История России. Гражданская война

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гражданская война в России. 11 класс


Все рядком лежат -

не развесть межой

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой?

Белый был - красным стал

Кровь обагрила

Красным был - белый стал

Смерть победила.

М. Цветаева

Вопрос: К какому событию в истории нашей страны относится стихотворение М. Цветаевой?

Тема урока: «Гражданская война в России»

Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что Гражданская война стала трагедией для народа, опираясь на исторические источники выявить причины победы красных.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выделить и охарактеризовать противоречия в обществе, которые привели к Гражданской войне в России.

2. Проанализировать политику «военного коммунизма».

3. Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.

  2. Развивать умение анализировать, аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.

  3. Формировать умение организовать свою работу в группе.

Воспитательные:

  1. Дальнейшее формирование коммуникативной культуры.

  2. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: Гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, национализация.

Оборудование урока: ПК, мультимедийная установка, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

План урока

  1. Когда и почему началась Гражданской войны и интервенция.

  2. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

  3. Боевые действия в конце 1918-начале 1919 г.

  4. Решающие сражения Гражданской войны.

  5. Завершение Гражданской войны.

Революция 1917 года положила начало Гражданской войне - одной из самых кровавых страниц российской истории. Страна раскололась на красных и белых, своих и чужих.

Гражданская война величайшая трагедия в истории нашей страны. Это борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

  1. Почему победу одержали красные?

  2. Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

  3. Чему учат итоги Гражданской войны?

  4. Определить последствия войны для судьбы нашей страны.

  1. Когда и почему началась Гражданской войны и интервенция

Что такое Гражданская война?

Запись в тетради

Гражданская война - это вооруженная борьба внутри страны между различными социальными группами.

Мы с вами встретимся с таким термином как интервенция.

Интервенция - агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооруженное, во внутренние дела какой-нибудь страны.

Давайте выясним причины, почему иностранные государства вмешивались в ход Гражданской войны.

Задание для учащихся: прочитать текст учебника стр. 103-105, сформулировать причины и особенности Гражданской войны в России.

Обсуждение задания в группе (в паре)

Ответ учащихся дополняет учитель.

Причины Гражданской. Запись в тетрадь

  1. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране в результате смены власти.

  2. Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы.

  3. Неприятие Брестского мира.

  4. Экономическая политика большевиков, прежде всего национализация и отмена частной собственности.

  5. Политика ведущих политических партий «кадетов, эсеров, меньшевиков», которые не смогли найти компромисс.

Особенности Гражданской войны.

  1. Долгая, кровопролитная война развернулась на огромной территории.

  2. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.

  3. В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки «человек с ружьем».

Вопросы:

Исходя из причин Гражданской войны, можно ли определить какие социальные слои участвовали в войне? Назовите их. Определите - кто поддерживал красных, кто белых?

Красные. Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа, предлагали то, что жаждал народ. (Земля - крестьянам и т.д.)

Белый лагерь был крайне неоднороден. Там были монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры. В рядах белого движения оказалась значительная часть интеллигенции.

Факт. До сих пор бытует мнение, что в белую армию шли капиталисты и помещики. Однако среди участников перехода Добровольческой армии с Дона на Кубань зимой-весной 1918 года половина была офицерами военного времени «вспомните, кто становился офицерами в 1916-1917 годах». Из высшего офицерства считая 36 генералов помещиками были только 6 %, капиталистов не было вообще, потомственных дворян 21%, детей офицеров и личных дворян 39%, остальные происходили из мещан, крестьян, мелких чиновников, солдат. Генерал М.В. Алексеев происходил из солдатских детей, генерал Л.Г. Корнилов был сыном казачки.

Мы видим, что значительную часть белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Их интересы объективно совпадали с интересами господствующих слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, которой не принимал народ.

  1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

Вопрос: А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Беседа с учениками.

В исторической литературе существуют различные точки зрения на время начала Гражданской войны в России - февраль 1917 г. (свержение самодержавия), октябрь 1917 г. (захват власти большевиками), май 1918 г. (мятеж чехословацкого корпуса в России), июль 1918 г. (восстание левых эсеров против большевиков).

Наиболее распространённая датировка Гражданской войны - 1918-1922 гг. В Гражданской войне выделяют два этапа - Большая война 1918-1920гг., завершившаяся прекращением боевых действий в европейской части России после разгрома армии П.Н. Врангеля в Крыму и Малая война 1920-1922 гг., в которой антибольшевистские силы и иностранные интервенты были разбиты в Сибири и на Дальнем Востоке.

Мы возьмем периодизацию Гражданской войны по учебнику:

  1. Октябрь 1917- весна 1918год

  2. Май 1918- осень 1918год - «демократический период» Гражданской войны

  3. Осень 1918-1920 год - военное противостояние красных и белых армий

  4. 1921-1922 гг. - поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей. Окончание борьбы на Д/В.

Плакаты времен Гражданской войны.

Вопросы: Проанализируйте, что было дорого для красных и для белых.

Беседа с учениками.

  1. Боевые действия в конце 1918-начале 1919 г.

  2. Решающие сражения Гражданской войны.

Задание: стр.106-109. Карта №4. Заполните хронологическую таблицу.Результаты.

Общая характеристика периода

Человек на войне. Как сложилась его судьба.

Презентации о военачальниках Гражданской войны: М. Тухачевский, А. Деникин.

  1. 5. Завершение Гражданской войны.

1. Победа красных. Что обеспечило победу красным?

- поддержка большей части населения;

- попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнуло крестьян к большевикам;

- большевики в короткий срок смогли создать боеспособную дисциплинированную армию;

- у «белого» движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра, разложение в армии;

- массовое выступление пролетариата за рубежом «Руки прочь от России».

2. Уничтожение оппозиционных антисоветских сил.

3. Сохранение целостности России.

Последствия Гражданской войны.

  1. С осени 1917 -1922гг. потери почти 13 млн. человек, 2 млн. - уехали в эмиграцию.

  2. Нанесен колоссальный ущерб российской экономики. Сумма ущерба на 1922 год составляла от 40 до 50млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.

  3. Промышленное производство упало в семь раз. Сокращение посевных площадей (67% довоенного уровня).

  4. Разрыв с наследием прошлого.

- свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры;

-насаждение новой пролетарской культуры и новой идеологии;

-борьба с церковью;

- продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих».

Каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы как они их понимали. Большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Беседа учителя с учениками.

Вопросы: В чем заключается трагизм Гражданской войны? Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиций общечеловеческих ценностей? В чем состоит главный урок Гражданской войны?

Учитель. Главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

III. Рефлексия.

Оцените свою работу и работу класса на уроке:

  1. Я понял что…

  2. Я научился…

  3. У меня получилось…

  4. Меня удивило…

  5. Урок дал мне для жизни…

  6. Мне захотелось…

IV. Выставление оценок.

V.Домашнее задание.

1. Параграф 14.

2.Подготовть сообщение о Фрунзе, Деникине, Колчаке.



© 2010-2022