Рабочая программа по истории 10 класс

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

63 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. Каспийска

Рассмотрено СОГЛАСОВАНО: «Утверждаю»

на заседании МО учителей зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №2

истории и обществознания от «___________»2014 Индухов М.И

Протокол №___от____________

Председатель МО

Ибрагимова Б.И


Составила учитель МБОУ СОШ № 2 Пяткина М.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС

2014-2015 учебный год


Предмет история

Класс 10

Количество часов в год 68 (история России)

Количество часов в неделю 2


История России.

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в. Учебн.для 10 кл./Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение, 2004 г.

  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. XVIII- XIX вв. Учебн.для 10 кл./Под ред. А.Н. Сахарова.-М.: Просвещение, 2004 .

Методическое обеспечение

Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории (1500-1800 годы). - М.: «ВАКО», 2009

  1. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс.-М.: «Вако», 2003

  2. Козленко С.И.Методические рекомендации по использованию учебников.- М.: Русское слово, 2004


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Актуальность:

Система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала отвечать современным реалиям. Политическое и социально-экономическое развитие сегодняшней России требуют от системы образования новых подходов в обучении, развитии и воспитании личности, которая сможет применить, полученные в школе умения и навыки в практической жизни, легко сможет сориентироваться в рыночной экономике, выполнить различные социальные роли, без затруднения решить жизненные проблемы, владеть культурой коммуникации, общения.

Выпускник средней школы, по компетентностному подходу к изучению истории, должен овладеть универсальными способностями, знаниями, умениями, навыками, которые позволяют выпускнику понимать и объяснять различные ситуации. Такой выпускник не только будет обширно информирован, но и сумеет разрешать возникающие проблемы, что поможет ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях рыночного общества. Поэтому внедрение компетентостного подхода к изучению истории является сейчас наиболее актуальным и требует от современного учителя разработки новых методов и приёмов в преподавании истории, разумно совмещая и «знаниевый» и «компетентостный» подходы в образовании.

Цели курса:

Курс направлен на осуществление компетентостного подхода в обучении истории, что предполагает формирование у учащихся информационно-коммуникативной компетентности, социально-мировоззренческой компетентности, овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений), историко-познавательной и гражданской компетентности.


Задачи:

  • формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих её народах;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;

  • продолжить развитие умений поисковой работы в Интернете, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

  • способствовать социализации ученика, осознанию им своей принадлежности к определённой государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимостью диалога между представителями разных культур;

  • создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.


Требования к результатам обучения и освоения содержания

курса истории в 10 классе


Компетентностный подход в обучении истории в 10 классе будет осуществляться прежде всего через методы обучения: проблемный метод, межпредметная интеграция, метод проекта, частично-поисковый метод, эвристический и т.д. Все эти методы направлены на развитие ключевых компетенций ученика.

Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое привлечение исторической литературы и исторических источников. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать своё отношение к историческим и современным событиям и их участникам. Использование технологии развивающего обучения предполагает использование на уроках тренингов по работе с понятиями, хронологией, персоналиями, историческими источниками. Работа с тренингами позволяет большую часть времени на уроках уделить самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, что развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции и подготавливает их к сдаче ЕГЭ.

На уроках истории в старших классах можно разнообразить познавательную деятельность учащихся на уроке и дома, через чтение дополнительной литературы по пройденным разделам (исторические труды российских и зарубежных историков, художественную литературу, публицистическую литературу). Использование учителем на уроках проблемного метода активизирует поисковую деятельность учеников по решению проблем. Это активизирует поисковую, исследовательскую, научную деятельность учеников. Метод проекта позволяет учащимся овладевать исследовательскими и коммуникативными компетенциями.

Для достижения целей обучения учитель может использовать указанные методы преподавания истории для развития учебно-познавательных компетенций учащихся:

  • межпредметная интеграция (чтение дополнительной литературы): интегрированные уроки «Человек и война», изучение Крымской войны через «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.

