Дидактический материал по истории средневекового Казахстана

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 44»

отдела образования акимата Меркенского района







Дидактический материал

по истории Казахстана

(7 класс)





Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.







Подготовила учитель истории: Куренбаева М.Т.


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Изучение истории средневекового Казахстана в 7 классе - основное звено в историческом образовании школьников, так как они переходят к изучению нового этапа развития человечества - феодальной формации. Изучение этого курса поможет учащимся в дальнейшем понять законы развития человеческого общества. Курс средневековья поможет понять закономерности развития на примере процессов и явлений, происходящих в государствах, странах и народах. Пособие поможет формировать систему знаний, развивать познавательные способности учащихся, развивать творческий подход в изучении материала.

Изучение истории средневековья раскрывает перед учениками исторический процесс в его сложности, противоречивости и многообразии. Понимание объективных закономерностей исторического развития служит надёжной научной основой для сознательной практической деятельности. Поэтому средневековье является той ступенькой в дальнейшем воспитании исторического самосознания, которое поможет учащимся в дальнейшем свободно ориентироваться в сложных исторических процессах, происходящих в новое и новейшее время.

Содержанием этого периода, его сущностью, является утверждение феодального способа производства и завершение процесса феодализации общества.

Актуальность данного пособия состоит в том, что материал по истории средневекового Казахстана синтезирован в опорных текстах, тестах, таблицах. Закрепление материала направлено на выполнение заданий, требующих творческого подхода, в результате которого развиваются мыслительные способности учащихся, формируется их мировоззрение, учащиеся должны самостоятельно анализировать материал и давать оценку отдельным фактам, событиям, деятельности исторических личностей.

Пособие даёт возможность для развития анализа и логики мышления, систематизации учебного материала, понимания закономерности процессов, происходящих в человеческом обществе.

Принцип преемственности является одним из факторов успешного усвоения исторического материала. Пособие позволяет опираться на понятия, которые уже известны учащимся из других предметов. Базовые знания школьники получают на уроках истории.




1.Введение (1 час):

- характеристика периода, понятие «средние века», этапы средневековья.

2. «Казахстан в период раннего средневековья» (11 часов).
«Раннесредневековые государства на территории Казахстана» (6 часов):

- образование Тюркского каганата (территория, население, хозяйство, культура), Акыртас - ранний средневековый каганский центр;

- Западно-Тюркский каганат (территория, социальное положение населения, хозяйство);

- Тюргешский каганат, происхождение тюргешей, образование Тюргешского каганата, внешняя политика, хозяйство и культура, согдийцы в Семиречье;

- образование государства карлуков (территория, население, хозяйство, политическое положение, культура, появление письменности у тюрков), распад каганата, Суяб - столица карлуков;

- образование государства огузов (территория расселение огузских племен, общественный строй, этнический состав), огузы на территории Казахстана, их хозяйство и домашние промыслы, ремесла, распад государства огузов, Жанкент (Янгикент) - столица огузов;

- образование государства кимаков, общественное и политическое положение каганата, этнический и племенной состав, распад государства кимаков, культура и ремесла кимаков;

- обобщение.

3. «Оседлая и кочевая культура в VI-IX веках» (5 часов):

- культура кочевников и оседлых народов, их взаимосвязь, города и поселения, городские сооружения (мавзолеи, мечети);

- материальная культура кочевников, ее особенности, ремесла (керамические изделия и изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги;

- архитектура и искусство (архитектура, декоративно-прикладное искусство);

- устное народное творчество, письменность и религия (устное народное творчество, язык и письменность, раннетюркская письменность, арабская письменность), религиозные верования;

- обобщение.

4. «Казахстан в период среднего средневековья» (31 час).
Образование новых государств на территории Казахстана в период средневековья (4 часа):

- государство Караханидов, образование государства, территория, общественный строй и хозяйство, особый вид земледелия, культура, принятие исламской религии;

- найманы, кереиты и жалаиры (расселение племен, общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами);

- каракитаи в Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения, внешние связи;

- кипчакское ханство, этнический состав, занимаемая территория, хозяйство, политический строй и внешние связи.

5. «Великий Шелковый путь на территории Казахстана» (4 часа):

- возникновение и функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов, находившихся на пересечении караванных путей;

- основные направления Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье - главные ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан - один из главных путей выхода на Запад);

- влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и укрепление связи между странами и народами;

- социально-экономическое значение Великого Шелкового пути для Казахстана (изучение караванных путей Семиреченского участка Великого Шелкового пути в соответствии с программой «Культурное наследие»).

