- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории в 5 классе на тему Религия древних египтян
Конспект урока истории в 5 классе на тему Религия древних египтян
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Елецкая Я.А. |
Дата | 24.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 5
Учитель: Елецкая Я. А.
Предмет: история.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Религия древних египтян.
Цели урока:
-
образовательные: познакомить учащихся с основными богами, мифами, священными животными Древнего Египта;
показать, что вера в богов была вызвана необходимостью объяснить непонятные природные явления;
познакомить детей с представлениями египтян о загробной жизни.
-
развивающие: развивать внимание, восприятие, память, монологическую речь, интерес к истории;
развивать умение работать с текстом учебника, как источником знаний;
развивать творческие способности учащихся;
развивать умение самостоятельно работать с раздаточным материалом.
-
воспитательные: на материале Древнего Египта предложить учащимся задуматься о значении добра и зла в жизни человека.
Оборудование урока: записи на доске, раздаточные таблицы, пять карточек с новыми словами, рисунки с изображением богов, текст «Священные животные», тексты с заданием, выставка книг, учебник.
Использованная литература:
-
Вигасин А.А. и др. История древнего мира: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1993.
-
Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.
-
Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл.: История Древнего мира.: В 3ч. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - Ч. 1.
-
Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб, 1993.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Вводно - мотивационная часть.
-
Напомните, историю какого древнего государства мы изучаем?
-
Назовите, из каких групп состояло население Древнего Египта?
-
Кому подчинялись и перед кем трепетали все жители Египта?
-
А вы знаете, что древние египтяне боялись и трепетали не только перед фараоном, но и перед богами.
-
Кто помнит, как называется вера людей в богов, духов, в душу, в жизнь после смерти?
-
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с религией древних египтян (открываем тетради, записываем число и тему урока).
-
Какие же вопросы нам предстоит разобрать на занятии? Для этого обратимся к плану урока:
1) во-первых, мы должны узнать, каким богам поклонялись древние египтяне, также нам предстоит познакомиться с некоторыми египетскими мифами и выяснить, какие природные явления нашли в них отражение;
2) во-вторых, каких животных египтяне считали священными;
-
и, наконец, что по верованиям египтян происходило с человеком после смерти и каким они представляли себе загробное царство.
-
Изучение нового материала.
1) Итак, древние египтяне верили, что людьми и природой управляют боги. Если не угодить богам - те разгневаются и навлекут на страну бедствия. Поэтому их старались задобрить щедрыми подарками, молили о пощаде и милости, пели им хвалебные песни. Люди строили для богов жилища - храмы (прикрепляю к доске карточку с новым словом ). При храмах находились жрецы - служители бога ( прикрепляю к доске карточку с новым словом).Считалось, что только жрец может разговаривать с
богом - он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей.
Итак, начнём с первого пункта нашего плана и узнаем, каким богам поклонялись древние египтяне. Для этого обратимся к таблицам, которые лежат у вас на партах. Сначала подпишем их. Таблица называется «Боги Древнего Египта», она состоит из двух колонок. В первую колонку вы будете записывать имена богов, а во вторую - какие явления природы они отражали и какую роль играли в жизни древних египтян. Таблица содержит пропуски. Ваша задача, по ходу урока вписать в таблицу пропущенные слова, а после урока вы сдадите таблицы и получите оценку за свою работу. Чтобы заполнить таблицу правильно, вам нужно быть очень внимательными. Задание понятно? Тогда начнём.
-
Назовите главное занятие египтян.
-
Вы знаете, ребята, что самым главным и почитаемым в Египте был бог Солнца.
-
Подумайте, как одно связано с другим? Почему бог Солнца стал
главным богом египтян? Как это было связано с их занятием?
-
Однако они ещё не знали, что солнце - это раскалённое небесное тело и верили, что солнце - это бог. Бога Солнца называли Ра, или Амон-Ра. Изображали бога Ра с головой сокола и солнечным диском на голове (вывешиваю на доску изображение бога).
-
Сейчас мы обратимся к учебнику и прочитаем красивый миф, посвящённый богу Ра, а после прочтения вы должны будете ответить на вопрос: какое природное явление нашло отражение в этом мифе? Чтение, обсуждение и запись в таблицу: Ра - бог Солнца, отвечающий за смену дня и ночи.
