ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципального образования города Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Исследовательская работа





Автор:

Монахов Виктор Михайлович

ученик 5-Д класса

Руководитель:

Шилова Наталья Вячеславна

учитель истории





Нягань 2015

Изобретения и открытия первобытных людей

Монахов Виктор Михайлович

Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра, город Нягань

Муниципального образовательного учреждения

Муниципального образования города Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 5-Д класс

Аннотация

Цель работы: исследование влияния изобретений и открытий древнего человека на развитие человечества.

Методы:

  1. Изучение литературы.

  2. Работа с интернет ресурсами.

  3. Анализ и синтез полученных знаний.

Приемы - литературный поиск.

Полученные данные. Важнейшие изобретения и открытия первобытной эпохи имели огромное значение на развитие человечества:

1. Овладение огнем - источник тепла и света, давший возможность заселять районы земного шара с холодным климатом; защита от хищников; средство для приготовления пищи, для обработки деревянных орудий. В дальнейшем керамическое производство, металлургия и т.д.

2. Жилище и одежда - убежище во время сна, защита от зверей, от холода, ветра, солнца и пр.

3. Плот и лодка- возможность передвижения.

4. Лук и стрелы - оружие дальнего боя, обладающее прицельным качеством и скоростью полета, превышающее скорость других метательных орудий.






Изобретения и открытия первобытных людей

Монахов Виктор Михайлович

Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра, город Нягань

Муниципального образовательного учреждения

Муниципального образования города Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 5-Д класс

План исследования

Актуальность. Проблема великих открытий и изобретений человечества является чрезвычайно актуальной, так как каждое открытие, начиная с древнейших времён, являлось прорывом и качественным скачком культурного и технического уровня нашей цивилизации, звеном непрерывной цепочки развития от простейших форм к более сложным. Поэтому изучение важнейших изобретений и открытий, сделанных нашими предками, позволяет нам лучше понять нашу историю, пути развития человечества в целом, а также оценить наши возможности в настоящем и научный потенциал для будущего.

Гипотеза: открытия и изобретения древнего человека имели большое значение на развитие человечества.

Объект исследования - изобретения и открытия первобытных людей.

Предмет исследования - влияние изобретений и открытий древнего человека на развитие человечества.

Цель: исследование влияния изобретений и открытий древнего человека на развитие человечества.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Познакомиться с изобретениями и открытиями древнего человека.

2. Выяснить как изобретения и открытия древнего человека способствовали развитию человечества.

Периодизация работы ограничивается следующими временными рамками: от верхнего палеолита - 2,5 миллиона лет назад (приблизительно в это время первобытный человек стал изготавливать первые каменные орудия), до конца бронзового и начала железного века, т. е. около 1,5-1 тысячелетия назад, когда человеком была открыта металлургия и повсеместно стало широко использоваться и усовершенствоваться колесо.

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Работа с интернет ресурсами.

3. Анализ и синтез полученных знаний.

В исследовании использовались энциклопедии таких авторов, как Бурмистровой Л., Леонович А., работы авторов Волобуева О., Крововой М., Немировского А., Ранова В., Салариа Д.

Практическая значимость работы в том, что собранный нами материал может быть использован на уроках окружающего мира, истории, и во внеклассной работе.




























Изобретения и открытия первобытных людей

Монахов Виктор Михайлович

Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра, город Нягань

Муниципального образовательного учреждения

Муниципального образования города Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 5-Д класс

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшки,

Кувшины, чашки, плошки,

А чтоб не набивать живот,

Корзины сплёл, лукошки.

Всю Землю он преобразил,

Везде следы оставил,

Работал, не жалея сил,

Царём Землёю правил,

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался,

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся [3]

Проблема великих открытий и изобретений человечества является чрезвычайно актуальной, так как каждое открытие, начиная с древнейших времён, являлось прорывом и качественным скачком культурного и технического уровня нашей цивилизации, звеном непрерывной цепочки развития от простейших форм к более сложным. Поэтому изучение важнейших изобретений и открытий, сделанных нашими предками, позволяет нам лучше понять нашу историю, пути развития человечества в целом, а также оценить наши возможности в настоящем и научный потенциал для будущего.

