История древнего мира. Рабство в Риме

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
История древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в РимеИстория древнего мира. Рабство в Риме

Урок № 55. «Рабство в Древнем Риме»

Цель: создать у учащихся образное представление о положении рабов в Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быте. На основе организации экскурсии по древнему Риму, продолжить развитие у школьников логических, образных и оценочных умений.

Опрос: мягкая посадка.

Ход урока:

Сегодня мы отправляемся в римское государство на рубеже I - II веков до н.э. Во время урока нас будет интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок страны мы не заглянули, везде нам встретиться фигуры рабов. Это люди создающие богатства Рима, все, чем гордилось римское общество.

Однажды на заседании римского сената один из сенаторов закончил свою речь словами:

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».

Эти слова - эпиграф сегодняшнего урока.

Давайте еще раз прочитаем это высказывание. На какие бы части по смыслу вы раздели ли бы его? Итак, с одной стороны справедливое, доброделательное общество. А с другой стороны люди, которых не следует брать в расчет.

Действительно ли римское общество, римские законы были справедливыми? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Что же мы должны знать, чтобы согласиться с этим утверждением?


  1. Источники рабства

  2. Количество рабов

  3. Труд рабов

  4. Условия жизни и быта

  5. Отношение к рабам в обществе.

I Источники рабства

Чтобы узнать об этом я приглашаю вас отправиться в путешествие по Риму. И первая наша остановка на рынке, где идет продажа рабов.

Здесь очень многолюдно и поэтому держитесь все вместе, я буду вашим проводником. Ваша задача слушать меня внимательно, ничего не пропускать и ответить на вопрос, как же эти люди (рабы) отказались на рынке. По ходу моего рассказа вы заполните схему «Источники рабства»

Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Кого здесь только нет: торговцы рабами, покупатели богатого и среднего достатка, множество невольников. Количество рабов так велико, что яблоку негде упасть. Отовсюду слышится чужая речь. Рабы стоят, кто на вращающемся помосте, а кто на высоких камнях, их хорошо видно издалека. Подойдемте поближе.


(картина «Продажа рабов»)

Выставленные на рынке рабы почти голы, лишь с пояса до колен спускается короткий фартук. На шее раба висит деревянная табличка с обозначения Родины, возраста, качества раба, иногда его недостатки. Имени рабы не имеют, их называли по месту рождения или покупки. У некоторых на лбах выжжены особые знаки - клейма.

Богатый и знатный римлянин среди рабов выбрал себе девушку еще подростка. Продавец с кнутом в руках схватил ее и желает показать покупателю. Девочка упирается в страхе.

Ее мать в отчаянии. Старый раб склонился над ней и пытается утешить. Но как, чем можно утешить мать, у которой отняли ребенка и обрекли на вечное рабство. Но ведь она знал, что дети рабов тоже станут рабами.

Цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, ибо они не имеют, как правило, профессии; другие обладают физической силой и стоят дороже, а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.

Седобородый продавец выставил на камень закованного в цепи пленного раба - сирийца. Он хочет взять за него большую сумму денег, так как раб молод, статен, красив. Он пригоден для домашней работы, но его можно послать и в мастерскую, на виноградник или куда пожелает господин. Закован в цепи по рукам и ногам он на всякий случай, чтобы не сбежал.

Толстощекий господин захотел для забавы обменять на соль ребенка с золотыми, кудрявыми волосами. Мать этого ребенка ему не нужна.

Пойдем дальше. Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах надеты лавровые венки. Это рабы из Македонии. Есть среди рабов и купцы, которых захватили морские пираты. Там же и раб-грек, его уже покупает богатый римлянин в качестве учителя для своего сына. Вот, как много мы увидели на рынке.

Вопрос:

  1. По схеме зачитайте источники рабства.

  2. Какой источник пополнения рабской силой по - вашему был основной?

  3. Каких рабов римляне относили к лучшему товару?

II Количество рабов

Приведу некоторые цифры.

Во время правления императора Августа из 1.5 млн. человек 600 тыс. были свободными, а 900 тыс. рабов (в 1,5 раза больше). Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов - пленных.

1500000 человек население Рима - 600000 человек свободных =? рабов.

III Труд рабов

Следующая наша задача: выяснить, где применялся труд рабов. Для этого мы отправимся сначала в имение римского землевладельца. Во время нашего путешествия вы продолжаете работу над схемой.


(картина «На вилле римского землевладельца»)

У подножья холмов, дающих защиту от зноя и ветров, расположена очень красивая усадьба. Нам очень интересно узнать, как там живут люди. И мы послали туда одного человека разузнать, разведать о здешних людях и порядках.

1. Кто является хозяином этого имения и где его можно найти?


  1. Это имение принадлежит Луцию Поприколе. Но его сегодня нет. Наш хозяин является членом городского совета, поэтому он живет недалеко отсюда, а в городе у него дом. В имение он приезжает по праздникам. А также для контроля работ в усадьбе. В остальное время за главного остаюсь я. Он выслушивает меня, подсчитывает доход, дает мне распоряжения.