6. Культура Казахстана Х в. - начала ХІІІ века (7 часов):

- развитие городов (Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города), архитектурные изменения в городских сооружениях, оборонительные сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь, особенности архитектуры (изучение городов средневековья по программе «Культурное наследие);

- развитие ремесел и торговли, изготовление домашней утвари, кузнечное дело, ювелирное ремесло, торговля и денежный оборот;

- развитие архитектуры и строительства, декоративно-прикладное искусство, его особенности, мавзолеи, мечети, бани (изучение средневековой архитектуры по программе «Культурное наследие);

- религия и культура, религиозные верования, влияние ислама и арабского языка на развитие науки и культуры, Отрарская библиотека, расцвет науки и культуры (математика, философия, музыка, естествознание, языкознание и др.), народная медицина;

- развитие науки и образования (язык, наука и литература), выдающиеся деятели науки и культуры тюркоязычных народов (Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни, АхметЯссауи);

- Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни (строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе «Культурное наследие»);

- обобщение.

7. «Казахстан в XIII веке - первой половине XV века» (10 часов):

- образование Монгольской империи, общественный строй Монгольской империи, нашествие монголо-татарских завоевателей в Казахстан, героическая борьба народов против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских улусов (улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания;

- образование Золотой Орды, усиление Золотой Орды, общественный строй Золотой Орды;

- Ак Орда, обретение самостоятельности, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;

- Моголистан, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;

- государство Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан, Китай, Индию и на другие страны), последствия походов;

- Ногайская Орда, территория и этнический состав, город Сарайчик -административный, экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды XIII-XV веков, распад государства, Северный Казахстан и Западная Сибирь (этнический состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее положение);

- ханство Абулхаир хана, укрепление ханской власти и государственное устройство;

- административное устройство средневековых государств на территории Казахстана, общественный строй, землепользование и налоги;

- экономическое положение, скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла;

- обобщение.

8. «Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках.

Формирование казахской нации» (2 часа):

- этнополитические процессы в Казахстане, этнический состав населения, формирование этнополитической общности, окончательное сложение казахского народа;

- казахские жузы, этнонимы «алаш» и «жуз», разделение на узбеков и казахов, происхождение этнонима «казах».


9. «Культура Казахстана в XIV-XV вв.» (4 часа):


- материальная культура, жилище, одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление домашней утвари, ювелирные изделия, торговля;

- духовная культура, устное народное творчество (сказки и легенды, состязание акынов, загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство, казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная медицина, народные представления о происхождении мира;

- градостроительство, мавзолеи (мавзолей Ахмеда Яссауи в Туркестане, Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство;

- обобщение.

10. «Казахстан в период позднего средневековья. Образование единого государства» (21 час).
13. «Образование Казахского национального государства» (3 часа):

- предпосылки образования национального государства казахов, деятельность Жаныбека и Керея;

- основатели государства - Жаныбек и Керей (территория, этнический состав населения), отношения с соседними государствами;

- внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, управление государством и внешние связи, историческое значение образования единого казахского государства.

11. «Развитие и укрепление казахского государства в ХVI-ХVII веках» (4 часа):

- Касым хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан - собиратель казахских земель;

- Хакназар хан, дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского государства при правлении Хакназар хана, внутренняя и внешняя политика хана Хакназара;

- хан Тауекель, внутреннее положение ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские отношения, связи с русским государством;

- Есим хан, внутренняя и внешняя политика хана Есима, феодальные усобицы и мятеж хана Турсуна.

12. «Социально-экономическое развитие Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІ вв. » (4 часа):

- государственно-административное устройство Казахского ханства, традиционная система управления, казахский хан, социальный состав населения;

- хозяйство, кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства, земледелие, ремесла, кочевая цивилизация;

- казахские города, упадок казахских городов и причины упадка;

- обобщение.

13. «Казахстан во второй половине ХVII века» (3 часа):

- ослабление Казахского ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной власти, влияние внешнего положения на ослабление ханства;

- правление Хана Тауке и его законы, «Жеты жаргы», великие бии, внутренняя и внешняя политика при Тауке хане;

- внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, казахско-джунгарские отношения, связи с Сибирским ханством, казахско-русские отношения.

14. «Культура Казахстана в ХVI-ХVII вв.» (7 часов):

- культура казахского народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная кухня;

- творческие традиции казахского народа, казахский фольклор (сказки, былины, пословицы);

- героический и лирический эпос, социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи;

- историческая литература (Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и его «Жамигат ат Тауарих»);

- литература и искусство, становление казахского литературного языка, творчество акынов-жырау, народных певцов и композиторов, музыкальное искусство, жырау Доспамбет и Жиембет жырау;

- обобщение.

15. Итоговое обобщение (4 часа).

Дидактический материал по истории Казахстана
7 класс

«Духовная культура народов Казахстана».

1.Незаконченные предложения…

А) По сведениям археологических исследований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены…

Б) Судя по письменным источникам культ барана был широко распространен в …… регионе.

В) Культ барана связан с зороастрийским….

Г) У некоторых народностей фавн - бог…..

Д) С почитанием барана как покровителя рода и племени связывали свое происхождение….