  • метод проекта (создание проекта, его защита): проект «Модернизационные процессы в России: прошлое и настоящее», «Споры в Русской православной церкви в 14 веке: иосифляне и нестяжатели, споры в Русской православной церкви сегодня: отец Диомид и Русская православная церковь», «Сказки как исторический источник»

  • проблемный метод (круглые столы, дискуссии): «Норманнская теория: за и против», «Присоединение Бурятии к России: итоги и последствия», «Смутное время в России: аналогии во времени», «Крестьянский вопрос в России в 19 веке», «Отмена крепостного права: положительное и отрицательное».

  • ролевые игры (исторические суды, воспроизведение быта людей различных исторических эпох, деловые игры): «Быт русского и бурятского народов в 16 веке», «Исторический суд над Иваном Грозным», «Кто совершал Дворцовые перевороты?»

  • чтение и анализ исторических трудов российских и зарубежных историков, собственная оценка исторических событий.

Реализация этих методов на уроках истории необходима прежде всего для того, чтобы развить у учащихся следующие ключевые компетенции:

  • навыки организации самостоятельной познавательной деятельности

  • умение работать с информацией и отбирать из множества самое главное

  • навыки организации целеполагания, постановки задач, планирования, анализа, рефлексии.

  • умение принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • умение работать в команде, выполняя различные социальные роли.

  • умение объективно оценивать свою познавательную деятельность.

  • умение размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. В старших классах учащиеся готовятся к сдаче ЕГЭ и поэтому внедрение компетентостного подхода в обучение истории поможет им овладевать различными навыками и умениями, необходимыми им для успешного окончания школы и адаптации во взрослой жизни.

Оснащенность учебного процесса.

Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. В 10 классе на уроках истории основное внимание будет уделено самостоятельной работе учащихся с различными видами исторических источников, поэтому посредством поисковой работы в Интернете учащиеся самостоятельно будут отыскивать необходимую информацию для анализа предложенных оценок и версий. В старших классах будет продолжено формирование умений пользоваться справочной, хрестоматийной, публицистической, научной, художественной литературой по предмету, пользоваться электронными пособиями и интерактивными задачниками.


Комплект учебных материалов для учителя

1. Поурочные разработки «История России с древнейших времён до конца 19 века для 10 класса»

2. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории» М.,Владос,2001 г

3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.

4. О.Ю.Стрелова «ЕГЭ по истории. Часть С. Технология подготовки. (Хабаровск 2006)

5. Тренировочные задания «ЕГЭ по истории 11 класс» (М. Просвещение 2007-2009г)

6. Тренировочные задания «ЕГЭ по истории 11 класс» (М. Экзамен 2008г)


Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

Для определения уровня усвоения учащимися 10 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. В конце каждого раздела будут проводиться контрольные срезы, работа с тренингами на знание основных понятий, дат, персоналий, событий. Таким образом контролируется уровень знаний, полученный учащимися по каждому из разделов.

Критериями для определения уровня усвоения учащимися 10 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры)

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном

(образовательном) плане

Предмет «История» изучается на ступени среднего полного образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме - 68 часов, по 2 часа в неделю.












Содержание курса история для 10 класса

Курс «История России с древнейших времён до конца 19 века» предназначен для школьников, изучающих историю в ходе второго концентра обучения. Курс состоит из 6 разделов, в которых рассматриваются исторические процессы, происходившие на территории нашей страны с древности до конца 19 века. Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического

Основу курса по истории для 10 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - исторические карты истории России

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в различные периоды российской истории

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей

г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитие интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознание своей социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитие исторической памяти и воспитание патриотизма, гражданственности.


Основное содержание курса «История России

с древнейших времён до конца XIX в.» (68 ч)


Раздел I. Древняя Русь в IX- XII (8ч)


Древняя Русь в VIII - первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.


Раздел II. Политическая раздробленность 1132г.- конец XIIIв. (7ч)


Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Культура Руси: 30-е гг. XII - XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских землях (храмы, города-крепости). Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.


