Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От кольчуги до мундира

(познавательная викторина)

Цели: познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к её защитникам.

Учитель: 23 февраля… уже много лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, впоследствии он был переименован в День Советской армии и Военно0морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.

Ведущий 1: Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требует наличие армии и флота. Так было и с Россией.

Ведущий 2: Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовались народные ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

Учитель: В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившись под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное сражение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причём Иван III внёс ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.

Ведущий 1. В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XYI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IY. В результате военных реформ Ивана IY было отменено местничество во время походов, определён единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).

Ведущий 2: До XYII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выход к Балтийскому мору, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутное времени).

Учитель: Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г.Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др.

Ведущий 1: Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвященную истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древней Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.

Ведущий 2: А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира - это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, её замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершённых во славу русского оружия.

Учитель. Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Ведущий 1: Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли другие русские воины при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев - печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких рыцарей.

Ведущий 2: В сегодняшней викторине мы надеемся примут участие всех. Сейчас мы раздадим вам листы для ответов - вы их подпишите и ответьте на наши вопросы.

Учитель: Первый вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам - её носили с X до XYII века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?

Участникам даётся время на написание ответа в своих бланках.

Ведущий 1: Это кольчуга - рубашка из множества железных колец.Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 2: В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространенной одеждой. Её носили как воины, так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки.

Учитель: Для изготовления кольчуги требовалась проволока сечением не более 2 мм. Чтобы сделать её, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске.

Ведущий 1: В кузнеце устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверствием кусок раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал её, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.

Ведущий 2: Второй вопрос. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полоску - «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это?

Время для ответа.

Учитель: Шлем.

Ведущий 1: Русские шлемы существовали в военном снаряжении в XIII -XYII веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале XIII века. Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 2: История его такова: в 1216 г. бились князья Константин и Георгий, сыновья Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении бы Мстислав Удалой, а союзником Георгия - Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав своё боевое вооружение, бежали с поля битвы… И на этом месте спустя 600 лет найден бы в лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.

Учитель: Третий вопрос. В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду - кафтан, камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс-шарф?

Время для ответа.

Ведущий1: В эпоху Петра I.

Ведущий 2: Носить эту одежду полагалось носить и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ - епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому - насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в русской армии. Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Учитель: В петровскую эпоху мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) - синего, артиллеристы - красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом - золоченные пуговицы и золоченный галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош бы офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского фага и носился через правое плечо.

Ведущий 1: Гусары появись в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого вида легкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовала оттуда. Гусары носи рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтобы не скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золоченными пуговицами.Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 2: Гусары прославились своим героизмом в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разным цветам доломанов и ментиков.

Учитель: Четвёртый вопрос. Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте?Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Время для ответа.

Ведущий 1: Погоны и эполеты.

Ведущий 2: Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более - от генералов.Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 1: До конца XYII века в Росси не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу и, как следствие, были направлены на коренную реорганизацию вооруженных си страны. Его «потешные» полки стаи прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XYII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус - из дворян.

Ведущий 2: Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится фотом на Батике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года - ведется подготовка через гардемаринскую школу.

Учитель: Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 г.) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27июля 1714г.). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XYII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XYIII века (Семилетняя война 1755-1762 гг., Русско-турецкая война 1768-1774 гг., в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявился военный талант Потёмкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ведущий 1: Вообще слово «армия» происходит от латинского слова armo - «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. В годы Второй мировой войны наша Советская армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

Ведущий 2: А мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Ведущий 1: Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиг нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия - Родину защищать!».

Учитель: Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья-разбойника

Он служить заставил,

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 1: Пятый вопрос. Как зовут трёх богатырей на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»?

Время для ответа.

Ведущий 2: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: Шестой вопрос. Что означает звание гардемарин?Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Время для ответа.

Ведущий 1: В переводе с французского «Гардемарин» означает «морская гвардия», то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию.

Ведущий 2: Это звание было установлено Петром I в 1716 году.

Учитель: Седьмой вопрос. Кто такие гренадёры?Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Ведущий 1: Гренадёры - это солдаты-гранатомётчики, идущие впереди колонны.

Ведущий 2: Восьмой вопрос. «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них говорят ещё, что они ошибаются только один раз.Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

Учитель: Сапёры.

Ведущий 1: Девятый вопрос. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблём?

Ведущий 2: Штурвал.

Учитель: А теперь сдавайте свои ответы для подведения итогов.

Зачитываются итоги викторины, награждаются победители.



© 2010-2022