Е) У казахов баран выступал в качестве ……. и ……

Ж) Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение ….

2.Объясните значение терминов:

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.

Тотем - Медресе - Мечеть - Ислам -

3.Ответьте на вопросы теста:

1.Издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи связаны с культом

А) огня В) барана С) солнца

2. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха

А) резали барана В) подливали масла в огонь С) покупали петуха

3. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в

А) Северном Казахстане В) Западном Казахстане С) Жетысу.

4.Ислам сыграл значительную роль в развитии городской культуры в

А) 6-9веках В) 5-7 веках С)10-12 веках

5.В государстве Караханидов ислам был объявлен государственной религией в

А) 870 г. В)737 г. С) 960 г.

6. По исламской религии вместе с покойником хоронить предметы, которыми ранее пользовался покойник

А) разрешалось В) запрещалось С) без разницы.

Государственно - административное устройство государств на территории Казахстана в 13-15 вв.

1. Из каких двух групп состояло общество?

2.Кто входил в состав каждой группы?

3.Какую роль выполняли беки, эмиры, мурзы?

4.Как формировалась ханская власть?

5.Что такое курултай? Сколько раз в год его собирали? Какие вопросы на нем решались?

6.Что обозначает титул «карача»?

7.Перечислите виды собственности на землю.

8.Какие налоги и повинности были возложены на простой народ? Перечислите подробно.

Образование Казахского государства. Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.

1.Назовите предпосылки образования Казахского государства.

2. С историей, каких государств связан процесс образования Казахского ханства?

3. Как звали мятежных султанов, которые увели своих людей из ханства Абулхаира?

4. Куда переселились откочевавшие роды?

5. Почему султаны Керей и Жаныбек откочевали из ханства Абулхаира?

6. Почему хан Могулистана Есен-буга радушно принял откочевавших султанов?

7. Кто из султанов стал первым казахским ханом?

8. Где размещалась ставка казахских правителей?

Казахское ханство при Касым хане. Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.

1.Касым - сын

А) Жанибека В) Керея С) Есима.

2. Касым взял ханскую власть в свои руки в

А) 1480 году В) 1511 году 1525 году.

3. Став ханом, Касым, укрепляя свою личную власть, стремился ослабить

А) государство В) влияние народа С) влияние феодальной знати.

4. В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось

А) экономически мощное государство В) политически влиятельное государство С) и то, и другое.

5. В начале правления хана Касыма политико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханства являлся город

А) Сыгнак В) Сауран С) Суяб.

6. Позже столицей Казахского ханства стал город

А) Туркестан В) Тараз С) Мерв.

7. Численность населения, находившегося под властью хана Касыма составляла

А) 0,5 млн человек В) 2 млн человек С) 1 млн человек.

8. Главным направлением внешней политики хана Касыма в начале 16 века была борьба за присоединение

А) присырдарьинских городов В) территории Жетысу С) Дешт -и-Кыпчакской степи.

9. В 1510 году хан Шайбани потерпел поражение от

А) узбеков В) могулов С) казахов.

10.Периодом бурного развития Казахского ханства, расширения его территории, роста международного влияния был

А) 14 век В) 16 век С) 15 век.

Казахское ханство в период правления хана Тауке. Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.


1.Тауке хан был сыном

А) Тауекеля В) Есима С) Жангира.

2. Хан Тауке правил

А) в 1438-1480гг. В) в 1680-1715гг. С) в 1771-1781гг.

3. Став ханом, Тауке стремился

А) покончить с феодальными распрями и раздробленностью страны В) создать сильное централизованное государство С) и то, и другое.

4. В целях укрепления своей власти хан Тауке стал опираться на

А) Султанов В) Биев С) Батыров.

5. При хане Тауке столицей государства стал город

А) Туркестан В) Ташкент С) Оренбург.

6. Перед угрозой джунгарского нашествия хан Тауке пошел на создание военного союза казахов с

А) киргизами и каракалпаками В) узбеками и могулами С) русскими и китайцами.

7. При активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов был разработан свод законов

А) «Проторенный путь хана Касыма» В) «Исконный путь хана Есима» С) «Жеты-Жаргы»

8. По «Жеты-жаргы» к правовой ответственности привлекались с

А) 13 лет В) 16 лет С) 18 лет.

9. В конце 17 века джунгары не раз нападали на Южный Казахстан и дошли до реки

А) Чу В) Сарысу С) Ишим.

10. Для решения вопроса об организации отпора джунгарам близ Каракумов собрались представители трех казахских жузов в

А) 1728 году В) 1726 году С) 1710 году.

Государство огузов.

«Найди ошибку в тексте»…

В конце 10 и начале 11 веков в среднем и нижнем течении Амударьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Суяб на берегу Волги.

Тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Восточную Сибирь. В 7 веке огузские племена, жившие в Восточном Жетысу, входили в состав тюркского каганата. После создания Кимакского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.