  1. Что включает в себя ваше имение?


  1. О, имение нас большое! Местные крестьяне разорились, и хозяин скупил их земли, чем увеличил территорию усадьбы. В имение входят: поля, огород, луг, фруктовый сад, лес.


  1. Сколько рабочей силы необходимо для такой большой территории?


  1. У нас в имении 150 рабов. Часть их занимается работой в поле (вспашка, сеяние, сбор урожая), другие собирают виноград, работают на давильне, третьи - на огороде. Четвертые делают масло из оливок. Пятые пасут скот. Пахари подбираются очень тщательно: они должны быть самыми сильными рабами. Пахота идет на волах, а волы самые дорогие животные. Много времени и сил уходит на то, чтобы выкормить и вырасти волов. Поэтому пахарь должен быть внимательным к волам, хорошо за ними ухаживать. Если рабы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем розгами и сажаем в тюрьму.


  1. Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?


  1. Наш хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости. И нет сил, даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается после заката. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их, вывозят навоз. Чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом. Рабы работают даже в праздники. Зимой они собираются на кухне и под моим присмотрам готовят инвентарь к весне.


  1. Что делает этот немощный старик?


  1. Этот раб действительно очень стар, он не справляется ни с какой работой.

Хозяин приказал мне его продать, но его не кто не покупает. Завтра вместе с больными рабами мы отправим этого старика на пустующий остров на реке Тибр. Там они и умрут. Эти рабы отслужили свое и больше не кому не нужны.


  1. Почему некоторые рабы закованы цепи?


  1. Эти рабы слишком непокорны. И хозяин приказал их заковать. Они работают на самых сложных участках. Им не разрешено общаться между собой. Живут ни в особых помещениях эргастулах. Это глубокий повал с узкими окошками. Вырезанными так высоко. Что до них нельзя дотянуться.


  1. А вы тоже раб, в чем заключаются ваши обязанности?


  1. Да, я тоже раб, но я заслужил доверие хозяина. И он сделал меня своим управляющим. Я выполняю его приказы. Раздаю работу рабам, слежу за ними, разбираю их споры. Прилежных рабов в поощрение приглашаю к себе к столу, а ленивых наказываю. Хозяин считает, что работа рабов зависит от моего старания.


  1. Чем же кормят рабов?


  1. Утром рабу дается кусок хлеба и головка чеснока. Его пищу составляют в основном хлеб и овощи. Реже им дают похлебку из полбы. Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок вредит работе.

1. Спасибо за рассказ.

Вопрос:

  1. Как бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему, запрячь волов в давильне для нажима на пресс?

  2. Почему больных рабов отвозили на остров?

Мы не получили разрешения сенатора посетить рудники, но один документ нам удалось достать. Он как раз повествует о том, как работают рабы на рудниках.

Задание: Поставьте на полях восклицательный знак напротив того, что потрясло вас в этом рассказе.

Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота, словно мы сошли в царство мертвых. Нас встретил управляющий, который указал на отверстие в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он подгонял копошащиеся в темноте фигуры. Надсмотрщик объяснил нам, что внизу нет размаха для бича и поэтому приходится пользоваться палкой.

При свете факелов мы увидели людей, которые, лежа на спине, били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял их глазам боль.

Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они её дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и мололи в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кто убегал или устраивал восстания, кому заменена была смертная казнь на эти работы.

Вопросы:

  1. Что потрясло вас в рассказе о рудниках?

  2. Почему смертную казнь заменили работами на рудниках?

  3. Почему сенатор не дал нам разрешения осмотреть рудники?

Мы оказались на шумной улице. Везде открыты лавки. Мы останавливаемся около вывески, на которой была нарисован глиняный кувшин. Интересно, что здесь за мастерская?

Правильно, это гончарная мастерская.


(картина «Гончарная мастерская»)

Но теперь я хочу, что бы вы были моими экскурсоводами. Заглянем через забор и что там видно….


(дети описывают картину)

Чу, я слышу, чей то голос, прислушаемся.

«Да, тяжела у меня жизнь. 2 года назад я был продан в рабство богатому римлянину, у которого в доме была гончарная мастерская. Так я и стал гончаром. За усердие хозяин отпустил меня на волю, но с условием, что я открою гончарную мастерскую, и буду давать ему проценты с доходов. Однако бывший хозяин все время требует новые платежи»

Вопрос:

1. Почему так поступил богатый римлянин?

Задание: стр. 228, 2 высказывание ученого; к\т № 70 стр.56; № 69 стр. 55.

Ваше путешествие еще не закончилось. Используя текст п. 49 вы побываете еще в 2-х местах, где использовался труд рабов и вам предстоит дополнить схему.

Вопрос:

1.Что же собой представляет схема, сделанная на данный момент?

2. Действительно ли римское общество справедливо и совершенно?