-
Что такое миф? Прикрепляю к доске лист с новым словом.
-
Итак, для развития земледелия необходимы тепло и солнечный свет. Но разве этого достаточно?
-
Какое ещё условие способствовало развитию земледелия в Египте?
-
Что происходило с Нилом в июле?
-
Какое значение имели разливы Нила?
-
Почему Нил разливался?
-
Подумайте, могли древние египтяне знать об этом? Как же они объясняли разливы Нила? Учащиеся рассказывают миф о боге Хапи, с которым они познакомились ранее и заполняют таблицу. Во время обсуждения на доску вывешивается изображение бога Хапи.
Мы продолжаем знакомство с богами и мифами Древнего Египта. Сейчас вы прослушаете сообщение, которое подготовила ваша одноклассница. Слушайте внимательно! После выступления вам предстоит:
-
назвать и записать в таблицу имена ещё трёх египетских богов;
-
определить, какое явление природы отражено в этом мифе?
Ученик рассказывает египетский миф о земле и небе, который объясняет, куда днём исчезают звёзды.
Бог воздуха.
Изображения богов вывешиваю на доску.
Самым красивым и интересным мифом Древнего Египта является миф об Осирисе и Исиде. Я просила вас дома познакомиться с ним самостоятельно и подготовить к уроку его пересказ. Кто готов? Остальные слушают внимательно, кто сделает последнее правильное дополнение к ответу, получит «5».
Теперь попытаемся разобраться, какое природное явление объясняли египтяне этим мифом. Египтяне не знали, почему каждый год природа увядает, а потом вновь оживает, т.е. почему происходит смена времён года. Они считали, что в мае Сет убивает Осириса, а в июле Осирис воскресает.
Каких египетских богов вы узнали из этого мифа?
Изображения богов вывешиваю на доску.
Сейчас проверим, как вы запомнили древнеегипетских богов. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд. В клетках, выделенных рамкой, зашифровано имя бога. Если вы правильно решите кроссворд, то прочтёте имя этого бога.
-
6
1.Бог - сын Осириса и Исиды. 2. Богиня - защитница жён и дочерей. 3. Сказание о богах. 4. Царь среди богов. 5. Бог Нила. 6. Бог пустыни.
Имя какого бога зашифровано в рамке? Что это за бог?
Кто назовёт, какие природные явления нашли отражение в мифах египтян?
-
смена дня и ночи;
-
причины разливов Нила;
-
куда днём исчезают звёзды;
-
смена времён года.
Физминутка.
Папирус высокий качается ветром
И шепчет хвалебные песни слова:
«Слава тебе Нил, приходящий,
Тобою одним пустыня жива!»
Повелителем Египта
Был всесильный фараон,
Скрестив руки с жезлом, плетью,
Восседал на троне он.
Интересно нынче было б
В Египте древнем побывать,
Растирать зерно на тёрке
И шадуфом управлять,
Виноград давить ногами,
В цель из лука пострелять
И помочь Шу - божеству
Небо на руках держать.
Но урок у нас идёт,
Сесть за парту он зовёт,
Будем дальше продолжать,
Египет Древний изучать.
-
Ребята, оказывается древние египтяне поклонялись не только богам, но и многим животным. Священными они считали: быка, корову, кошку, крокодила, сокола и даже навозного жука-скарабея. Кого заинтересовало, за что египтяне почитали этих животных, какие правила по отношению к ним соблюдали, тем в конце урока я раздам распечатки, в которых они смогут найти ответы на эти вопросы. Также много интересного о Древнем Египте и других древних государствах вы можете узнать из книг, представленных вашему вниманию (в классе находится выставка книг, посвящённая истории Древнего Египта). Все эти книги вы найдёте в школьной и детской библиотеках.
-
Итак, мы с вами познакомились с мифами древних египтян, узнали каким богам и животным они поклонялись, но это не всё. Большую роль в жизни египтян играла подготовка к смерти. Ещё при жизни они строили гробницы, читали «Книгу Мёртвых».
