План - конспект урока по теме: «Культура Киевской Руси»

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Томский коммунально-строительный техникум»













План конспект урока по теме: «Культура Киевской Руси»







Автор: преподаватель: Шашко Е.Н.













Томск - 2016

Культура Киевской Руси.
(план-конспект урока)

Цели урока:


1. Обучающиеся (знания).
К концу урока обучающиеся должны знать:
- особенности развития культуры Киевской Руси;
- основные достижения культуры Киевской Руси.


2. Развивающиеся (умения).
В ходе урока формировать у обучающихся умения:
- воспроизводить изученный материал;
- быть внимательными слушателями;
- отбирать исторический материал и готовить сообщение по теме;
- работать с историческими документами.


3. Воспитательные.
- воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего государства, бережного отношения к памятникам культуры и истории


План урока:
1. Особенности культуры Киевской Руси.

2. Письменность и книжность.

3. Литература Киевской Руси.

4. Архитектура и изобразительное искусство.

5. Материальная культура.

Примечание: педагог дает опережающее задание одному, двум обучающимся подготовить сообщение о создателях славянской азбуки со слайдовой презентацией; всем выполнить словарную работу: найти и записать в тетрадь определения терминов - былина, летопись, «хождения», жития святых, зернь, скань; необходимо распечатать исторические документы для работы на уроке; подобрать иллюстративный материал по теме:«Повесть Временных лет», «Остромирово Евангелие», «Поучение своим детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Софийский Собор в Киеве», «Золотые ворота» в Киеве, икона «Ангел Златые власы», ювелирная техника зернь и скань.

Ход урока:

1. Погружение в тему.

Педагог озвучивает тему урока. Вместе с обучающимися дает определение слова культура - это совокупность достижение материальной и духовной жизни общества в процессе его исторического развития, определяет цели урока: что знают по теме, что должны знать, где полученные знания можно применять в практической, повседневной жизни? Знакомит с планом урока.

2. Особенности культуры Киевской Руси.

Педагог: задает вопрос: какое важное событие в культурной и политической жизни страны произошло в княжении князя Владимира? Ответ: принятие христианства. Особенности культуры Киевской Руси состоят в том, что она представляла собой соединение славянских языческих культурных традиций и христианской византийской культуры. Их взаимопроникновение создало уникальное, неповторимое культурное своеобразие Руси.

3. Письменность и книжность.

Педагог: первым толчком к быстрому развитию культурного взаимопроникновения Руси и Византии явилось изобретение в самом начале 10 века письменности. Болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием была разработана азбука, состоящая и 43 букв. Договор «Руси с греками» 911 года уже был подписан на двух языках: русском и греческом. Создание славянской азбуки было великим достижением, которое объединило славянский мир. Давайте познакомимся с вами с ее создателями Кириллом и Мефодием.

Сообщение обучающихся о личности Кирилла и Мефодия.

Известно, что братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Из жизнеописания святых Кирилла и Мефодия: греки, братья, родились в семье византийского военачальника в Македонском городе Солунь (Фессалоники), теперь этот город принадлежит современной Греции и находиться на берегу Эгейского моря. Кроме Кирилла и Мефодия в семье было еще пять братьев. Мефодий был самым старшим братом и Кирилл (в миру Константин) младшим братом. Мефодий предположительно родился около 815 года, его светское имя неизвестно. По предположению многих исследователей мать братьев была славянкой, и именно по этой причине братья с детства владели славянским языком так же хорошо, как и греческим. Скорее всего это был один из диалектов древнеболгарского языка. Кирилл родился около 827 года и до пострижения в монашество носил имя Константин. Кириллом же он стал перед самой кончиной. Оба брата получили прекрасное образование и хорошее воспитание. Мефодий сначала пошел по стопам отца и решил сделать военную карьеру, но около 852 года принял монашеский постриг, а позже стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия). Кирилл же, с рождения одаренный филологическими способностями, с юных лет тяготел к наукам. Уже в солунской школе в возрасте 14 лет он читал книги одного из отцов церкви 4 века - Григория Богослова. Затем Константин получил образование в Константинополе у крупнейших ученых своего времени, таких как Лев Грамматик и Фотий (будущий патриарх), изучая античную литературу, философию, математику, астрономию, риторику и музыку. Закончив обучение, Кирилл принял сан священника и стал трудиться библиотекарем в соборе Святой Софии в Константинополе. Братья перевели Апостол, Евангелие, Псалтырь и другие церковные книги.

В 868 году Кирилл и Мефодий отправились в Рим по приглашению папы. В Риме папа Андриан Второй освятил славянские книги. Тут случилось несчастье: еще совсем не старый Константин, которому было всего 42 года, тяжело заболел и умер в Риме 14 февраля 869 года. Перед смертью Кирилл сказал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Похоронили великого славянского учителя в базилике Святого Климента. Мефодий пережил брата на 16 лет и выполнил его наказ.