Учёные говорят:" Покажите нам кости древнего человека, и мы расскажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать." [6]

От древнейших людей дошло до нас очень немногое: остатки жилищ, могилы. рисунки. Но и эти немногие "следы" жизни древних людей найти очень нелегко.

У нас возникла гипотеза- открытия и изобретения древнего человека имели значение на развитие последующих исторических эпох человечества.

Для подтверждения этого мы изучили необходимую литературу. помогающую в знакомстве с изобретениями и открытиями древнего человека.

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 - 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 - 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства.

Первобытность - отрезок времени от появления человека до образования государств. Это самый долгий этап человеческой истории - более 2,5 миллионов лет.

Первобытные люди - люди, жившие до изобретения письма, до появления первых городов и государств.

Около 100 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной до двух километров. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание.

В древности люди боялись огня так же. как боятся его дикие звери. Они встречались с огромной разрушительной силой огня, например, во время лесных пожаров, которые вспыхивали от удара молнии. Они видели огненную лаву вулканов, которая уничтожала всё на своём пути. [2]

Человек не сразу научился добывать огонь. Скорее всего, вначале огонь переносили к стоянке с лесных пожарищ или с мест извержения вулканов. Огонь постоянно поддерживали, дежуря около него днем и ночью. При переходе на другое место переносили тлеющие угли. Люди заметили, что ветер может раздуть огонь, что костер разгорается, когда подбрасываешь топливо. Так постепенно накапливался опыт, позволивший человеку совершить переход от пользования огнем к его добыванию. [Приложение II] Неизвестно, когда люди начали искусственно добывать огонь. Самый древний способ его получения - это трение одного сухого куска дерева о другой. Более эффективный путь - высекание искр при ударе одного камня о другой, в результате чего от искр воспламеняются сухая трава, мох. Затем появились простейшие устройства. Добывание огня требовало сноровки.

Огонь стали использовать для обогрева жилища и приготовления пищи. Люди заметили, что дикие животные боятся огня, поэтому с его помощью стали защищаться от хищников и применять его во время охоты. [2] Овладение огнем изменило жизнь древнейших людей.

Таким образом, огонь играет огромную роль в жизни человека. Применение огня для варки пищи, защиты от холода и производства первобытных орудий позволило человеку перейти на новую, высшую ступень развития. С помощью огня у чащоб и буреломов отвоевывали гигантские пространства для жизни человека. В итоге даже возникло подсечно-огневое земледелие - одна из примитивных и очень древних систем земледелия в зоне лесов и тропиков. Громадные безлесные пространства Европы и Малой Азии возникли с помощью огня. Огонь изменил и климат целых географических областей.

И в наши дни значение огня и горения огромно. Работа многочисленных современных двигателей внутреннего сгорания, дизелей, паровых машин - основана на использовании реакции горения. Но на момент открытия полезных свойств, огонь считался величайшей ценностью, ведь с огнем у людей появилась возможность жить в более холодном климатическом поясе, огонь позволял пережить суровые зимы. Еще позже люди познакомились со свойствами кремня и научились сами добывать огонь, готовить на нем пищу и обустраивать для него дома - камины-печи.

Чтобы укрыться от холода и диких зверей, древние люди укрывались в пещерах. Иногда для этого им приходилось изгонять из пещеры медведя или саблезубого тигра. [Приложение I]

Судя по находкам археологов, люди палеолита умели сооружать прочные, постоянные жилища. Около 300 тыс. лет до н. э. они делали овальные дома из кольев и веток и укрепляли дом камнями. [Приложение I]

Из-за наступления холодов в ледниковый период деревья исчезли, и охотники времён палеолита сооружали круглые жилища из сшитых шкур, закреплённых внизу костями больших животных. Такие дома люди строили 35-10 тыс. лет назад. [Приложение I]

Около 10 тыс. лет назад стали строить длинные дома. Для каркаса таких жилищ использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оленей. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в таких жилищах обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой небольшой очаг.

