Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы курса «Всеобщая история» и курса Истории России для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).Рабочая программа по курсу всеобщей истории ориентирована на следующий учебник:Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс,В примерной программе курса «Всеобщая история» для общ...
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы курса «Всеобщая история» и курса Истории России для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

Рабочая программа по курсу всеобщей истории ориентирована на следующий учебник:

Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс,

В примерной программе курса «Всеобщая история» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) на изучение данного курса в 10 классе отводится не менее 24 часов.

На изучение курса всеобщей истории в 10 классе в учебном плане школы отводится 28 часов.

Цели:

Изучение всеобщей истории в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

В результате изучения всеобщей истории в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные факты, явления и процессы, характеризующие системность, целостность всемирной истории;

  • периодизацию всемирной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание учебного предмета соответствует обязательному минимуму содержания и примерной программе по всеобщей истории для средней (полной) общей школы (базовый уровень).

Рабочая программа по курсу истории России в 10 классе составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по истории России (базовый уровень), методических рекомендаций к учебникам:

В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.I.,

В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России конец XVII - XIX вв. Ч.II.

В примерной программе базового уровня на изучение курса отечественной истории в 10 классе отводится не менее 36 часов. На изучение курса отечественной истории в 10 классе в рабочей программе отводится 42 часа. Особенностью курса истории, изучаемого в 10 классе, является не только большой объем содержания, но и, прежде всего, формирование на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по предмету и продолжения обучения. Одновременно решаются те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Изучение истории на базовом уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы.

Цели:

Изучение истории в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основные задачи курса:


  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;

  • помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;

  • удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.

В основы программы заложены следующие положения:


  • использования современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды истории России;

  • теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов российской истории и зарубежного мира, что предполагает установление преемственности с курсом всеобщей истории, обществознанием, литературой и др. предметами;

  • включение в содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов историографического и методологического характера, позволяющих знакомить школьников с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории; показывать историческую науку как сложный процесс постижения истины;

  • прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить учащихся с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное сотрудничество учителя и учащихся, развитие творческой познавательной самостоятельности школьников.

Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы программы и обзорно представить другие. Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса:


  • уроки лекционно-семинарского типа;

  • изучение исторических источников;

  • обсуждение ученических сообщений;

  • уроки-дискуссии и др.

Подобная организация обучения будет способствовать решению основных задач - дать ученикам прочную основу исторического образования, углубить интерес к истории, способствовать ее научному пониманию, содействовать в выборе будущей профессии.

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, явления и процессы, характеризующие системность, целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание учебного предмета соответствует обязательному минимуму содержания и примерной программе по истории России для средней (полной) общей школы (базовый уровень).

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ:

- устные и письменные ответы,

- самостоятельные работы,

- тестовые задания,

- сравнительные таблицы,

- выступления на семинарах и конференциях,

- реферативные работы и сообщения учащихся.

ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: контрольная итоговая работа.

Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая история (с древнейших времен до конца ХIХ в.)» 10 класс ( 28 часов)

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Тип урока

Д/з

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Дата

по

плану

факт.

Введение (1 час).

1.

История в системе гуманитарных наук

1

Урок изучение нового материала

§1-3

Знать, уметь: - называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть их хронологические рамки.

- объяснять особенности познания прошлого.

- характеризовать теории исторического развития

- выявлять положительные и отрицательные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития

Работа с хронологической таблицей

Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества (2 часа).

2.



3.


Этапы становления человека.


Неолитическая революция.

2

Комбини-

Рованный


Комбини-

рованный

§4



§5

Знать: этапы развития человечества

- понятие «неолитическая революция»

- гипотезы происхождения человечества, выявлять их сильные и слабые стороны

- природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.

- изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Уметь: - показывать на карте регионы, являющие прародиной человечества.

- проследить переход от присваивающего хозяйства к производящему

- рассмотреть изменения в хозяйственной деятельности человека, связанные с неолитической революцией

Работа с таблицей

Раздел II. Цивилизация Древнего мира и Средневековья (10 часов).

4.

Древневосточные цивилизации.

1

Комбини-

рованный

§6-8

Знать: - традиционное общество, социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения, архаичные цивилизации древности, мифологическая картина мира.

Уметь: - называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований.

- характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности.

Работа с картой

5.


6.

Зарождение античных цивилизаций.


Борьба за господство над Средиземноморьем.

2

Комбини-рованные

уроки

§9


§10-11

Знать: - античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Уметь: - излагать ключевые события эпохи Античности.

- выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции.

- характеризовать варианты развития древнегреческого полиса.

- выявлять сходства и различия римского и афинского полисов.

- высказывать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского.

Работа с таблицей,

картой

7.

Крушение империй Древнего мира

1

Комбини-рованный урок

§12-13

Знать: - экономическое и политическое развитие Римской империи периода ее заката.

- причины падения Западной Римской империи.

- влияние варваров на Римскую империю.

Работа с картой,

схемой

8.

Раннее средневековье.

1

Комбини-рованный урок

§14, 16,17

Знать: - особенности христианской средневековой цивилизации в Европе, динамику ее развития.