Нужно еще отметить, что братьям пришлось бороться с сопротивлением немецкого и римского духовенства, которые не разрешали вести литургию на славянском языке, только в 880 году это запрет был отменен.

Умер Мефодий 8 апреля 855 года, местонахождение его могилы неизвестно. Преемникам он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников - славян. Но ученики Мефодия, защищавшие после его смерти славянскую литургию, были изгнаны из Моравии и обосновались в Болгарии. Именно в этой стране и был создан новый славянский алфавит на основе греческого: для того чтобы передать фонетические особенности славянского языка, алфавит был дополнен буквами, заимстованными из глаголицы. Данный алфавит, распространившись у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» - в честь Кирилла. Хотя некоторые ученые высказывают сомнения в правильности присвоения алфавиту имени, ссылаясь на то, что в «Житии Мефодия» есть такая фраза: «Кирилл же уговорил брата своего идти с ним, потому что тот знал славянский язык». Кроме того, сохранились свидетельства, что сочинения Кирилла с греческого на славянский переводил Мефодий, поэтому возможно, что именно старший из братьев стал создателем нового алфавита. Однако твердых доказательств этому пока нет.

Предложить обучающимся работу с историческим документом.

Из «Повести Временных лет»:

«Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь моравовпервоначальны созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских и у дунайских болгар. Когда моравы жили уже крещенными, князья их послали к царю греческому Михаилу, говоря:- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил… нас, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского… Услышав это, царь Михаил созвал всех философов, и … сказали философы: - В Солуни есть два мужа- Кирилл и Мефодий, они искусные философы и знают славянский язык. Услышав об этом, царь послал за Мефодием и Кириллом… и уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь, и другие книги…».

Задание к документу

1. Назовите автора «Повести Временных лет».

2. Какие цели преследовал автор летописи, рассказывая о возникновении славянской грамоты? В чем автор видит главные причины принятия азбуки?

Педагог: для скорейшего развития письменности и грамотности на Руси Владимир Креститель создает школы для обучения грамоте. Его преемник Ярослав Мудрый создает специальные мастерские по переводу и переписке книг. В период его правления в школе при Софийском Соборе обучалось более 300 детей. В 1096 году сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу девушек. Грамотность быстро и широко распространялась на Руси: об этом свидетельствуют многочисленные надписи на стенах древних зданий, имена мастеров и владельцев на ремесленных изделиях 11-12 веков, а также знаменитые новгородские берестяные грамоты самого разного содержания. В середине 11 века на Руси появляются книги.первой такой книгой было «Остромирово Евангелие», созданное для новгородского посадника Остромира в 50-е годы 11 века. В 1073 и 1076 годах были созданы великолепные памятники книжности - «Изборники» князя Святослава, представляющие собой сборники религиозных, философских, медицинских и иных текстов. При Ярославе Мудром в Киеве появляются первые библиотеки.

4. Литература Киевской Руси.

Педагог: древнерусская литература была представлена как памятниками народного творчества - былинам (просит дать определение былины), так и письменными произведениями - летописями (определение), «хождениями» (определение), житиями святых (определение).
Былины содержат самый разнообразный сюжетный материал: это и сказочные богатыри Илья Муромец и его товарищи, и князь Владимир Креститель, и новгородский купец Садко.

Предложить обучающимся прочитать былину о Добрыне Никитиче и выполнить задание.

Былина о Добрыне Никитиче.

«Как во стольном во городе во Киеве
Жил да был там удалый добрый молодец,
Молодой ДобрынюшкаНикитинич
Пожелал-то он идите за охвотою.

……………………………………….

Воспроговорит-то князь Владимир-от да стольне-киевский:
- Ах ты молодой Добрынюшка Никитинич
Отправляйся ты, Добрыня, во туги горы,
Ай во Туги горы, Добрыня, к лютой змеи
А за нашею дочкою за царскою.
А за царскою-то дочкою княженецкою.
Закручинился Добрыня, запечалился,
Ай скочил-то тут Добрыня на резвы ноги.
………………………………………………….

Стал поскакивать да стал помахивать,
лучше старого да лучше прежнего
Отрубил да змеи все хоботы,
Разрубил змею да на мелкие части
Роспинал змею да по чисту полю
Ай заходит он в печеры во змеиные,
А во тых во пещерах во змеиных
А росоквана там дочка княженецкая.

……………………………………….

Приезжает то Добрынюшка ко стольному ко городу ко Киеву,
Ай ко ласковому ко князю ко Владимиру,
Ай привозит князю дочику любимую.
Ай за тую то за выслугу великую,
Князь ево нечем не жаловал».

Задание: Почему князь Владимир не наградил Добрыню за его службу? В роли кого выступает Добрыня в этой былине?

