«Культура Западной Европы в Средние века: образование и философия»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Культура Западной Европы в Средние века: образование и философия» 6 кл.

Цель: определить факторы повлиявшие на развитие культуры Западной Европы в эпоху Средневековья; сформировать понятие культура и ее составляющие; дать разносторонний анализ системе образования и науки Западной Европы в Средние века.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения науки и образования в Средние века; объяснять причины господства католической церкви; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия предшествующих поколений для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: «культура», «семь вольных наук», «схоластика», «алхимия», «философский камень», «университет»

Оборудование: учебник по истории Средних веков, конверты с раздаточным материалом, листы с проверочным материалом, конверты с дополнительными «бонусами».

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Исторический диктант

Определения

А - организованное и поддержанное католической церковью массовое колонизационное движение под лозунгом освобождения Гроба Господнего от мусульман

Б - церковный суд по делам еретиков

В - религиозное учение, отрицающее основные догматы церкви и ее организационные формы

Г - раскол в церкви

Д - организации рыцарей, которые дали обет жить в бедности, не вступать в брак и бороться против «врагов христианской веры»

Е - торговля церковными должностями

Ж - высокий духовный чин, князь церкви

З - епископ Рима, глава католической церкви

И - собрание кардиналов для избрания папы

Понятия

Симония - 1; схизма - 2; крестовые походы - 3; духовно-рыцарские ордена - 4; Папа Римский - 5; епископ - 6; ересь - 7; инквизиция - 8; конклав - 9

Коды правильных ответов

III. Изучение нового материала

1. Культура раннего Средневековья

Фронтальная беседа

1. Выполняя исторический диктант, вы столкнулись с понятиями, которые относятся к ….

2. Какую роль играла церковь в жизни средневекового европейца?

3. К какой сфере жизни человека относятся религиозные верования: материальной или духовной?

4. Какие еще проявления жизни человека относятся к духовной сфере?

5. Что такое культура?

Вывод: Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории своего развития, а также уровень развития общества в определенную эпоху.

В границах всей Европы с V - XIV вв. происходит объединение культурного наследия античности и духовных приобретений варварского мира с помощью христианства. Ярким примером этого было зарождение схоластики, открытие церковных и монастырских школ, появление первых университетов, зарождение научных знаний по медицине, географии, утверждение романского и готического архитектурных стилей. Так начинается эпоха Возрождения (Ренессанса).

Основные направления в культуре Средневековой Европы

(данная схема изображается на доске)

2. Развитие науки и образования в средневековой Европе

Работа учащихся в группах (10 - 15 мин.):

Создается 3 группы экспертов, каждой из которых по жребию предоставляется пакет информации по выбранному культурному направлению. Обработавши данную информацию, эксперты должны дать краткую характеристику составляющей культуры средневековой Европы.

(ниже представленный материал должен находится в конвертах)

1- схоластика

Понятия:

Схоластика - школьная философия; наука, которая помогает понять Бога, и то, как он создал мир и определил судьбу каждого человека.

Схоластика, как метод обучения и научного понятия и научного поиска, служила познанию мира и Бога. Этот метод состоял в том, чтобы с помощью логического мышления доказывать догматы христианской веры. Схоластика зародилась в XI в. в городских школах. Само слово происходит от латинского «схола», что означает «школа». В средневековых школах учили не только читать и писать, но и логически мыслить. Это давало возможность подготовиться к пониманию Святого Письма - высшей цели всего обучения. Выдающимися философами-схоластами были Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Фома Аквинский.

Фома Аквинский был одним из видных философов и теологов в истории. Благодаря своим знаниям, изложенным в произведениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», он не только владел умами современных теологов, но и значительно повлиял на дальнейшее развитие философии. Фома Аквинский создал Пять доказательств существования Господнего:

- доказательства от движения;

- доказательства от вытекающей причины;

- доказательства от необходимости и случайности;

- доказательства от степени совершенства;

- доказательства божественного управления миром.

