- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Истории 8 класс
Рабочая программа по Истории 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Добрынин И.Н. |
Дата | 22.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и одобрена на засе- Утверждаю:
дании методического
объединения Директор МОБУ «Кергудская ООШ»
Председатель РМО _____________/ Липатова М. А
__________/Смагина Л.И. / « 01 » сентября 2016г. «___»_____________2016г.
Рабочая программа
учебного курса Истории в__8_ классе
(наименование предмета)
Составитель: Добрынин И.Н./______________/
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта по истории
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5-9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других М. 2011 г
Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.
Учебника История России. XIX век. Под ред. Данилова А.А, 2013 г.
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX - начала XX века как в России, так и в мире в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX - начале XX века.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
Общая характеристика учебного предмета
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая - либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век - важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю или 68 часов в год.
Согласно действующему в МОБУ «Кергудская ООШ» учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Данное тематическое планирование, содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Содержание
История России и Всеобщая история(68 ч)
Раздел1. Мир в первую половину XIXвека
Знать: Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения. Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) - вариант социалистического учения, коммунизм. Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм.
Уметь: Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
Знать: Наполеон Бонапарт Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений. Европейские революции 1848-1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты. Обобщение и контроль по модулю
Уметь: Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
Знать: Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии. Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Раздел 2. Мир на рубеже XIX-XX вв.
Знать: Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Уметь: Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
Знать: Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.
Уметь: Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
История России
Раздел1. Россия в первую половину XIXвека
Знать: Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.). Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенно-сти личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке. Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Знать: Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва - Санкт-Петербург (1851 г.). Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I. Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции - общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена. Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль. Обобщение и контроль по модулю 3 (2 ч.).
Уметь: Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
Раздел 2. Россия во второй половине XIX в.
Знать: Крымская война (1853-1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России. Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне. Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870-1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры - достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Уметь: Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Знать: Александр III (1881-1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Календарно тематическое планирование по Новой истории
п/п
Наименование раздела,
темы
Вид занятия
Количество
Вид работы
Дата
Планируемая
Фактическая
1 четверть
I
Раздел 1. Мир в первую половину XIXвека (16ч)
1.1
Введение. Индустриальная революция: проблемы и достижения
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.2
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
1.3
Наука в XIX в.
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
.
1.4
Культура XIX века. Литература
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.5
Искусство XIX в. в поисках новой картины мира
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
1.6
Либералы, консерваторы, социалисты.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.7
Контрольная работа № 1 по теме «Становление индустриального мира
Контроль ЗУН.
1
Контрольная работа
.
1.8
Образование наполеоновской империи
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
1.9
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
1.10
Англия в первой половине XIX в. Самостоятельная работа №1 по теме « Образование наполеоновской империи»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа 15 мин. Беседа, работа с текст
1.11
Франция в первой
половине XIX в.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.12
Франция в 1848-1 870 гг.
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
1.13
Германия в первой половине XIX в.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.14
Италия в первой половине XIX в. Самостоятельная работа №2 по теме « Италия в первой половине XIX в»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа 15 мин. Беседа
1.15
Франко-прусская война. Парижская коммуна
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.16
Контрольная работа № 2 по теме « Становление индустриального мира»
Контроль ЗУН
1
Контрольная работа
II
Раздел 2. Мир на рубеже XIX-XX вв (12ч)
2.1
Германская империя в конце 19-начале 20в.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.2
Великобритания.
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ,
2.3
Франция: Третья республика
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.4
Италия во второй
половине XIX в.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.5
От Австрийской империи к Австро-Венгрии
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.6
США в XIX в.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
2.7
США в период империализма
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
2.8
Латинская Америка в XIX в.
Комбинированный урок
1
Опрос, рассказ, работа с текстом
2.9
Япония. Китай
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.10
Индия. Африка
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
2.11
Международные отношения
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
2.12
Кон трольная работа №3 по теме «Мир на рубеже 19-20 вв»
Контроль ЗУН
1
Контрольная работа
Итого:
28
Планируемая
Фактическая
I
Раздел 1. Россия в первую половину XIXвека (20ч)
1.1
Введение. Россия на рубеже
ΧVІІІ - ΧІΧ вв.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.2.
Начало царствования Александра І
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.3.
Внутренняя политика Александра І в 1801-1812 гг.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.4.
Проекты государственных преобразований.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с наглядным материалам.
Календарно-Тематическое планирование по Истории России
1
Рассказ, работа с текстом
1.6.
Отечественная война 1812г.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.7.
Внутренняя политика Александра І в 1813-1825гг. Самостоятельная работа №3 по теме « Отечественная война 1812г»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа
15 мин. Презентация, рассказ
1.8.
Социально-экономическое развитие России
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
1.9.
Развитие промышленности и транспорта
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.10
Общественное движение при Александре I
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.11
Движение декабристов.
Комбинированный урок
1
Дискуссия закрепления материала.
1.12
Внутренняя политика Николая І.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.13
Социально-экономическое развитие России. Самостоятельная работа №4 по теме « Социально-экономическое развитие России»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа
15 мин. Презентация, рассказ
1.14
Внешняя политика Николая І.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом.
1.15.
Общественное движение в годы правления Николая І.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом.
1.16
Крымская война 1853 - 56 гг. Оборона Севастополя.
Комбинированный урок
1
Рассказ, презентация.
1.17
Образование и наука. в первой половине ΧІΧ века.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.18
Золотой век русской культуры.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.19
Быт и обычаи.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
1.20
Контрольная работа № 4 по теме «Россия в первой половине XIX века».
Контроль ЗУН
1
Контрольная работа
II
Раздел 2. Россия во второй половине XIX в (20ч)
2.1.
Накануне отмены крепостного права.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.2.
Крестьянская реформа 1861 года.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.3.
Либеральные реформы 1860-70-х гг.
Комбинированный урок
1
Рассказ, дискуссия, беседа
2.4.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Самостоятельная работа №5 по теме « Либеральные реформы 1860-70-х гг»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа
15 мин, презентация, рассказ
Комбинированный урок
1
Рассказ, самостоятельная работа с текстом
2.6.
Революционное народничество и его идеология.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.7.
Революционное народничество 2\2 60-начала 80-х гг.
Комбинированный урок
1
Беседа, работа с текстом
2.8.
Внешняя политика Александра ІІ.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.9.
Русско-турецкая война 1877-78гг.
Комбинированный урок
1
Рассказ, презентация, работа с текстом
2.10
Внутренняя политика Александра ІІІ.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.11
Экономическое развитие России в годы правления Александра ІІІ.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.12
Положение основных слоев населения. Самостоятельная работа №6 по теме « Экономическое развитие России в годы правления Александра ІІІ»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа, рассказ
2.13
Общественное движение в 80-90-х гг.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.14
Внешняя политика Александра ІІІ.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.15
Просвещение и наука. Самостоятельная работа №7 по теме « Просвещение и наука»
Комбинированный урок
1
Самостоятельная работа
15 мин. Презентация Рассказ
2.16
Литература и изобразительное искусство.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.17
Архитектура, музыка, театр.
Комбинированный урок
1
Рассказ, работа с текстом
2.18
Быт: новые черты в жизни города и деревни.
Комбинированный урок сия
1
Экскурсия, беседа
2.19
Обобщение и закрепления курса Истории 8 класс. Промежуточная аттестация за 2016-2017 учебный год
Контроль ЗУН
1
Дискуссия .Тестирование
2.20
Итоговое повторение.
Комбинированный урок
1
Дискуссия
Итого:
40ч
Требования подготовки учащихся в 8-м классе
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
определять и объяснять понятия;
выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять и самооценку.
13