В начале своего расселения в этих местах огузы встретили радушный прием местных племен кангюев и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на восток.

Государство огузов.

«Закончить предложение»…

О происхождении слова огуз имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз», что означает_____________, другие - от слова «ок» -_____________. Третьи считают от слова «огиз» -_______________.

Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена_____________, ______________ и ________________.

Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из____ племен, аль-Марвази - из______.

Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул_____________.

Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории_________.

Духовная культура тюрков.

«Да или нет?»

1.Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв.

2.Он был создан на основе китайских иероглифов.

3.Это доказывает, что саки были ираноязычными.

4.Наряду с тюркской письменностью, широкое употребление в стране нашла и согдийская письменность.

5.Письменная литература у тюрков появилась в 5 веке.

6. «Книга моего деда Коркыта» состоит из 12 эпосов.

7.Книга содержит сказки, легенды, слова- назидания.

8. Тюрки почитали женское божество Умай-ана - покровительницу земли.

9.Древнетюркские памятники письменности были найдены в долинах рек Волга, Днепр, Дунай.

10.Предметы, извлеченные из захоронений тюрков, свидетельствуют, что они верили в загробный мир.

Великий Шелковый путь.

«Да и нет».

1. Название пути связано с торговлей шелком.

2. Он служил мостом между обширными территориями Севера и Юга.

3. Свое начало ВШп брал из районов в долине реки Янцзы в Китае.

4. Возле озера Иссык-Куль путь разветвлялся на две ветви.

5. Общая протяженность ВШп составляла около 10 тысяч километров.

6. Производство шелка в Согдиане было настолько развито, что могло соперничать с Китаем в торговле.

7. Одним из наиболее дальних пунктов торговли шелком являлась столица Индии Нара.

8. Страны, через которые пролегал ВШп, вступали в культурные связи с другими народами.

9. Все средневековые города Жетысу находились вдоль ВШп.

10. Ныне имеющиеся современные автомобильные и железные дороги проходят параллельно древнему Шелковому пути.

Развитие городской культуры.

1. По данным археологических исследований в середине средних веков в Казахстане

А) значительно оживленней развивалась оседлая культура В) росло число городов С) и то, и другое.

2. По письменным источникам стало известно, что в Южном Казахстане к 10-12 векам было известно

А) 32 города В) 33 города С) 34 города.

3. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье

А) Амударьи и Сырдарьи В) Урала и Волги С) Арыси и Сырдарьи.

4. Кроме Южного Казахстана высоко развита была городская культура в

А) Жетысу В) Западном Казахстане С) Восточном Казахстане.

5. Испиджаб, Отрар, Сауран - относятся к городам с площадью

А) менее 10 га В) от15 до 30 га С) более 30 га.

6. Одним из новых элементов в градостроительстве были

А) мечети В) синагоги С) буддийские храмы.

7. Дворец правителя размещался в

А) цитадели В) рабаде С) шахристане.

8. Справа от входа в комнату находился

А) водопровод В) суфа С) тандыр.

9. Ташнау - это

А) печь В) санитарно-очистительное устройство С) загон для скота.

10. Глиняный помост для отдыха - это

А) тандыр В) ташнау С) суфа.

Религия и культура.


1. «Найди соответствие»…

Культ барана, использование его как Буддизм

тотем и жертвенное животное

Статуэтки Будды, остатки буддийских Христианство

храмов в Жетысу и Юж. Казахстане

Остатки храма в Акбешиме Зороастризм

Согдийцы распространяли эту веру Манихейство

2. Из чего можно судить об укреплении позиций ислама в регионах Казахстана?

Развитие архитектуры и строительства.

«Да или нет».

1. Декоративно-прикладное искусство применялось при обработке земли и выращивании овощей.

2. Материалом для архитектурных украшений зданий служили глина и ганч.

3. С помощью обожженного, резного и шлифованного кирпича мастера создавали определенный рисунок.

4. В прикладном искусстве на керамике, в резьбе и росписи были распространены изображения растений.

5. При раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефными оттисками льва.

«Найди соответствие»…

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Мавзолеи исламские храмы

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Мечети надгробные сооружения

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Мавзолей Айша-Биби это сооружение является сейчас

оздоровительным центром

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Баня в г. Туркестан надгробное сооружение в честь

красавицы, умершей от укуса змеи


Золотая Орда.

Выберите правильный ответ…

1.Цитадель - это

А) передовой пост, передовая позиция; В) укрепленная центральная часть, приспособленная к самостоятельной обороне; С) полевое фортификационное сооружение в виде прямоугольника, подготовленное к круговой обороне.

2. Курултай - это

А) общее собрание знати во главе с членами правящей династии В) центральный орган исполнительной власти С) высший орган государственной власти.

3. «Яса» - это

А) центральный орган исполнительной власти В) повинности, которыми облагалось покоренное население С) свод обычного права Чингисхана

4. Улус- это

А) высший орган государства В) владения членов правящей династии, входящие в состав империи

С) независимые государства во главе с Чингизидами.

