Технологическая карта урока №4 по истории в 5 классе на тему Историческая карта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Веселовой Инны Владимировны

Предмет


История Древнего мира

Класс

5


Тема урока


4. Историческая карта


Цели урока

Создать условия для формирования представлений об исторической карте, её информационной наполненности, об особенностях работы с картой, планом, контурной картой.


Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать, что историческая карта - важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории

Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3.позитивная моральная самооценка;

Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.

LearningApps.org/

proshkolu.ru

school-collection.edu.ru


Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка - М., 1994.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., 1983.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

Энциклопедия для детей. - М., 2000. - Т.1.

Д Эрвидьи Приключения доисторического мальчика. - М., 1973.

Я познаю мир: Энциклопедия: История - М., 1996.

А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 - 464 стр.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. - 304 с.: ил.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 96 с.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 - 79стр.

И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) - 202 стр.

Майков А.Н. История : проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 128 с.

Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. - 128с.: ил.

Проектор, компьютер, презентация «Историческая карта», Рабочая тетрадь, §4, исторически и контурные карты

Основные понятия

Историческая карта, легенда карты, план.

Форма проведения урока

Комбинированный урок

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Продолжительность:

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность.

Прием «Нестандартный вход в урок»

В 1713г. в России появился сборник документов, который назывался «Книга Марсова, или воинских дел от войск царского величества российских».

- Как вы думаете, что за документы были помещены в этот сборник? (карты и схемы сражений Северной войны)

- О чем сегодня мы будем говорить?

Приветствует учителя

Озадачиваются проблемой.





Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 13 минут

Актуализация Домашнего задания:

Выдвигает проблему через вопрос и презентацию. (Презентация)

Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него. Работа с учебником (3 абзаца п.1 §4.

Устные ответы на вопросы после домашнего § 3. И решение задач, составленных дома.

Вы уже знакомы с географической картой. А как, по вашему, должна выглядеть историческая карта? Какую информацию она дает историкам?

- Определите какие карты бывают и зачем они нужны.

- Какая из карт нужна для работы историку?

- чем мы сегодня будем говорить?


Выявляют затруднение и отвечают на вопрос учителя .


Историческая карта.

Формулируют план урока, который пишется на доске и в тетради:

1. Прошлое на карте.

2. История на плане

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Продолжительность:

27 минут


Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи




Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи



Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой в паре.

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи


Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует устную работу с определением.

Прием «Сравни»

Контролирует выполнение работы.


Организует работу с понятием в По презентации (Найди историческую карту из представленных).

Прием «Кластер»

Организует беседу по работе с картой «Отступление французской армии в 1812г.»


Организует работу с новым понятием



Организует работа с картой «Великая Отечественная война»



Физминутка.

Организует работу с понятием из учебника в паре .

Прием «Работа в паре» .

Организует беседу по конкретизации первичного знания.



Организует работу с рабочей тетрадью. Взаимопроверка. Самооценка.

Прием «Работа в парах».

-Какие изменения произошли на одной территории в определенный исторический период?

- Сформулируйте понятие «Историческая карта».


-Найдите историческую карту из представленных ниже.

- Какую информацию могут получить историки с этой карты?

- О каких событиях в истории нашей страны рассказывает эта карта?

- Через какие города происходило отступление армии Наполеона?

- Какую территорию заняли французские войска?

- Найдите на карте (с.47 учебника) условные обозначения. Как они отображаются на карте?

- расшифруйте с помощью карты все условные обозначения.

-Сможете ли вы мне назвать некоторые правила работу с картой у доски?

- Определите направления ударов войск.

- Каким цветом обозначены действия Советских войск?

- Покажите изменение линий фронта на карте.

- Покажите места наиболее крупных сражений и окружений войск противников.

- Что вы можете сказать о Великой Отечественной войне, используя карту?

-Найдите в п.2 §4 что такое план.

- Выполните задание 4,5 в Рабочей тетради.

-Чем план отличается от карты?

-Можно ли с помощью плана г. Парижа (с.48 учебника) установить, что в этом городе в XIVв. Европеец мог получить высшее образование? Объясните почему.

Найдите на плане объект, который в 1793г. стал крупнейшим музеем мира. Покажите его иллюстрацию на с. 18-29 учебника.

Заполнить контурную карту по образцу (карта с. 48 учебника)

Сравнивают 2 карта одной местности разных времен.

Формулируют понятие с самопроверкой по образцу (Презентация).

Историческая карта - карта, отображающая исторические явления и события, взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами.

Выполняют задание

Заполняют кластер:

Историческая карта:

1. где было событие

2. когда было событие

3. какие события были на этой территории

Решают практические задачи, отвечают на вопросы использую историческую карту.


Легенда карты - совокупность всех обозначений.

Находят в каре информацию о озвучивают её.

Формулируют правила работы с настенной картой:

-как показывать территории, города (пунсоны), реки, передвижение, место сражений

Решают практические задачи.




Работают в парах с Рабочей тетрадью, взаимопроверка. Самооценка.


Находят в тексте ответ на вопрос. Озвучивают ответ.



Заполняют контурную карту, проводят взаимопроверку и самооценку работы.

Понимать, что историческая карта - важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории.

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

ПР3

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

4 минут


Организует беседу связывая понятие с целями урока.

Выставляет оценки по результатам работы и самооценивания.

Дает комментарии домашнего задания

- Так что за сборник документов был издан в 1713г. в России?

Д.З.

1 уровень: «Проверяем и размышляем»:

§ 4, рабочая тетрадь

2 уровень: «Исследуем и творим»:

Нарисовать историческую карту по любому событию, можно фантастическую.

Высказывают свои мнения.


Записывают Д.З.

Л.2,

Р.7, Р.1,

К.1,

П.6


© 2010-2022