Уметь: - проследить процесс формирования системы крупного землевладения.

- характеризовать положение зависимого населения, повинности населения.

- характеризовать сословия.

- характеризовать особенности средневекового города.

- определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей.

Составление тезисного плана

9.

Русь. Византия

1

Комбини-рованный урок

§18

Знать: - особенности развития Византии как преемницы Римской империи.

- социально-экономическое развитие и реформы Византии

- суть понятий православие и католицизм

Уметь: - выявлять причины раскола христианства и его последствия.

- сравнивать православие и католицизм.

Работа с таблицей

10-11.

Расцвет и кризис европейского средневекового общества.

2

Комбини-рованные уроки

§19-21

§23-24, 26

Знать: - особенности кризиса средневекового общества в ХIV-ХV вв.

Уметь: - анализировать влияние светской и духовной власти в Западной Европе.

- излагать в хронологической последовательности события крестовых походов и их итоги.

- участвовать в разработке и презентации проекта по теме

Работа с историческими источниками

12.

Возникновение и развитие исламской цивилизации

1

Комбини-рованный урок

§15,22, повто-рить материал раздела 2.

Знать: - особенности возникновения исламской цивилизации.

- исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Уметь: - излагать в хронологической последовательности события, связанные с возникновением ислама;

- показывать на карте территорию расселения арабских племен.

- выявлять причины возникновения ислама.

- понимать отличие мусульманской веры от
других мировых религий.

- определить особенности государственного устройства Арабского халифата и Османской империи.

Работа с картой

13.

Повторение и обобщение знаний по теме «Цивилизации Древнего мира и средневековья».

1

Урок повторе-ния и обобще-ния знаний


Раздел III. Новое время: эпоха модернизации (14часов)

14


15.

Великие географические открытия и их последствия.


Духовная и экономическая революция в Европе.


2

Комбини-рованные уроки

§27


§28-29

Знать: - модернизация, индустриальный мир, капитализм, реформация, возрождение.

- Новации в образе жизни, характере мышления, социальных нормах.

- черты капитализма, виды модернизации,

- раскрывать сущность процесса модернизации, характеризовать проявления модернизации в различных сферах европейского общества

Уметь - выявлять причины Возрождения и Реформации.

- называть их последствия и значение для европейского общества

- показывать на карте регионы, открытые в эпоху Великих географических открытий.

- выявлять причины, побудившие европейцев искать новые морские пути в Индию характеризовать доколумбовые цивилизации

- определять характер политики испанских завоеваний в Америке.

Работа с картой

16.

Абсолютные монархии в Европе и России. Тридцатилетняя война.

1

Комбини-рованный урок

§30-31

Знать: - сословно-представительная монархия, абсолютизм.

- изменение в правовых и идеологических основах государственности.

Уметь: - определить характерные черты абсолютизма, выявлять предпосылки усиления центральной власти в странах Западной Европы.

- выявлять особенности абсолютизма в Англии и Франции.

- сравнивать пути становления абсолютизма в России, Англии и Франции

Работа с таблицей

17.

Буржуазная революция в Англии 1640-1660 гг.

1

Комбини-рованный урок

§32

Знать: - буржуазная революция.

Уметь: - излагать в хронологической последовательности события английской буржуазной революции.

- выявлять причины кризиса абсолютистского режима в Англии.

- определить значение в революционных событиях религиозных разногласий

Работа с таблицей

18.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

Комбини-рованный урок

§33

Знать: - идеология Просвещения и конституционализм.

- мыслители эпохи Просвещения.

Уметь: - характеризовать теории «естественного права» и «общественного договора».

- характеризовать взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

- объяснять, почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции, определять особенности немецкого Просвещения.

Работа с иллюстрациями

19.

Образование США.

1

Комбини-рованный урок

§34

Знать/уметь: - причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний.

- причины быстрого развития ремесленного и мануфактурного производства в колониях.

- причины противоречий между Великобританией и колониями.

- охарактеризовать итоги войны за независимость.

- значение «Декларации независимости», Конституции США.

Работа с картой

20.

Великая Французская революция и ее последствия для Европы.

1

Комбини-рованный урок

§35-36

Знать: - возникновение общественно-политических течений. Становление гражданского общества.

Уметь: - характеризовать исторические условия во Франции к концу XVIII в.

- определять, с какой целью король созвал Генеральные штаты.

- выделять основные этапы Великой французской революции, давать им характеристику.

- определять значение «Декларации прав человека и гражданина». Конституция 1791г.

Политика Наполеона I по преодолению раскола в обществе и созданию государства-нации, его отличия от правового государства.

Уметь: - характеризовать государственное устройство и управление Францией по конституции 1799 г.

- проследить процесс укрепления власти Наполеона.

- дать оценку политике Бонапарта, проводимой на присоединенных и зависимых от Франции территориях.

- дать оценку решениям Венского конгресса, определить, интересы каких государств они выражали.

Работа с картой

21.

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1

Комбини-рованный урок

§37-38

Знать: - технический прогресс , промышленный переворот, капиталистические отношения, индустриальное общество, крупное машинное производство.

- развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества - признаки промышленного переворота.

Уметь: - указывать особенности промышленного развития отдельных регионов Европы;

- характеризовать социальные последствия промышленной революции.

- характеризовать крупное машинное производство.

- характеризовать положение рабочего класса промышленных стран, выявить особенности рабочего движения Англии, Франции, Германии.

Работа с терминами

22.

Идеологии XIX века.

1

Комбини-рованный урок

§39

Уметь: - характеризовать основные направления общественной мысли (либерализм, консерватизм, социализм, марксизм).

Работа с таблицей

23.

Наука и искусство в XVIII- XIX вв.

1

Комбини-рованный

урок

§40

Знать: - мировосприятие человека, формирование научной картины мира.

- особенности духовной жизни Нового времени. - основные достижения, научной революции XVII в.

Уметь:- характеризовать стили художественной культуры (классицизм, барокко, рококо, романтизм)

24.

Развитие капитализма в Европе в первой половине XIX века.

1

Комбини-рованный

урок

§41-42

Знать: - промышленное производство и его влияние на общество.

Уметь: - определять особенности и противоречия раннего индустриального общества

- выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества.

Работа с таблицей

25.

Индустриальные общества Европы и Америки во второй половине XIX века.

1

Комбини-рованный

урок

§43

Знать: - революция, гражданская война.

- причины и основные события революций в странах Латинской Америки.

Уметь: - указывать причины и последствия гражданской войны в США, выявить факторы, которые определили победу в войне Севера.

- оценить деятельность А. Линкольна

- участвовать в разработке мини-проектов по теме.

Работа с картой

26.

Мир Востока в XVIII веке: от экспансии к зависимости.

1

Комбини-рованный

урок

§44-45

Знать: - традиционное общество, колония, метрополия, эксплуатация.

- этапы британского завоевания Индии.

Уметь: - указать особенности развития Китая, определи специфику государственного устройства и религиозных верований в Китае, Турции; - определить направления модернизационной политики Японии.

- называть и показывать на карте страны -метрополии, страны-полуколонии, страны-колонии.

- участвовать в разработке мини-проектов по теме.

27.

Колониальный раздел мира и его последствия.

1

Комбини-рованный

урок

§46-47

Знать: - традиционные общества Востока в условиях традиционной экспансии.

- международные отношения к к. XIX в.

Уметь: - выделять этапы британского завоевания Индии,

- указывать особенности развития Китая,

- определять специфику государственного устройства и религиозных верований в Китае, Турции.

- определять направления модернизационной политики Японии.

- называть и показывать на карте страны -метрополии, страны-полуколонии, страны-колонии.

Работа с картой

Итоговый контроль (1 час).

28

Итоговое повторение по курсу «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века».

1

Урок повторе-ния и обобще-ния знаний











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА» 10 КЛАСС (42 ЧАСА)

Тема урока

Дата

план/факт.

Факты, явления

Понятия

Персоналии

Планируемые умения и навыки

Материалы в учебнике

29. Особенности становления и развития российской цивилизации.

Географическое положение страны. Природно-климатические условия. Историческая среда и ее влияние на судьбы страны. Роль личности в истории.

цивилизация, историческая среда.

В.О.Ключевский.

- выявление взаимосвязи природных исторических фактов с путями и темпами развития цивилизации.

с. 5-14

Русь на начальном этапе развития (9 часов)

30. Появление славян.

Выявление славянской языковой ветви. Исторические источники о праславянах. Выделение восточных славян.

праславяне, киммерийцы, скифы, сарматы, Великое переселение народов, готы,гунны.

§3

31. Славяне в V-VII вв. Религия древних славян.

Формирование и расселение крупных славянских племенных союзов антов и склавинов. Борьба антов с аварами и хазарами.

анты,

склавины, религиозные верования славян.

Нестор, Прокопий Кессарийский. Маврикий Стратег.

- аргументировано характеризовать различия в условиях жизни на севере и на юге Восточно-Европейской равнины.

- уметь характеризовать влияние исторической среды на восточно-славянские племена.

- видеть взаимосвязь верований и хозяйственной, общественной жизни.

- работа с историческими источниками.

§4

32. Появление государства у восточных славян.

Складывание восточно-славянских племенных союзов. Развитие хозяйства и торговли. Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества. Причины усиления власти князей. Роль иноземного фактора в складывании государственности у славян. Норманнская теория. Легендарное «призвание варягов». Князь Олег. Победа «Севера» над «Югом», создание державы с центром в Киеве. Поход Олега на Константинополь. Договор Руси с греками.

Путь «из варяг в греки», вожди, старейшины, дружина, вече, смерды, Русь,

варяги,

печенеги,

дань,

Нестор,

Рюрик,

Олег

- уметь выявлять предпосылки образования государства у восточных славян,

- выявить причинно-следственные связи возникновения единой государственности у восточных славян.

- характеризовать особенности направления внутренней и внешней политики первых русских князей.

- пользоваться исторической картой и летописными источниками.

§5-6


33. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.