Раздел III. Образование русского централизованного государства XIV - XVI вв. (11ч)


Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV-XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)

Московское государство в XVI в.: социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

Раздел IV. Россия в XVII в. (11ч)


Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы Начало династии Романовых.

Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Разина. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С.Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Раздел V. Россия в XVIII в. (14ч)


Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д.Трезини, В.В.Растрелли, И.Н.Никитин). Изменения в дворянском быту. Итоги и цена петровских преобразований.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (ПА. Румянцев).

Россия во второй половине XVIII в. Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

Раздел VI. Россия в XIX в. (17ч)


Российская империя в первой четверти XIX в. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.

Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 гг. Россия и Америка.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Российская империя в 1825-1855 гг. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности С.С.Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И.Герцен Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIXв.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов П.С.Нахимов, В.И.Истомин). Итоги и последствия войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половинеXIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.

Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). «Золотой век» русской литературы: писатели и их произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения.

Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Россия во второй половине XIX в. «Великие реформы» 1860-1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.

Национальные движения и национальная политика в I860-1870-е гг.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.

Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в

экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.

Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П.И.Чайковский, «Могучая кучка»). Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.






Календарно-тематическое планирование курса «История России с древнейших времен до конца 19 века» 10 КЛАСС 68 часов

УЧЕБНИК: 1. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времён до конца XVI века»

2. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII - XIX века» М.: Русское слово, 2007г.

№ п./п.

часы

Тема урока


Дом. задание

Дата проведения


10 а

10 б


1

1

Введение. Исторические корни славян

§1,ст3-6

2

1

Восточные славяне в VIII - IX веках.

§2

3

1

Появление государства Русь. Первые русские князья.(пр. работа)

§3-4

4

1

Древнерусское государство при Владимире

§5

5

2

Правление Ярослава Мудрого

§6

6

2

Развитие феодальных отношений на Руси. Русь при Ярославичах (п/р)

§7

7

1

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

§8

8

1

Проверочный контроль «Древняя Русь» (тест)

§1-8

9

1

Политическая раздробленность Руси (пр/ работа)

§9

10

1

Культура Руси Х - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

(защита проектов)

§10

11

1

Монголо - татарское нашествие на Русь и натиск с Запада. (м/у)

11-12

12

1

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси.

§13

13

1

Возвышение новых русских центров и начало собирания русских земель вокруг Москвы (пр/работа)

§14

14

1

Проверочный контроль «Политическая раздробленность» (тест)

11-12

15

1

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

§15

16

1

Феодальная война на Руси. (пр/работа)

§16

17

1

Иван III - государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом

§17

18

1

Хозяйство, власть и церковь в XV веке. (пр/работа)

§18

19

1

Культура и быт в XIV - XV вв. (защита проектов)

§19

20

1

Проверочный контроль «Образование Русского централизованного государства» (тест)

§15 -19

21

1

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.

§20

22

1

Внешняя политика Ивана IV.

§21

23

1

Опричнина. Последние годы Ивана Грозного. (круглый стол)

§22

24

1

Новые явления в русской культуре (защита проектов)

§23

25

1

Проверочный контроль «Россия в XVI веке» (тест)

§20-23

26

1

Начало Смуты

§1

27

1

Кризис общества и государства (м/у)

§2

28

1

Спасители Отечества (пр/р)

§3

29

1

Проверочный контроль «Россия в Смутное время» (тест)

§1-3

30

1

Россия после Смуты.

§4

31

1

Новые черты в жизни России. « Бунташный» XVII век.

§5-6

32

1

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

§7

33

1

Россия накануне преобразований

§ 8 - 9

34

1

Культура и быт в XVII веке (защита проектов)

§10

35

1

Проверочный контроль «Россия при первых Романовых» (тест)

§4-10

36

1

Эпоха Петра I. Северная война (м/у)

§11

37- 38

2

Реформы Петра I. (п/р)

§12-13


39

1

Проверочный контроль «Россия при Петре I» (тест)

§11-13

40-41

2

Эпоха дворцовых переворотов (пр/работа)

§14 -15


42

1

Проверочный контроль «Россия в эпоху дворцовых переворотов» (тест)

§14 -15

43

1

Расцвет дворянской империи

§16

44

1

Могучая внешнеполитическая поступь империи (пр/р)

§17

45

1

Экономика и население России во второй половине XVIII века

§18

46

1

Культура и быт во второй половине XVIII века (м/у)

§19

47

1

Тревожное окончание века

§20

48

1

Семинар «Россия при Екатерине Второй»


49

1

Проверочный контроль «Россия при Екатерине II»

§16-20

50

1

Первые годы правления Александра I.