Вставьте пропущенные слова

Общественный строй Золотой Орды был схож с системой улусов потомков ______________. Ханская власть передавалась ____________. В случае смерти хана трон занимал__________ или _______. Для контроля за сбором налогов назначались ___________, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы. Военное руководство было в руках ________. В системе государственного управления важную роль играли __________.

Развитие науки и образования.

«Установи соответствие»…

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Абу Насыр аль-Фараби родился близ Туркестана, поэт, до нас дошла

его книга «Дар истины».

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Абу Райхан аль-Бируни проповедник исламской религии в Казахстане,

автор сборника «Диуан-и-хикмет».

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Махмуд Кашгари знаменитый мудрец, великий мыслитель, ученый-

энциклопедист, назван «вторым учителем» после Аристотеля.

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Юсуф Баласагуни ученый-энциклопедист, за 500 лет до Коперника

научно доказал геоцентрическую систему мира.

Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.Ходжа Ахмед Йасауи родился в Баласагуне, известен своим трудом

«Кутадгу билик».

Ахмед Иугнеки родился в Кашгаре, написал знаменитый труд

«Диуани лугат ат-тюрк»

Завоевание монголами земель Казахстана.


1. Большую роль в воспитании будущего монгольского хана Чингисхана сыграл

А) керейский хан Торы В) жалаир Жамука С) найманский хан Даян

2. Основатель Монгольской империи Чингисхан родился в

А) 1206 году В) 1155 году С) 1218 году.

3. Настоящее имя Чингисхана

А) Есугей В) Батый С) Темучин.

4. Монгольская империя была разделена на административные тумены количеством

А) 100 В) 95 С) 99.

5. Основным законом государства являлся

А) Шариат В) Яса С) Жеты жаргы.

6. Монголы воевали с Китаем в

А) 1211-1215 гг. В) 1218-1227 гг. С) 1237-1240 гг.

7. Воюя с китайцами, монголы переняли у них

А) тактику ведения боя В) огнестрельное оружие С) осадные стенобитные и метательные орудия.

8. Монголы при вторжении в Жетысу использовали обстановку

А) межрелигиозного противостояния В) ухудшения погоды С) заключенных договоров.

9. Население города Отрар сопротивлялось монголам в течении

А) 5 месяцев В) 6 месяцев С) 7 месяцев.

10. После нашествия монголов в Жетысу осталось всего городов

А) 20 В) 200 С) 50.

11. Розданные четырем сыновьям земли стали назывться

А) аймаками В) туменами С) улусами.

12. Восточная часть Дешт-и Кыпчак, весь Центральный, северный и Западный Казахстан принадлежали

А) Джучи В) Чагатаю С) Угедею.

13. Монголией после Чингисхана правил

А) Джучи В) Тулуй С) Чагатай.

14. Чингисхан умер в

А) 1206 году В) 1218 году С) 1227 году.

Ак Орда.


Соотнесите даты и события…

1327-1328 пришел к власти Абулхаир хан из династии Шайбанидов

1374-1375 Тохтамыш завоевал большую часть Золотой орды

1380 Урус хан совершил поход в Поволжье и захватил столицу Золотой Орды

1428 Мубарак хан чеканил свою монету в Сыгнаке

«Да или нет».

1. Чингисхан разделил завоеванные им земли между тремя сыновьями.

2. выделенная старшему сыну территория называлась по его имени улусом Жошы.

3. Этот улус делился на три крыла: левое, центральное и правое.

4. Владения Бату называли Белой ордой, а владения Орда -Ежена - Золотой Ордой.

5. Белая Орда занимала территорию от р.Урал до Западно-Сибирской низменности.Могулистан.

«Да или нет»

1. В восточной части улуса Чагатая было создано государство эмира Тимура.

2. Государством Могулистан правил ранее служивший чагатайскому хану знатный эмир Пуладчи из племени дулат.

3. Основной целью его деятельности являлось объединение Могулистана и Мавераннахра.

4. В 1348 году Пуладчи возвел на трон потомка Чагатая, восемнадцатилетнего Тогулук-Тимура.

5. В состав государства входила территория Южного Казахстана и Жетысу.

6. Первоначально монгольские племена арлат, чорас, калучи и др. имели преимущество среди местных тюркоязычных племен.

«Установи соответствие»

1348 Могулистан распался на две части после смерти Уаис хана

1365 возведение на трон Тогулук-Тимура

1425 состоялась Батпактинская битва

1371-1372 поход Улугбека на Могулистан и разграбление его

1428 первый поход эмира Тимура на Могулистан

Государство эмира Тимура.

Тест.

1. Годы жизни эмира Тимура

А) 1405-1488 В) 1336-1405 С) 1376-1455

2.Эмир Тимур был родом из тюркизированного племени

А) барлас В) чорос С) арлат.