Киевское государство при Игоре. Начало борьбы с печенегами. Русско-византийская война 941-944 гг. Восстание древлян и смерть Игоря в 945 г. Легендарная месть Ольги и ее реформы. Поездка Ольги в Константинополь и принятие ею христианства. Князь Святослав. Поход на Восток, удар по Хазарии. Походы на Дунай. Поражение и гибель Святослава.

Полюдье,

налоги,

крещение,

погосты,

уроки.

Игорь,

Ольга,

Святослав.

- проанализировать причины и характер изменений во внутренней политике княгини Льги.

- определить причины и результаты активной внешней политики князя Святослава.

- уметь проследить аналогии и различия государственного строительства и правления правителей Руси и Западной Европы.

§7

34. Русь в правление Владимира Святославича.

Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение «восточной» и «балканской» политики Святослава. Создание оборонительной системы на юге. Внутренние реформы. Христианизация Руси. Личность Владимира.

Междоусобица,

христианство

Владимир Святославич

- выработка подходов и критериев оценки деятельности исторической личности.

- уметь проследить изменения во внутренней и внешней политике Руси.

- выявить причинно-следственные связи христианизации Руси.

- работа с летописным источником.

§8

35. Правление Ярослава Мудрого.

Вторая усобица на Руси. Укрепление власти киевского князя. Разгром печенегов. Активное градостроительство в окраинных землях Руси. Династические связи Ярославого дома. Введение в действие первого писаного свода законов - становление судебной системы.. Забота Ярослава о церкви. Появление школ и развитие русской письменной культуры. Новый порядок наследия власти. Личность Ярослава.

Междоусобица,

канонизация,

«Русская правда»,

половцы,

династические браки,

Ярослав Мудрый,

Святополк Окаянный,

Борис, Глеб

- выработка подходов и критериев оценки деятельности исторической личности.

- формирование навыков аргументированного отстаивания своей точки зрения.

- работа с историческим источником

§9

36. Княжеские междоусобицы. Владимир Мономах - великий киевский князь.

Наследники Ярослава. Половецкие набеги. Общественные потрясения и их причины. «Правда» Ярославичей. Ожесточение ме6ждоусобной борьбы княжеских кланов. Разорения половецких набегов. Любечский съезд князей. Походы на половцев. Киевское восстание 115 г. Вокняжение Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха - развитие законодательства на Руси.. Прекращение междоусобиц. «Поучение детям».

Междоусобицы, крестовый поход,

ростовщик,

реформа

Изяслав, Святослав, Всеволод, Олег Святославич, Владимир Мономах, Святополк Изяславич

Владимир Мономах,

Олег Святославич,

Святополк Изяславич,

Мстислав Великий

- выявление причинно-следственных связей начала междоусобной борьбы князей и народных восстаний во второй половине XI века,

- уметь вырабатывать критерии оценки деятельности исторической личности,

- выработка навыков исторического прогноза:

1. Каковы последствия реформ Мономаха?

2. Удастся ли раздробленности на Руси?

§12-13

37. Политическая раздробленность Руси.

Смерть Мстислава Великого и начало новой смуты. Политическая раздробленность: причины, значение. Отношение различных социальных слоев к раздробленности.

Влияние географических и природно-климатических условий, исторической среды на уровень и темпы развития хозяйства русских земель. Особенности политического устройства русских земель и княжеств как результат противоборства княжеской власти с боярской оппозицией.

Политическая раздробленность,

князь, бояре, дворяне-отроки, оппозиция, сепаратизм, вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, аристократическая республика, централизация власти.

Мстислав Великий

Юрий Долгорукий,

Андрей Боголюбский,

Всеволод Большое Гнездо,

Ярослав Осмомысл,

Роман Мстиславич,

Даниил Галицкий,

Всеволод Мстиславич

- определение причин политической раздробленности,

- умение выявить отрицательные и положительные последствия распада Руси,

- умение сравнивать междоусобицы периода политической раздробленности от междоусобиц предшествующего времени.

- уметь сравнивать географическое положение и природно-климатические условия различных русских княжеств,

- уметь сравнивать политический строй русских княжеств,

- работа с исторической картой

§14-16

38. Культура Руси X - начала XIII в.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Летописи,

Повесть временных лет,

зодчество,

иконопись,

фрески,

мозаика,

былины,

скань,

чернь,

зернь,

береста,

синтетическая культура,

неф,

апсида,закомар

Нестор,

Илларион,

Владимир Мономах,

Даниил Заточник

- уметь сравнивать уровень развития культуры Руси и культуры Западной Европы,

- уметь оценивать уровень развития Древней Руси

§17-18

Русь в XIII-XV веках (6 часов)

39. Начало монголо-татарского вторжения.

Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар. Политическое состояние Руси перед битвой на Калке. Битва на Калке. Монголо-татары на пороге Руси.