§21

51

1

Отечественная война 1812 г. (м/у)

§22-23

52

1

Жизнь России в послевоенный период

§24

53

1

Движение декабристов (пр/р)

§25

54

1

Проверочный контроль «Россия в первой четверти XIXвека» (тест)

§21-25

55 -56

2

Внутренняя политика Николая I.

§26 -27


57

1

Внешняя политика Николая I. Крымская война (м/у)

§28

58

1

Общественная и духовная жизнь России. (пр/р)

§29

59

1

Русская культура в первой половине XIX века.(защита проектов)

§30

60

1

Проверочный контроль «Российская империя в годы правления Николая I.» (тест)

§26- 30

61

1

Реформы Александра II. (м/у)

§31

62

1

Россия после отмены крепостного права. (пр/р)

§32

63

1

Проверочный контроль «Россия в эпоху преобразований» (тест)

§31-32

64

1

Россия в годы правления Александра III. 1881-1894гг.

§33

65

1

Государственно-социальная система России в конце XIX века.

§34

66

1

Русская культура во второй половине XIX века. (защита проектов)

§35

67

1

Проверочный контроль «Россия в 1880-1890-е гг.» (тест)

§33-35

68

1

Итоговый тест за курс 10 класса (контрольный тест)

Повтор.













Тема урока

Часы

Цели и задачи

Методы и приёмы

Тип урока

Содержание урока

Введение

1 ч

Ознакомить учащихся с целями и задачами курса, объяснить хронологические рамки данного периода, рассказать о наиболее важных событиях

Слово учителя

Беседа

Вводный

Слово учителя о курсе истории 10 класса, о целях и задачах изучения истории в 10 классе. Обзор учебника, знакомство с условными обозначениями и приложениями.

Д/з: § 1

Раздел 1.

Восточные славяне в VIII - IX веках.

1 ч

Рассмотреть территорию расселения, хозяйство, быт, нравы и религию восточных славян в 8-9 вв. Предпосылки к возникновению у них государства

Объяснительно - иллюстративный

Урок изучения нового материала

Рассказ учителя о восточнославянских племенах в 8-9 вв. Работа по карте. Уч. стр. 28. Беседа. Религиозные верования. Предпосылки образования государства у восточных славян. Закрепление. Итоги. Д/з: § 2.

Появление государства Русь. Первые русские князья.

1 ч

Разобрать причины образования государства Русь в Поднепровье. Рассмотреть деятельность первых русских князей. Норманнская теория создания Русского государства

Объяснительно - иллюстративный, практический

Комбинированный

Текущий контроль. Причины образования государства. СРУ по деятельности первых русских князей. Заполнение таблицы. Беседа. Рассказ учителя о споре между норманистами и антинорманистами. Проблемный вопрос. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 3,4.

Древнерусское государство при Владимире

Разобрать внешнюю и внутреннюю политику Владимира. Выяснить причины принятия христианства на Руси. Выявить историческое значение крещения Руси.

Объяснительно - иллюстративный практический

Комбинированный

Текущий контроль. Рассказ о внешней и внутренней политике Владимира. Работа с учебником по крещению Руси. Беседа. Историческое значение крещения Руси. Записи в тетрадях. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 5

Правление Ярослава Мудрого

Рассмотреть первую усобицу на Руси, внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Международные связи Древнерусского государства. Анализ «Русской Правды»

Лекция с элементами беседы, частично -поисковый.

