• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка по истории «Гражданская война. Кто прав и кто виноват»? (9 класс)

Методическая разработка по истории «Гражданская война. Кто прав и кто виноват»? (9 класс)

  «Гражданская война. Кто прав и кто виноват»?              (Урок - дискуссия).      9кл.   Задачи: На основе повторения и обобщения ранее изученного материала ив ходе знакомства с новыми фактами воссоздать карту противостояния социальных и политических сил в годыгражданской войны. Способствовать становлению умения оценивать историческиеявления. Развивать умение высказывать свою точку зрения, вестиаргументированный разговор, делать выводы на основе анализадокумента.   Оборудование: карта «Гражданская война и иностранная интервенция», портреты лидеров Белого движения и Красной армии флаги белого и красного движения.   Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 век 9 кл. М., 1995 Шестаков В.А., Горинов М.М. История России 20 век, Соколов Н.А. «Убийство царской семьи» М., 1990. Революция и гражданская война в описаниях бело...      
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

















Методическая разработка урока

«Гражданская война. Кто прав и кто виноват»?

(Урок - дискуссия). 9кл.









Разработал: учитель истории МСОШ № 5

Аделгужина Резеда Талгатовна











г. Учалы

2004 год.


Задачи:

  1. На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и
    в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать карту
    противостояния социальных и политических сил в годы
    гражданской войны.

  2. Способствовать становлению умения оценивать исторические
    явления.

  3. Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести
    аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа
    документа.

Оборудование: карта «Гражданская война и иностранная интервенция», портреты лидеров Белого движения и Красной армии флаги белого и красного движения.

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 век 9 кл. М., 1995 Шестаков В.А., Горинов М.М. История России 20 век, Соколов Н.А. «Убийство царской семьи» М., 1990. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев М., 1991г.

Тема урока объявляется заранее. Класс по желанию делится на 3 группы: «белые», «красные», «зелёные».

Ход урока.

Учащиеся рассаживаются по группам. Вступительное слово учителя «Я вижу, как рушатся, царские Когда их сметает людской ураган, Республику сделает хуже короны И белых и красных жестокий обман».

Так из глубины 16 века вещал Люка Кори, больше известный нам под именем Мишеля Нострадамуса. Многие полагают, что известный поэт, мистик и мыслитель предсказал события гражданской войны 20 века в России.

Но не стоит обращаться к мистике, поговорим о реальных событиях. Белые, красные, зелёные. Кто они?

Ученица читает отрывок из стихотворения М.Волошина «Гражданская война». «Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные тёмной волей И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разорённых гнёзд,

Где проводили на покой

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапятнанных пожарищ

И жив разбойный древний дух

Зарудных, Стенек, Кудеяров.

В других, лишённых всех корней,

Тлетвороный дух столицы невской,

Толстой и Чехов, Достоевский,

Надрыв и смута наших дней.

Одни идут освобождать

Москву и вновь ковать стихию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать».

Учитель: Так ответил на поставленный вопрос поэт. Мы же

попытаемся найти свой ответ.

1-й вопрос: Кто виноват в развязывании гражданской войны в

России.

Учащиеся высказывают свои мнения, аргументирую фактами. Приходят к выводу, что и те, и другие виноваты в этом, но красные, большевики, придя к власти, сделали гражданскую войну неизбежной. 2-й вопрос: Каковы были цели борьбы? За что они воевали?

Каждая группа представляет свою программу. Идёт дискуссия. Учитель: Итак, красные видели свою цель в построении царства социализма в мировом масштабе путём разжигания мировой революции, а гражданская война являлась одним из элементов; белые стремились к осуществлению не менее смутного идеала, окрашенного в демократические и патриотические тона.

Любая война имеет свои законы. В пылу борьбы её участники забывают о прощении, милосердии, жалости. Можно ли оправдать жестокость? Нет, но понять её можно. Попробуем это сделать. 3-й вопрос: Кто виноват в развязывании террора, в беззакониях и насилии.

Учащиеся используют документы, заслушиваются аргументы учащихся.

Учитель: Нельзя сегодня забыть ещё об одной силе, которая была не за красных и не за белых. Выступает группа зелёных. 4-й вопрос: Кто победил в этой войне? (Идёт дискуссия).

Учитель: Клод Анри де Сен- Симон как-то написал, что если Франция внезапно потеряет по 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души. Россия в годы 1 мировой войны и гражданской войны потеряла гораздо больше.

Понадобилось время, чтобы оценить и понять, что в гражданской войне нет ни победителей, ни побеждённых. Это народная трагедия. Урок заканчивается стихотворением Волошина «Заклятье» «Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращённых в прах,

Из мук казнённых поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений-

Возникнет праведная Русь.

Я за неё одну молюсь,

Я верю замыслам предвечным.

Её куют ударом мечным,

Она мостится на костях,

Она светится в ярых битвах,

На жгущих строится мощах,

В безумных плавится молитвах».

(Оценку получают по мере участия).

-


© 2010-2022