Также он разделял мнение о том, что мир создан из ничего, а душа бессмертна и после смерти не может быть уничтожена. До земной жизни душа не существует, она создается Богом.

Фома Аквинский рассматривал Вселенную как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, установленный Богом. Интеллект, по мнению ученого, подчинение воле. Для того, чтобы поступки человека были нравственными, он должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе.

Основной заслугой Фомы Аквинского было объединение методов философии и церковных догматов. Это позволило оформить богословие, или теологию, как науку.

Объединив духовное и светское Фома Аквинский доказывает возможность существования гармонии между знанием и верой.

2 - образование (школы и университеты)

Из «Общего напутствия» Карла Великого

Пусть создаются школы для обучения мальчиков чтению. Псалмы, ноты, пособия по пению и счету, грамматике и богослужебные книги в монастырях и епископствах должны быть исправлены. Так как часто бывает, что желающие молится богу, плохо молятся по неисправленным книгам. Не позволяйте мальчикам портить их, при чтении и письме. Если возникнет потребность переписать Евангелие, Псалтырь и молитвенник, пусть переписывают их старательного люди старшего возраста.

«Ступени средневекового образования»

Обучение было платным. Учиться было трудно, так как все надо было заучивать на память. Четкой системы образования в Средневековье не было. Распространенной системой в получении школьного образования была система «семи вольных наук»: I ступень - грамматика, риторика, диалектика;

II ступень - арифметика, геометрия, астрономия, музыка; все это сводилось к обучению грамоте (грамматика), умению правильно строить фразы (риторика), делать правильные выводы (диалектика - формальная логика). Арифметика к четырем основным действиям, геометрия основывалась на изучении особенностей поверхностей (землемерное искусство), астрономия была связана с исчислением христианского календаря (переходящие праздники), музыка - изучение правил церковного пения.

«Как учились в средневековой школе»

Учиться было нелегко. Практически все надо было учить наизусть. О поддержке интересов к процессу обучения не задумывались. Палка и розга были в руках учителя основным способом привлечения детей в прилежании. Родители учеников специально собирали денежные средства для покупки розг. Жалоб на грубость учителей практически не дошло до наших дней. Но если, на исповеди в церкви ребенок сознавался в том, что затаил обиду на учителя, ему следовало покаяться. Обида на учителя считалась грехом.

Среди учителей преобладали люди духовного звания: дьяконы, священники.

«Как возникли университеты»

Уже в XI в. возникли новые школы для тех, кто хотел посвятить себя праву, медицине или богословию. Через сто лет, в середине XII в., в итальянском городе Болонья произошло незначительное событие. Местные школьники (будем называть их студентами) объединились для защиты своих интересов. Немного спустя в Париже несколько школ поступили также. Данные общества получили название университеты. К началу XIII в. студенты и профессора объединились. Университеты стали товариществом меду учениками и учителями, связанных общими интересами, которые они отстаивали. Учебная жизнь студентов не чем не отличается от сегодняшней, кроме набора дисциплин, которые изучались. Например, в Парижском университете было четыре факультета - «семь вольных наук», юридический, медицинский и богословский. Изучение наук происходило следующим образом, заучивание цитат из определенных книг. Знания принимались как данность. Оно опиралось на авторитет известных ученых. Такой метод изучения наук получил «схоластика». Стоит отметить, что в добавок к зубрению и лекциям устраивались дискуссии, где студенты должны были отстаивать в споре свою точку зрения.

3 - наука

Из работы Роджера Бекона, профессора Оксфордского университета

Все науки связаны между собой и взаимно друг друга поддерживают: успех одной помогает всем остальным, как глаз, например, руководит движением всего тела…

Математику по ошибке называют сложной наукой, а иногда даже подозрительной - только потому, что она имела несчастье быть незнакомой отцам церкви. Между тем, какой она является важной, какой полезной!..