Комбинированный

Текущий контроль. Рассказ о первой усобице на Руси, внешней и внутренней политике Ярослава. Работа с учебником по внешней политике. Беседа. Работа с историческим источником «Русская Правда». Анализ источника. Закрепление. Итоги. Д/з: § 6

Развитие феодальных отношений. Владимир Мономах

Рассмотреть развитие феодальных отношений в 10-11 вв. Рассмотреть деятельность Владимира Мономаха и его попытки остановить процесс децентрализации

Объяснительно - иллюстративный практический

Комбинированный

Текущий контроль. Рассказ учителя о возникновении феодальной земельной собственности. Работа с учебником по социальным группам населения. Слово учителя о внешней и внутренней политике Владимира Мономаха. Итоги Любечского съезда. Уч. стр. 101. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 7,8

Русь в IX- XI веках

2 ч

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Начало Руси»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга стр. 1-2. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Проверить и оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе изучения раздела «Начало Руси»

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Раздел 2.

Распад Руси на самостоятельные княжества - государства

Установить причины раздробленности на Руси и распад её на самостоятельные княжества. Выявить предпосылки и закономерности этого процесса

Объяснительно - иллюстративный практический

Урок изучения нового материала

Актуализация знаний. Слово учителя. Проблемный вопрос. Уч. стр. 112. Записи в тетрадях. Обсуждение. Работа с картой стр. 117. Обсуждение. Плюсы и минусы раздробленности. СРУ стр. 116 Обсуждение.

Закрепление. Итоги. Д/з: § 9

Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское княжества, Новгородская земля

Выявить различие в развитии Владимиро - Суздальского, Галицко - Волынского княжеств и Новгородской земли. Рассмотреть деятельность первых московских князей

Частично-поисковый, практический

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя. Заполнение сравнительной таблицы СРУ стр. 121-128. Обсуждение. Сравнение. Анализ. Слово учителя о деятельности первых московских князей.

Закрепление. Итоги. Д/з: § 9

Культура Руси Х - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

Понятие «культура». Разобрать особенности древнерусской культуры, её связь с русской церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь.

Практический, задачник «Витязь на распутье»

Комбинированный

Текущий контроль. Рассказ учителя о культуре древних славян, о культуре Киевской Руси 10-начала 13 вв. Заполнение таблицы: письменность, летописи, литература, архитектура, живопись, фольклор. Решение задач из задачника. Закрепление. Итоги. Д/з: § 10

Монголо - татарское нашествие на Русь и натиск с Запада

Выяснить, почему Русь не смогла устоять перед натиском с Востока, зато устояла перед натиском с Запада. Выявить сущность монгольского ига.

Проблемный, частично-поисковый

Комбинированный

Текущий контроль. Учебная задача. Работа с учебником. Заполнение хр. таблицы «Нашествие на Русь в 13 веке» Обсуждение. СРУ по сущности монгольского ига. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 11-12

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси

3 ч

Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Выяснить причины политики умиротворения проводимой Александром Невским. Выявить предпосылки возрождения Руси

Проблемный, частично-поисковый

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя. Учебная задача. Обсуждение. СРУ по предпосылкам возрождения Руси. Записи в тетради. Обсуждение. Закрепление.

Итоги. Д/з: § 13

Русь в период политической раздробленности

3 ч

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Русь в период политической раздробленности»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга стр. 15 -16. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Раздел 3.

Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской

Выявить причины объединения Руси в единое государство. Рассмотреть деятельность московских князей. Выяснить историческое значение Куликовской битвы.

Проблемный, частично-поисковый

Урок изучения нового материала

Актуализация знаний. Учебная задача. Работа с учебником. Обсуждение. Заполнение таблицы «Деятельность московских князей». Слово учителя о Куликовской битве. СРУ «Историческое значение Куликовской битвы». Обсуждение

Закрепление. Итоги. Д/з: § 14-15

Феодальная война на Руси

Выявить причины феодальной войны на Руси в 15 веке. Выяснить предпосылки, причины образования единого Русского централизованного государства с центром в Москве.

Объяснительно - иллюстративный

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя о причинах феодальной войны на Руси. СРУ о предпосылках, причинах образования единого русского государства. Обсуждение. Закрепление.