3. В 1370 году Тимур захватил власть в

А) Могулистане В) Мавераннахре С) Месопотамии.

4. Эмир Тимур правил своим государством

А) 35 лет В) 25 лет С) 45 лет.

5. Прежде чем завоевать Золотую Орду Тимур решил покорить е ближайшего соседа

А) Ногайскую Орду В) Могулистан С) Белую Орду.

6. 21 января 1391 года Тимур выступил с 200-тысячным войском в поход против

А) Тохтамыша В) Урус хана С) Тимур-Малика.

7. Первые походы на Могулистан эмир Тимур совершил в

А) 1401-1402 гг. В) 1371-1372 гг. С) 1356-1357 гг.

«Найди ошибку в тексте»…

Лишь смерть Чингисхана в 1227 году остановила завоевательные походы эмира Тимура на земли Казахстана. Эти походы вызвали невиданные последствия, сказавшиеся на процессе жизни населения Казахстана. Значительно увеличилась численность населения, расцвело хозяйство. Были налажены связи с другими народами и странами. Города увеличились, их население стало расти за счет приезжих из других стран. Тяжелейший урон понесло скотоводческое хозяйство.


Ханство Абулхаира.

Найди соответствие:

92 рода и племени территория ханства

1428 год Абулхаир захватил город Самарканд

1446 год состав населения ханства

1468 год Абулхаир отправился в поход в Могулистан

1428-1468 гг. начало правления Абулхаира

1456-1457 гг. Джучид, Шайбанид

Улус Шайбани поражение от ойратов

Абулхаир Узбекское ханство

От Урала до Балхаша период правления Абулхаира

История Казахстана. Государственно-административное устройство Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды.


« Да или нет».

1. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы.

2. Ханская власть наследственно передавалась от матери к дочерям.

3. Курултай созывался два раза в год в зимнее время.

4. Монгольский титул «бахадур» присваивался представителям богатой знати.

5. Простонародье называли шаруа.

6. В Монгольской империи использовали свод законов «Яса».

«Найди соответствие»:

Инджу земли, дававшиеся ханами своим служащим за службу, но не

передававшиеся по наследству

Вакуф земли, принадлежащие хану

Государственные земли земли религиозных учреждений и служителей

Союргал земли потомков Чингисхана

Этнополитические процессы в Казахстане.


1. У населения Казахстана монголоидные признаки появляются с вторжением с востока

А) гуннов В) найманов С) уйсунов.

2. Эти признаки усилились в период

А) 1-5 веках В) 6-9 веках С) 9-12 веках.

3. Монгольское нашествие в начале 13 века нарушило процесс формирования

А) казахского государства В) казахского языка С) казахской народности.

4. Со временем малочисленные монгольские племена на территории Казахстана

А) растворились, переняли тюркский язык и обычаи В) усилились, утвердили монгольский язык и обычаи С) не прижились в Казахстане.

5. Сложение казахской народности было отброшено назад на

А) 150-200 лет В) 50-150 лет С) 100-150 лет.

6. Узбек-казахами именовались жители

А) Ногайской Орды В) Белой Орды С) Могулистана.

7. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена

А) Белой Орды В) Ногайской Орды С) ханства Абулхаира.

8. Казахи стали обособляться как народ при хане

А) Абулхаире В) Узбеке С) Бараке.

Образование Казахского ханства.

«Да или нет»…

1. Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Кереем и Жаныбеком.

2. Хан Могулистана Есен - Буга был против расселения казахских султанов в Жетысу.

3. Мухаммед Хайдар Дулати писал, что султаны Керей и Жаныбек создали Казахское ханство в 1455-1456 годах.

4. О дате создания Казахского ханства существует ряд научных предположений.

5. По последним научным исследованиям Казахское ханство было создано весной 1458 года.

6. Под властью Керея и Жаныбека на единой территории собралось около 1 миллиона человек.

7. Вначале Казахское ханство занимало земли Западного Жетысу, поймы рек Чу и Талас.

8. Хан Абулхаир легко смирился с уходом людей из государства.

9. Керей и Жаныбек поддерживали дружеские отношения с киргизами.

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства в 15 веке.


1. Кто стал первым казахским ханом? Почему?

2. На какой территории первоначально существовало Казахское ханство?

3. Какие изменения произошли на занятой казахами территории?

4. Какие задачи ставило перед собой Казахское ханство?

5. Чем закончилась война за присырдарьинские города, длившаяся 3 последних десятилетий 15 века?

6. В чем состоит историческое значение образования Казахского ханства?

Хан Хакназар.

1. Сколько лет длился политический кризис после смерти хана Касыма?

2. Укажите годы правления хана Хакназара.

3. Что удалось сделать Хакназару для государства?

4. Как складывались отношения казахов с Ногайской Ордой?

5. Какими были отношения с Москвой?