Д/З: п. 49 читать, схему дописать, к/т № 64 выучить.

План урока

1.Источники рабства

2.Количество рабов

3.Труд рабов

4.Условия жизни и быта

5. Отношение к рабам в обществе.



1. Как только я подошел к усадьбе, ко мне приблизился человек, которой представился управляющим, я решил побеседовать с ним. Кто является хозяином этого имения и где его можно найти?

2. Это имение принадлежит Луцию Поприколе. Но его сегодня нет. Наш хозяин является членом городского совета, поэтому он живет недалеко отсюда, а в городе у него дом. В имение он приезжает по праздникам. А также для контроля работ в усадьбе. В остальное время за главного остаюсь я. Он выслушивает меня, подсчитывает доход, дает мне распоряжения.

1. Что включает в себя ваше имение?

2. О, имение нас большое! Местные крестьяне разорились, и хозяин скупил их земли, чем увеличил территорию усадьбы. В имение входят: поля, огород, луг, фруктовый сад, лес.

1. Сколько рабочей силы необходимо для такой большой территории?

2. У нас в имении 150 рабов. Часть их занимается работой в поле (вспашка, сеяние, сбор урожая), другие собирают виноград, работают на давильне, третьи - на огороде. Четвертые делают масло из оливок. Пятые пасут скот. Пахари подбираются очень тщательно: они должны быть самыми сильными рабами. Пахота идет на волах, а волы самые дорогие животные. Много времени и сил уходит на то, чтобы выкормить и вырасти волов. Поэтому пахарь должен быть внимательным к волам, хорошо за ними ухаживать. Если рабы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем розгами и сажаем в тюрьму.

1. Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?

2. Наш хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости. И нет сил, даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается после заката. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их, вывозят навоз. Чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом. Рабы работают даже в праздники. Зимой они собираются на кухне и под моим присмотрам готовят инвентарь к весне.

1. Что делает этот немощный старик?

2. Этот раб действительно очень стар, он не справляется ни с какой работой.

Хозяин приказал мне его продать, но его не кто не покупает. Завтра вместе с больными рабами мы отправим этого старика на пустующий остров на реке Тибр. Там они и умрут. Эти рабы отслужили свое и больше не кому не нужны.

1. Почему некоторые рабы закованы цепи?

2. Эти рабы слишком непокорны. И хозяин приказал их заковать. Они работают на самых сложных участках. Им не разрешено общаться между собой. Живут ни в особых помещениях эргастулах. Это глубокий повал с узкими окошками. Вырезанными так высоко. Что до них нельзя дотянуться.

1. А вы тоже раб, в чем заключаются ваши обязанности?

2. Да, я тоже раб, но я заслужил доверие хозяина. И он сделал меня своим управляющим. Я выполняю его приказы. Раздаю работу рабам, слежу за ними, разбираю их споры. Прилежных рабов в поощрение приглашаю к себе к столу, а ленивых наказываю. Хозяин считает, что работа рабов зависит от моего старания.

1. Чем же кормят рабов?

2. Утром рабу дается кусок хлеба и головка чеснока. Его пищу составляют в основном хлеб и овощи. Реже им дают похлебку из полбы. Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок вредит работе.

Задание: Поставьте на полях восклицательный знак напротив того, что потрясло вас в этом рассказе.

Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота, словно мы сошли в царство мертвых. Нас встретил управляющий, который указал на отверстие в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он подгонял копошащиеся в темноте фигуры. Надсмотрщик объяснил нам, что внизу нет размаха для бича и поэтому приходится пользоваться палкой.

При свете факелов мы увидели людей, которые, лежа на спине, били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял их глазам боль.

Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они её дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и мололи в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кто убегал или устраивал восстания, кому заменена была смертная казнь на эти работы.

Вопросы:

  1. Что потрясло вас в рассказе о рудниках?

  2. Почему смертную казнь заменили работами на рудниках?

  3. Почему сенатор не дал нам разрешения осмотреть рудники?

Задание: Поставьте на полях восклицательный знак напротив того, что потрясло вас в этом рассказе.

Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота, словно мы сошли в царство мертвых. Нас встретил управляющий, который указал на отверстие в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он подгонял копошащиеся в темноте фигуры. Надсмотрщик объяснил нам, что внизу нет размаха для бича и поэтому приходится пользоваться палкой.

При свете факелов мы увидели людей, которые, лежа на спине, били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял их глазам боль.

Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они её дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и мололи в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кто убегал или устраивал восстания, кому заменена была смертная казнь на эти работы.

Вопросы:

  1. Что потрясло вас в рассказе о рудниках?

  2. Почему смертную казнь заменили работами на рудниках?

  3. Почему сенатор не дал нам разрешения осмотреть рудники?

Рабство в Древнем Риме

Источники рабства




РЫНОК РАБОВ




___________________________________________________

РЫНОК РАБОВ



Рабство в Древнем Риме

Источники рабства


© 2010-2022