Урок Законы Хаммурапи история древнего мира 5 класс ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Законы Хаммурапи.

Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов - их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

фронтальные;

групповые.

Оборудование

Свод законов для работы в группах.

Презентация к уроку компьютер, проектор, проекторная доска.

Тип урока- урок новых знаний.

Используемая технология- проблемно - диалогового обучения.

Обязательный минимум содержания:

1792-1750 гг. до н.э. - правление царя Хаммурапи. Западная Азия (Передняя Азия). Свободные граждане, долговые рабы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационные моменты.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать учебники, тетради, ручки.

Готовятся к уроку

Создание проблемной ситуации

Мотивация

На доске эпиграф урока: Благо народа - вот высший закон (Цицерон).

(слайд) В 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?.

- Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе? (это очень прочный материал)


- Каково же содержание этого теста?

- А как вы думаете, зачем я показал вам этот столб и эти надписи?

Ну а самим то вам это интересно?

Слушают рассказ учителя



Высказывают версии

Нам нужно выяснить что это за столб, и что означают эти надписи.

Да!

Озвучивание темы

Постановка цели и задач.

Хорошо. Тогда давайте представим, что мы исследователи древних цивилизаций. И нам предстоит разгадать тайну древнего артефакта, коим и является этот загадочный столб с не менее загадочными надписями.

Но есть проблема... Какая?

Это действительно так. Нужна информация, нужны зацепки.

Где будем их искать?

Действительно, за многие тысячелетия летописной истории, в музеях и библиотеках по всему миру, скопилось огромное количество информации о истории человечества. И обратиться к этим залежам знаний - очень правильный ход.

Итак, мы в исторической библиотеке. Библиотекари очень хорошо поработали и выложили перед нами только те источники, которые нам действительно могут помочь. Приступаем к поиску информации.

Ну а я на правах «научного руководителя» объявляю конкурс «Лучший исследователь». Кто первый найдет зацепку, информацию с чего начать тот получит награду.

Я бы на вашем месте для начала выяснил, кто правил в Междуречье в интересующий нас период.

(слайд) Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи.

Давайте рассмотрим повнимательнее верхнюю часть обелиска. Что на ней изображено?

Это может быть Хаммурапи?

Вы правы это он!

(Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. И прославился благодаря своим законам.

Ну а теперь конкурс «Лучший хронолог» Посчитайте сколько лет назад правил Хаммурапи (естественно за награду.)


И тут становится всё ясно. Таинственные надписи на стеле, это...

И тема нашей научной работы...

Давайте поставим цель (помогаю сформулировать)

Цель: Познакомиться с законами Хаммурапи.

Задачи:

1. Изучить текст законов.

2. Выяснить, какие стороны жизни затрагивали законы Хаммурапи.

Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами его фрагмент. (приложение 1)

Давайте!!!

Высказывают предположения

(Нет зацепки с чего начать исследование)

В книгах.



Ищут информацию

Выяснили что это Хаммурапи.


Человек сидит на троне.

Да.

Называют тему. (Законы Хаммурапи)

Определяют сколько лет назад правил царь Хаммурапи (3807 лет назад), для закрепления темы «Счет лет в истории»

Законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи.

Предлагают варианты


Решение учебной задачи

Изучение законов царя Хаммурапи (работа в группах)

(приложение 2)

Первая группа: получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Трудовые отношения".

Вторая группа: статьи законов «Частная собственность»

Третья группа: статьи законов «Права и свободы»:

Четвертая группа: статьи законов «Отношения в семье»

Представители групп заполняют таблицу в документе коллективного доступа: Законы царя Хаммурапи

(краткая запись) Они защищали:

* честный и добросовестный труд

* частную собственность

* права и свободы человека

* регулировали отношение в семье и защищает детей

Законы сурово наказывали за преступления.(слайд)

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: Законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это были не пустые слова, они хоть и не в полной мере, но всё же соответствовали действительности.

Нужны ли законы?

А для чего?

(подвожу их к выводу)

Вывод (на слайде):одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

Знакомятся с алгоритмом работы

1. Распределите роли (оратор, библиотекарь, секретарь, хранитель времени, программист).

2. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки.

3. Подготовьте план ответа.

4. Обсудите ответ в группе.

5. Подготовьте вывод.

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом.

Делают записи в тетради

Высказывают мнения.


Применение знаний

Тест

Взаимопроверка

Выполняют задание индивидуально

Проверяют ответы соседа.

Рефлексия

  1. Какая была тема урока?

  2. Цели?

  3. Проблема?

  4. Вывод по проблеме?

  5. Что понравилось?

  6. 6. Что было сложным?

Дают устный ответ

Домашнее задание.

Задания разного уровня сложности (на выбор).










© 2010-2022