6. Почему в 70-х годах 16 века Казахскому ханству принадлежала только западная часть Жетысу?

7. Почему Баба-султан приказал убить Хакназара?

Хан Тауекел. Хан Есим. Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.


Установите соответствие:

1.

1580-1582 Есим

1582-1598 Шигай

1598-1628 Тауекел

2.

Шигай хан в годы его правления создано Уложение степных законов

Есим хан отправил к русскому царю Федору Иоанновичу посольство во главе с

Кул-Мухаммедом

Тауекел хан объединил силы с ханом Бухары против Баба-султана

3.

Ташкент уничтожение мятежного хана Турсуна

«Катаганское побоище» присоеденен к Казахскому ханству в годы правления Тауекела

Бухара при осаде этого города был ранен Тауекел

Ослабление Казахского ханства.


1. В середине 17 века Джунгарское ханство в период правления хунтайджи Батура

А) усилилось В) ослабело С) перестало существовать.

2. Крупные сражения между казахами и джунгарами произошли в следующие годы:

А) 1628,1643,1656 В) 1635,1643,1652 С) 1723,1727,1756.

3. После хана Есима ханский титул принял его сын

А) Таввакул В) Бурундук С) Жангир.

4. В этот период в Казахском ханстве

А) не утихали распри и соперничество между знатью В) происходило объединение всех жузов для борьбы с врагами С) ничего не происходило.

5. Распри и междоусобицы между ханами, султанами

А) тормозили развитие экономики, хозяйства и культуры В) никак не влияли на хозяйство и культуру С) способствовали развитию экономики, хозяйства и культуры.

6. За героические подвиги в борьбе с джунгарами в народе называли прозвищем - Салкам - хана

А) Тауке В) Жангира С) Есима.

7. Чаще всего джунгары вторгались на территорию жузов:

А) Старшего и Младшего В) Старшего и Среднего С) Среднего и Младшего.

8. Знаменитое Орбулакское сражение произошло в

А) 1635 году В) 1643 году С) 1652 году.

9. В Орбулакском сражении хан Жангир с 600 воинами противостоял

А) 10000 джунгар В) 50000 джунгар С) 35000 джунгар.

10. Хан Жангир погиб в одном из боев с джунгарами в

А) 1655 году В) 1652 году С) 1658 году.Государство Караханидов.

1.Время существования государства Караханидов

А) 552-603 В) 942-1212 С) 704-756.

2. Первым правителем государства был

А) Сатук Богра-хан В) Огулшак С) Есен-буга.

3. Правителей государства выбирали из племен

А) кангюев и уйсунов В) огузов и кимаков С) ягма и жикил.

4. Верховная власть находилась в руках

А) короля В) хакана С) кагана.

5. У племени ягма тотемом был

А) волк В) верблюд С) лев.

6. Ставка ханов называлась

А) орда В) яма С) сарай.

7. Земельный надел, пожалованный хаканом за службу

А) икта В) вакуф С) соиргал.

8. Государство Караханидов делилось на

А) три части В) четыре части С) две части.

9. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков писал, что основной вид хозяйства

А) свиноводство В) коневодство С) овцеводство.

10. В Южном Казахстане и Восточном Туркестане преобладало

А) кочевое скотоводство В) полукочевое скотоводство С) оседлое скотоводство.

Найманы, кереи, жалаиры.


1. Установите соответствие:

Столица найманов Битобе

Найман хан Торы

Наркеш Даян Балыкты

Бильге хан восемь

Керейский хан « Знающий хан»

Столица кереев найманский хан

2. «Да или нет».

1.Власть осуществлялась по улусной системе.

2. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

3. Найманы, кереи и жалаиры в основном занимались охотой.

4. Основным жилищем были землянки.

5. Разводили преимущественно лошадей и овец.

6. Система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены.

Каракитаи в Семиречье.

Найдите соответствие:

924 год падение государства каракитаев

1125 год каракитаи захватили Жетысу

1125 год кидани создали государство Ляо

1128 год Елюй Даши с 40-войском вторгся в Жетысу

Гурхан ставка каракитаев

Гуз-Орда найманский хан

Харадж титул правителя

Кучлук земельный налог

1213 год падение государства Ляо

Кыпчакское государство.


1. Время существования Кыпчакского государства

А) 1128-1213гг. В) 11- начало 13 вв. С) 704-756 гг.

2. Земли между Алтаем и Волгой называли

А) дешт-и Кыпчак В) Мавераннахр С) Междуречье.

3. Этнический состав кыпчаков начал формироваться в

А) 5-6 вв. В) 6-7 вв. С) 7-8 вв.

4. Кыпчакские ханы были выходцами из племени

А) токсоба В) ельборили С) йетиоба.

5. У кыпчаков распространен был культ

А) быка В) льва С) волка.

6. Ставка ханской власти носила название

А) орда В) сарай С) столица.