Как же складывалась судьба человека после смерти? Древние египтяне верили, что человек обладает не только телом, но и душой («Ба»). Человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот. Но Ба, верили египтяне, обязательно возвращается и человек оживает. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Для этого тело бальзамировали, т.е. пропитывали особыми снадобьями, которые предохраняли тело от гниения и разложения.
Как это происходило? Бальзамировщик железным крючком извлекал через ноздри мозг умершего, затем вскрывал тело и доставал все внутренности, которые опускали в специальные сосуды. Вычистив и промыв пальмовым вином брюшную полость, мастер заполнял её ароматическими смолами, благовониями и потом зашивал. После этого тело на 70 дней опускали в особый раствор из солей и смолистых веществ. По истечении срока, тело вынимали, просушивали и обматывали льняными лентами. Так изготавливали мумию (на доску прикрепляется карточка с новым словом). Мумию помещали в гроб и отвозили на западный берег Нила, где в заранее подготовленной гробнице гроб опускали в саркофаг, над которым жрецы совершали последние обряды, и затем гробницу запечатывали (на доску прикрепляется карточка с новым словом «саркофаг» и даётся его определение).
А что происходило с умершим и его душой после этого, вы узнаете из сценки, которую подготовили для вас одноклассники.
ХОД ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
«Путешествие по Дуату и Суд Осириса.»
Действующие лица: ведущий, умерший, Осирис, Анубис и несколько других богов на выбор учителя (см. в тексте сценки).
Реквизит:
-
у «умершего» элементы костюма древних египтян;
-
у богов бумажные маски соответственно египетским изображениям;
-
врата «Дома Осириса»;
-
карта Дуата, прорисованная на большом листе;
-
надпись «Чертог Двух Истин»;
-
весы;
-
нарисованные и вырезанные сердце и перо;
рисунок чудовища с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила.
До начала сценки на доске крепятся: врата «Дома Осириса», карта «Дуата» и надпись «Чертог Двух Истин».
Ведущий: На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея - это обеспечивало его воскресение. Чтобы умерший не задохнулся в царстве мёртвых, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки бога Шу.
Воскреснув, египтянин оказывался перед первыми вратами «Дома Осириса».
Умерший: Я - тот великий, кто создал свой свет, я пришёл к тебе, Осирис, я молюсь тебе. Слава тебе... Открой мне путь.
Ведущий: Ещё при жизни человек должен был прочесть «Книгу Мёртвых» - книгу магических заклинаний и узнать из неё имена всех демонов, охраняющих врата в царство мёртвых.
Миновав первые врата, умерший встречал 2 извилистые тропы, разделённые огненным озером, на берегах которого жили страшные чудовища. Пройти мимо них можно было, только зная их имена и заклинания.
Пройдя все врата и оставив позади 14 холмов, умерший, наконец, достигал Великого Чертога Двух Истин. Отсюда его сопровождал бог Анубис - бог мёртвых с головой шакала.
Умерший: Слава тебе, великий бог, владыка Двух Истин! Я пришёл к тебе, о господин мой!... Я знаю тебя, знаю имя твоё, знаю имена сорока двух богов, которые находятся с тобой в Чертоге Двух Истин. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принёс тебе Две Истины, я устранил ради тебя грехи мои.
Ведущий: Умершего слушали многие боги во главе с Осирисом. Это Шу, Геб, Нут, Исида и другие ( всего 42 бога).
Боги по очереди выходят, и ученики в классе должны узнать, что это за бог.
Ведущий: Произнеся свою речь, умерший приступал к « Исповеди отрицания». «Исповедь отрицания» состояла из перечисления 42 преступлений, которых не совершал умерший.
Умерший: О, великий Осирис,
Я не чинил зла людям.
Я не творил дурного.
Я не грабил бедных.
Я не был причиной слёз.
Я не крал.
Я не лгал.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я не сквернословил.
Я не обманывал.
Я не завидовал.
Я не говорил дурного о царе.
Я не пренебрегал богами.
Я чист, я чист, я чист, я чист. Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин.
Осирис: Сейчас я - Осирис - повелитель царства мёртвых вместе с другими богами проверю правдивость твоих слов.
Принесите весы Истины.
