- Преподавателю
- История
- Программа внеурочной деятельности по истории
Программа внеурочной деятельности по истории
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Залепилова Е.А. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
11
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5имени О.И.Семенова - Тян-Шанского
184505 г. Мончегорск, Мурманская обл., проспект Кирова, дом 17.
Телефон / fax: (815-36) 3-00-55. E-mail: School5 @ monch.mels.ru
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ОУ
----------------------
«------»----------
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «Зарубежная литература средних веков». Личности правителей в истории России
для 6 класса
(1 час в неделю: 34 часа)
Разработчик программы
Залепилова Е.А.
Обсуждена и согласована на Принята на методическом совете
методическом объединении Протокол №________________от
Протокол №___________от «___»___________________20_г
«___»______________20_г
2012 год
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Историческое образование служит важным источником социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.
Обучение истории направлено на восприятие подростками младшего и среднего школьного возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. История дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
2. Адресат
Программа адресована обучающимся шестых классов общеобразовательных школ.
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту
Примерная программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального государственного стандарта второго поколения (ПРОЕКТА) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у учащихся среднего звена умения учиться.
4. Целевая установка
-
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности (развивающая)
-
освоение учащимися знаний об основных этапах развития человеческого общества в период средневековья в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирном историческом процессе (образовательная);
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества (воспитательная).
5. Результаты обучающихся
На второй ступени школьного обучения в ходе освоения исторического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметными результатами обучающихся являются способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, реферат и др.). Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметными результатами обучающихся являются: общее представление о жизни средневековой Европы, с опорой на произведения зарубежных авторов Средневековья
6. Специфика программы
Программа направлена на углубление знаний, развитие общепредметных умений и воспитание активной жизненной позиции, основанной на героических примерах зарубежной литературы периода Средних веков и углубленном изучении роли личности правителей древней и средневековой Руси в мировом историческом процессе
7. Универсальные учебные действия
В результате освоения программы внеурочной деятельности по истории для 6 класса у обучающихся формируются общие умения и следующие УУД
Личностные: происходит постепенное самоопределение личности, формирование активной жизненной позиции на примерах из курса истории. Происходит нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: обучающиеся приобретают навык целеполагания, планирования своей деятельности, постановки прогноза развития собственных знаний. Разноуровневая оценка знаний, их коррекция и контроль.
Познавательные: работа с текстами документов и учебника, чтение исторической карты, привлечение дополнительной информации из сети Интернет, учит критично относится к информации, формирует умение структурирования знаний, осмысленного чтения, создания простейших моделей развития. Формируются и отрабатываются логические УД, такие как анализ (источника), сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные способствуют планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками через организацию групповой работы и семинарских занятий, постановка вопросов к выступающим с сообщениями и презентациями, учит с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
8. Основные содержательные линии курса
Сквозная линия - человек в истории. Она предполагает характеристику отдельных личностей и событий с позиции исторического времени и пространства
10. Виды учебной деятельности
-
Характеристика места, обстоятельств, участников, результатов важнейших исторических событий
-
Поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных).
-
Сравнение данных разных источников, выявление сходства и различий
-
Рассказ (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках.
-
Характеристика условий и образа жизни, занятий людей в различные исторические эпохи.
-
выявление характерных существенных признаков исторических событий и явлений
-
Сравнение исторических событий и явлений, выявление в них общего и различного
-
Высказывание суждений о причинах и следствиях исторических событий
-
Высказывание оценки исторических событий и личностей, изложенных в учебной литературе
-
Определение и объяснение (аргументация) своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценки
-
Применение исторического знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий
-
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
11. Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу обучения в 6 классе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их исторического развития:
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков
-
ориентироваться в содержании прочитанных на занятиях произведений, приводить их в качестве примеров для обоснования собственной позиции
12. Базовые технологии, методическая основа стандарта. Формы организации учебного процесса
-
Базовые технологии: уровневая дифференциация, проблемного обучения, ИКТ-компетенция
-
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
-
Методическая основа - системно-деятельностный подход
13. Фундаментальное ядро
Средневековая литература стран Европы.
Правители древней и средневековой Руси
14. Литература
Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия, [сост. Б.И. Пуришев], М.: Высшая школа, 2004
История средних веков: Крестовые походы (1096 - 1291)/ Сост. М.М. Стасюлевич. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон»; М.: ООО «Фирма «Издательство «АСТ», 2001
15. Мониторинг и итоговый контроль
-
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового семинара
-
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы, устного зачета или теста.