Очаг, который был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовившей для него пищу, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, а потом и дверь - словом, строить дом. [1]

Уже на заре человечества был создан первый покров - одежда или костюм для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. [5]

Простейшую одежду изготовляли из природных материалов, и её ношение имело чисто практические цели - защита от холода и возможных повреждений. Её шили костяными иглами, нитками служили сухожилия животных. Когда было холодно, изготавливали меховую одежду, зачастую с капюшоном. Одежда была похожа на современные комбинезоны, обувь - на мокасины. В период потепления обходились набедренными повязками. [10]

Только в эпоху неолита, после освоения прядения и ткачества, появляется драпирующая одежда, имеющая не только утилитарное но и декоративное назначение. В это время появляется и одежда дифференцированная по половому признаку - мужская и женская. Все эти традиции продолжали развиваться в народной одежде и дожили до нашего времени. [7]

Древние люди часто переходили с одного места на другое и должны были во время своих странствований тащить на себе свои пожитки. Стараясь облегчить эту непростую работу, они стали задумываться о средствах передвижения и прежде всего научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, в местах, которые находились на берегу морей или больших рек, богатых рыбой, плавательные средства были необходимы для рыбалки.

Первым плавательным средством древних был плот. Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением, но он вполне годился для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами). [Приложение III]
Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, легком и маневренном плавательном средстве. Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка. Ее прообразом также было бревно. Исследуя способы преодоления водных преград отсталыми австралийскими племенами, ученые в общих чертах восстановили основные этапы превращения бревна в лодку. Так, если туземцу требовалось переправиться через реку, он отрубал каменным топором часть ствола легкого дерева, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл, работая ногами. Некоторым усовершенствованием этого простейшего плавательного снаряда было заострение бревна. Следующим шагом может считаться стесывание горбыля, ведь на плоской стороне было удобнее лежать пловцу. Собственно лодкой бревно стало после того, как люди начали выдалбливать или выжигать в нем углубление для гребца. Изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряжённых усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были совершенно вытеснены из употребления легкими лодками, сшитыми из коры. Построить такую лодку было намного проще. Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Потом концы куска сшивались и связывались корнями, швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Умелый мастер мог изготовить такую лодку всего за несколько часов. На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус. [9]

Итак, около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения. В настоящее время лодки используются для отдыха, рыболовства, высадки людей и перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, передвижения по населённым пунктам во время наводнений и как спасательное средство (шлюпки).

Главным материалом для изготовления орудий труда был камень, поэтому период первобытности называют каменным веком. По меркам каменного века лук был очень сложным орудием. Действительно, все предшествовавшие усовершенствования орудий труда происходили в результате каждодневной деятельности человека. Другое дело лук и стрелы. Связь между распрямляющейся веткой и смертоносной стрелой, стремительно уносящейся вдаль, вообще говоря, не очевидна и совсем не лежит на поверхности. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности и большого технического опыта.

Основные элементы лука были известны задолго до его изобретения. Человек уже пользовался стрелой, которая представляла собой вариант предельно облегченного копья, используемого для охоты на мелкую дичь и птицу. [Приложение IV]

С другой стороны, люди постоянно наблюдали за тем, как при сгибании веток или молодых деревьев накапливалась энергия, а при разгибании - освобождалась. (Предполагают, что это свойство широко использовалось для устройства примитивных ловушек.) Однако лук появился лишь после того, как древний мастер придумал стягивать согнутую ветку с помощью тетивы - крепкого шнура, свитого из жил или волос. Посредством тетивы стало возможным передать стреле энергию разгибающейся ветки. [11]

Этим изобретением был достигнут колоссальный прогресс в добыче пропитания. Пущенная с помощью лука стрела летела значительно дальше, чем даже при самом сильном броске рукой, и попадала в цель с исключительной точностью. Появилась возможность охотиться на таких животных, которые прежде были совершенно недоступны для первобытного охотника. Добычей лука стали и быстроногие пугливые олени, и птицы, и мелкие пушные зверьки и даже рыбы.