Монголо-татары,

хан, нукер,

нойон, курултай, тумен

Чингисхан,

Мстислав Романович Киевский,

Мстислав Удалой Галицкий, Мстислав Святославич Черниговский

- уметь сравнивать процесс создания Монгольского и Древнерусского государства,

- выявить причины успешных завоевательных походов монголо-татар,

- умение объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке

§19

40. Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

Удар по землям Волжской Булгарии. Вторжение в Северо-Восточную Русь. Герои борьбы с монголо-татарами. Вторжение в земли Южной Руси, разорение Киева. Последствия «Батыева разорения». Образование государства Золотая Орда. Политика крестоносцев в Прибалтике. Невская битва. Александр Ярославич Невский. «Ледовое побоище». Князь Александр Невский и Золотая Орда. Ордынское иго. Восстания на Руси.

Золотая Орда,

баскак,

ярлык,

крестоносцы,

Ливонский орден,

«ордынский выход»,

Ордынские «рати»

Батый,

Юрий Всеволодич,

Евпатий Коловрат,

Александр Ярославич Невский,

Михаил Всеволодич Черниговский,

Даниил Галицкий

- выявление причин поражения Руси в борьбе с монголо-татарами,

- определение значения героического сопротивления русского народа для дальнейшего развития Руси и Западной Европы,

- определение исторического значения побед Александра Невского,

- выявление взаимосвязи ордынского ига и постепенного отставания Руси от стран Западной Европы

§20

41. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

«Чисти», «сечи»,

«починки»,

подсека,

перелог,

поместье,

стригольники

- выявить предпосылки объединения русских земель, проявляющиеся в условиях развития и укрепления хозяйства,

- делать выводы об устройстве государства на основании изучения социальной структуры общества того времени

§21

42. Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

Северо-Восточная Русь в конце XIII -начале XIV в. Борьба за первенство. Причины возвышения Москвы. Иван Калита. Наследники Ивана Калиты. Князь Дмитрий Иванович. Борьба Москвы с Литвой и Ордой. Куликовская битва.

Система кормлений,

мздоимство,

лихоимство,

посулы.

Иван Калита,

Дмитрий Донской,

Сергий Радонежский

- определить последствия разновекторного развития русских земель,

- уметь аргументировано объяснить причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения русских земель,

- работа с исторической картой.

§22

43. Образование единого государства - России. Иван III.

Наследники Дмитрия Донского, борьба за власть. Иван III. Свержение ига Золотой Орды. Формирование централизованной государственной власти. Местничество как принцип формирования госаппарата. Система кормлений. Системный характер коррупции. Правило «Юрьева дня». Войны с Литвой и Ливонским орденом.

Феодальная война,

централизованное государство,

Боярская дума,

приказы,

наместники,

волостели,

Судебник 1497 г.

Василий I,

Василий II,

Юрий Дмитриевич Звенигородский,

Василий Косой,

Дмитрий Шемяка,

Иван III,

Василий III,

Хан Ахмат

- выявить причины феодальной войны второй четверти XVI века и ее последствия для дальнейшей судьбы страны,

- уметь работать с картой,

- доказать, что в XV веке образовалось единое государство - Россия.

§23

44. Культура и быт XIV-XV вв.

Героический фольклор. Литература. Зодчество и живопись. Особенности быта русского народа в XIV-XV вв.

Житийная литература,

изба,

сруб,

подклеть,

терем,

горница,

светлица

Андрей Рублев,

Феофан Грек

- выявление взаимосвязи направления и характера духовной деятельности человека с исторической средой

§24

Русь в XVI веке (3 часа)

45. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Пора боярского произвола. Венчание на царство Ивана IV. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. Борьба Ивана Грозного со взяточниками.

Присоединение Поволжья. Походы в Сибирь. Начало Ливонской войны.

Земский собор,

Избранная рада,

местничество,

излюбленные головы,

целовальники,

стрельцы,

судебник,

губная реформа

Засечная черта,

ясак

Иван Грозный,

Алексей Адашев,

Андрей Курбский,

Сильвестр

И. Выродков,

М.И.Воротынский,

Ермак,

Кучум

- дать характеристику направлению и принципам реформ Избранной рады,

- оценить их значение,

- уметь объяснить причины активизации внешней политики Ивана Грозного,

- работа с исторической картой.

§25-26

46. В преддверии Смуты.

Опричнина. Внутренняя политика Ивана Грозного в опричный период.

Опричнина,

«урочные лета»,

«заповедные лета»

Андрей Курбский,

Митрополит Филипп,

Малюта Скуратов,

Федор Иоаннович,

Мария Нагая,

царевич Дмитрий,

Борис Годунов,

Иов

- выявить взаимосвязь политики внешней и внутренней,

- выявить причины и цели введения опричнины.

§27

47. Культура и быт конца XV-XVI в.

Просвещение. Научные знания. Литература. Историческая и политическая мысль. Новые черты в архитектуре и живописи. Повседневная жизнь русских людей.

Нестяжатели,

иосифляне

Иван Федоров,

Афанасий Никитин,

Иосиф Волоцкий,

Нил Сорский,

Аристотель Фиораванти,

Иван Пересветов

- уметь прослеживать взаимосвязь социально-политических процессов в обществе с развитием духовной сферы жизни общества.

§28-29

Обобщающий контроль (1 час)

48. Повторение по теме »Россия с древнейших времен до конца XVI века».