Анубис - бог мёртвых, положи на одну чашу весов сердце умершего , а на другую - легчайшее перо - знак богини правды Маат. Если чаши весов останутся в равновесии, то ты сказал правду, ты - добрый и праведный человек. Но если одна чаша весов перевесит другую, то ты солгал, и тебя съест свирепое чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила.
Итак, приступим. Анубис кладёт на весы сердце и перо. Весы показывают равновесие.
Ты прошёл испытание. Войди, переступи порог Чертога Двух Истин. Я дарую тебе бессмертие и жизнь в царстве мёртвых.
Один из богов: Египтянин отправлялся к месту вечного блаженства - в поля Иалу, где его ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Здесь находились плодородные поля, полноводные каналы, пшеница в рост человека, много разной еды и напитков.
Ведущий: На этом Суд Осириса заканчивался.
Итак, вы посмотрели сценку и теперь знаете, что, по мнению древних египтян, происходило с человеком после смерти.
-
Ответьте, кто же из умерших обретал бессмертие и допускался в царство мёртвых?
-
Какого человека египтяне считали добрым и праведным?
-
Можно ли считать эти требования к жизни египтян современными?
-
Какое из этих требований, на ваш взгляд, является самым важным, самым главным?
Таким образом, египетские законы не устарели, они существуют и действуют и в наше время
-
Каких ещё богов вы узнали из сценки?
Изображения богов вывешиваю на доску.
-
Подведение итогов урока.
-
О чём же мы говорили на сегодняшнем уроке?
-
Что вы узнали о религии древних египтян?
-
Что вам запомнилось больше всего?
-
Задание на дом.
&10, вопрос 1 (устно).
Поднимите руки те, кому интересно узнать, почему многих животных египтяне считали священными и какие правила по отношению к ним соблюдали. Раздаю текст «Священные животные».
Фамилия, имя _________________
жизнь древних египтян
Ра, Амон-Ра
. . .
. . .
Бог Нила, повелитель наводнений
Геб
. . .
. . .
Богиня неба. По вечерам рождает звёзды, а утром их проглатывает.
Шу
. . .
. . .
Бог, отвечающий за увядание и оживление природы. Владыка царства мёртвых.
Исида
. . .
. . .
Бог пустыни и песчаных бурь.
Гор
. . .
. . .
Богиня Правды.
Анубис
. . .
Фамилия, имя _________________
Боги Древнего Египта
Явления природы и
жизнь древних египтян
Ра, Амон-Ра
. . .
. . .
Бог Нила, повелитель наводнений
Геб
. . .
. . .
Богиня неба. По вечерам рождает звёзды, а утром их проглатывает.
Шу
. . .
. . .
Бог, отвечающий за увядание и оживление природы. Владыка царства мёртвых.
Исида
. . .
. . .
Бог пустыни и песчаных бурь.
Гор
. . .
. . .
Богиня Правды.
Анубис
. . .
Священные животные египтян.
Древние египтяне почитали быка, ибиса, сокола, коршуна, кошку, крокодила и жука-скарабея. Умершее священное животное бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению в храме.
Поклонение быку было связано с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия. Наиболее известный бык - Апис. Считалось, что от него Небесная Корова рождает золотого телёнка - солнечный диск. Апис должен был иметь ряд особых примет: он чёрный, на лбу у него белый четырёхугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком - изображение жука. После смерти Аписа бальзамировали, укладывали в саркофаг и устанавливали в подземных галереях Мемфисского храма.
Крокодилам поклонялись во многих местах, но особенно в Фивах и Фаюме, где их было особенно много. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Выбранный по особым приметам крокодил жил при храме в большом водоёме, окружался заботой и почётом и довольно скоро становился ручным; жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями.
Почитание кошек связано с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая, а также борются со змеями ( известно изображение Ра в виде кота, истребляющего змея ). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в святилище богини Баст в Бубастисе.
Считалось, что навозный жук-скарабей обладает способностью самозарождения. Скарабей почитался как один из образов солнечного бога, так как земляной комок, который он катил перед собой, ассоциировался у древних египтян с солнечным диском, проходящим по небу с востока на запад. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.