Итоги. Д/з: § 16- 17

Иван III - государь всея Руси.

Рассмотреть деятельность Ивана III по собиранию русских земель Рассмотреть реформы Ивана III в области гос. управления. Разобрать основные положения Судебника 1497 г. и теории «Москва - Третий Рим».

Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый

Комбинированный

Текущий контроль Проблемный вопрос. Слово учителя о деятельности Ивана 3. СРУ, заполнение таблицы «Реформы Ивана III». Работа с тренингом. Обсуждение. Слово учителя о Судебнике Ивана III. Записи в тетради. Обсуждение. Закрепление. Работа с задачником «Витязь на распутье»

Итоги. Д/з: § 16- 17. Сообщение «Москва - Третий Рим»

Русская культура и быт в XIV - XV вв.

2 ч

Рассмотреть социально- экономическое развитие России в XV - начале XVI. Ознакомиться с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV - XV вв.

Словесный

Семинар

Слово учителя о социально- экономическом развитии России в XV - начале XVI вв.

Выступление учащихся по плану: 1. Летописи. 2. Жития, сказания, «хождения». 3. Зодчество. 4. Живопись. 5. Фольклор. 6. Быт.

Закрепление. Итоги. Д/з: § 18- 19

Русь в XIV - начале XVI вв.

1 ч

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Русь в XIV - начале XVI вв. »

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга . Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV

Рассмотреть политическое развитие России при Иване IV. Выяснить основные направления и итоги внешней и внутренней политики Ивана IV.

Объяснительно - иллюстративный практический

Урок изучения нового материала

Слово учителя о правлении Ивана IV с Избранной Радой. СРУ, заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Ивана IV». Обсуждение. Итоги внешней и внутренней политики Ивана IV. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 20 - 21.

Опричнина. Последние годы Ивана Грозного

Выяснить причины, суть, итоги и последствия опричнины. Познакомить с различными оценками опричнины историков. Продолжить развитие навыков анализа.

Проблемный, частично-поисковый

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя о причинах и сущности опричнины. СРУ по итогам и последствиям опричнины. Обсуждение. Сущность опричнины в оценках историков. Обсуждение.

Закрепление.

Итоги. Д/з: §22

Новые явления в русской культуре

Познакомиться с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры конца 15-16вв.

Наглядный, словесный, задачник «Витязь на распутье»

Семинар

Текущий контроль. Слово учителя о новых явлениях в русской культуре. Выступление учащихся по плану: 1. Грамотность и книгопечатание. 2. «Домострой». 3. Летописи. 4. Архитектура. 5. Живопись. Закрепление.

Итоги. Д/з: §23

Русское государство в 1533-1600гг.

1 ч

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Русское государство в 1533-1600 гг.»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Раздел 4. Россия в XVII в. (11ч)

Начало Смуты

1 ч

Выяснить причины Смуты. Рассмотреть различные мнения историков по Смутному времени. Продолжить развитие навыков анализа.

Групповой, практический

Урок изучения нового материала

Актуализация знаний. Проблемный вопрос. СРУ по причинам Смуты, заполнение таблицы. Обсуждение. Мнения историков по оценке Смуты. Обсуждение. Закрепление.

Итоги. Д/з: §1

Кризис общества и государства

Рассмотреть основные этапы Смуты. Продолжить развитие хронологических, картографических навыков и умений

Частично-поисковый, практический

Практикум

Текущий контроль. Работа по карте. Обсуждение. Заполнение хронологической таблицы «Периоды Смуты». Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: §2

Спасители Отечества

Рассмотреть формирование Второго ополчения под руководством Минина и Пожарского. Подвести итоги Смутного времени.

Частично-поисковый, эвристический

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя. Сообщение учащихся о Минине и Пожарском. СРУ стр. 33 - 37 по итогам и последствиям Смутного времени. Обсуждение. Итоги.

Д/з: 3

Россия в Смутное время (1598-1612 гг.)

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в Смутное время»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Итоговый контроль

1 ч

Проверить и оценить качество знаний полученных учащимися за первое полугодие.

