Конспект урока Англия в раннее Средневековье. 6 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________Англия в раннее Средневековье

Цели

познакомить с историей народов и государств, сменявших друг друга в истории Британских островов; дать образную характеристику Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя; объяснить причины победы Вильгельма Завоевателя.

Планируемые результаты

предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след и истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях); разработать и презентовать историческую реконструкцию «Путешествие викингов»;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Норманны, викинги, путь из «варяг в греки»

Ресурсы

карта «Англия в раннее Средневековье», иллюстрации учебника; мультимедийная презентация

Тип урока

открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Ученики: Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

II. Мотивационно - целевой этап

Мы узнали о зарождении и развитии Франкской империи, а о том, как развивались события в других странах, узнаем на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

  • Каким народом был основан Лондон?

  • Какие германские племена заселили Британские острова? (Ответы учеников.)

Сегодня мы посетим Англию на раннем этапе ее развития.

- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Англия в раннее Средневековье». (Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Легенда и быль в истории Англии.

  2. Кто такие норманны.

  3. Борьба англосаксов с норманнами.

  4. Государства норманнов.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему викинги покидали родные места и совершали дальние походы в чужие земли? Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?

IV. Работа по теме урока

1. Легенда и быль в истории Англии

Кто из вас не зачитывался легендами о храбром короле Артуре, который правил страной, опираясь на своих рыцарей. А был ли он на самом деле?

Предлагаю выступить в роли исследователей и определить, что является легендой, а что - былью в истории Англии.

(Работа в паре.)

Задание для первого ученика: работая с текстом п. 1 § 5 и дополнительным материалом, найдите и исследуйте легенды из истории Англии в раннее Средневековье.

Задание для второго ученика: работая с текстом п. 1 § 5 и дополнительным материалом, определите реальные события.

Дополнительный материал

В поэме «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» рассказывается о том, как король Артур в своем замке в окружении рыцарей Круглого стола Празднует Рождество. Пир прерывает появление в зале на коне Зеленого рыцаря, который начинает издеваться над собравшимися и оскорблять их. Артур в гневе хочет снести голову обидчику, но Гавейн просит предоставить это ему и одним взмахом меча отрубает Зеленому рыцарю голову, но незнакомец берет голову в руки, садится в седло, и тут веки его открываются, и голос повелевает Гавейну через год и один день явиться в Зеленую часовню и принять ответный удар. Во второй части поэмы верный своему слову сэр Гавейн отправляется на поиски Зеленой часовни. Путь полон лишений и испытаний, но смелый рыцарь с честью выходит из всех поединков и сражений. Он добирается до замка, в котором гостеприимный хозяин предлагает ему переночевать, ибо Зеленая часовня находится неподалеку. Третья часть поэмы рассказывает об испытаниях благородного Гавейна, которые он принимает со стороны жены хозяина замка, оставшейся с ним наедине. Гавейн с честью проходит все испытания, но из-за страха смерти принимает от дамы зеленый пояс, который может помочь сохранить жизнь.

Развязка наступает в четвертой части. Гавейн отправляется к Зеленой часовне, где его встречает Зеленый рыцарь, который три раза взмахивает мечом, но лишь только легко ранит Гавейна. Затем рыцарь прощает Гавейна. Зеленый рыцарь оказался хозяином замка, который решил ис-
пытать Гавейна и в бою, и в жизни, прельстив чарами своей жены. Га~
вейн признается в малодушии и в том, что испугался смерти, и Зеленый
рыцарь открывает свое имя и рассказывает, что виновницей всего была
феи Моргана, ученица мудрого Мерлина и сводная сестра короля Арту-
ра, которая хотела напугать жену Артура, королеву Гиневру. Основной
конфликт поэмы строится на нарушении сэром Гавейном своего слова
и недозволенном отступлении от кодекса чести, что трактуется как не-
достойное рыцаря поведение.

На сюжет легенд о короле Артуре создано большое количество романов, среди них «Артур», «Артур и Мерлин», «Ланселот Озерный».