Россия в XVII веке (6 часов)

49. Смутное время

«Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание И.И.Болотникова. Второй самозванец. Шведское вторжение. Семиборящина и сговор с польским королем. Народные ополчения. Освобождение Москвы. Борьба за русский престол. Избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Смутное время.

Смутное время,

гражданская война,

интервенция,

семибоярщина,

ополчение

Б. Годунов,

Г. Отрепьев,

Марина Мнишек,

И.И.Болотников,

В.И.Шуйский,

П.Ляпунов,

И.Пашков,

И.Заруцкий,

Д. Трубецкой,

К. Минин,

Д. Пожарский,

Сигизмунд,

М.Романов,

И. Сусанин

- определить понятие Смутное время,

- выявить соотношение объективного и субъективного начала в его появлении,

- уметь дать оценку деятельности Б.Годунова,

К. Минина,

Д. Пожарского,

- работа с исторической картой

§30-31

50. Социально-экономическое и политическое развитие при первых Романовых.

Первые Романовы. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное и местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд ( система наказаний за взятки в суде) и армия.

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Сословия русского общества: феодалы, крестьяне, посадские люди.

Приказы,

воеводы,

полки нового строя,

Соборное уложение,

губные избы, земские избы

Буржуазные отношения,

капиталистический уклад,

мануфактура,

товарное хозяйство,

посадские люди

М.Ф.Романов,

патриарх Филарет,

А. М. Романов

В.Г.Шорин,

Г.А.Никитников,

Н.А.Светешников,

Строгановы,

Демидовы

- уметь проследить основные направления политики по укреплению аппарата государственной власти,

- уметь дать характеристику господствующим формам хозяйственного развития России,

- уметь проследить зарождение новых буржуазных черт в системе общественных отношений

§32,34

51. «Бунташный век».

Социальные движения XVII в.: Соляной бунт, Медный бунт, движение С.Т.Разина. Вымогательство в царствование Алексея Михайловича.

Соляной бунт,

Медный бунт,

Атаман,

казачий круг,

голытьба, домовитые казаки

А.М.Романов,

Б.И.Морозов,

Василий Ус,

С.Т.Разин,

И.Б.Милославский,

Ю.Н.Борятинский,

Ю.А.Долгорукий

- уметь выявлять взаимосвязи социальных движений и с-э и политической обстановки в России,

- уметь характеризовать итоги и последствия широкого общественного движения.

§35

52. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

Патриарх Филарет. Церковная реформа. Раскольники. Падение Никона. Соловецкое восстание.

Русско-польские войны. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Присоединение Сибири. Нерусские народы.

Церковная реформа,

раскольники,

старообрядцы

Гетман, запорожская Сечь,

рада,

острог,

ясак,

ушкуйники

Патриарх Никон,

Протопоп Аввакум

Б. Хмельницкий,

М.Б.Шеин,

С.Дежнев,

Ф.Попов,

Е.Хабаров,

В.Атласов,

В.Поярков

- уметь проследить взаимосвязи:

1. Церковная реформа и укрепление государственной власти;

2. Движение раскольников и социальный протест русского общества.

- дать сравнительную характеристику Никона и Аввакума

- уметь проследить взаимосвязи направлений внешней политики с внутренними потребностями страны,

- уметь раскрыть причины и значение присоединения Сибири.

§33, 36,37

53. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

Царь Алексей Михайлович и его дети. Подготовка и начало преобразований в политической, военной и экономической сферах. Восстание в Москве (1682 г.). Регентство царевны Софьи.

«Хованщина»,

Немецкая слобода,

регент

Алексей Михайлович,

Федор Алексеевич,

Иван Алексеевич,

Петр Алексеевич,

Царевна Софья,

В.В.Голицын,

Ф.М.Матвеев,

А.Л.Ордин-Нащокин

- уметь дать оценку правлению наследников Алексея Михайловича

§38

54. Культура и быт XVII века.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XVII в.Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Русское барокко,

Парсуна,

Обмирщение,

Гуманизм,

Светскость,

Славяно-греко-латинская академия

В.Бурцев,

М.Смотрицкий,

К.Истомин,

С.Медведев,

С.Ушаков

- уметь выявлять новые черты, зарождавшиеся в духовной культуре русского общества и объяснить причины их возникновения.

§39-40


Россия в XVIII веке (6 часов)

55. Начало славных дел Петра. Северная война.

Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Возвращение в Москву и первые новшества.

Начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Первые преобразования и первые победы. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва.

Победы русского оружия в Прибалтике. Прутский поход. Победы на море.

Немецкая слобода,

Великое посольство, ассамблеи

Гвардейские полки,

Навигацкая школа,

Адмиралтейская верфь,

редут,

галера

Петр I,

Ф.Лефорт,

П.Гордон,

А.Меньшиков,

Б.П.Шереметев,

Ф.Головин,

А.С.Шеин,

Ф.Ромодановский

Е.И.Украинцев,

Карл XII,

Август II,

Фредерик IV,

Б.П.Шереметев

- уметь проследить взаимосвязь первых политических шагов Петра I и важнейших задач, стоящих перед страной,

- уметь объяснить причины прозападной настроенности Петра I.

