- Преподавателю
- История
- Разработка урока Гражданская война в России
Разработка урока Гражданская война в России
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хатламаджиева Г.К. |
Дата | 24.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
У: Добрый день, друзья мои! Хочу пожелать нам максимально успешной работы, будьте активны и открыты.
У: Как мы знаем 2016 год - признан годом российского кино, поэтому начать наш урок предлагаю с просмотра эпизода из всем известного к/ф «Тихий Дон», по одноименному произведению нашего земляка Михаила Шолохова. Попрошу обратить Ваше внимание на экран (эпизод из к/ф «Тихий Дон» на ЖД застрелили офицера).
У: Дети, скажите, просмотрев этот эпизод, что вы почувствовали? Какие эмоции у вас вызвал данный фрагмент?
Д: Грусть. Печаль (ответы детей)
У: Знаете, а я после просмотра данного фрагмента, не могу не вспомнить слова из романа Артема Веселого «Россия, кровью умытая»:
Посмотрели брат на брата,
Покачали головой,
Запропали, запропали
Наши головы с тобой…
Ребята, как вы возможно уже догадались тема сегодняшнего урока: «Гражданская война в России», отметьте пожалуйста это в рабочих листах.
Дети, а что такое гражданская война? Как вы понимаете это словосочетание?
Д: ответы детей.
У: Да, вы правы, но заметьте, казалось бы на первый взгляд, мы можем дать простое определение, но насколько оно емкое…
Гражданская война - это сложное, многоплановое явление, в котором теснейшим образом переплелись политические, классовые, национальные интересы.
Но прежде, чем перейти к изучению материала, попрошу обратить внимание на экран.
Обратите внимание на слайд, что мы видим? (на экране 5 плакатов)
Д: ответы детей
У: А можем ли мы их рассматривать как источники? Какие сведения они в себе содержат?
У: Действительно посмотрев на данные плакаты, мы сразу сможем сделать такие выводы. А сейчас, давайте попробуем сформулировать вопросы, благодаря которым мы спланируем нашу дальнейшую работу на уроке, для этого попрошу обратиться вас к рабочим листам и выполнить задание под номером 1.1.1. Социально-политическая поляризация российского общества. 2. Изменения в отношениях власти и собственности.
3. Слияние разных потоков революции.
4. Иностранное вмешательство во внутренние дела распадающейся России. 5. Психология населения- убежденного в возможности решить вопросы политики и повседневной жизни с оружием в руках.
2. Белые
2. Цели
2. Целью Белого движения провозглашалось - после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране - определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания. На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской Империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.( или очистить Россию от коммунистической заразы; хотели, чтобы Россия развивалась по Западному монархическому пути)
Цели красных:
-
Установить и удержать власть любой ценой, в том числе и оружием.
-
Разрушить старый гос. строй.
-
Превратить войну империалистическую в войну гражданскую.
-
Ликвидировать частную собственность.
-
Преодолевая естественное неравенство людей, навязать людям «новое сознание» - опасную утопию социализма,
коммунизма.
3. Красные
Итоги
Белое движение проиграло. Красные победили. По итогам войны колоссальные людские потери. В стране разруха. Сокращение промышленного производства. Крестьянские хозяйства разорены.
В настоящий момент пожалуйста заполните 2 первых столбца. На выполнение данного задания у вас есть 2 минуты.
Ну что, справились с заданием? Молодцы! Давайте озвучим ваши варианты ответов?
Спасибо за сформулированные вами вопросы, мы постараемся найти на них ответы в течение урока. Для этого давайте обратимся к плакатам периода гражданской войны и к более детальному их анализу.
Д: Мы видим изображение картинки.
У: Да, верно, это плакат, что вы на нем видите?
Д: На нем изображено 4 мужчин.
У: Давайте более конкретно обозначим их?
Д: Мужчины упитанного телосложения, видно, что у них хороший достаток. Можно сказать, о том, что на плакате изображены священник, богатый крестьянин, аристократ и военный.
У: Хорошо! Ребята, а благодаря тексту «Долой советы», какое предположение мы можем сделать?
Д: Что эти люди представители белого движения.
У: Хорошо! А сейчас давайте посмотрим на второй слайд, о чем говорит он нам?
Д: Мы видим всадника. Белого всадника на белом коне, который защищает государство от красного змея.
У: Как вы думаете, что это может значить? Символом чего выступает воин?
Д: Это показано как белые защищают государственный строй от движения красных.
У: Абсолютно верно. И теперь перейдем с вами к третьему слайду. Что же мы видим на нем?
Д: Мы видим солдата, во всем красном. С оружием в руках, он защищает свое государство от нападения врагов.
У: И, о чем мы можем судить по четвертому слайду?
Д: Об итогах войны, о том, что белые проиграли.
У: хорошо, спасибо, но для того, чтобы быть готовыми справиться со следующим заданием попрошу вас обратиться к анализу текста письменных источников, которые имеются у вас на партах. (на знакомство с документами 3 минуты).
Ознакомившись с текстами, предлагаю вам перейти к выполнению задания под № 2. Заполнение кластера, в этом вам помогут наши документы и плакаты. На выполнение задания 3 минуты.
Итак, ребята, кто готов озвучить свои варианты ответов?
(ответы детей)
Ну и сейчас давайте вернемся к цели, поставленной нами в начале урока, и в 3 столбце 1й таблицы вы укажете, что же вы узнали о белом и красном движении и, к каким итогам привела гражданская война. На это задание вам отводится 5 минут.
Надеюсь, вы справились с заданием, давайте обсудим ваши выводы, полученные на основе историко-культурной реконструкции.
(ответы детей)1.1. Социально-политическая поляризация российского общества. 2. Изменения в отношениях власти и собственности.
3. Слияние разных потоков революции.
4. Иностранное вмешательство во внутренние дела распадающейся России. 5. Психология населения- убежденного в возможности решить вопросы политики и повседневной жизни с оружием в руках.
2. Целью Белого движения провозглашалось - после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране - определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания. На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской Империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.( или очистить Россию от коммунистической заразы; хотели, чтобы Россия развивалась по Западному монархическому пути)
Цели красных:
-
Установить и удержать власть любой ценой, в том числе и оружием.
-
Разрушить старый гос. строй.
-
Превратить войну империалистическую в войну гражданскую.
-
Ликвидировать частную собственность.
-
Преодолевая естественное неравенство людей, навязать людям «новое сознание» - опасную утопию социализма,
коммунизма.
Белое движение проиграло. Красные победили. По итогам войны колоссальные людские потери. В стране разруха. Сокращение промышленного производства. Крестьянские хозяйства разорены.
У: Ребята, спасибо, вы справились с заданием, но для того, чтобы определить значение этого трагичного события, давайте составим исторический синквейн.
Исторический синквейн.
I _________________________________
(одно существительное, выражающее главную тему)
II_________________________________
(два прилагательных, выражающих главную мысль)
III________________________________
(три глагола, описывающих действия в рамках темы)
IV________________________________
(фраза, несущая определенный смысл)
V_________________________________
(заключение в форме существительного,
ассоциация с первым словом)
У: Вы молодцы, работали сегодня очень активно, ваши оценки за сегодняшний урок я передам через вашего учителя.
В завершении озвучу ваше Д/З:В период гражданской войны Патриарх Московский и всея Руси Тихон, обратился к совету народных комиссаров с гневными словами: ««...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы». Напишите 2 аргумента за и против, выполненное задание для проверки отправьте по этому адресу (ссылка на сайт).
Спасибо! До новых встреч!