Тестирование

Урок контроля

Защита рефератов. Итоговый контрольный тест

Россия после Смуты.

1 ч

Выяснить задачи, стоящие перед Россией после Смутного времени. Разобрать основные направления внешней и внутренней политики Федора и Алексея Романовых.

Частично-поисковый, практический

Урок изучения нового материала

Слово учителя. «Какие задачи стояли перед Россией после Смуты» СРУ стр.36. Обсуждение. Работа по карте. Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Михаила Романова». Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 4

Социально-экономическое развитие России в XVIIв.

« Бунташный» XVII век

Рассмотреть социально-экономическое развитие России в XVIIв. Выяснить причины социальных протестов в XVIIв.

Частично-поисковый, практический

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя об изменениях в социально-экономическом развитии России и вступлении России в Новое время. Работа по карте. Заполнение таблицы «Социальные протесты в XVIIв.». Проблемный вопрос. СРУ стр. 61. Обсуждение. Закрепление.

Итоги. Д/з: § 5,6

Внутренняя и внешняя политика Алексея

Михайловича

Разобрать внутреннюю и внешнюю политика Алексея Михайловича. Выяснить причины установления в России самодержавной монархии.

Частично-поисковый, практический

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя. Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича». Обсуждение. Причины усиления власти царя. СРУ стр. 74. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 7

Культура и быт в XVII веке

Рассмотреть развитие русской культуры и быта в17 веке. Выявить характерные черты культуры изучаемого периода.

Словесный, задачник «Витязь на распутье»

Семинар

Текущий контроль. Выступления учащихся:

1. Образование. 2. Наука. 3. Литература. 4. Архитектура. 5. Живопись. 6. Быт. Проблемный вопрос. СРУ стр. 101. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 10

Россия при первых Романовых (1613- 1689гг.)

2

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия при первых Романовых»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

1 ч

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Раздел 5. Россия в XVIII в. (14ч)

Эпоха Петра I. Северная война

1 ч

Выяснить задачи, стоявшие перед Россией в начале XVIII в. Рассмотреть внешнюю политику Петра в начальный период правления. Разобрать причины, ход и итоги Северной войны

Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый

Урок изучения нового материала

Проблемный вопрос. Обсуждение. СРУ стр. 115. Заполнение таблицы «Внешняя политика Петра I». Слово учителя о причинах, ходе Северной войны. Вопрос 5 стр. 128. СРУ стр. 127. по итогам войны. Обсуждение. Закрепление. Итоги. Д/з: § 11

Реформы

Петра I

3 ч

Рассмотреть социально-экономическое развитие России в годы правления Петра. Разобрать реформы проведённые Петром I. Выявить положительные и отрицательные последствия его преобразований.

Частично-поисковый, практический

Комбинированный

Текущий контроль. Слово учителя об изменениях в социально - экономическом развитии России. Стр. 156 Заполнение таблицы «Реформы Петра I». Обсуждение. Учитель о взглядах историков на реформаторскую деятельность Петра. Обсуждение. СРУ стр. 145. по последствиям преобразований. Итоги. Д/з: § 12-13

Россия в правление Петра I (1689-1725гг.)

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в правление Петра I»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Эпоха дворцовых переворотов

3 ч

Выяснить причины дворцовых переворотов. Продолжить развитие умений по выяснению причинно-следственных связей.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Проблемный вопрос. Работа с учебниками о причинах, сущности, последствиях. Выявление причин расширения привилегий дворянства. Обсуждение

Внутренняя и внешняя политика периода дворцовых переворотов

3 ч

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра. Дать представление о насущных общественных проблемах.

Частично-поисковый, практический

Комбинированный

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Участие России в Семилетней войне. (ПА. Румянцев). Запись основных событий

Россия в период дворцовых переворотов 1725- 1764гг.

2 ч

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в период дворцовых переворотов »

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины Второй

Выяснить причины попытки Екатерины II ввести в России «Просвещённый абсолютизм» и выявить причины неудачи его введения

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. «Золотой век» российского дворянства.