- уметь провести логическую взаимосвязь поражения России в начале войны с преобразованиями в армии,

- работа с картой,

- работа над составлением хронологической таблицы

§41-43

56. Реформы Петра Великого и результаты его правления..

Экономическое развитие. Протекционистская политика Петра. Реформа государственного управления. Антикоррупционная деятельность Петра I Изменения в положении сословий. Народное восстание.

Конец Северной войны. Ништадтский мирный договор. Последние заботы Петра I. Личность Петра I.

Мануфактура,

протекционизм,

политика меркантилизма,

приписные крестьяне,

посессионные крестьяне,

Сенат,

Синод,

коллегии,

губернии,

провинции,

дистрикты,

фискалы,

прибыльщики,

подушная подать

Демидовы,

П.Ягужинский

- уметь доказать, что развитие российской промышленности основывается на феодальном сполсобе хозяйствования,

- выявить последствия глубокого реформирования государственного управления,

- охарактеризовать изменения в положении сословий

- уметь дать оценку исторической личности

§44-45

57. Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.

Дворцовые перевороты. Система «кормлений от дел» при Анне Иоанновне.Семилетняя война.

Дворцовые перевороты,

Кондиции,

Верховный тайный совет,

«бироновщина»

Екатерина I,

А.Д.Меньшиков,

Петр II,

Анна Иоанновна,

Бирон,

Иван Антонович,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна,

Б.К.Миних,

П.С.Салтыков,

Фридрих II,

Петр I II

- уметь вывить причины и последствия происходивших в России дворцовых переворотов.

§46

58. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

Воцарение Екатерины II. Либеральный курс. Уложенная комиссия. Укрепление государственного аппарата и абсолютизма. Борьба со взяточничеством при Екатерине II. Идеалы Просвещения и российские реалии.

Войны с Турцией, Речью Посполитой и Швецией. Признание Россией США. Борьба против революционной Франции.

Уложенная комиссия,

«просвещенный абсолютизм»

Екатерина II,

Г.Орлов,

Г.Потемкин,

Л.А.Вяземский,

П.А.Румянцев

Екатерина II,

Г.Потемкин,

П.А.Румянцев,

А.В.Суворов,

Ф.Ф.Ушаков

- уметь анализировать понятия «Золотой век», «просвещенный абсолютизм», уметь аргументировано подтвердить или опровергнуть смысл данных понятий,

- уметь выявить взаимосвязи направлений внешней политики и внутренних интересов страны,

- работа с исторической картой

§47-49

59. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. Народные движения. Е.И.Пугачев.

Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне.

Положение социальных низов в России XVIII в. Движение работных людей. Восстание Е.И.Пугачева. Развитие промышленного производства. Города. Торговля.

«Капиталистые крестьяне»,

отходники,

барщина,

оброк,

месячина,

работные люди,

Манифест,

Яицкие казаки

К.А.Булавин,

Е.И.Пугачев,

Чика Зарубин,

Салават Юлаев,

А.И.Бибиков,

И.Н.Белобородов,

И.И.Михельсон,

П.И.Панин

- уметь охарактеризовать и сопоставить феодальный и капиталистический хозяйственные уклады,

- уметь выявить причинно-следственные связи между положением социальных слоев и народными движениями.

§51-52

60. Культура, духовная жизнь и быт русского общества в XVIII веке.

Развитие просвещения. Наука. Общественно-политическая мысль.Фольклор. Литература. Архитерктура. Живопись. Скульптура. Быт.

Провиденциализм,

рационализм,

просветители,

сентиментализм,

классицизм,

барокко

Л.Ф.Магницкий,

М.В.Ломоносов,

В.Н.Татищев,

С.П.Крашенинников,

И.И.Лепехин,

М.М.Щербатов,

А.Н.Радищев,

А.П.Сумаруков,

Д.И.Фонвизин,

Г.Р.Державин,

А.Д.Захаров,

А.Н.Воронихин,

Д.Кваренги,

В.И.Баженов,

М.Ф.Казаков,

Д.Г.Левицкий,

Ф.С.Рокотов,

К.Б.Растрелли,

Э.М.Фальконе,

Ф.И.Шубин

- уметь проследить общее и особенное в развитии русской культуры в XVIII веке.

§53-54

Россия в первой половине XIX века (7 часов)

61. Россия в начале XIX века. Начало царствования Александра I.

Россия в начале XIX века: социально-экономическое положение, политический строй. Александр I. и Негласный комитет. Деятельность М.М.Сперанского. Борьба со взяточничеством и казнокрадством при Александре I

Негласный комитет,

Государственный совет,

министерства

Александр I,

П.А.Строганов,

А.А.Чарторыйский,

Н.Н.Новосильцев,

В.П.Кочубей,

М.М.Сперанский

- уметь выявить отличия России от других стран,

- выявление факторов, способствующих и препятствующих дальнейшему развитию России,

- работа с документом.

- выработка навыков характеристики исторического деятеля на основании его политических идей и свершений.

