Рабочая программа по истории России 7 класс

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования . Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ  и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение 2010г..Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю ((70 ч) Учебник: А.А.Данилов, Л.В.Косулина "История России. Конец 1...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______/______________/

Протокол №____

от«___» _______2014

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

Теплостанская основная общеобразовательная школа

________ /Генералова Н.Ю./

«___» _________ 2014 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ

Теплостанская основная

общеобразовательная школа

__________/Шмакалова Л.Н./


«___» _________2014 г.


Рабочая программа

по истории России

в 7 классе

Составлена в соответствии с программой по истории России

для общеобразовательных учреждений.

Автор программы А.А.Данилов. М:, Просвещение, 2010г.

Составил учитель истории

Генералова Наталья Юрьевна

I квалификационная категория






2014- 2015учебный год

Рабочая программа

по Истории России XVII - XVIII в.в. (7 класс)


Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования . Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2006 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. -М: Просвещение.2010

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей1:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо­стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни­ков, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос­новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо­го, социального, духовного и политического развития;

Программа:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». - М.: Просвеще­ние.

Учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII - XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение;

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII - XVIII в.в.. - М.: Просвещение,






Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю ((70 ч), из них -45 часов - история России.


Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

12ч

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ четверти XVIII в.

9 ч

Раздел III. Россия в 1725-1762 гг.

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ Во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

итого

35 часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей2. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 - 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Вос­стание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

Тема 2. Россия в XVII в.

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крым­ские походы. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела: Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Итоговое повторение и обобщение. Россия и мир на рубеже XVII-XVIII вв. (1 ч)

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (

Тема 1. Преобразования Петра I.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697- 1698 гг.

Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех.

Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-швед­ская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

Тема 1. Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в.

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева.

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Внутренняя политика Павла I.

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в.

Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Тема 3. Культура и быт во второй половине XVIII в.

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво­рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. (1 ч)

.

Основная литература.

  • История России IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2011

  • УМК ДЛЯ 7 КЛАССА:

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI- XVIII веков. - М.: Просвещение, 2012

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России XVI- XVIII веков.

  • Б.Н.Серов Поурочные разработки по истории России 7 класс

Календарно-тематическое планирование

№ урока по разделу

Содержание учебного

Материала.Тема урока

Дата

Оборудование урока

Примечание

план

факт

I раздел. Россия на рубеже XVI - XVIIв. (4 ч.)


1

1

Вводный урок

Схема. Классификация исторических источников

Кроссворд «На чем писали люди в древности»

2

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Карта «Российское государство во второй половине XVI века»

3

3

Смута.

Презентация « Минин и Пожарский»

4

4

Второе ополчение. Освобождение России. Окончание смутного времени.

Карта «Смутное время в России начала XVII века»

II раздел. Россия в XVII в. (8ч.)


5

1

Экономическое развитие России в 17 веке

Карта «Экономическое развитие России в XVII веке»

6

2

Основные сословия российского общества.

Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

7

3

Политическое развитие страны.

Схема « Династия Романовых», репродукции картин

8

4

Власть и церковь.Церковный раскол.

Карта « Россия в 17 веке»

9

5

Народные движения.

Карта « Восстание под предводительством С. Разина»

10

6

Внешняя политика.

Карта «Внешняя политика России во второй половине 17 века»

11

7

Русская культура 17 столетия

«Соборы Московского Кремля»

12

8

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Репродукции картин

III раздел. Россия в первой четверти XVIIIв. (9ч.)


13

1

Предпосылки петровских преобразований.

Контурные карты

14

2

Петр1. Россия на рубеже веков.


15

3

Северная война.

Презентация «Северная война»

16

4

Реформы Петра1.

Таблицы «Развитие России в 18 столетии»

17

5

Экономическое развитие России в первой четверти18 в.

Карта «Экономическое развитие России в первой четверти 18 века»

18

6

Народные движения в царствование ПетраI

Таблицы в раб. тетради

19

7

Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII века.

Презентация по теме

20

8

Русская культура первой четверти 18 века.


21

9

Петр Великий. Значение его реформ.

Презентация «Петр Великий»

IV раздел. Россия в 1725-1762гг. (4ч.)


22

1

Дворцовые перевороты.

Мультимедийная презентация «Дворцовые перевороты»

23

2

Дворцовые перевороты


24

3

Внутренняя политика России середины 18 века


25

4

Внешняя политика России в середине 18 века

Карта по теме, таблицы

V раздел. Россия во второй половине XVIIIв.(10ч.)


26

1

Внутренняя политика Екатерины II.

Контурные карты

27

2

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Карта по теме

28

3

Экономическое развитие России во второй половине XVIIIв.


29

4

Внешняя политика Екатерины II.

Карта по теме

30

5

Внешняя политика Екатерины II.


31

6

Россия при Павле 1

Презентация «Непобедимый Суворов»

32

7

Наука и образование.


33

8

Художественная культура.

Репродукции картин

34

9

Быт и обычаи.

Репродукции картин

35

10

Итоговый урок контроля знаний.


1

2 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


© 2010-2022