В них рассказывается история жизни короля Артура - то, как в мла-
денчестве после смерти родителей он был унесен из дворца волшеб-
ником Мерлином, поскольку его жизни угрожала опасность, и то, как
ему удалось взойти на трон, лишь добыв волшебный меч при помощи
Мерлина. Другая легенда гласит, что у Артура был еще один чудесный
меч, который подарила ему Дева Озера, - Эскалибур. Артур строит
себе дворец Камелот в Карлсоне, в котором находится знаменитый
Круглый стол, за которым и восседают славные рыцари короля Артура.
Исследователи Артурианского цикла неоднократно делали попытки
определить географическое положение Камелота. Его помещали в Кор-
нуолле, Уэльсе и Сомерсетшире, а Томас Мэлори не раз пишет, что Камелот - это Винчестер, бывший столицей Британии до нормандского завоевания.

(Проверка выполнения задания.)

2. Кто такие норманны

Ранняя история Англии тесно переплетается с норманнами, или варягами, как их называли на Руси. Представьте, что мы перенеслись в далекое прошлое, став норманнами и жителями средневековой Европы.

Задание для первой группы: работая с п. 2 § 5, от имени норманнов расскажите о себе.

Задание для второй группы: работая с п. 3 § 5, от имени жителей средневековой Европы расскажите о своем отношении к норманнам-варягам.

(Проверка выполнения задания.)

Презентация работы первой группы

План рассказа

  1. Норманны - «люди Севера».

  2. Места проживания.

  3. Суровые условия проживания.

  4. Занятия скандинавов.

  5. Причины походов викингов.

  6. Географические открытия скандинавов.

Работа со словарем: Викинги, норманны

Презентация работы второй группы

План рассказа



  1. Внезапность нападения норманнов.

  2. «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

  3. Походы норманнов.

  4. Путь «из варяг в греки».

  5. Великолепные мореходы и воины.

Работа со словарем: путь «из варяг в греки»

ФИЗМИНУТКА

Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:



  • присесть

  • встать

  • встать на пальчики, опуститься

  • наклониться влево

  • наклониться вправо

  • прогнуться назад

  • постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

  • постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

  • открыть глаза и тихо сесть.

3. Борьба англосаксов с норманнами

Выходцы из Скандинавии переселялись в Ирландию и Восточную Англию. Датчанам удалось захватить значительную часть Англии и закрепиться там. Когда положение страны стало отчаянным, борьбу с датчанами возглавил Альфред, которого позже прозвали Великим.

Задание: работая с п. 4 § 5, определите, справедливо ли получил это имя Альфред Великий.

(Проверка выполнения задания и составление итоговой схемы (см. с. 39).)

4. Государство норманнов

В IX-XIвв. в Скандинавских странах образовались королевства Дания, Швеция, Норвегия.

Образованный

Альфред Великий

Построил

человек


морской флот

Приглашал ученых монахов из других

стран Европы

По его указанию составлен первый общеанглийский

сборник законов

Сооружал

оборонительные

крепости


Результаты

1. Альфреду удалось отбросить датчан за Темзу, освободив Лондон.

2. Преемники Альфреда объединили Англию в единое государство.

3. Англичане вынуждены были выплачивать норманнам дань -
датские деньги


1

Задание: работая с текстом п. 5 § 5, определите, какие государства в Европе были созданы норманнами.

  • Как в дальнейшем сложилась судьба воинов-норманнов?

  • Почему с XIв. походы норманнов в другие страны прекратились?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

  • Почему викинги покидали родные места и совершали дальние походы в чужие земли?

  • Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?

  • Свои корабли викинги поэтично называли «кони моря». Какой смысл они вкладывали в эти слова?

Творческое задание

- В чем сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого? Чем можно объяснить это сходство?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Конспект урока Англия в раннее Средневековье. 6 класс.ФГОС

ИЛИ беседа по вопросам:

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие умения и навыки отрабатывали?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

  • Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников - § 5, подготовить презентацию на тему «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел».

  2. Для средних учеников - § 5, подготовить историческую реконструкцию на тему «Путешествие викингов».

Для слабых учеников - § 5, вопросы и задания к параграфу .

6

© 2010-2022