16. Объем и сроки изучения
1 час в неделю - 34 часа (4 часа резерв - запланированы на выполнение проектных работ по различным темам курса)
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Дата
Цели
УУД
План
факт
1
Введение
Способствовать пониманию целей и задач курса
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций, участников, способов взаимодействия
2
Латинская литература: «Исповедь» Августина Блаженного
Формировать представление о Латинской литературе. Способствовать пониманию смысла произведения «Исповедь» и причин обращения к Богу Августином Блаженным, его теории божественного предопределения. Воспитывать конфессиональную толерантность.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осмысленное чтение источника, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
3
Латинская ученая поэзия: Алкуин, Треодульф, Седулий Скотт
Формировать представление о Латинской ученой поэзии, знакомить со стихотворными текстами. Способствовать пониманию основных проблем, поднимаемых в литературе данного периода известными поэтами. Воспитывать толерантность к чужой культуре
Познавательные: смысловое чтение
Логические: анализ источника
Коммуникативные: организация обсуждения
4
Латинская поэзия вагантов
формировать представление о поэзии вагантов, как «гласе простого народа». Способствовать пониманию проблем, поднимаемых в произведениях. Воспитывать толерантность к чужой культуре.
Коммуникативные: постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
5
Видение Тнугдала
Формировать представление о жанре средневековой литературы: видении на примере конкретного рыцаря, чья жизнь описана в литературе.
Познавательные: осмысленное чтение источника
Коммуникативные: организация совместной деятельности с учителем и одноклассниками
Логические: подведение под понятие, выведение следствий
6
Дидактико-повествовательная проза
На основе литературных произведений средневековой Европы формировать представление о быте и нравах общества. Воспитывать уважение к моральным нормам
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: организация совместной деятельности учителя и сверстников
7
Кельтская литература: ирландский эпос - героические саги
На основе героических саг способствовать формированию активной жизненной позиции. Способствовать пониманию мотивов самопожертвования и героизма через формирование понятия патриотизма
Познавательные: через приемы осмысленного чтения выявлять причинно-следственные связи
Регулятивные: рефлексия, коррекция, оценка, саморегуляция
№
Тема
Дата
Цели
УУД
план
факт
8
Скандинавская литература: Речи Высокого
Способствовать формированию культурно развитой личности на основе анализа произведений цикла «Речи Высокого» (т.е. Одина), содержащие описание моральных принципов и норм. Воспитывать толерантность к чужой культуре
Познавательные: осмысленное чтение источника
Коммуникативные: организация инициативного сотрудничества по поиску и сбору информации
9
Провансальская литература: лирика трубадуров
Формировать представление о устоях общества и культуре Прованса на примере литературных произведений. Способствовать пониманию особенностей литературы, как особенностей времени.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка
10
Французская литература: Песнь о Роланде, Действо об Адаме
На основе сравнения двух произведений формировать представление об особенностях французской литературы, ее тематике и проблематике. Воспитывать толерантность
Коммуникативные: организация совместной работы с учителем и сверстниками по поиску необходимой информации в источнике
Познавательные: осмысленное чтение
11
Поэзия городского сословия
Формировать представление о быте городов средневековой Франции на основе анализа литературных произведений
Познавательные: осмысленное чтение источника, анализ, выявление причинно-следственных связей
12
Сатирический животный эпос
Формировать представление о сатирическом животном эпосе, как способе высмеивания пороков общества
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: выявление причинно-следственных связей
13
Немецкая литература: Песнь о Нибелунгах
На основе анализа отрывков произведения способствовать формированию представления о средневековой Германии и процессах, происходящих при дворе
Познавательный: выявление проблемы и построение индивидуальной траектории ее решения, анализ текста источника
14
Английская литература: Беовульф
На основе анализа отрывков произведения способствовать формированию активной жизненной позиции, основанной на героических примерах из различных национальных культур
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в различных источниках (с привлечением сети Интернет и одноименного видеофильма)
15
Средневековая литература стран Европы
Обобщить и систематизировать материал первого раздела курса, подготовить обучающихся к изучению второй части, связанной с ролью личности в отечественной истории
Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение
№
Тема
Дата
Цели
УУД
План
факт
16
Роль личности в истории
Способствовать формированию представления об историческом процессе, как результате личностной и народной активности. Воспитывать активную жизненную позицию
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме о развитии культуры в средние века
ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет
17
Рюрик, Олег и Игорь
Способствовать формированию представления о правлении варяжских князей, их вкладе в дальнейшее развитие государства. На примере документов формировать понимание значимости личности первых князей в истории. Воспитывать активную жизненную позицию
Познавательные: осмысленное чтение текста источника
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, направленное на повторение, оценку и коррекцию знаний
ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет
18
Княгиня Ольга
обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса истории по данной теме, способствовать пониманию правления Ольги в соответствии с временным периодом. Характеризовать роль княгини в установлении дипломатических отношений с Византией
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет. Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение
19
Владимир Святой
Характеризовать Владимира и процесс проведения им религиозных реформ сообразно времени. Способствовать пониманию принятия христианства на Руси и роли князя в сложном процессе крещения. Воспитывать конфессиональную толерантность
Познавательные: осмысленное чтение текста источника, построение логической цепи рассуждений. ИККТ: работа с презентацией, составленной учителем по вопросам. Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение
20
Ярослав Мудрый
Формировать представление о Ярославе, как правителе, способствовавшем распространению на Руси христианства и знаний. Способствовать пониманию его роли в истории Руси
Познавательные: доказательство, установление причинно-следственных связей
ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет
21
Владимир Мономах
Формировать представление о роли Владимира Мономаха в борьбе с половцами. Способствовать пониманию причин и целей организации «Крестового похода в степь». Характеризовать вклад Владимира в сохранение единства русских земель
Познавательные анализ источника, осмысленное чтение. ИККТ: анализ презентации и дополнительных интернет источников. Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение
№ | Тема | Дата | Цели | УУД | |
План | факт | ||||
22 | Первые московские князья |
|
| Способствовать формированию представления о вкладе Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо в зарождение предпосылок формирования единого государства | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме о развитии культуры в средние века. ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет. Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
23 | Александр Невский и Дмитрий Донской |
|
| Способствовать формированию представления о вкладе великих русских князей в процесс освобождения Руси от татаро-монгольского нашествия, характеризовать их личностные качества, как источник силы русского государства и народа. Воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию | Познавательные: осмысленное чтение текста источника Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, направленное на повторение, оценку и коррекцию знаний ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет |
24 | Иван Калита - собиратель русских земель |
|
| обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса истории по данной теме, способствовать пониманию правления Ивана Калиты в соответствии с временным периодом, мотивов его похода на Тверь. Характеризовать роль князя в процессе объединения русского государства | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ИККТ: составление групповых презентаций с использованием сети Интернет Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
25 | Сергий Радонежский |
|
| Формировать представление о роли Сергия Радонежского и, на его примере, других православных служителей в процессе развития Руси и объединения ее народа. Способствовать пониманию роли отца Сергия в победе народа на Куликовом поле | Познавательные: осмысленное чтение текста источника, построение логической цепи рассуждений ИККТ: работа с презентацией, составленной учителем по вопросам |
26 | Василий I и Василий II |
|
| Формировать представление о правлении Василия I и Василия II, как периоде становления и укрепления отношений между Русью и Литвой. Способствовать пониманию причин такого взаимодействия. Воспитывать терпимость к чужой культуре и религии | Познавательные: доказательство, установление причинно-следственных связей Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
27 | Иван III |
|
| Формировать представление о роли Ивана III в процессе объединения русских земель вокруг Москвы. Способствовать закреплению представления о значении стояния на р. Угре. Воспитывать патриотизм и гордость русским народом, сумевшим свергнуть иго | Познавательные анализ источника, осмысленное чтение ИККТ: анализ презентации и дополнительных интернет источников Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
№ | Тема | Дата | Цели | УУД | |
План | факт | ||||
28 | Василий III |
|
| Способствовать формированию представления о вкладе Василия III в окончательное оформление единого русского государства. Способствовать пониманию смысла и последствий периода феодальной раздробленности для Руси | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме о развитии культуры в средние века. ИККТ: работа с презентацией учителя, как источником дополнительной информации. Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
29 | Иван IV Грозный |
|
| Способствовать формированию представления о вкладе Ивана IV в развитие Руси. Характеризовать политику опричнины с позиции различных взглядов историков на ее оценку и роли в истории. | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, направленное на повторение, оценку и коррекцию знаний Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
30 | Роль личности в истории |
|
| обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения курса истории по данной теме, способствовать пониманию вклада каждого правителя в процесс становления Русского государства. Воспитывать патриотизм и уважение к русской истории | Регулятивные: рефлексия, оценка, корректировка собственных знаний Личностные: нравственно-этическая ориентация, личностное самоопределение |
4 часа - резерв