Рабочая программа внеурочной деятельности по истории 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Интересные страницы истории родного края»

8 класс










Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» направлена на изучение истории Новгородской земли. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Краеведение- это сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сфера общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: Законом «Об образовании»,где один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций; в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.

В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.

Изучение интересных страниц истории, культуры Новгородского края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.

Задачи программы:

  1. совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  3. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;

  4. воспитание любви к природе родного края;

  5. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  6. изучение истории большой и малой родины.

В основе программы положены следующие принципы и подходы: научность; доступность; принцип гуманизации; личностно-ориентированный подход; дифференцированность; практичес-кая направленность.

Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.

Образовательный результат программы:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Организация проведения занятий

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины - родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.

Объем программы 34 часа, она рассчитана на один год.

Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.

Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Результаты работы по программе:

-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;

Мониторинг уровня овладения программой

  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, области;

  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

  • разработка проектов

Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.




Учебно-тематический план

внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края»

8 класс ( 34 часа)

часов

Из них

Итоговая

работа

Теоретич-я

деятел-сть

Практическая деятельность

1.

Новгородский край в первой половине Х1Х века

7

6

1

Оформление фотовыставки.

Экскурсия

2.

Новгородский край во второй половине Х1Х века

7

6

1

Оформление фотоальбома

3.

Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв

6

5

1

Оформление фотоальбома

4.

Новгородская земля в 20-30 г ХХ в.

5

3

2

Создание компьютерной презентации

5.

Новгород в годы Великой Отечественной войны

5

4

1

Создание компьютерной презентации

6.

Послевоенный Новгород

2

2

Создание компьютерной презентации

7.

Новгород современный

1

2

1

Экскурсия

8.

Итоговое занятие

1

1


Итого

34

27

7


Содержание программы

Тема: Новгородский край в первой половине Х1Х века (7 час).

Социально-экономическое развитие Новгородского края. Отечественная война 1812 года и новгородское ополчение. Новгород и декабристы. Новгородские военные поселения и восстание 1831 года. А.И.Герцен и Новгород. Новгород в творчестве русских писателей Х1Х века. Просвещение.

Тема: Новгородский край во второй половине Х1Х века(7 час)

Новгородская земли в период отмены крепостного права. Образование революционных кружков в 50-60-е годы Х1Х века. Празднование тысячелетия России в Новгороде. Буржуазные реформы 60-70-х годов Х1Х века. Экономическое развитие края после отмены крепостного права. Зарождение революционного движения в 70-х-80-х гг.Х1Х века. Культура края во второй половине Х1Хвека.

Тема: Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв (6 часов).

Экономика Новгородской губернии в начале ХХ века Развитие революционного движения на рубеже Х1Х-ХХ вв. Русско-японская война и Новгородская земля. Новгородская губерния в годы первой русской революции. Столыпинская аграрная реформа. Первая мировая война и Новгородская губерния.

Тема: Новгородская земля в 20-30 г ХХ в. (5 часов).

Октябрьская революция 1917 года и преобразования Советской власти на Новгородской земле. Новгород в годы первых пятилеток. Коллективизация. Новгородцы на советско-финской войне. Новгород накануне Великой отечественной войны.

Тема: Новгород в годы Великой Отечественной войны.(5 часов).

Бои за Новгород. Герои Волховского фронта. Демянский котел, бои на рамушевском направлении. Партизанское движение и подпольная борьба на территории Новгородского края. Их именами названы улицы города

Тема: Послевоенный Новгород ( 2 часа)

Восстановление Города после Великой Отечественной войны. Новгород во второй половине ХХ века

Тема: Новгород современный (1 час).

Обзор развития Новгорода на современном этапе развития.

Итоговое занятие (1 час)

Тематика экскурсий и музейных занятий


1. Новгород в Годы Великой Отечественной войны

2. Экскурсия по Новгородскому Кремлю.

3. Памятник «Тысячелетие России»

4. Экскурсия «Их именами названы улицы города».


Список используемой литературы

1.Наша Новгородская земля.-Л.:Лениздат,1981

2. Наша Новгородская земля.-Л.:Лениздат,1985























Тематическое планирование внеурочной деятельности «Интересные страницы истории родного края» 8 класс ( 34 часа)


Тема № 2. Новгородский край во второй половине Х1Х века(7 час).

8

Новгородская земли в период отмены крепостного права


9

Образование революционных кружков в 50-60-е годы Х1Х века.


10

Празднование тысячелетия России в Новгороде


11

Буржуазные реформы 60-70-х годов Х1Х века.


12

Экономическое развитие края после отмены крепостного права.


13

Зарождение революционного движения в 70-х-80-х гг.Х1Х века.


14

Культура края во второй половине Х1Хвека.


Тема № 3. Новгородская земля на рубеже Х1Х-ХХ вв (6 часов).

15

Экономика Новгородской губернии в начале ХХ века


16

Развитие революционного движения на рубеже Х1Х-ХХ вв.


17

Русско-японская война и Новгородская земля


18

Новгородская губерния в годы первой русской революции


19

Столыпинская аграрная реформа.


20

Первая мировая война и Новгородская губерния.


Тема № 4 Новгородская земля в 20-30 г ХХ в. (5 часов).

21

Октябрьская революция 1917 года и преобразования Советской власти на Новгородской земле.


22

Новгород в годы первых пятилеток


23

Коллективизация.


24

Новгородцы на советско-финской войне


25

Новгород накануне Великой отечественной войны.


Тема № 5. Новгород в годы Великой Отечественной войны.(5 часов).

26

Бои за Новгород.


27

Герои Волховского фронта


28

Демянский котел, бои на рамушевском направлении.


29

Партизанское движение и подпольная борьба на территории Новгородского края.


30

Их именами названы улицы города

.

Тема № 6 .Послевоенный Новгород ( 2 часа)

31

Восстановление Города после Великой Отечественной войны.


32

Новгород во второй половине ХХ века


Тема № 7 Новгород современный (1 час).

33

Обзор развития Новгорода на современном этапе развития.


34

Итоговое занятие ( 1 час)












© 2010-2022