§55, 56 п.1-3

62. Внешняя политика России в начале XIX века. Отечественная война 1812 г.

Присоединение Закавказья к России. Войны со Швецией, Турцией, Францией. Вторжение в Россию наполеоновских войск. Бородинская битва.

Партизанская война. Изгнание Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.

Континентальная блокада,

генеральное сражение,

редуты,

флеши,

партизанская война,

конгресс

М.И.Кутузов,

П.И.Багратион,

М.Б.Барклай-де-Толли,

Д.В.Давыдов,

А.С.Фигнер,

А.Н.Сеславин,

В.Кожина,

Г.Курин

- уметь выявить взаимосвязь основных направлений внешней политики и внутренних интересов страны,

- уметь проследить причинно-следственные связи (источники победы России в войне 1812 г.).

§56 п.4-5,

§57,58

63. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов.

Задачи внутреннего развития России после Отечественной войны 1812 года. Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения. Александр I в последние годы царствования. Тайные организации будущих декабристов. Смерть Александра I. Восстание на Сенатской площади. Подавление движения декабристов. Суд и расправа.

Конституция,

военные поселения,

каре,

картечь,

каторга

А.А.Аракчеев,

Н.Н.Новосильцев,

П.А.Вяземский,

С.Трубецкой,

Н.Муравьев,

М.Муравьев-Апостол,

И.Якушкин,

П.Пестель,

Е.Оболенский,

А.Бестужев.

- уметь характеризовать источники реформирования внутренней жизни России на завершающем этапе правления Александра I,

- развитие аналитическо-синтезной мыслительной деятельности на основе материала о тайных организациях декабристов и их конституционных проектов,

- уметь аргументировано изложить свою позицию по проблеме оценки декабристского движения.

§59

64. Внутренняя политика Николая I.

Деятельность Третьего отделения, усиление цензуры. Теория «официальной народности». Рост бюрократического аппарата. Борьба со взяточничеством и казнокрадством при Николае I.

Кодификация законов. Крестьянский вопрос при Николае I. Денежная реформа. Кризис николаевской системы.

Третье отделение,

жандармский корпус,

цензура,

теория «официальной народности»,

кодификация

Н.М.Карамзин,

А.Х.Бенкендорф,

С.С.Уваров,

П.Я.Чаадаев,

М.М.Сперанский,

П.Д.Киселев,

Е.Ф.Канкрин

- уметь выявить основные тенденции и изменения в правление Николая I,

- умение выявить основные причины кризиса николаевской империи

§60-61

65. Общественная жизнь России при Николае I.

Кружки 20-30 гг. XIX века. Славянофилы и западники. Кружок Петрашевского. Русский социализм А.И.Герцена.

«архивные юноши»,

славянофилы,

западники,

утопический социализм

Д.В.Веневитинов,

А.С.Хомяков,

И.В.Киреевский,

А.И.Кошелев,

В.Г.Белинский,

А.И.Герцен,

Н.В.Станкевич,

Н.П.Огарев,

К.С.Аксаков,

Т.Н.Грановский,

К.Д.Кавелин,

М.В.Петрашевский

- уметь сформулировать основные отличия общественного движения в 20-30 гг. XIX в. от движения декабристов,

- сформировать основные принципы идей общественной мысли, оформившиеся в России в период правления Николая I.

§62

66. Крымская война.

Восточный вопрос. Начало войны. Синопский бой. Оборона Севастополя. Парижский мир.

Восточный вопрос

П.С.Нахимов,

В.А.Корнилов,

В.И.Истомин,

А.С.Меньшиков,

Н.И.Пирогов

- уметь выявить причин поражения России в Крымской войне

§63

67. Российская культура в первой половине XIX века.

Система образования. Наука. Открытия русских путешественников.

Архитектура и скульптура. Русская живопись. Музыка. Театр.

Университет,

гимназия,

лицей,

гувернер,

Классицизм,

Академизм,

реализм

Н.И.Лобачевский,

Н.Н.Зинин,

В.В.Петров,

Б.С.Якоби,

П.П.Аносов,

В.Я.Струве,

Н.И.Пирогов,

Н.М.Карамзин,

И.Ф.Крузенштерн,

Ю.Ф.Лисянский,

Ф.Ф.Беллинсгаузен,

М.П.Лазарев,

В.М.Головин,

Ф.П.Литке,

Г.И.Невельской,

А.Д.Захаров,

С.С.Пименков,

О.Монферран,

П.К.Клодт,

Б.И.Орловский,

К.И.России,

О.И.Бове,

И.П.Мартос,

А.Н.Воронихин,

К.А.Тон,

К.П.Брюллов,

А.А.Иванов,

О.А.Кипренский,

В.А.Тропинин,

П.А.Федотов

- уметь проследить взаимосвязь развития духовной культуры и научных знаний с экономическими и социально-политическими потребностями общества,

- уметь проследить общие и особенные черты русской культуры в первой половине XIX века.

§64-66

Итоговое повторение (1 час)

68. Итоговое повторение по теме: «Россия с древнейших времен до середины XIX века».


69-70. Резервные уроки



© 2010-2022