Конспект урока Военные походы фараонов (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока:

  • подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий военных походов фараонов в Египте;

  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных социальных слоев, общественных групп, учить умению работать с учебной книгой, картой;

  • способствовать воспитанию таких качеств, как сострадание к покоренным народам.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира века.- М.: Просвещение, 2003 г., меловая наглядность, карта, памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, карточки группам.

План.

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Ход урока


Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 минута)

Приветствуют учителя.

2. Проверка ранее изученного материала (3 минуты)

беседа по вопросам:

Какие занятия существовали у древних египтян?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

(6 минуты)

отвечают 4 ученика.



2. Изучение нового материала










Объявление темы, целей и плана урока.

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону - самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

(4 минуты)

Организует работу в парах. Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах - Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45. Приложение 1)

Вопросы к документу:

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?

  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?

  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить? (8 минут)

Работа с картой:

•Каким знаком обозначены походы египетских фараонов?

•В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (2 минуты)

•Где находится город Мегиддо?

Работа в группах по карточкам. Карточки с вопросами смотри в Приложении 3. (14 минут)

Записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся формулируют предполагаемые вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

Сверяют с планом, записанным учителем.






Ответы учеников




(стрелочки)

(Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

(на территории Палестины).

Ученики, работая в группах, изучают 3 - 5 вопросы плана самостоятельно.

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа - п. 4, 3 группа - п. 5).

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

Приложение 2 Анализ устного ответа.

3. Закрепление

Подводит итог изучения темы урока.

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

Подводит итог урока, выставляет оценки. (5 минуты)

Подводит итог работы учащихся на уроке. Выставляет оценки. (2 минуты)

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах

4. Домашнее задание

Прочитать §9, ответить на вопросы, задание № 6(2 минуты)

Записывают задание в дневник.

Записывают задание в тетрадь.






Приложение1

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?

  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?

  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Приложение 2


Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Приложение 3

Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 3):

• Какие племена были соседями египтян?

• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 4):

• С какой добычей возвращались египетские войска домой?

• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

• Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 5):

• Как жил простой воин?

• Как жила семья война?

• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

© 2010-2022