Внутренняя и внешняя политика Екатерины Второй

Разобрать основные направления внешней и внутренней политики Екатерины II. Выяснить причины восстания под предводительством Емельяна Пугачёва.

Частично-поисковый, проблемный

Комбинированный

Основные сословия российского общества, их положение. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Русско-турецкие войны и их итоги.

Культура и быт России в XVIII веке

Рассмотреть развитие русской культуры, науки и образования в 18 веке. Выявить характерные черты культуры изучаемого периода.

Проблемный

Семинар

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Открытие Академии наук. Развитие техники; Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство Изменения в дворянском быту. Итоги

Россия при Екатерине II

(1764 -1798гг.)

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия при Екатерине II»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Раздел 6.

Внутренняя и внешняя политика Александра I с 1801-1812гг.

Выяснить основные направления внутренней и внешней политики Александра I с 1801-1812гг. Дать оценку первым преобразованиям Александра I.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Слово учителя о реформах Александра I. Слово учителя о направлениях внешней политики. Заполнение таблицы «Внешняя политика России 1801-1812гг.». Причины свертывания либеральных реформ.

Внутренняя и внешняя политика Александра I с 1813-1825гг.

Выяснить основные направления внутренней политики Александра I с 1813-1825гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ. Изучить основные направления внешней политики России в первой четверти 19 в.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Комбинированный

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816-1825 гг. Основные итоги внутренней и внешней политики Александра I. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.

Россия в 1801- 1825гг.

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в правление Александра I»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Решение тестов.

Внутренняя и внешняя политика Николая I

Выяснить основные направления внутренней политики Николая I. Изучить основные направления внешней политики России во II четверти 19 в.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Правление Николая I.. Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика России 1825-1855гг.» Обсуждение

Русская культура в первой половине XIXв.

Разобрать направления культуры первой половины 19в. Изучить творчество композиторов, литераторов, художников «Золотого века русской культуры»

Словесный, наглядный,

мультимедийный

Семинар

Текущий контроль. Слово учителя. Заполнение таблицы «Русская культура первой половины 19 века». Сообщения учащихся. Просмотр видеоматериалов. Закрепление. Итоги.

Д/з: § 30

Россия в 1825- 1855гг.

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в правление Николая I»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Текущий контроль. Решение тестов.

Внутренняя и внешняя политика Александра II.

Рассмотреть основные направления внутренней политики Александра II. Выяснить основные направления внешней политики России во II половине 19 в.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Заполнение таблтцы«Великие реформы» 1860-1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Итоги реформ. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Итоги.

Россия после отмены крепостного права

Выяснить характер изменений, произошедших в экономике страны после отмены крепостного права и их последствия для дальнейшего развития страны

Частично-поисковый, проблемный

Комбинированный

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота, его последствия. Положение основных слоев населения России.

Россия в 1856- 1881 гг.

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в правление Александра II»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Текущий контроль. Решение тестов.

Внутренняя и внешняя политика Александра III

Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России. Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III- это контрреформы.

Объяснительно - иллюстративный, проблемный

Урок изучения нового материала

Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е гг. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства.

Русская культура во второй половине XIXв.

Выявить основные причины распада «Союза Трёх императоров» и сближения с Францией

Проблемный

Семинар

Культура России во второй половине XIX в. Развитие образования. Литература и искусство: классицизм и реализм. Место российской культуры в мировой культуре XIX в.

Россия в 1881-1894гг.

Закрепить, систематизировать знания учащихся по хронологии, понятиям, персоналиям периода «Россия в правление Александра III»

Работа с тренингом, практический

Урок повторения и обобщения

Текущий контроль. Работа с заданиями тренинга. Взаимоконтроль.

Проверочный контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученной теме

Тестирование

Урок контроля

Текущий контроль. Решение тестов.

Итоговый урок

Проверить и оценить качество знаний полученных учащимися за весь курс 10 класса

Тестирование

Урок контроля

Защита проектов. Итоговый контрольный тест


.


















































































© 2010-2022