тысячи мужчин и женщин в плен взял, коней, быков, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги!» О чем расскажет ученым эта надпись? (О войне между двумя государствами, о военной добыче, о вере в богов)

На самом деле, настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана, но до сих пор остаётся загадкой письмо Крита, этрусков, древних народов Америки, о. Пасхи и др.

- Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология)

Учитель: Итак, как же проводятся археологические раскопки? Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план наносятся условными обозначениями все памятники района. По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой называется штоком, равняется примерно 18-20 см (чуть меньше лезвия лопаты). Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука изучающая прошлое и настоящее человека.

III этап. Закрепление изученного.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали)

- Что изучает археология? (Вещественные памятники истории)

- Что такое исторический источник?

- Что изучает история?

Домашнее задание: стр. 3 - 6, работа с карточками



© 2010-2022