Можно построить приспособления для плавания без весел, так, чтоб большие корабли, морские и речные, приводились в движение силой одного человека, двигаясь при этом с большей скоростью, чем при наличии гребцов. Также можно сделать возы без единой упряжки, которые могут катиться с неимоверной скоростью; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, поднимаясь в воздух словно птица.

Прозрачные тела могут быть так обработаны, что отдаленные тела приближаются и наоборот. На определенном расстоянии можно будет прочитать маленькие буквы, рассмотреть звезды.

Нет ничего более достойного, чем изучение мудрости… от этого зависит благосостояние всего мира.

Есть три источника знания: авторитет, ум и опыт. Однако авторитета недостаточно, если в нем нет умного доказательства. И ум… может оправдать свои выводы опытом.

«Средневековая география» из книги Марко Поло «Книга»

Рай - на дальнем Востоке. Есть там дерево познания добра и зла. Дерево это материально, как любое другое дерево.

…Земля круглой формы, по примеру колеса. Со всех сторон омывает ее океан и делит ее на три части, то есть на Азию, Европу и Африку. Одна Азия составляет половину света. Европа и Африка - другую. Разъединяет их Средиземное море. Занимает Азия третью сторону, ограничивается она с востока восходом солнца, с юга - океаном, с запада - нашим морем. С севера граница ее - озеро или болото Меотийское (Азовское) и речка Танаис (Дон).

Алхимия

Алхимия является комплексом исследований, которые проводились в средневековой Европе и Азии. Их основной целью было нахождение «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, и получение элискира долголетия. Алхимия объединяла элементы химии, металлургии, физики, медицины, астрологии, мистицизма и искусства как составляющих частей единой системы.

Философия алхимиков базировалась на том, что вся природа является живой, а металлы растут в Земле, как живые существа. Золото они рассматривали как зрелый металл, железо - недозрелый, а медь и свинец считали «испорченными» металлами. Философский камень, как считали алхимики, может быть использован для ускорения «созревания» незрелых и «лечения» больных металлов. В основе экспериментов алхимиков лежало комбинирование серы и ртути, которые они считали первоосновами всех металлов.

Другим направлением деятельности алхимиков был поиск универсального растворителя и эликсира долголетия. Универсальный растворитель был необходим для выделения философского камня. В ходе его поисков были открыты важные свойства щелочей и кислот. И хотя создание философского камня оказалось недосягаемой целью, алхимики изобрели методы дистилляции (перегонки) жидкостей, кристаллизации, выделении ряда реактивов, которые используются до сих пор, и заложили основы современной химии.

Экспертные группы делают сообщение по исследованным темам.

IV. Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа

1. Что изменилось в системе средневекового образования?

2. Какие качества развивала у учеников средневековая школа?

3. Какие предметы изучались в университетах?

4. Назовите методы, с помощью которых получали научные знания в средние века.

5. Назовите ученых, которые были известны в Средневековье

Определение понятий учащимися - «культура», «семь вольных наук», «схоластика», «алхимия», «философский камень», «университет»

V. Итог урока

Развитие культуры средневековой Европы проявилось в открытии университетов, развитии науки и техники, богословской мысли. Этому способствовала католическая церковь, которая обеспечивала единство христианского мира.

Оценивание учащихся

В течение урока учитель проверяет исторический диктант (по возможности), по итогам работы экспертных групп вскрываются конверты с «бонусами»:

  1. 1 балл + исторический диктант=оценка; + 0,5 балла на следующий урок

  2. 0,5 балла + исторический диктант=оценка; + 0,5 балла на следующий урок

  3. 0,5 балла + исторический диктант=оценка

VI. Рефлексия

Предлагает проанализировать свою

деятельность, работая с тестом:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«|» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил

Работа учащимися проводиться анонимно.

VII. Домашнее задание

§ 26

  1. мини сочинение по заданию 5 с.233 - на оценку «5» и «4»

  2. задание 3 с.233 - на оценку «3»



© 2010-2022