Педагог: великим памятником литературы и исторической мысли Древней руси является «Повесть Временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Нестор был автором одного из первых русских житий (жизнеописаний) святых - «Жития Бориса и Глеба». Оригинальным произведением 12 века является знаменитое «Поучение своим детям» князя Владимира Мономаха.
Новым жанром в литературе 12 века стали описание путешествий, так называемые «хождения», например «Хождение игумена Даниила во святую землю».
Совершенно обособленно в ряду памятников литературы Киевской Руси стоит выдающееся произведение 12 века - «Слово о полку Игореве». Эта повесть датируется 80-ми годами 12 века.

5. Архитектура и изобразительное искусство.

Первоначальная деревянная архитектура Киевской Руси не сохранилась. Каменная архитектура, усвоившая традиции византийских мастеров, оставила нам шедевры Софийского собора в Киеве (1037 г). Характерно, что собор святой Софии в Новгороде (1050г) был возведен уже русскими мастерами. Замечательным памятником древнерусского зодчества являются «Золотые ворота» в Киеве, выстроенные в результате своеобразного соперничества Киева и Константинополя.
К памятникам изобразительного искусства относятся мозаики, фрески и иконы. Стены Софийского собора в Киеве украшает грандиозная мозаика Богоматерь Оранта (Молящаяся), символизирующая образ покровительницы, защитницы всея Руси.
Из фресок (роспись красками по сырой штукатурке) наиболее интересна с изображением музыкантов и скоморохов одной из стен Софийского собора.
Все это свидетельствует о высоком развитии живописи в Киевской Руси. Подтверждение тому - первые русские иконы 12 века. Например, в иконе «Ангел Златые власы» мы наблюдаем уже славянские черты изобразительного образа.

6. Материальная культура.

Материальная культура Руси 11-12 веках переживала настоящий подъем. Изделия русских ремесленников славились далеко за пределами Руси. Резьба по кости достигла такого совершенства, что в Византии ее даже прозвали «русской резьбой». Очень ценилось русское оружие - мечи, сабли и другие изделия. Непревзойденными были изделия русских ювелиров, использующих тончайшую технику при изготовлении украшений: зернь (просит определение у обучающихся) - когда на изделие напаивали мельчайшие золотые или серебряные шарики, скань (спросить определение у обучающихся) - рисунок золотой или серебряной проволокой, и в сочетании с ней - техника перегородчатых эмалей - когда пространство между проволокой заполняли яркой краской.
Высокого уровня развития достигли кузнечное, гончарное, кожевенное ремесла, производство строительных материалов и другие. В целом Русь практически не уступала культурным достижениям передовых стран Западной Европы и Востока.

7. Закрепление пройденного материала.

1. Каковы особенности древнерусской культуры, что повлияло на ее развитие?

2. Назовите имена создателей славянской письменности.

3. Когда на Руси появляются первые книги на Руси? Назовите одну из первых русских книг.

4. Какие жанры древнерусской литературы вы запомнили? Назовите самые известные литературные произведения Древней Руси.

5. Назовите известные памятники архитектуры Древней Руси.

6. Можно ли русскую культуру считать полностью заимствованной у Византии?

8. Домашнее задание.

Предложить ребятам, используя дополнительные исторические источники,решить исторические задачи:

1. Для работы им требовались кожи «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди? (ответ: они переписывали книги).

2. Из памятников гражданской литературы Древнерусского государства до нас дошло «Поучение Владимира Мономаха…». Какие основные жизненные принципы были сформулированы в нем автором? (ответ: активная гражданская позиция, следование христианским заповедям, стремление к распространению «славы русской», князь должен быть мужественным, смелым, деятельным, проявлять заботу о ближних и подданных, заботиться о хозяйстве, не лениться, быть всегда готовым к походу).

3. В середине 11 века было написано «Житие Бориса и Глеба». В дальнейшем тема жизни Бориса и Глеба развивается в многочисленных литературных произведениях. Чем объясняется ее популярность?

(Ответ: тем, что Борис и Глеб были едва ли не первыми, кто призвал к миру, к прекращению усобиц, и фактически поплатились за это жизнью.В России же тема прекращения пролития крови всегда была очень актуальна).

4. Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово Евангелие»? (ответ: нет не мог, Софийский собор в Новгороде был закончен в 1050 году, а Остромирово Евангелие в 1056-1057 гг).

5. Какие новые черты внесли русские зодчие в византийскую крестово-купольную архитектуру? (ответ: многоглавие церквей и их пирамидальность).

9. Подведение итогов урока.

- что знали?

- что узнали?

- где пригодятся полученные знания?

Список использованной литературы.


1. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России 9-18вв. Учебник для учащихся средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. Ростов-на-Дону, Издательства «Феникс», 1996.-416с.

2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений. 6-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-303с.



© 2010-2022