Разработка урока Гражданская война в России

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У: Добрый день, друзья мои! Хочу пожелать нам максимально успешной работы, будьте активны и открыты.

У: Как мы знаем 2016 год - признан годом российского кино, поэтому начать наш урок предлагаю с просмотра эпизода из всем известного к/ф «Тихий Дон», по одноименному произведению нашего земляка Михаила Шолохова. Попрошу обратить Ваше внимание на экран (эпизод из к/ф «Тихий Дон» на ЖД застрелили офицера).

У: Дети, скажите, просмотрев этот эпизод, что вы почувствовали? Какие эмоции у вас вызвал данный фрагмент?

Д: Грусть. Печаль (ответы детей)

У: Знаете, а я после просмотра данного фрагмента, не могу не вспомнить слова из романа Артема Веселого «Россия, кровью умытая»:

Посмотрели брат на брата,

Покачали головой,

Запропали, запропали

Наши головы с тобой…

Ребята, как вы возможно уже догадались тема сегодняшнего урока: «Гражданская война в России», отметьте пожалуйста это в рабочих листах.

Дети, а что такое гражданская война? Как вы понимаете это словосочетание?

Д: ответы детей.

У: Да, вы правы, но заметьте, казалось бы на первый взгляд, мы можем дать простое определение, но насколько оно емкое…
Гражданская война - это сложное, многоплановое явление, в котором теснейшим образом переплелись политические, классовые, национальные интересы.

Но прежде, чем перейти к изучению материала, попрошу обратить внимание на экран.

Обратите внимание на слайд, что мы видим? (на экране 5 плакатов)

Д: ответы детей

У: А можем ли мы их рассматривать как источники? Какие сведения они в себе содержат?



У: Действительно посмотрев на данные плакаты, мы сразу сможем сделать такие выводы. А сейчас, давайте попробуем сформулировать вопросы, благодаря которым мы спланируем нашу дальнейшую работу на уроке, для этого попрошу обратиться вас к рабочим листам и выполнить задание под номером 1.1.1. Социально-политическая поляризация российского общества. 2. Изменения в отношениях власти и собственности.

3. Слияние разных потоков революции.

4. Иностранное вмешательство во внутренние дела распадающейся России. 5. Психология населения- убежденного в возможности решить вопросы политики и повседневной жизни с оружием в руках.

2. Белые

2. Цели

2. Целью Белого движения провозглашалось - после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране - определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания. На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской Империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.( или очистить Россию от коммунистической заразы; хотели, чтобы Россия развивалась по Западному монархическому пути)

Цели красных:

  1. Установить и удержать власть любой ценой, в том числе и оружием.

  2. Разрушить старый гос. строй.

  3. Превратить войну империалистическую в войну гражданскую.

  4. Ликвидировать частную собственность.

  5. Преодолевая естественное неравенство людей, навязать людям «новое сознание» - опасную утопию социализма,

коммунизма.

3. Красные

Итоги

Белое движение проиграло. Красные победили. По итогам войны колоссальные людские потери. В стране разруха. Сокращение промышленного производства. Крестьянские хозяйства разорены.

В настоящий момент пожалуйста заполните 2 первых столбца. На выполнение данного задания у вас есть 2 минуты.

Ну что, справились с заданием? Молодцы! Давайте озвучим ваши варианты ответов?

Спасибо за сформулированные вами вопросы, мы постараемся найти на них ответы в течение урока. Для этого давайте обратимся к плакатам периода гражданской войны и к более детальному их анализу.

Д: Мы видим изображение картинки.

У: Да, верно, это плакат, что вы на нем видите?

Д: На нем изображено 4 мужчин.

У: Давайте более конкретно обозначим их?

Д: Мужчины упитанного телосложения, видно, что у них хороший достаток. Можно сказать, о том, что на плакате изображены священник, богатый крестьянин, аристократ и военный.

У: Хорошо! Ребята, а благодаря тексту «Долой советы», какое предположение мы можем сделать?

Д: Что эти люди представители белого движения.

У: Хорошо! А сейчас давайте посмотрим на второй слайд, о чем говорит он нам?

Д: Мы видим всадника. Белого всадника на белом коне, который защищает государство от красного змея.

У: Как вы думаете, что это может значить? Символом чего выступает воин?

Д: Это показано как белые защищают государственный строй от движения красных.

У: Абсолютно верно. И теперь перейдем с вами к третьему слайду. Что же мы видим на нем?

Д: Мы видим солдата, во всем красном. С оружием в руках, он защищает свое государство от нападения врагов.

У: И, о чем мы можем судить по четвертому слайду?

Д: Об итогах войны, о том, что белые проиграли.

У: хорошо, спасибо, но для того, чтобы быть готовыми справиться со следующим заданием попрошу вас обратиться к анализу текста письменных источников, которые имеются у вас на партах. (на знакомство с документами 3 минуты).

Ознакомившись с текстами, предлагаю вам перейти к выполнению задания под № 2. Заполнение кластера, в этом вам помогут наши документы и плакаты. На выполнение задания 3 минуты.



Итак, ребята, кто готов озвучить свои варианты ответов?

(ответы детей)

Ну и сейчас давайте вернемся к цели, поставленной нами в начале урока, и в 3 столбце 1й таблицы вы укажете, что же вы узнали о белом и красном движении и, к каким итогам привела гражданская война. На это задание вам отводится 5 минут.

Надеюсь, вы справились с заданием, давайте обсудим ваши выводы, полученные на основе историко-культурной реконструкции.

(ответы детей)1.1. Социально-политическая поляризация российского общества. 2. Изменения в отношениях власти и собственности.

3. Слияние разных потоков революции.

4. Иностранное вмешательство во внутренние дела распадающейся России. 5. Психология населения- убежденного в возможности решить вопросы политики и повседневной жизни с оружием в руках.

2. Целью Белого движения провозглашалось - после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране - определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания. На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской Империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.( или очистить Россию от коммунистической заразы; хотели, чтобы Россия развивалась по Западному монархическому пути)

Цели красных:

  1. Установить и удержать власть любой ценой, в том числе и оружием.

  2. Разрушить старый гос. строй.

  3. Превратить войну империалистическую в войну гражданскую.

  4. Ликвидировать частную собственность.

  5. Преодолевая естественное неравенство людей, навязать людям «новое сознание» - опасную утопию социализма,

коммунизма.

Белое движение проиграло. Красные победили. По итогам войны колоссальные людские потери. В стране разруха. Сокращение промышленного производства. Крестьянские хозяйства разорены.

У: Ребята, спасибо, вы справились с заданием, но для того, чтобы определить значение этого трагичного события, давайте составим исторический синквейн.

Исторический синквейн.

I _________________________________

(одно существительное, выражающее главную тему)

II_________________________________

(два прилагательных, выражающих главную мысль)

III________________________________

(три глагола, описывающих действия в рамках темы)

IV________________________________

(фраза, несущая определенный смысл)

V_________________________________

(заключение в форме существительного,

ассоциация с первым словом)

У: Вы молодцы, работали сегодня очень активно, ваши оценки за сегодняшний урок я передам через вашего учителя.

В завершении озвучу ваше Д/З:В период гражданской войны Патриарх Московский и всея Руси Тихон, обратился к совету народных комиссаров с гневными словами: ««...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». Напишите 2 аргумента за и против, выполненное задание для проверки отправьте по этому адресу (ссылка на сайт).

Спасибо! До новых встреч!



© 2010-2022