7. О том, что у кыпчаков существовало рабство, свидетельствовал

А) Юсуф Баласагуни В) Махмуд Кашгари С) Абу Дулаф.

8. В русских исторических источниках кыпчаков называли

А) команы В) половцы С) гунны.

9. По данным археологических раскопок, у кыпчаков разводили

А) 2 вида скота В) 3 вида скота С) 4 вида скота.

10. Одним из источников существования у кыпчаков была

А) торговля В) охота С) рыбная ловля.


Влияние ВШП на развитие культуры.


1. Составьте логические цепочки из слов:

Китай, Индия, Византия, Иран, Тюркский каганат, империя царя слонов, империя царя людей, империя царя драгоценностей, империя царя коней, империя царя мудрости, империя царя хищных зверей, империя царя государственного управления и промышленности, империя царя царей, империя царя мужей.

2. Продолжите фразу:

На панелях стен святилища, вскрытого на городище Костобе в Таласской долине , были изображены виноградные лозы с висящими ___________, _________, ________, __________, __________, ___________. Мотивы резьбы, отдельные элементы орнамента, стиль находок подобны резьбе, украшающей стены дворцов Афрасиаба и Варахши (________), а также Самарры (________) и Фустата (________). Это доказывает, что вкусы ________ мастеров и мода на столичный стиль __________ распространялась по ___________________.

3. Да или нет.

А) Наряду с распространением товаров, культурных образцов и эталонов по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца.

Б) Это искусство требовало перевода, существовали языковые барьеры.

В) Похожие номера демонстрировали и греческому фараону, и чукотскому князю, и тюркскому басилевсу.

Г) Один из царственных меломанов содержал з00 тысяч музыкантов.

Д) Наиболее популярной в Танском Китае была музыка Запада - городов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Е) На празднествах в честь сельджукского султана Арслана 2 выполнял рискованные сальто византийский акробат.

Определите соответствие

Тюркский каганат 704-756г.г.

Западно - Тюркский каганат 552-603г.г.

Тюргешский каганат 9-11 века

Государство огузов 9-11 века

Государство кимаков 603-704г.г.

Объясните значение слов:

Каган, он ок будун, теле, кара будун, елхан

Государство эмира Тимура. Дидактический материал по истории средневекового Казахстана.


1.Происхождение эмира Тимура:

А) Чингизид Б) из племени дулат В) из монгольскго племени барлас.

2. Годы жизни эмира Тимура:

А) 1255-1305 Б) 1336-1305 В) 1227-1255

3. Период правления эмира Тимура:

А) 1370-1405 Б) 1428-1468 В)1306-1378.

4. В 1370 году эмир Тимур захватил власть в

А) Семиречье Б) Двуречье В) Мавераннахре.

5. Эмир Тимур неоднократно совершал набеги на территории Казахстана:

А) Жетысу и Дешт - и- Кипчак Б) Приаралье и Зап. Казахстан В) Прибалхашье и Сев. Казахстан.

6.Прежде чем завоевать Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить ее ближайшего соседа:

А) Могулистан Б) Ногайскую Орду В) Белую Орду.

7. Для своих целей эмир Тимур использовал сына Туй Ходжы:

А) Уруса Б) Тохтамыша В) Токтакию.

8.Эмир Тимур посадил Тохтамыша на трон в Сауране после смерти

А) Уруса Б) Есенбуги В) Малик-оглана.

9. Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи-Тархан, Крым, Орду Мамая в

А) 1370 Б) 1380 В) 1390.

10. После победы над Тохтамышем в 1395 году эмир Тимур

А) разрушил столицу Золотой Орды Б) напал на Белую Орду В) напал на Византию.

11. Первые разведывательные походы в Могулистан эмир Тимур осуществил в

А) 1401-1402 Б) 1371-1372 В) 1381-1382.

12.Политический союз против эмира Тимура создали

А) Могулистан и Белая Орда Б) Могулистан и Золотая Орда В) Белая Орда и Золотая Орда.

13. Этот союз

А) действовал успешно Б) выполнил свою задачу В) не смог выполнить поставленную задачу.

14. Эмир Тимур полностью подчинил Могулистан в

А) 1380 Б) 1390 В) 1370.

15. Эмир Тимур умер в городе
А) Ташкенте Б) Отраре В) Сауране.

16. Завоевательные походы эмира Тимура на земли Казахстана

А) уменьшили численность населения Б) Хозяйство страны пришло в упадок В) и то, и другое.


Ногайская Орда.


1.Период существования Ногайской Орды.

2. Где находилась основная территория Ногайской Орды?

3. Какой город был центром Ногайской Орды?

4. Почему город Сарайчик в период Золотой Орды процветал?

5. Кого хоронили в Сарайчике?

6. Каково происхождение названия Орды?

7. Какое другое название Ногайской Орды? Почему?

8. Кто считается действительным основателем Ногайской Орды?

9. Каков этнический состав Ногайской Орды?

© 2010-2022