С изобретением лука охота надолго стала одним из основных занятий, а позже и развлечений древнего человека.

Однако лук стал применяться не только как метательное орудие. Способность натянутой тетивы издавать звук определенного тона была подмечена и использована при изготовлении первых струнных инструментов. Т.е. именно лук стал дедушкой многочисленных лютен, гуслей и гитар.

Важно было и другое принципиальное открытие, с помощью лука оказалось возможным передавать и преобразовывать движение Так лук стал частью примитивного сверлильного приспособления, получившего широкое распространение и сыгравшего очень важную роль в технике каменного века. В настоящее время стрельба из лука как спорт существует во многих странах.

Таким образом, изучая справочную, научно-популярную литературу, мы смогли узнать много интересного о изобретениях и открытиях древнего человека.

Важнейшие изобретения и открытия первобытной эпохи имели огромное значение для данной и последующих эпох:

1. Овладение огнем - источник тепла и света, давший возможность заселять районы земного шара с холодным климатом; защита от хищников; средство для приготовления пищи, для обработки деревянных орудий. В дальнейшем керамическое производство, металлургия и т.д.

2. Жилище, одежда - убежище во время сна, защита от зверей, от холода, ветра, солнца и пр.

3. Плот и лодка - возможность передвижения.

4. Лук и стрелы - оружие дальнего боя, обладающее прицельным качеством и скоростью полета, превышающее скорость других метательных орудий. Произвели переворот в охоте.

Таким образом, мы исследовали изобретения и открытия древнего человека: овладение огнём, строительство жилищ, шитьё одежды, изготовление плота и лодки, лука и стрел. Эти открытия и изобретения помогли человеку выжить в суровых природно - климатических условиях того времени и способствовали развитию человечества в будущем. Наша гипотеза о том, что открытия и изобретения древнего человека сыграли большую роль на развитие человечества, подтвердилась.

После проведённого исследования мы познакомили учащихся нашего класса с материалами нашего исследования. В будущем мы хотим продолжить работу по данной теме, и выяснить какие ещё были сделаны открытия и изобретения человека влияющие на развитие человечества.

























Список литературы.

1. Бурмистрова Л. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей / Л. Бурмистрова. - М.: Издательство АСТ, 2000, - 288с.

2. Вигасин А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- М.: Просвещение, 2007, - 287с.

3. Волобуев О. В. По следам прошлого: Книга для начального изучения истории: Ч. 1 / О. В. Волобуев. - М.: ТЕРРА, 1995, - 144 с.

4. Калабухова Л. Атлас древних цивилизаций / Л. Калабухова - М.: Олма-пресс, 1999, - 144 с.

5. . Кротова М. Первобытное общество / М. Кротова, Л. Смирнова // История.- 2000.- №11. С. 1-4.

6. Леонович А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения / А. Леонович. - М.: Издательство АСТ, 1999. - 512с.

7. На заре цивилизации. Энциклопедия. - М.: Терра, 1995, - 194с

8. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся / А. И. Немировский - М.: Просвещение, 1981. - 304 с.

9. Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества: книга для учащихся старших классов средней школы/ В. А. Ранов. - М.: Просвещение, 1988. - 158с.

10. Салариа Д. Штрихи времени. Жилища / Д. Салариа, Ф. Макдональд.- М.: Росмэн, 1995,-78 с.

11. Салариа Д. Штрихи времени. Изобретения / Д. Салариа, П.Тэрвей..- М.: Росмэн, 1995,-53 с.



















ПРИЛОЖЕНИЕ


















I

Жилище и одежда.


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работаИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа




ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работаИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа











II

Овладение огнём.


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа



ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа







III

Плот и лодка.


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работаИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа




ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работаИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа










IV

Лук и стрелы.


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа


ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Исследовательская работа




© 2010-2022