- Преподавателю
- История
- Рабочая программа внеурочной деятельности по истории 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карначёва Т.Ю. |
Дата | 08.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Интересные страницы истории родного края»
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» направлена на изучение истории Новгородской земли. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Краеведение- это сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сфера общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: Законом «Об образовании»,где один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций; в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.
Изучение интересных страниц истории, культуры Новгородского края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Задачи программы:
-
совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
-
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;
-
воспитание любви к природе родного края;
-
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
-
изучение истории большой и малой родины.
В основе программы положены следующие принципы и подходы: научность; доступность; принцип гуманизации; личностно-ориентированный подход; дифференцированность; практичес-кая направленность.
Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.
Образовательный результат программы:
-
устойчивый интерес к истории своей Родины;
-
знания по истории и культуре родного края;
-
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
-
способность творчески мыслить и рассуждать;
-
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
-
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины - родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Объем программы 34 часа, она рассчитана на один год.
Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.
Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Результаты работы по программе:
-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;
Мониторинг уровня овладения программой
-
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, области;
-
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
-
разработка проектов
Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.
Учебно-тематический план
внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края»
8 класс ( 34 часа)
часов
Из них
Итоговая
работа
Теоретич-я
деятел-сть
Практическая деятельность
1.
Новгородский край в первой половине Х1Х века
7
6
1
Оформление фотовыставки.
Экскурсия
2.
Новгородский край во второй половине Х1Х века
7
6
1
Оформление фотоальбома
3.
Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв
6
5
1
Оформление фотоальбома
4.
Новгородская земля в 20-30 г ХХ в.
5
3
2
Создание компьютерной презентации
5.
Новгород в годы Великой Отечественной войны
5
4
1
Создание компьютерной презентации
6.
Послевоенный Новгород
2
2
Создание компьютерной презентации
7.
Новгород современный
1
2
1
Экскурсия
8.
Итоговое занятие
1
1
Итого
34
27
7
Содержание программы
Тема: Новгородский край в первой половине Х1Х века (7 час).
Социально-экономическое развитие Новгородского края. Отечественная война 1812 года и новгородское ополчение. Новгород и декабристы. Новгородские военные поселения и восстание 1831 года. А.И.Герцен и Новгород. Новгород в творчестве русских писателей Х1Х века. Просвещение.
Тема: Новгородский край во второй половине Х1Х века(7 час)
Новгородская земли в период отмены крепостного права. Образование революционных кружков в 50-60-е годы Х1Х века. Празднование тысячелетия России в Новгороде. Буржуазные реформы 60-70-х годов Х1Х века. Экономическое развитие края после отмены крепостного права. Зарождение революционного движения в 70-х-80-х гг.Х1Х века. Культура края во второй половине Х1Хвека.
Тема: Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв (6 часов).
Экономика Новгородской губернии в начале ХХ века Развитие революционного движения на рубеже Х1Х-ХХ вв. Русско-японская война и Новгородская земля. Новгородская губерния в годы первой русской революции. Столыпинская аграрная реформа. Первая мировая война и Новгородская губерния.
Тема: Новгородская земля в 20-30 г ХХ в. (5 часов).
Октябрьская революция 1917 года и преобразования Советской власти на Новгородской земле. Новгород в годы первых пятилеток. Коллективизация. Новгородцы на советско-финской войне. Новгород накануне Великой отечественной войны.
Тема: Новгород в годы Великой Отечественной войны.(5 часов).
Бои за Новгород. Герои Волховского фронта. Демянский котел, бои на рамушевском направлении. Партизанское движение и подпольная борьба на территории Новгородского края. Их именами названы улицы города
Тема: Послевоенный Новгород ( 2 часа)
Восстановление Города после Великой Отечественной войны. Новгород во второй половине ХХ века
Тема: Новгород современный (1 час).
Обзор развития Новгорода на современном этапе развития.
Итоговое занятие (1 час)
Тематика экскурсий и музейных занятий
1. Новгород в Годы Великой Отечественной войны
2. Экскурсия по Новгородскому Кремлю.
3. Памятник «Тысячелетие России»
4. Экскурсия «Их именами названы улицы города».
Список используемой литературы
1.Наша Новгородская земля.-Л.:Лениздат,1981
2. Наша Новгородская земля.-Л.:Лениздат,1985
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» 8 класс ( 34 часа)
Тема № 2. Новгородский край во второй половине Х1Х века(7 час).
8
Новгородская земли в период отмены крепостного права
9
Образование революционных кружков в 50-60-е годы Х1Х века.
10
Празднование тысячелетия России в Новгороде
11
Буржуазные реформы 60-70-х годов Х1Х века.
12
Экономическое развитие края после отмены крепостного права.
13
Зарождение революционного движения в 70-х-80-х гг.Х1Х века.
14
Культура края во второй половине Х1Хвека.
Тема № 3. Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв (6 часов).
15
Экономика Новгородской губернии в начале ХХ века
16
Развитие революционного движения на рубеже Х1Х-ХХ вв.
17
Русско-японская война и Новгородская земля
18
Новгородская губерния в годы первой русской революции
19
Столыпинская аграрная реформа.
20
Первая мировая война и Новгородская губерния.
Тема № 4 Новгородская земля в 20-30 г ХХ в. (5 часов).
21
Октябрьская революция 1917 года и преобразования Советской власти на Новгородской земле.
22
Новгород в годы первых пятилеток
23
Коллективизация.
24
Новгородцы на советско-финской войне
25
Новгород накануне Великой отечественной войны.
Тема № 5. Новгород в годы Великой Отечественной войны.(5 часов).
26
Бои за Новгород.
27
Герои Волховского фронта
28
Демянский котел, бои на рамушевском направлении.
29
Партизанское движение и подпольная борьба на территории Новгородского края.
30
Их именами названы улицы города
.
Тема № 6 .Послевоенный Новгород ( 2 часа)
31
Восстановление Города после Великой Отечественной войны.
32
Новгород во второй половине ХХ века
Тема № 7 Новгород современный (1 час).
33
Обзор развития Новгорода на современном этапе развития.
34
Итоговое занятие ( 1 час)